КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системный подход к управлению. Заслуги П. Друкера и Ч. Бернарда
Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкое распространение уже во второй половине ХХ века. Научно-технический прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Из трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как один из универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность работы С. Янга, М. Х. Мескон и др. Системный подход вошёл в современную теорию организации и управления как особая методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе. Система, по определению многих авторов, - это совокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что её свойства как системы не сводится простой к сумме свойств, входящих в неё элементов. Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше (ниже), чем сумма одноимённых результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны между собой, т.е. как будет организована сама система. Говоря, допустим, о производстве как социально-экономической системе, мы в качестве элементов этой системы рассматриваем людей и средства производства (орудия труда, станки, инструмент, предметы труда и пр.). С одной стороны нетрудно представить, что все эти элементы могут быть соединены между собой таким образом, что на выходе системы мы вообще не получим ожидаемого продукта или получим его не в нужном количестве и не требуемого качестве. С другой стороны, при рациональном размещении всё тех же элементов в пространстве, организации чёткого взаимодействия во времени, правильном использовании профессиональной классификации людей, их индивидуальных способностей и возможности кооперации труда мы можем получить на выходе системы ожидаемый результат. Особенность системного подхода состоит в том, что он не содержит набора каких-либо руководящих принципов. Системный подход говорит лишь о том, что организация состоит из большого числа взаимосвязанных подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с окружающей средой. Ч. Бернард (1887-1961), (пост президента «Нью-Йорк Белл телефон компани» - 20 лет). Книги: «Функции администратора» (1938), «Организация и управление» (1948) и др. Физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться для достижения целей в группы. Орг-ция – система, сознательно координируемая деятельности двух или нескольких лиц. Орг-ция иерархична, объединяет индивидов, имеющих совместную цель, готовых сотрудничать др. с др., вносить вклад в общее дело, подчиняться ед. власти. Организации: формальные и неформальные. Формальная: система функционирования, система стимулов, система власти (авторитета), система логического принятия решений. Руководитель - принимать на себя всю ответственность за действия подчиненных, поддерживать внутренние коммуникации, формулировать цели, находить равновесие между противоборствующими силами и событиями, вкладом людей и удовлетворением их потребностей. Цель неформальной - распространение неофициальной инфо; поддержании устойчивости формальной организации; обеспечении личной безопасности работников, самоуважения, независимости от формальной организации. М-т должен учитывать последствия принимаемых решений и нести за них ответственность перед обществом и отдельным человеком. П. Друкер - определение роли профессионального м-ра в орг-ции. М-т - управленческая элита, основа предпринимательства и человеческого общества. М-т искусство управления бизнесом, основа – творчество. Руководитель создает из имеющихся ресурсов целое, производственное единство, он - «дирижер оркестра». М-р должен следить за общей деятельностью предприятия и за рыночной конъюнктурой. Обозревать предприятие как целое, но не терять из виду отдельных звеньев. Задача м-ра - помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения. Должен побуждать, направлять, организовывать людей на выполнение работы. К общим функциям м-ров: 1. организацию, распределение работы; создание необходимой оргструктуры, подбор кадров; 2. определение целей, что необходимо сделать для их достижения, обеспечение их реализации путем постановки перед людьми конкретных задач; 3. обеспечение побудительных мотивов, выбор из коллектива лиц, ответственных за различную работу, достижение согласованности их работы; 4. анализ деятельности, оценку всех работников; 5. обеспечение найма людей. Идея самоуправления трудового коллектива - служащие должны избирать специальный орган, занимающийся решением социальных проблем - повышает их ответственность за дела фирмы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |