Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческие идеи в России и СССР

Рыночные отношения развиты слабо, в период 1930—90-х гг. полностью отсутствовали. Нет самостоятельных хозяйствующих субъектах. Развитие теории и практики м-та не было. Необходимость руководства деятельностью людей существует. Первые шаги в области научного м-та Адамецкий (1866-1933) сформулировал 4-е закона организации труда: 1. закон «возрастающего производства» - при увеличении до определенного момента масштабов применения людских и материальных ресурсов затраты на единицу продукции уменьшаются, затем снова растут; 2. закон специализации - разделение сложного труда повышает его производительность; 3. закон координации производства - объединение мелких единиц (органов) в одну группу повышает эффективность труда; 4. закон гармонии труда - обычно затраты труда меньше, когда производительность каждой из сотрудничающих единиц соответствует производительности других кооперированных единиц. В 1908 г. в России - сборники переводов зарубежных изданий в области научного м-та. Прерванные Первой мировой и гражданской войнами отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 1920-х гг. В 1921 г. - 1 Всероссийская инициативная конференция по организации труда и производства, рассмотревшая вопрос о преподавании в учебных заведениях дисциплин, связанных с организацией труда и управлением производством, а в 1924 г. — II Всесоюзная конференция. «Основные законы научной организации производства»: 1. закон наименьших при цепной связи - конечный объем выпуска продукции, последовательно проходящей обработку в нескольких подразделениях, определяется возможностями слабейшего из них, как бы ни были сильны остальные; 2. закон взаимного замыкания - сначала создаются подразделения основного производства, а затем «подсобные», работающие на них и др. на др., а после удовлетворения внутренних потребностей — на сторону; 3. закон ритма - рациональное функционирование хозяйства невозможно без ритмичной работы как производства, так и отдельных работников; 4. закон параллельности — последовательности работ, требующий, чтобы частные производственные и трудовые процессы совершались не только последовательно, но и параллельно; 5. закон фронта работ - нагрузка на людей должна соответствовать их реальным возможностям; 6. закон реальных условий - необходимость при организации деятельности ставить только достижимые цели, исходящие из реальных условий, наличных потребностей и возможных результатов. 1920 -е гг. - Принципы управления социалистической экономикой: 7. демократический централизм - сочетание централизованного руководства и хозяйственной самостоятельности коллективов предприятий; 8. единоначалие и коллегиальность - железная дисциплина во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя и одновременно широкое участие масс в управлении; 9. единство политического и хозяйственного руководства - политические задачи определяются с учетом состояния экономики, уровня ее развития, действия экономических законов; 10. сочетание отраслевого и территориального подхода (производство управляется преимущественно отраслевыми органами, а инфраструктура, определяющая социальные условия жизни людей, — территориальными); 11. планирование на всех уровнях экономики темпов, пропорций, показателей и направление всех усилий — на выполнение планов; 12. распределение вознаграждения в соответствии с количеством и качеством затрат труда, его материальное и моральное стимулирование; 13. построение системы управления производством на основе научных достижений; 14. ответственность каждого работника предприятия за порученное дело на основе четкого распределения прав и обязанностей; 15. подбор и расстановка кадров, чтобы каждый работал там, где сможет это делать с наибольшим эффектом; 16. эффективное сочетание и использование ресурсов, наибольшая экономия сил; 17. преемственность хозяйственных решений, отражающая единство и последовательность экономических явлений и процессов. Обозначились две группы управления: организационно-технические и социальные. Крупный организатор науки и самобытный поэт А. К. Гастев, трагически погибший в годы сталинских репрессий, считал, что всю работу в области научной организации труда и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был — руководителем или рядовым исполнителем. Концепция трудовых установок - в зародыше основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики, теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения и т.д. Позволяли задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников, стимулировать личную инициативу. Рекомендации: продумай свою работу досконально, приготовь весь нужный инструмент и приспособления; при работе ищи удобного положения тела; по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора; во время работы не кушай, не пей, не кури; делай это в твои рабочие перерывы; если работа нейдет - не волноваться; надо сделать перерыв, успокоиться и - снова за работу; кончил работу – прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вымети. С т. з. сегодняшнего дня эти формулировки могут показаться наивными, но по сути свое значение они сохранили Методика быстрой подготовки высококвалифицированных работников, позволявшая сократить сроки их обучения в 6 раз — с 3—4 лет до 4—6 месяцев. Разработка концепции узкой базы - «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка». Представитель социального направления П. М. Керженцев (1881 — 1940), сформулировавший теорию организационной деятельности. Выделив в научной организации труда три объекта - труд, производство и управление, последний самый важный. Под научной организацией управления - определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий -формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор кадров, поддержание дисциплины. Сторонник социального подхода к управлению — Н. А. Витке в своей социально-трудовой концепции управления производством разграничил управление вещами и людьми и концентрировался на последнем. Главную задачу управления - целесообразная организация людей. Совокупность требований к руководителям как к носителям административной функции. Подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на "мелочи техники"». Ф. Р. Дунаевский (1887-1960). Под административной емкостью - способность управляющих одновременно руководить определенным числом подчиненных вне зависимости от их личных качеств. С развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов. Возникающая огромная иерархия, каждая ступень которой расширяет «административную емкость», ведет к бюрократизации. Лишь сначала 1960 -х гг. начал возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену. Повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП). В результате научных исследований сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единства организационной, экономической и социальной систем управления.

7.Организиция: условия и результат управления. Основные черты организации

Орг-ция - это группа людей, которая сознательно координирует свои усилия для достижения общих целей, т. е. управляется. Управление - это целенаправленное воздействие на объект для достижения требуемого результата. Управление - наличие 4-х эл-ов; вход основной системы, выход основной системы, канал обратной связи, блок управления. Управление по целям - контроль рез-ов деят-ти орг-ции и увязке контролируемых параметров с целями на входе. Процесс упр-я является непрерывным и сост. из 4-х этапов. Орг-ция и ее подразделения получают задания в виде целей, под которые планируются процедуры, дающие ответ на вопросы; кто, что, где, в какие сроки и в каком количестве должен сделать. Проверка результата работы наступает после установленного срока выполнения работы. При этом оцениваются степень достижения цели и проблемы, мешавшие ее достижению. В результате контроля за результатами работы устанавливаются причины отклонения от плановых процедур и разрабатываются корректирующие мероприятия. Чтобы привести результаты к плановым, необходимо выявить природу несоответствия и при необходимости скорректировать цели. Если результат не был достигнут из-за некомпетентности работника, то достаточно будет применить к этому работнику санкции или заменить его, но если отклонения от намеченных результатов произошли из-за изменений во внешней среде (обвал курса рубля), необходимо корректировать цели организации или ее отдельных подразделений. Условия управления. Оценка результатов управления - это сравнение достигнутых результатов деятельности орг-ции в целом и ее отдельных подразделений с поставленными целями. Оценка результата управления используется как механизм обратной связи. При оценке результатов управления выявляют следующие основные параметры: результаты функционирования (деятельности); наличие ресурсов для выполнения поставленных задач; уровень компетентности сотрудников различных звеньев; степень управляемости организацией, или как слаженно функционирует вся система, где и когда происходили сбои при передаче информации и ресурсов. Важное условие надежности управления - разработка системы показателей результатов. Анализ количественных и качественных показателей способствует выявлению сильных и слабых сторон орг-ции, помогает определить ее конкурентные преимущества. Основные количественные показатели: производственные - производительность, себестоимость, рентабельность, коэффициент сменности и т. д.; по персоналу - число прогулов, текучесть кадров, количество больничных листов, частота повышения квалификации и т. д.; финансово-экономические - прибыльность, оборачиваемость, платежеспособность, норма доходности акций и т. д.; рыночные (маркетинговые) - доля рынка и ее динамика, объем реализации, количество клиентов и величина потребления на одного клиента и т. д. Основные качественные показатели: навыки и компетенция персонала; компетенция руководства; знание рынка; уровень организационной культуры; уровень инновационности (разработка и применение новых технологий); имидж организации и т. д. Многообразие целевых установок превращает орг-цию в сложную организацию. Например, не очень крупное производственное предприятие имеет цели по закупке сырья, по его переработке, и т. д. Все эти цели должны быть взаимоувязаны во времени, согласованы с внешними условиями. Если срывается закупка, то отдел реализации своих целей не достигает. Общие черты орг-ции: ресурсы; зависимость от внешней среды; разделение труда - горизонтальное и вертикальное; подразделения; необходимость управления. Управление необходимо для координации всех задач, осуществляемых организацией. Управление организацией - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ситуационный подход к менеджменту | Жизненный цикл организации. Характеристика стадий ЖЦ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.