Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный менеджмент

Множество невиданных ранее проблем и появление крупных, сложных организаций требовали нового подхода к координации и контролю.

В основе современной экономики лежат не столько материальные ресурсы, сколько идеи, информация и знания.

Классическое направление менеджмента (рисунок)

В данном направлении менеджмента принято выделять три незначительно различающиеся области: научный менеджмент, концепции бюрократических организаций и административных принципов.

Вообще, первые примеры осознанного менеджмента относятся к 4-му тысячелетию до н.э., когда в Самарии и Египте появились централизованные органы власти. С другой стороны, менеджмент как наука сформировался сравнительно недавно в период так называемого классического направления (19 – начало 20 века).

Формирование фабричных производственных систем поставило перед руководством организаций новые проблемы: оснащение заводов оборудованием, организация управленческих структур, обучение работников, составление графиков сложных технологических процессов, проявление недовольства со стороны рабочих, забастовки.

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) стал основоположником научного менеджмента. В результате проведённого им анализа причин низкой эффективности промышленных предприятий позволил американскому инженеру высказать предположение о том, что основным фактором, который мешал росту производительности труда рабочих, является низкий уровень менеджмента. Исследователь пришёл к выводу о необходимости изменений принципов управления и, что очень важно, он призывал осуществлять их в строгом соответствии с научными рекомендациями.

Тейлор утверждал, что на смену решениям, базировавшимся на практике и традициях, должны прийти точные процедуры, разработанные после тщательного изучения конкретных ситуаций. Тейлор говорил: «В прошлом на первом месте стоял человек. В будущем – система».

Предложенный им подход был апробирован на одном из заводов компании (1898 г.). Перед опытным инженером была поставлена задача: добиться повышения производительности труда на разгрузке железнодорожных вагонов с железной рудой и погрузке готовой продукции. Предварительный анализ Ф. Тейлора показал, что устранение лишних движений в процессе труда, использование более совершенного оборудования и изменение процедуры позволит повысить производительность каждого рабочего с обычных 12,5 т до 47,5 т стали. Кроме того, учёный предложил ввести стимулирующую систему оплаты труда, когда выполнивший норму рабочий получал за смену 1,85$ (обычно 1,15$). Производительность труда тотчас возросла.

2-семестр: 32 часа или 16 пар лекций, 16 часов или 8 пар практические занятия.

ТЕМА 3. «Внутренняя и внешняя среда организации»

Прежде чем приступить к рассмотрению данной темы в контексте влияния внутренней и внешней среды на организацию, рассмотрим более простой и, на мой взгляд, более понятный пример.

Представим себя и окружение наше, в которое входят наши родные и близкие, друзья и знакомые, коллеги по работе и люди которые встречаются на жизненном пути нашем.

 

 

Наверняка каждый из Вас оказывался в такой ситуации, когда, запланировав что либо сделать, неожиданное вмешательство со стороны окружающих родственников или знакомых изменяло и разрушало все Ваши запланированные действия. И всё шло наперекосяк. И здесь уместным вспомнить будет проактивность и реактивность. Помните ли Вы разницу человека проактивного от человека реактивного?

Немного вспомним: Человек реактивный, реагирует на внешний раздражитель и поддаётся влиянию его, а человек проактивный выбирает как ему отреагировать на данный внешний раздражитель. То есть у проактивного человека всегда есть выбор и мы смело можем назвать проактивного человека – ХОЗЯИН ВЫБОРА. Человек этот выбирает сам и решает как ему действовать или поддаться внешнему воздействию или не обратить внимания на раздражитель и продолжать действовать по собственному плану или сценарию который он выбрал для себя.

Так что ещё раз подчеркну, что выбор всегда за нами остаётся!!!

Наверняка каждый из нас ощущал на себе воздействие негативной энергии. Когда человек встречается с кем-то или чем-то, препятствующим личному успеху (со склонностью к упрёкам, депрессией, беспокойством, безразличием, предвзятостью, нерешительностью, медлительностью, придирчивостью, обидой, жалостью к себе, растерянностью и комплексом вины), он генерирует определённое количество негативной энергии. Таким образом человек не обладая позитивной энергией, становится беззащитным перед негативной энергией.

Считаю необходимым отметить тот факт, что такие негативные состояния окружающих нас людей, подобны вирусу гриппа, они действительно способны заразить нас своим настроением.

Может Вы замечали, что определённые места и люди заставляют Вас чувствовать себя хуже. У Вас першит в горле или Вы чувствуете усталость. Хотя бывает трудно определить причину дискомфорта, Вы его ощущаете.

И наоборот: в какой-то компании или окружении Вы вдруг начинаете чувствовать себя всё лучше и лучше. Небольшая боль и недомогание проходят сами собой. В присутствии этих людей Вы чувствуете себя просто замечательно. Позитивная энергия естественным образом приносит окружающим больше счастья, любви, покоя и уверенности.

Подобные ощущения не случайны. Они являются следствием определённого обмена энергией. Если Вы чувствуете упадок сил – наверняка воспрянете духом среди энергичных людей. Однако у тех, кого переполняла энергия, её заметно убавится. По принципу сообщающихся сосудов энергия перетекает от одного человека к другому.

Представим два стеклянных сосуда, днища которых соединены трубкой, на которой установлен кран. Он позволяет жидкости свободно перетекать из одного резервуара в другой. Закроем кран и нальём в первую ёмкость воду. Теперь один сосуд у нас заполнен, а другой пуст. Что произойдёт, если мы откроем кран? Пустой резервуар автоматически наполовину заполнится, а полный – наполовину опустеет. Аналогичным образом, если у Вас есть избыток энергии, она потечёт к тем, кому её не хватает.

Этот пример помогает понять, как перетекает энергия, но не объясняет процесс энергообмена. Иначе говоря, описывает поток энергии в терминах количества, но не качества. Если позитивная энергия уходит, её не просто становится меньше; в результате к Вам может устремиться негативная энергия. Чтобы понять процесс автоматического обмена энергией, представим два сосуда, соединённых трубкой через кран. Закроем кран и наполним одну ёмкость холодной голубой жидкостью, а другую – горячей красной. Что произойдёт, если мы откроем кран? Температура в обоих сосудах начнёт выравниваться. Красная горячая жидкость смешается с холодной голубой. В результате – в обоих резервуарах возникнет нечто тепловато-фиолетовое.

Сходным образом, поначалу пребывая в хорошем настроении, но пообщавшись с тем, кому плохо, Вы почувствуете себя хуже. А вот Ваш оппонент, человек с которым Вы взаимодействуете, напротив, воспрянет духом. Может, Вы ощутите это не сразу, но через несколько часов или дней заметите, что Ваше хорошее самочувствие куда-то улетучилось. Данная аналогия помогает объяснить постоянно происходящий кругооборот позитивной и негативной энергии.

Если человек переполнен негативной энергией, то среди людей, заряженных позитивно, он может почувствовать себя лучше. Постепенно эти люди начнут ощущать некоторую убыль своей энергии. Тому, у кого позитивной энергии через край, потребуется время, чтобы осознать, что он вобрал в себя энное количество негативной энергии. Менее энергичный человек ощутит отрицательное воздействие почти сразу.

Таким образом мы с вами видим как влияет на нас окружающая внешняя среда.

Как Вы думаете, что для отдельно взятого человека является внутренней средой? (пауза)

Представим, что Ваше здоровье оставляет желать лучшего, то есть например мы заболели, плохо себя чувствуем и т.д. О какой эффективной деятельности может идти речь в таком случае? Нам нет дела до каких то там свершений, действий, планов. Так как мы плохо себя чувствуем, вот как раз под внутренней средой человека будем считать его здоровье, а точнее здоровье тела. Но кроме здоровья телесного, есть здоровье душевное, наше с Вами психологическое состояние, наше внутреннее ощущение происходящего.

Так что из всего вышесказанного следует сделать вывод, что в первую очередь нам следует на внутреннее состояние наше обратить внимание, ведь думаю бесспорен тот момент, что то что в нас, то и вокруг нас, но бывают и исключения как всегда, когда многие не задумываются о внутреннем мире своём, а пытаются изменить внешнее, но как сказал один философ: «Ты не изменишь ничего вокруг простой сменой места жительства, так как повсюду ты таскаешь с собой себя». Думаю и вижу в словах этих, пусть и не совсем точных, глубокую мудрость, мудрость которая говорит нам на протяжении многих веков, о том что прежде чем поменять окружение, измени себя, работай над собой, пойми не в силах ты поменять людей, люди окружающие тебя такие какие они есть, и ещё раз повторюсь, что по окружению человека, мы действительно можем сделать вывод о самом человеке, о его внутреннем стержне, если вообще этот стержень есть у данного человека.

 

**************

А сейчас прежде чем приступить к более подробному рассмотрению нашей сегодняшней темы, повторюсь тема называется «Внутренняя и внешняя среда организации», запишем основные определения, которые помогут нам раскрыть данную тему.

ЗАПИШЕМ:

Организация – имеющее специально созданную структуру социальное образование, деятельность которого подчинена определённой цели.

Организация – открытая система, успешное существование которой зависит от эффективного взаимодействия с внешней средой.

Также организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определённых целей. (В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, определено её место в обществе, она принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Такими организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Если же мы говорим об организации, не имея в виду социальный институт, значит, речь идёт об организации как процессе. Например, это может быть организация митинга. В этом случае организация скорее выступает как отдельная функция управления, «функция организации».

Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдаёт ей созданный продукт.

Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трёх основополагающих процессов:27 вопрос.

· Получение сырья или ресурсов из внешней среды;

· Изготовление продукта (изделия, услуги, информации и т.п.);

· Передача продукта во внешнюю среду.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На организацию и практику менеджмента повлияли и продолжают влиять социальные, политические и экономические силы | Внешняя среда прямого действия включает рынки, представляющие интерес для предприятия, государственные законы, регулирующие рыночные отношения, и профсоюзы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.