![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Стили поведения в конфликтной ситуации
Принято различать шесть стилей поведения в конфликтной ситуации в основу которых положены следующие критерии: 1) мера удовлетворенности собственных интересов; 2) активность или пассивность действия; 3) мера удовлетворения интересов других сторон; 4) индивидуальные или совместные действия. Эти показатели образуют систему Томаса-Килменна, предложенную в 1972 г. Графическое изображение модели Томаса-Килменна приведено на рис. … Рассмотрим каждый из приведенных стилей поведения в конфликтной ситуации более подробно. Приспособление - изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий. Подобная стратегия становится целесообразной, если: 1. Наиболее важной является задача восстановления спокойствия и стабильности, а не разрешения конфликта. 2. Предмет разногласий более существенен для оппонента. 3. Открывается возможность более сложных проблем по сравнению с той, которая рассматривается сейчас. 4. Необходимо признать свою неправоту. 5. Отстаивание своей точки зрения требует слишком много времени и усилий. 6. Сторону не слишком волнует случившееся. 7. Есть необходимость сохранить мир с оппонентами.
Компромисс - распределение выгод и убытков приемлимое для обеих сторон. Целесообразен если: 1. У сторон одинаковые возможности (ресурсы). 2. Необходимо время на урегулирование более сложных проблем. 3. Необходимо принять срочное решение при дефиците времени. 4. Сотрудничество или жесткое отстаивание своей точки зрения не приводит к успеху. 5. Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взимоисключающие интересы. 6. Стороны устраивает временное решение. 7. Удовлетворение своего желания для сторон имеет не слишком большое значение, и можно изменить поставленные в начале цели. 8. Компромисс позволяет сохранить отношения и получить хоть что-то. Сотрудничество - поиск взаимовыгодных вариантов. Целесообразен, если: 1. Необходимо найти общее решение, когда каждый из подходов важен и не допускает компромисса. 2. Необходимо приобрести совместный опыт работы. 3. У сторон тесные, длительные, взаимозависимые отношения. 4. У сторон есть время поработать над возникшей проблемой. 5. Оппоненты хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения. Уклонение - отрицание конфликта вообще или уход от конфликтного взаимодействия. 1. Источник разногласий несущественен по сравнению с более важными задачами. 2. Необходимо время, чтобы сохранить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации. 3. Предмет спора не имеет отношения к делу. 4. Нет возможности или желания решить конфликт в свою пользу. Противоборство и конкуренция - навязывание любой ценой своего мнения или решения. Применяется в случае: 1. Требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций. 2. Если противоположная сторона понимает только такие методы воздействия. 3. Исход очень важен для одной стороны и она делает на него ставку. 4. Руководитель обладает достаточным авторитетом и компетентностью для принятия решения. Все эти стили поведения относятся к долгосрочным стратегиям поведения в конфликтной ситуации. Помимо этих стратегий выделяют также тактические приемы: 1. Временное согласие с планами противника - оно применяется если удается заранее обнаружить изъян в замыслах оппонента. Демонстрируется полное подчинение воле противника и когда он теряет бдительность, наносится решающий удар. 2. Заманивание - если противник еще не выбрал плана действий или решений можно «помочь» ему выбрать необходимое вам решения. Существует ряд методов повлиять на принятие решения другим человеком: · Методы соучастия - вместе обсуждая ситуацию можно незаметно склонить собеседника к своей точке зрения; · Метод недирективных консультаций - вы выступаете в роли эксперта и даете сведения имеющиеся у вас по интересующему вопросу; · Метод альтернативных предложений - вы предлагаете ряд альтернативных выходов из ситуации, влияние можно осуществлять за счет выбора и формулировки альтернатив (пример: девушка советуется с подругами, выходить ей замуж за нелюбимого человека или нет. Одна подруга предлагает ей следующие альтернативы: «У тебя есть два выхода: выйти замуж и родить детей или остаться старой девой никому не нужной». Другая говорит: «Ты можешь выйти замуж, промучиться и через год развестись или провести этот год в свое удовольствие и встретить свою судьбу»); · Метод исключенной альтернативы (пример: в одной из сказок Дядюшки Римуса пойманный Кролик говорит Лису: делай что хочешь, только не бросай меня в терновый куст. Естественно, из чувства противоречия своему оппоненту противник (Лис) поступил именно наоборот, т.е. бросил Кролика в терновый куст. На самом деле он этого и добивался поскольку под кустом у Кролика была нора, в которую он благополучно спрятался, достигнув тем самым своей цели – уйти от Лиса.); · Метод оценки затрат энергии: каждое решение обсуждается с точки зрения вложения в него сил, времени (пример: студенты решая, что делать с экзаменом, оценивают затраты - учить 70 вопросов и иметь 50% шансов, что можешь не ответить на дополнительный или прийти через неделю на пересдачу в надежде, что преподаватель будет не столь критично оценивать знания студента). 3. Выжидание: данный прием схож с заманиванием, но здесь не предпринимается явных попыток повлиять на решение другой стороны. 4. Демонстрация ложной цели: умалчивание истинной цели, для отведения опасности от «критического района». 5. Блеф: Это сознательные действия с целью резко изменить ход борьбы, часто средства авантюрного характера. 6. Демонстрация истинных целей: искренность в намерениях часто может помочь достичь того, чего вы хотели.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |