КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы работы над Концепцией социально-экономического развития муниципального образования
Реализация поставленных стратегических целей и задач требует на этапе формирования Концепции социально- экономического развития муниципального образования определения допустимых размеров собственных ресурсов населения, бизнеса, которые они готовы вложить в реализацию стратегических целей. Данная задача достаточно сложна в реализации, однако практика показывает, что без ее решения достичь положительного результата также достаточно сложно. Опыт социально-экономического планирования предлагает как минимум три метода решения этой проблемы. Демократический метод заключается в вовлечении с самого начала работы над стратегическим документом, наряду с работниками исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления и профессионалов, широкого круга общественных организаций и населения муниципального образования для достижения консенсуса между властью, бизнесом и населением по стратегическим вопросам в процессе совместной работы. Прагматический метод заключается в организации работы группы профессионалов под внешним административным и депутатским контролем и интенсивным освещением этапов работы в СМИ. Достижение согласия с различными слоями местного общества по стратегическим целям, задачам и путям социально-экономического развития муниципального образования осуществляется в этом случае путем проведения значительного количества двухсторонних и многосторонних рабочих совещаний, заседаний с представителями различных общественных и корпоративных сообществ, на которые разработчиками выносятся два и более вариантов стратегических решений. В отличие от демократического, прагматический метод предусматривает достижение консенсуса интересов всех субъектов социально-экономического управления не на стадии всего периода работы, а только на стадии принятия решения по концептуальным вопросам развития муниципального образования. Наиболее уязвимыми, с точки зрения достижения консенсуса интересов населения, бизнеса и власти, является административно- технократический метод работы над стратегическими документами, при котором плановые работы выполняются келейно (обособленно), а среди разработчиков доминирует представление о комплексных программах социально- экономического развития муниципальных образований, как о документах либо административного, либо научного характера. Такие методы работы властных структур местным сообществом, как правило, не воспринимаются и не могут быть рекомендованы в практической деятельности. 5. Основные подходы к формированию Концепции социально- экономического развития муниципального образования Возможны три подхода к формированию Концепций социально- экономического развития муниципальных образований. Первый, комплексный подход предполагает разработку всех разделов Концепции муниципального района, в том числе формулирование целей и приоритетных направлений его развития и развития поселений, входящих в муниципальный район, сводными коллективами. Второй подход, иерархический, предполагает возможность реализации двух различных последовательностей действий. В одних случаях первыми разрабатываются приоритетные направления социально-экономического развития поселений, а затем на их основе - приоритетные направления и Концепция развития объединяющего их района. Во втором случае процесс разработки противоположный. Приоритетные направления социально- экономического развития поселений разрабатываются на основе Концепции муниципального района, в логике сформулированных в ней целей и приоритетов. Третий подход, итерационный предполагает параллельную разработку Концепций развития муниципального района и входящих в него поселений разными коллективами и организацию многократной взаимной корректировки основных целей и приоритетов их социально-экономического развития с учетом возможных вариантов распределения и перераспределения ресурсов, имеющихся на каждом из уровней муниципальных образований. В первом случае все разделы Концепции социально-экономического развития муниципального района содержат подразделы, посвященные поселениям, а в целом Концепция развития районов дополняется еще одним, седьмым разделом - «Стратегические цели и приоритеты развития городских и сельских поселений». Второй и третий подход предполагают формирование на каждом из уровней муниципальных образований самостоятельных, но взаимоувязанных по целям и приоритетам прогнозных документов. Практика показывает, что наиболее эффективным является первый подход. 6. Структура и порядок утверждения Концепции социально- экономического развития муниципального образования Чаще всего структура Концепции социально-экономического развития муниципальных районов, городских округов включает следующие основные разделы: 1. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации. 2. Стратегические цели и приоритеты социального развития муниципального образования. 3. Стратегические цели и приоритеты экономического развития муниципального образования. 4. Выбор стратегических приоритетов пространственного (градостроительного) развития муниципального образования. 5. Основные направления местной социально – экономической политики. 6. Ресурсы и механизмы реализации концепции социально – экономического развития муниципального образования. Типовая структура Концепции социально-экономического развития муниципальных районов, городских округов приведена в Приложении 5. Методика формирования комплексных программ муниципальных образований допускает оформление Концепции как в виде отдельного раздела комплексной программы, так и в виде отдельного документа в составе программы. В первом случае формулировки стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития вносятся в паспорт комплексной программы, а в разделе стратегического плана дается краткая аннотация выбранных стратегических целей и приоритетов развития муниципальных образований. Сокращенный текст Концепции оформляется в виде отдельного раздела в основном тексте программы. Во втором случае формулировки стратегических целей и приоритетов вносятся в паспорт комплексной программы, а полный текст Концепции включается в программу в виде отдельного тома. Для крупных городских поселений с многопрофильной экономикой Концепции могут также присутствовать и в виде отдельного раздела комплексных программ, и в виде отдельных документов. Для сельских и малых городских поселений рекомендуется разрабатывать в составе комплексных программ не Концепции, а лишь приоритетные направления социально- экономического развития, распространяемые на горизонт планирования развития муниципальных районов. Согласно Федерального закона №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект планов и программ должен выноситься на публичные слушания. Поэтому обязательным условием завершения данного раздела прогнозно-аналитических работ является широкое обсуждение Концепций с местным сообществом и их утверждение органами представительной власти муниципального образования. При наличии в Концепции муниципального района стратегических целей и приоритетов поселений утверждению общей Концепции органами представительной власти муниципального района должны предшествовать соответствующие решения органов представительной власти или сходов граждан данных поселений. Перед утверждением приоритетов развития поселений их основные положения должны быть согласованы в органах местного самоуправления муниципальных районов. А Концепции муниципальных районов, городских округов - с органами государственной власти субъекта Российской Федерации на предмет устранения противоречий между стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития муниципальных образований и регионов, на территории которого они находится. Таким образом, с одной стороны, достигается легитимность реализации выдвинутых стратегических идей развития муниципальных образований на период, превышающий сроки действия полномочий его органов исполнительной и представительной власти. С другой стороны, обеспечивается разработка Концепции развития муниципальных образований в логике Концепции субъектов Российской Федерации. А с третьей стороны, создаются организационные предпосылки соблюдения вновь избираемыми и назначаемыми руководителями органов местного самоуправления выбранного местным сообществом стратегического курса социально-экономического развития муниципальных образований на длительную перспективу. До утверждения Концепции органами представительной власти продолжать работу по формированию комплексной программы не рекомендуется.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |