Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы работы над Концепцией социально-экономического развития муниципального образования


Реализация поставленных стратегических целей и задач требует на этапе формирования Концепции социально- экономического развития муниципального образования определения допустимых размеров собственных ресур­сов населения, бизнеса, которые они готовы вложить в реализа­цию стратегических целей. Данная задача достаточно сложна в реализации, однако практика показывает, что без ее решения до­стичь положительного результата также достаточно сложно.

Опыт социально-экономического планирования предлагает как минимум три ме­тода решения этой проблемы.

Демократический метод заключается в вовлечении с самого начала работы над стратегическим документом, наряду с работ­никами исполнительно-распорядительного органа местного само­управления и профессионалов, широкого круга общественных ор­ганизаций и населения муниципального образования для достижения консенсуса между властью, бизнесом и населением по стратегическим вопросам в про­цессе совместной работы.

Прагматический метод заклю­чается в организации работы группы профессионалов под внешним административным и депутатским контролем и интенсивным осве­щением этапов работы в СМИ. Достижение согласия с различными слоями местного общества по стратегическим целям, задачам и пу­тям социально-экономического развития муниципального образо­вания осуществляется в этом случае путем проведения значитель­ного количества двухсторонних и многосторонних рабочих совеща­ний, заседаний с представителями различных общественных и кор­поративных сообществ, на которые разработчиками выносятся два и более вариантов стратегических решений.

В отли­чие от демократического, прагматический метод предусматривает достижение консенсуса интересов всех субъектов социально-экономического управления не на стадии всего периода работы, а только на стадии принятия решения по концептуальным вопросам развития муниципального образования.

Наиболее уязвимыми, с точки зрения достижения консенсуса интересов населения, бизнеса и власти, является администра­тивно- технократический метод работы над стратегическими до­кументами, при котором плановые работы выполняются келейно (обособленно), а среди разработчиков доминирует представление о комплексных программах социально- экономического развития муниципальных образований, как о документах либо административного, либо научного характера. Такие методы работы властных структур мес­тным сообществом, как правило, не воспринимаются и не могут быть рекомендованы в практической деятельности.

5. Основные подходы к формирова­нию Концепции социально- экономического развития муниципального образования

Возможны три подхода к формирова­нию Концепций социально- экономического развития муниципальных образований.



Первый, комплексный подход предполагает разработку всех разде­лов Концепции муниципального района, в том числе формулирование целей и приоритетных направлений его развития и развития поселе­ний, входящих в муниципальный район, сводными коллективами.

Второй подход, иерархический, пред­полагает возможность реализации двух различных последова­тельностей действий. В одних случаях первыми разрабатывают­ся приоритетные направления социально-экономического разви­тия поселений, а затем на их основе - приоритетные направле­ния и Концепция развития объединяющего их района. Во втором случае процесс разработки противоположный. Приоритетные на­правления социально- экономического развития поселений разра­батываются на основе Концепции муниципального района, в логи­ке сформулированных в ней целей и приоритетов.

Третий подход, итерационный предполагает параллельную разработку Концепций развития муниципального района и входя­щих в него поселений разными коллективами и организацию мно­гократной взаимной корректировки основных целей и приорите­тов их социально-экономического развития с учетом возможных вариантов распределения и перераспределения ресурсов, имею­щихся на каждом из уровней муниципальных образований.

В первом случае все разделы Концепции социально-экономичес­кого развития муниципального района содержат подразделы, пос­вященные поселениям, а в целом Концепция развития районов до­полняется еще одним, седьмым разделом - «Стратегические це­ли и приоритеты развития городских и сельских поселений». Вто­рой и третий подход предполагают формирование на каждом из уровней муниципальных образований самостоятельных, но взаи­моувязанных по целям и приоритетам прогнозных документов. Практика показывает, что наиболее эффективным являет­ся первый подход.

6. Структура и порядок утверждения Концепции социально- экономического развития му­ниципального образования

Чаще всего структура Концепции социально-экономического развития му­ниципальных районов, городских округов включает следующие основные разделы:

1. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации.

2. Стратегические цели и приоритеты социального развития муниципального образования.

3. Стратегические цели и приоритеты экономического развития муниципального образования.

4. Выбор стратегических приоритетов пространственного (градостроительного) развития муниципального образования.

5. Основные направления местной социально – экономической политики.

6. Ресурсы и механизмы реализации концепции социально – экономического развития муниципального образования.

Типовая структура Концепции социально-экономического развития му­ниципальных районов, городских округов приведена в Приложении 5.

Методика формирования комплексных программ муниципаль­ных образований допускает оформление Концепции как в виде отде­льного раздела комплексной программы, так и в виде отдельного документа в составе программы.

В первом случае формулировки стратегических целей и приори­тетов социально-экономического развития вносятся в паспорт комплексной про­граммы, а в разделе стратегического плана дается краткая анно­тация выбранных стратегических целей и приоритетов разви­тия муниципальных образований. Сокращенный текст Концеп­ции оформляется в виде отдельного раздела в основном текс­те программы.

Во втором случае формулировки стратегических целей и при­оритетов вно­сятся в паспорт комплексной программы, а полный текст Концеп­ции включается в программу в виде отдельного тома.

Для круп­ных городских поселений с многопрофильной экономикой Кон­цепции могут также присутствовать и в виде отдельного разде­ла комплексных программ, и в виде отдельных документов. Для сельских и малых городских поселений рекомендуется разрабаты­вать в составе комплексных программ не Концепции, а лишь при­оритетные направления социально- экономического развития, рас­пространяемые на горизонт планирования развития муниципаль­ных районов.

Согласно Федерального закона №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект планов и программ должен выноситься на публичные слушания. Поэтому обязательным условием завершения данного раздела прогнозно-аналитичес­ких работ является широкое обсуждение Концепций с местным сообществом и их утверждение органами представительной власти муниципального образования.

При наличии в Концепции муниципального района стратегичес­ких целей и приоритетов поселений утверж­дению общей Концепции органами представительной власти му­ниципального района должны предшествовать соответствующие решения органов представительной власти или сходов граждан данных поселений.

Перед утверждением приоритетов развития поселений их основные положения должны быть согласованы в органах местного самоуправления муниципальных районов. А Концепции муниципальных районов, городских округов - с органами государственной власти субъекта Российской Федерации на предмет устранения противоречий между стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития муниципальных образований и регионов, на территории которого они находится.

Таким образом, с одной стороны, достигается легитимность реализации выдвинутых стратегических идей развития муниципальных образований на период, превышающий сроки действия полномочий его органов исполнительной и представительной власти. С другой стороны, обеспечивается разработка Концепции развития муниципальных образований в логике Концепции субъектов Российской Федерации. А с третьей стороны, создаются организационные предпосылки соблюдения вновь избираемыми и назначаемыми руководителями органов местного самоуправления выбранного местным сообществом стратегического курса социально-экономического развития муниципальных образований на длительную перспективу.

До утверждения Концепции органами представительной власти продолжать работу по формированию комплексной программы не рекомендуется.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подходы к формированию стратегических целей | Сущность и состав стратегического плана социально- экономического развития муниципального образования

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.