КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос №2. Эволюция развития управленческой мысли
Менеджмент зародился вместе с человеческим обществом, однако в самостоятельную область знаний выделился в конце XIX - начале XX века. Местом «рождения» менеджмента как науки об управлении принято считать США. Этому способствовали следующие причины: 1) демократия в стране (человек легко преодолевал трудности с гражданством, национальностью и мог проявить себя как личность); 2) огромный рынок рабочей силы, состоящий из инициативных, трудолюбивых людей с огромным потенциалом; 3) развитая инфраструктура (ж/д сообщение, телеграф, телефон и т.д.); 4) всеобщее образование (государственная поддержка образования для всех) обеспечило рост числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе; 5) отсутствие государственного регулирования в бизнесе, что вело к образованию монополий, а они, в свою очередь, требовали профессионального управления.
С точки зрения эволюции управленческой мысли выделяют следующие школы науки о менеджменте: Классическая школа управления (1895 - 1920 гг.). Основателем классической школы считается американский инженер и менеджер Фредерик Тейлор. Он впервые дал управлению определение - «организация производства», которое нашло отражение в его книге «Научная организация труда» (1911 г.). В рамках этой школы уделялось внимание рациональному поведению человека. При этом человеку отводилась роль механизма, «винтика» в среде производства. Будучи инженером, Ф. Тейлор подходил к процессу изучения труда с технической точки зрения. Человеческий труд сводился лишь к физиологическим затратам мускульной энергии и скорости реакций. Ф. Тейлор рассчитывал оптимальные законы нагрузки человеческого организма, разрабатывал целесообразные режимы труда и отдыха при которых рабочий может отдавать рабочую силу в течении длительного времени. Принципы Тейлора: · планирование, подготовку производства должны осуществлять инженеры, а собственно производить продукцию рабочие; · техники находят одно решение, которое не обсуждается; · чем больше разделение труда, тем выше производительность; · чем больше рабочий работает, тем он больше получает; · каждого человека независимо от квалификации можно заставить работать. Таким образом, согласно концепции Тейлора, необходимо оптимально приспособить человека к машине. Образно говоря, человек и сам должен быть как можно более похож на машину со своими «паспортными» параметрами работы, т.е. рабочий по Тейлору - это своего рода марионетка без эмоций и души. Развитие идей Тейлора было продолжено Анри Файолем. Однако он, в отличие от Ф. Тейлора основное внимание сосредоточил не на рабочем, а на собственно деятельности администрации. Сферу деятельности администрации он представил в виде шести направлений: 1. Техническая деятельность; 2. Коммерческая деятельность(закупка, продажа, обмен); 3. Финансовая деятельность (поиски капитала и его использование); 4. Защитная деятельность; 5. Бухгалтерская деятельность; 6. Администрирование (воздействие на личный состав). Основной функцией управления он считал администрирование. Им же были сформулированы принципы управления: 1) разделение труда; 2) полномочия и ответственность; 3) дисциплина; 4) единоначалие; 5) единство направлений; 6) подчиненность личных интересов общим; 7) вознаграждение; 8) централизация; 9) порядок; 10) справедливость; 11) стабильность рабочего места для профессионалов; 12) инициативность. Кроме того, Файоль попытался исследовать организационную структуру управления. По мере развития новой техники возрастали и требования к персоналу. Результат работы всё более зависел от квалификации работника и его желания работать. Однако, управлять умственной деятельностью сложнее, чем физической. Это обусловило поиски новых подходов к управлению. Таким образом, А. Файоль сосредоточил своё внимание не на «марионетке», а больше на «кукловоде», т е. управляющей системе. Школа человеческих отношений (30 - 60-е годы XX века). Основателем этого направления считают американского ученого Элтон Мэйо. Будучи по образованию психологом и социологом, Э. Мэйо старался найти «ключ» к повышению. производительности труда не в технических усовершенствованиях (как, например, Ф.У. Тейлор), а в «душах рабочих». Самый большой вклад в этом направлении внесли «Хоторнские эксперименты» в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго (1927 – 1932 гг.). Хоторнский эксперимент состоял из трех фаз. 1. Эксперименты с освещением в специальной испытательной комнате, предполагавшими выявить зависимость между изменениями в интенсивности освещения и производительностью труда. Неожиданно, производительность поднялась не только в испытательной, но и в контрольной комнате. Когда освещенность стали понижать, производительность все равно росла и там и там. Было решено, что нет прямой связи между переменой в условиях труда и производительностью, а есть более важные факторы. Тогда эксперимент расширили и стали менять другие факторы, кроме освещенности. Производительность росла на 30% в течении 2 лет и стабилизировалась. Был сделан вывод, что одной из важнейших переменных является групповой дух, который сформировался в результате повышенного внимания к коллективам, часов отдыха, заботе о заболевших больных и т.д. 2. Исследование непосредственно только сферы человеческих отношений между рабочими, отношения к труду, к руководству и пр. Выяснили, что эти отношения формировались не столько под воздействием объективных условий труда, сколько в зависимости от индивидуального опыта и личности рабочих. 3. Исследователи вернулись к методу испытательной комнаты, но теперь поведение рабочих рассматривалось в свете их взаимоотношений, отношения к коллективу, контактов друг с другом. Результаты исследования показали, что рабочая группа имеет сложную социальную организацию со своими нормами поведения, взаимными оценками, разнообразными связями, существующими помимо тех, которые устанавливаются формальной организацией. В результате этих экспериментов были сделаны три вывода: 1. Человек представляет собой «социальное» животное; 2. Жесткая иерархия и бюрократическая подчиненность несовместимы с природой человека и его свободой; 3. Руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. Поведением человека в различных жизненных ситуациях занимались и другие ученые: Д. Карнеги, Р. Маккензи, М. Вудкок, М. Смолл, М. Робер; Ф. Тильман, Ярким представителем этой школы является американский психолог Абрахам Маслоу. Он отмечал, что поступки людей определяются не только экономическими факторами, но и различными другими потребностями, которые могут только частично удовлетворяться с помощью денег[1]. Проводя аналогию с примером «марионетки Тейлора», и «кукловодом» А. Файоля, представители школы человеческих отношений обнаружили у этой «марионетки» ещё и душу, настроение, характер и т.д.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |