Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивистское течение в социологии XIX века


 

Социология определенно родилась и впервые заявила о себе как позитивная наука. — Так ее представили изначально оба ее отца-основателя: О. Конт и Г. Спенсер. — Становление социологии и ее борьба за место в системе научного знания происходили в значительной мере через популяризацию и закрепление тех ее образцов, которые были непосредственно связаны с позитивизмом. — Изначальная связь социологии с позитивистской философией и представлениями ранних социологов-позитивистов о том, на каких основаниях должна строиться социальная наука и какие принципы она должна принять в качестве исходных допущений, предопределили ряд черт, характерных для социологии начала ХХ века. Это, например, такие черты, как:

— натурализм, вытекающий из ориентации социологии на естественнонаучные образцы познания: представление об обществе и социальных явлениях как об особых естественных фактах или сущностях, подчиненных естественным законам;

— холизм (своего рода системный подход): представление об обществе как о целостности, все элементы которой взаимно связаны друг с другом;

— образец «кабинетного теоретизирования»: ранние версии социологических теорий не предполагали специальных эмпирических исследований, что бы ни говорили об этом сами позитивистские теоретики (Конт запросто обходился без эмпирических данных, Спенсер некритически пользовался любыми типами имеющихся описаний);

— авторитетное приравнивание «социологии» к «философии истории», с вытекающими отсюда акцентами и содержательными особенностями ранних социологических теорий.

(Это, конечно, далеко не полный перечень черт, и его можно продолжить.)

 

Позитивистская социология не только дала эти общие образцы того, что может считаться научным знанием об обществе, но и породила внутри себя целый веер направлений (или «школ»), воплощающих разные виды социологических объяснений. — Помимо образца «многофакторного» объяснения (предложенного тем же Спенсером), в разных «школах» были опробованы разные виды «однофакторных» объяснений. Это:



— в географической школе: географический редукционизм (сведение социальных явлений к породившим их особенностям географической среды);

— в расово-антропологической школе: один из вариантов биологического редукционизма (сведение социальных явлений к биологическим особенностям «рас»);

— в биоорганической школе: еще один вариант биологического редукционизма (сведение социальных явлений к прямолинейно понятой «анатомии» социального организма);

— в социал-дарвинизме: третий вариант биологического редукционизма (сведение всех социальных процессов к процессам борьбы за существование, естественного отбора и выживания наиболее приспособленных);

— в «экономическом детерминизме» (наиболее прямолинейных версиях «марксизма»): экономический редукционизм (сведение социальных явлений к экономическим причинам и факторам).

 

С одной стороны, разные варианты редукционизма, опробованные в названных «школах» (но не обязательно свойственные лучшим их представителям), показали тупиковые пути, на которых социология могла бы навсегда застрять; с другой стороны, там, где до крайних форм редукции дело не доходило, были намечены вполне плодотворные стратегии для дальнейшей работы: каждая из «школ» дала какие-то идеи, получившие в социологии ХХ века дальнейшую разработку.

 

Вершиной развития позитивистской социологии (на начало ХХ в.) можно считать работу Эмиля Дюркгейма — хотя его социология уже не может быть в полной мере определена как позитивистская.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВВЕДЕНИЕ. Руководитель проекта Н.Е.Покровский | Понимающая социология» Макса Вебера

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.