Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.4 Анализ экономических (финансовых) результатов

Вопросы:

1) Основные задачи анализа. Анализ состава, динамики и структуры прибыли (убытка).

2) Факторный анализ валовой прибыли.

3) Факторный анализ прибыли от продаж.

4) Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов.

5) Анализ чистой прибыли отчетного года и направлений ее использования.

1 Основные задачи анализа. Анализ состава, динамики и структуры прибыли (убытка)

Основными задачами анализа прибыли являются:

- изучение динамики и состава прибыли;

- оценка выполнения плана по прибыли и уровню рентабельности;

- выявление и оценка влияния отдельных факторов на динамику показателей и выполнение плана по прибыли и уровню рентабельности;

- анализ формирования и использования чистой прибыли;

- выявление резервов повышения размера прибыли и разработка мероприятий по реализации этих резервов.

Финансовый результат – обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Анализ финансового результата выполняется балансовым способом по ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» в следующих показателях: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.

При анализе структуры по ф. № 2 за 100 % принимается выручка от продаж за вычетом косвенных налогов и НДС (нетто-выручка).

Обозначения:

1) валовая прибыль (строка 029) – Пвал;

2) прибыль от продаж (строка 050) – Ппр;

3) прибыль до налогообложения (строка 140) – Пбал (балансовая);

4) чистая прибыль (строка 190) – Пчист.

Текущий налог на прибыль = условный расход по налогу на прибыль + постоянные налоговые льготы + отложенные налоговые активы – отложенные налоговые обязательства.

Условный расход по налогу на прибыль = прибыль до налогообложения * ставка налога на прибыль (20%).

Классификация прибыли

Классификационный признак Виды прибыли Содержание  
1. По видам хоз. деятельности Прибыль от основной (операционной) деятельности Прибыль от реализации продукции + внереализац. Д и Р
Прибыль от инвестиционной деят-ти
Прибыль от финансовой деятельности
2. По составу включаемых элементов Маржинальная прибыль ВРП - Переменные затраты
Прибыль от реализации продукции МП – Постоянные затраты
Брутто-прибыль Прибыль до выплаты % и налогов
Прибыль до налогообложения
Чистая (нераспределенная) прибыль
3. В зависимости от характера деятельности предприятия Прибыль от обычной деятельности
Прибыль от чрезвычайных ситуаций Не характерные для данного предприятия виды деят-ти
4. По характеру налогообложения Налогооблагаемая прибыль
Не облагаемая (льготируемая) прибыль
5. По степени учета инфляционного фактора Номинальная прибыль  
Реальная прибыль Скорректированная на темп инфляции
6. По экономическому содержанию Бухгалтерская прибыль Разность между доходами и текущими затратами (явные).
Экономическая прибыль Не только явные, но и неявные.
7. По характеру использования Капитализированная прибыль Финансирование прироста активов
Потребляемая прибыль Выплата дивидендов

2 Факторный анализ валовой прибыли

Согласно ф. № 2:

 

где С – себестоимость проданной продукции;

РП – нетто-выручка.

Прибыль от продажи продукции зависит от 4 факторов.

Прибыль от основной деятельности
Чистая прибыль (убыток)
Текущий налог на прибыль
Прибыль до налогообложения
Прочие Д и Р
Прибыль от продажи товаров, продукции
Объем продаж
Остатки ГП
Выпуск продукции
Структура РП
С/ть РП
Остатки ОП
Цена
Качество и кон/ть
Рынок сбыта
Инфляция
Операц. Д и Р
Внереал. Д и Р
%, доходы от участия в др орг.
Штрафы, пени, неустойки, списание ДЗ, КЗ, курс. разницы

На основании информации о прибыли по видам продукции анализ валовой прибыли (прибыли от продаж) выполняется по модели:

 

где i – вид продукции.

По всей продукции:

,

,

,

где - изменение прибыли за счет собственно объема продукции;

- изменение прибыли за счет структуры продукции

На величину прибыли влияют 4 фактора, что видно из следующей модели:

,

 

Фактор di характеризует влияние изменения структуры продукции. Если это изменение выше 0, то в структуре продукции увеличилась доля видов с большей удельной прибылью.

На основании анализа себестоимости продукции можно рассчитать:

,

- из анализа себестоимости

Прибыль от реализации отдельных видов продукции зависит от следующих факторов первого порядка: объема реализации продукции (В); уровня среднереализационных цен (ц) переменных затрат на единицу продукции себестоимости (b) и суммы постоянных затрат отчетного периода, относящейся к данному виду продукции (А):

П=В*(Ц-b)-А

Изменение объема реализации продукции может оказать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж при положительной ставке маржи покрытия на единицу продукции (ц–b) приводит к увеличению общей суммы маржи покрытия, а соответственно, и размера прибыли. Напротив, при отрицательной ставке маржи покрытия, увеличение объема реализации приводит к уменьшению суммы прибыли.

Уровень цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Себестоимость продукции (переменные и постоянные затраты) и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

3 Факторный анализ прибыли от продаж.

Анализ выполняется по ф. № 2:

 

где КР – коммерческие расходы,

УР – управленческие расходы.

 

где Rпр – рентабельность продаж.

Для углубления анализа Ппр вводится показатель:

выручка от продаж продукции отчетного периода по ценам базового периода.

Iц – индекс цен на готовую продукцию.

 

где изменение прибыли от продаж за счет изменения собственно объема продаж;

за счет изменения цен реализации.

Также углубленно можно проанализировать влияние факторов на рентабельность продаж:

 

где У – уровень себестоимости, КР и УР в выручке (затраты на производство на рублю продаж):

 

Далее балансовым методом рассчитывается изменение прибыли от продаж за счет влияния факторов:

 

Влияние рентабельности продаж на прибыль от продаж.

4 Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов (анализ прочих доходов и расходов)

Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.

В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

К инвестиционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, гос. ценным бумагам, доходы от участия в других организациях и т.п. Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств и т.п.

Анализ выполняется балансовым способом по ф. № 2. Рассчитывается прибыль от данного вида деятельности:

(060+080+090-070-100)

Углубленно анализируется изменение каждой из перечисленных статей.

Прочие внереализационные доходы и расходы – это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году, полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки, убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, убытки от стихийных бедствий и т.п.

Анализ выполняется балансовым способом по ф. № 2. Сопоставляются доходы и расходы от данного вида деятельности – желательно, чтобы доходы превышали расходы.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов (АО, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.

В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг.

Доходы от акций могут измениться за счет:

- количества акций, имеющихся в портфеле предприятия (К);

- средней стоимости одной акции (Р);

- уровня дивидендной доходности (Kd) (отношение суммы полученных дивидендов к сумме инвестированных средств в данный вид активов):

П=К*Р*Кd

Сумма полученных процентов по облигациям также зависит от количества облигаций, средней стоимости одной облигации и среднего Уровня процентной ставки (отношение суммы полученных процентов к среднегодовой сумме данного вида активов):

П=К*Р*СП

5 Анализ чистой прибыли отчетного года и направлений ее использования.

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Она используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.п.

Некоторую информацию о распределении прибыли можно получить на основании ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»: 430 (резервный капитал), 470 «Нераспределенная прибыль».

В основном, анализ распределения прибыли осуществляется с использованием данных ф. № 3 «Отчет об изменениях капитала».

При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой для обеспечения требуемого объема инвестиций в производство и необходимой нормы доходности на инвестированный капитал.

Факторный анализ сумм чистой прибыли, используемых по различным направлениям, можно выполнить по следующей модели:

 

где Дотч – доля i-того направления использования прибыли.

Особое внимание необходимо уделить дивидендной политике предприятия, которая оказывает большое влияние не только на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательность субъекта хозяйствования. Если дивидендные выплаты достаточно высокие, то это один из признаков того, что предприятие работает успешно и в него выгодно вкладывать капитал. Но если при этом малая доля прибыли направляется на обновление и расширение производства, то ситуация может измениться.

В процессе анализа изучают динамику дивидендных выплат, курса акций, чистой прибыли на одну акцию за ряд лет, определяют темпы их роста или снижения, а затем производят факторный анализ изменения их величины.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторный анализ ФЗП по категории “рабочие” | Тема 2.5 Анализ и оценка имущественного и финансового положения предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.