Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные структуры правления (ОСУ)

Тема 6

6.1. Общие понятия.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура – это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, неправленый на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.

Элементами структуры управления являются:

ü работник управления – человек, выполняющий определенную функцию управления;

ü орган управления – группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп;

ü первичная группа – коллектив работников управления, у которых есть общий руководитель, но нет подчиненных.

Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневым. Вертикальные связи – связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, то есть по всем вопросам управления. Функциональные имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю.

Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Полномочия руководителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры – с другой.

ОСУ формируется, исходя из состава, содержания и трудоемкости выполнения общих и специальных функций управления.

Объективность построения ОСУ определяется принципом первичности функции управления и вторичности органа управления, т.е. образование и выделение функций управления предшествует формированию подразделений аппарата управления. При этом не следует отождествлять функцию управления с функциями и задачами подразделений аппарата управления: в зависимости от трудоемкости функции ее могут выполнять несколько подразделений (например, в условиях крупных предприятий функция технологической подготовки производства выполняется в отделе главного технолога предприятия, технологических отделах производств, технологических бюро цехов) или одно подразделение может вести работы по нескольким функциям (например, в условиях малых и средних предприятий с выпуском технически несложной продукции функции конструкторской подготовки, технологической подготовки и инструментального обеспечения выполняются техническим отделом предприятия).

6.2. Типы ОСУ.

Линейная структура, особенности построения, достоинства и недостатки.

Линейная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы:

Во главе подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках ее функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.

Руководитель

 

           
   
 
     


                       
 
   
   
   
 
 
       
 
 


В линейной структуре разделения системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и др. При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операции, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.

Структура используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Преимущества линейной структуры:

ü единство и четкое распорядительства;

ü согласованность действий исполнителя;

ü четкая система взаимных связей между руководителями и подчиненными;

ü быстрота реакции в ответ на прямые указания;

ü получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;

ü личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной структуры заключаются в следующем:

ü высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению;

ü перегрузка менеджеров высокого уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;

ü тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;

ü отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.

Функциональная структура, формирование, достоинства и недостатки.

Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления:

 

Руководитель

 


Функциональные руководители

 
 

 

 


Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Решение по общим вопросам принимаются коллегиально.

В функциональных структурах преобладает функциональная форма связей, которые характеризуются выделением специалистов и подразделений, хорошо знающих конкретные области производства и управления и принимающих в этих областях обоснованные решения.

Функциональная форма связи нарушает единство распорядительства, снижает ответственность за работу, нарушает принцип единоначалия, т. к. исполнитель может получать указания от нескольких функциональных руководителей.

Например, начальник цеха, осуществляя управление производством, получает в функциональной структуре указания из различных отделов заводоуправления - технологического, производственного, планового и др.

Возможны случаи противоречивых указаний и вынужденного бездействия исполнителя.

Основные преимущества структуры:

ü высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

ü освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством;

ü создается основа для использования в работе консультаций опытных специалистов, уменьшается потребность в специалистах широкого профиля.

Существуют определенные недостатки:

ü трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

ü длительная процедура принятия решений;

ü отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами;

ü снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

ü несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками, поскольку каждый функциональный руководитель и специализированное подразделение ставят свои вопросы на первое место.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-психологические методы управления | Матричная
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.