Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Стили поведения в конфликтной ситуации


Принято различать шесть стилей поведения в конфликтной ситуации в основу которых положены следующие критерии:

1) мера удовлетворенности собственных интересов;

2) активность или пассивность действия;

3) мера удовлетворения интересов других сторон;

4) индивидуальные или совместные действия.

Эти показатели образуют систему Томаса-Килменна, предложенную в 1972 г. Графическое изображение модели Томаса-Килменна приведено на рис. …

Рассмотрим каждый из приведенных стилей поведения в конфликтной ситуации более подробно.

Приспособление - изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий.

Подобная стратегия становится целесообразной, если:

1. Наиболее важной является задача восстановления спокойствия и стабильности, а не разрешения конфликта.

2. Предмет разногласий более существенен для оппонента.

3. Открывается возможность более сложных проблем по сравнению с той, которая рассматривается сейчас.

4. Необходимо признать свою неправоту.

5. Отстаивание своей точки зрения требует слишком много времени и усилий.

6. Сторону не слишком волнует случившееся.

7. Есть необходимость сохранить мир с оппонентами.

 

Компромисс - распределение выгод и убытков приемлимое для обеих сторон. Целесообразен если:

1. У сторон одинаковые возможности (ресурсы).

2. Необходимо время на урегулирование более сложных проблем.

3. Необходимо принять срочное решение при дефиците времени.

4. Сотрудничество или жесткое отстаивание своей точки зрения не приводит к успеху.

5. Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взимоисключающие интересы.

6. Стороны устраивает временное решение.

7. Удовлетворение своего желания для сторон имеет не слишком большое значение, и можно изменить поставленные в начале цели.

8. Компромисс позволяет сохранить отношения и получить хоть что-то.

Сотрудничество - поиск взаимовыгодных вариантов. Целесообразен, если:

1. Необходимо найти общее решение, когда каждый из подходов важен и не допускает компромисса.



2. Необходимо приобрести совместный опыт работы.

3. У сторон тесные, длительные, взаимозависимые отношения.

4. У сторон есть время поработать над возникшей проблемой.

5. Оппоненты хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

Уклонение - отрицание конфликта вообще или уход от конфликтного взаимодействия.

1. Источник разногласий несущественен по сравнению с более важными задачами.

2. Необходимо время, чтобы сохранить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации.

3. Предмет спора не имеет отношения к делу.

4. Нет возможности или желания решить конфликт в свою пользу.

Противоборство и конкуренция - навязывание любой ценой своего мнения или решения. Применяется в случае:

1. Требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций.

2. Если противоположная сторона понимает только такие методы воздействия.

3. Исход очень важен для одной стороны и она делает на него ставку.

4. Руководитель обладает достаточным авторитетом и компетентностью для принятия решения.

Все эти стили поведения относятся к долгосрочным стратегиям поведения в конфликтной ситуации. Помимо этих стратегий выделяют также тактические приемы:

1. Временное согласие с планами противника - оно применяется если удается заранее обнаружить изъян в замыслах оппонента. Демонстрируется полное подчинение воле противника и когда он теряет бдительность, наносится решающий удар.

2. Заманивание - если противник еще не выбрал плана действий или решений можно «помочь» ему выбрать необходимое вам решения. Существует ряд методов повлиять на принятие решения другим человеком:

· Методы соучастия - вместе обсуждая ситуацию можно незаметно склонить собеседника к своей точке зрения;

· Метод недирективных консультаций - вы выступаете в роли эксперта и даете сведения имеющиеся у вас по интересующему вопросу;

· Метод альтернативных предложений - вы предлагаете ряд альтернативных выходов из ситуации, влияние можно осуществлять за счет выбора и формулировки альтернатив (пример: девушка советуется с подругами, выходить ей замуж за нелюбимого человека или нет. Одна подруга предлагает ей следующие альтернативы: «У тебя есть два выхода: выйти замуж и родить детей или остаться старой девой никому не нужной». Другая говорит: «Ты можешь выйти замуж, промучиться и через год развестись или провести этот год в свое удовольствие и встретить свою судьбу»);

· Метод исключенной альтернативы (пример: в одной из сказок Дядюшки Римуса пойманный Кролик говорит Лису: делай что хочешь, только не бросай меня в терновый куст. Естественно, из чувства противоречия своему оппоненту противник (Лис) поступил именно наоборот, т.е. бросил Кролика в терновый куст. На самом деле он этого и добивался поскольку под кустом у Кролика была нора, в которую он благополучно спрятался, достигнув тем самым своей цели – уйти от Лиса.);

· Метод оценки затрат энергии: каждое решение обсуждается с точки зрения вложения в него сил, времени (пример: студенты решая, что делать с экзаменом, оценивают затраты - учить 70 вопросов и иметь 50% шансов, что можешь не ответить на дополнительный или прийти через неделю на пересдачу в надежде, что преподаватель будет не столь критично оценивать знания студента).

3. Выжидание: данный прием схож с заманиванием, но здесь не предпринимается явных попыток повлиять на решение другой стороны.

4. Демонстрация ложной цели: умалчивание истинной цели, для отведения опасности от «критического района».

5. Блеф: Это сознательные действия с целью резко изменить ход борьбы, часто средства авантюрного характера.

6. Демонстрация истинных целей: искренность в намерениях часто может помочь достичь того, чего вы хотели.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рассмотрим эти элементы более подробно | Вопрос 1. Основные компоненты организации. Понятие Организационной парадигмы. Вопрос 3. Конфликт в организации

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.