Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные организационно-правовые формы. Современные тенденции в развитии организаций. Новые типы организаций

 

История коммерческих, т.е. действующих ради получения прибыли, организаций (предприятий) уходит корнями в тради­ционное общество. Те или иные их формы зафиксированы прак­тически во всех великих цивилизациях древности. Наиболее рас­пространены были купеческие и (в несколько меньшей степени) ремесленные предприятия. Некоторые из них достигали значи­тельных размеров и имели сравнительно сложную организаци­онную структуру. Так, в крупнейших мастерских античности – эргастериях - под контролем многоуровневой иерархии над­смотрщиков работало до 300 рабов, а продукция реализовывалась в разных городах через некоторое подобие постоянной сбы­товой сети.

От современных фирм коммерческие предприятия докапи­талистической эпохи, как правило, отличались:

• использованием подневольного труда;

• традиционным характером деятельности (десятилетиями
не изменяющиеся технологии, одна и та же продукция, раз и
навсегда принятая структура);

• второстепенной ролью в экономике по сравнению с гос­подствовавшим в то время нетоварным, самообеспечивающимся
(или натуральным) типом ведения хозяйства.

Первые капиталистические фирмы были небольшими, ор­ганизованными как единоличные владения или товарищества (последний тип фирм также называют партнерствами или обще­ствами на паях). Владелец (или совладельцы) вносил весь необ­ходимый для деятельности фирмы капитал и лично управлял компанией.

Заинтересованность владельца (или узкой группы совла­дельцев) в успехе фирмы и практически полное отсутствие фор­мализма и бюрократизма (все решает сам хозяин) сделали едино­личные компании и товарищества идеальным типом организации мелкой фирмы. Вплоть до нашего времени именно на таких ос­нованиях действуют около 4/5 от общего числа фирм развитых капиталистических стран.

В мировой практике фирмы принято классифицировать по следующим признакам:

• виду и характеру хозяйственной деятельности (промышленные, транспортные, страховые, торговые, инжиниринговые, туристические и др.);

• правовому положению (единоличные организации и объединения предпринимателей);

• характеру собственности (частные, государственные, полугосударственные и кооперативные);

• принадлежности капитала и контролю (национальные, иностранные и смешанные);

• сфере деятельности;

• размеру.

Классификация фирм по различным признакам дает воз­можность получить в результате изучения конкретной фирмы полное представление об организационно-правовой форме, по­ложении ее на потребительском рынке, внутрифирменных отно­шениях, характере и масштабах деятельности и т.д.

Для стабильного и эффективного функционирования орга­низаций в Российской Федерации требуется прежде всего право­вое обеспечение системы управления ими. Дело в том, что каж­дая организация является подсистемой системы более высокого уровня - региона, отрасли, страны, а совместная организация - мирового сообщества.

Российская Федерация сейчас находится на этапе формиро­вания рыночных отношений. И многие из направлений правового обеспечения данного процесса находятся на стадии обновления. Это относится и к важнейшему направлению- правовому регу­лированию деятельности организаций. Оно осуществляется пре­жде всего в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, который устанавливает следующие организационно-правовые формы предприятий и организаций - юридических лиц:

- хозяйственные товарищества и общества;

- производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные унитарные пред­приятия;

- некоммерческие организации.

В свою очередь, хозяйственные товарищества и общества могут иметь следующие организационно-правовые формы:

- полное товарищество;

- товарищество на вере;

- общество с ограниченной ответственностью;

- общество с дополнительной ответственностью;

- акционерное общество открытого типа;

- акционерное общество закрытого типа;

- дочерние и зависимые общества.

Рассмотрим прежде всего понятие «юридическое лицо». Им признается организация, которая имеет в собственности, хо­зяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имущест­вом, может от своего имени приобретать и осуществлять имуще­ственные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическими лицами могут быть организации, пресле­дующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие из­влечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие орга­низации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организа­циями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими органи­зациями, могут создаваться в форме потребительских кооперати­вов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных зако­ном. Некоммерческие организации могут осуществлять предпри­нимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это слу­жит достижению целей, ради которых они созданы, и соответст­вующую этим целям.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистра­ции юридических лиц. Оно действует на основании либо устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредитель­ного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридиче­ское лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридиче­ское лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом од­ним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахо­ждения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предпри­ятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерче­ских организаций должны быть определены предмет и цели дея­тельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмот­рены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельно­сти по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также ус­ловия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Некоторые особенности конкретных организационно-правовых форм организаций, их образования и функционирова­ния состоят в следующем.

Полное товарищество - товарищество, участники которо­го (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ни­ми договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обяза­тельствам принадлежащим им имуществом.

Лицо может быть участником только одного полного това­рищества.

Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и сло­ва «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его уча­стниками. Учредительный договор полного товарищества должен содержать: наименование товарищества; место его нахождения; порядок управления деятельностью; условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изме­нения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе и порядке внесения ими вкладов; об ответствен­ности участников за нарушение обязанностей по внесению вкла­дов.

Управление деятельностью полного товарищества осуще­ствляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, ко­гда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок опре­деления количества голосов его участников.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - то­варищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имущест­вом (полными товарищами), имеется один или несколько участ­ников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убыт­ков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм, внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществле­нии товариществом предпринимательской деятельности.

Лицо может быть полным товарищем только в одном това­риществе на вере.

Если в фирменное наименование товарищества на вере включено имя вкладчика, такой вкладчик становится полным то­варищем.

Управление деятельностью товарищества на вере осущест­вляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавлива­ется ими по нормам Гражданского кодекса РФ о полном товари­ществе. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и веде­нии дел товарищества, выступать от его имени иначе как по до­веренности. Они не вправе оспаривать действия полных товари­щей по управлению и ведению дел товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью - учрежден­ное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными доку­ментами размеров. Участники общества с ограниченной ответст­венностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убыт­ков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Фирменное наименование общества с ограниченной ответ­ственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».

Высшим органом общества является общее собрание его участников. В обществе создается исполнительный орган, осуще­ствляющий текущее руководство его деятельностью и подотчет­ный общему собранию.

К исключительной компетенции общего собрания участни­ков общества относятся:

• изменение устава и размера его уставного капитала;

• образование исполнительных органов общества и дос­рочное прекращение их полномочий;

• утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов
общества и распределение его прибылей и убытков;

• решение о реорганизации или ликвидации общества;

• избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Законом об обществах с ограниченной ответственностью к исключительной компетенции общего собрания «может быть также отнесено решение иных вопросов».

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции об­щего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.

Для проверки и подтверждения правильности годовой фи­нансовой отчетности общества с ограниченной ответственностью оно вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества может быть также проведена по требованию любого из его участников. Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества определяется зако­ном и уставом общества.

Общество с дополнительной ответственностью -учреж­денное одним или несколькими лицами общество, уставный капи­тал которого разделен на доли определенных учредительными до­кументами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим иму­ществом в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обя­зательствам общества распределяется между остальными участни­ками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределе­ния ответственности не предусмотрен документами общества.

Акционерное общество - общество, уставный капитал ко­торого разделен на определенное число акций. Участники акцио­нерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательст­вам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут соли­дарную ответственность по обязательствам акционерного обще­ства в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Фирменное наименование общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Акционерное общество, участники которого могут отчуж­дать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публи­ковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский ба­ланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым. Оно не вправе проводить от­крытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимуще­ственное право приобретения акций, продаваемых другими ак­ционерами этого общества. Число участников закрытого акцио­нерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судеб­ном порядке.

Учредители акционерного общества заключают между со­бой договор, определяющий порядок осуществления ими совме­стной деятельности по созданию общества, размер уставного ка­питала, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционер­ных обществах.

Учредительным документом акционерного общества явля­ется его устав, утвержденный учредителями.

Устав акционерного общества должен содержать: наимено­вание общества, место его нахождения; порядок управления дея­тельностью; условия о категориях выпускаемых обществом ак­ций, их номинальной стоимости и количестве, о размере уставно­го капитала общества; о правах акционеров; о составе и компе­тенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принима­ются единогласно или квалифицированным большинством голо­сов. В уставе акционерного общества должны также содержаться иные сведения, предусмотренные законом об акционерных обще­ствах.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами.

Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреж­дении акционерного общества все его акции должны быть рас­пределены среди учредителей.

Высшим органом управления акционерным обществом яв­ляется общее собрание его акционеров.

К исключительной компетенции общего собрания акционе­ров относятся:

• изменение устава общества, в том числе изменение раз­мера его уставного капитала;

• избрание членов совета директоров (наблюдательного
совета) в обществе с числом акционеров более пятидесяти и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;

• образование исполнительных органов общества и дос­рочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директо­ров (наблюдательного совета);

• утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов,
счетов прибылей и убытков общества и распределение его при­
былей и убытков;

• решение о реорганизации или ликвидации общества.
Законом об акционерных обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров может быть также от­несено решение иных вопросов. Вопросы, отнесенные законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

В случае создания совета директоров (наблюдательного со­вета) уставом общества в соответствии с законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компе­тенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компе­тенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

Исполнительный орган общества может быть коллегиаль­ным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, ге­неральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (на­блюдательному совету) и общему собранию акционеров. К ком­петенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества.

По решению общего собрания акционеров полномочия ис­полнительного органа общества могут быть переданы по догово­ру другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Компетенция органов управления акционерным общест­вом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, законом об акционерных обществах и уставом об­щества.

Акционерное общество должно для проверки и подтвер­ждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имуще­ственными интересами с обществом или его участниками. Ауди­торская проверка должна быть проведена в любое время по тре­бованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капи­тале составляет десять или более процентов.

Дочерние и зависимые общества. Хозяйственное общест­во признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным меж­ду ними договором, либо иным образом имеет возможность оп­ределять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного обще­ства (товарищества).

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

Участники (акционеры) дочернего общества вправе требо­вать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не ус­тановлено законами о хозяйственных обществах.

Хозяйственное общество признается зависимым, если дру­гое (преобладающее, участвующее) общество имеет более два­дцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной произ­водственной или иной хозяйственной деятельности (производст­во, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслужи­вание, оказание других услуг), основанной на их личном трудо­вом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными до­кументами производственного кооператива может быть преду­смотрено участие в его деятельности юридических лиц. Произ­водственный кооператив является коммерческой организацией.

Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

Учредительным документом кооператива является его ус­тав, утверждаемый общим собранием его членов.

Число членов кооператива не должно быть менее пяти.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.

В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет кон­троль за деятельностью исполнительных органов кооператива.

Исполнительными органами кооператива являются правле­ние и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руко­водство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдатель­ному совету и общему собранию членов кооператива.

Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.

Компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений определяются законом и уставом коопе­ратива.

К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:

• изменение устава;

• образование наблюдательного совета и прекращение
полномочий его членов, а также образование и прекращение
полномочий исполнительных органов кооператива, если это
право по уставу не передано его наблюдательному совету;

• прием и исключение членов кооператива;

• утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов
кооператива и распределение его прибыли и убытков;

• решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Законом о производственных кооперативах и уставом коо­ператива к исключительной компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции об­щего собрания или наблюдательного совета кооператива, не мо­гут быть переданы ими на решение исполнительных органов кооператива.

Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Государственные и муниципальные унитарные пред­приятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплен­ное за ней имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственно­сти по обязательствам собственника его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйствен­ного ведения, создается по решению уполномоченного на то го­сударственного органа или органа местного самоуправления. Уч­редительным документом предприятия является его устав, ут­верждаемый собственником имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с законом о государственных муниципальных унитарных предпри­ятиях.

Учредительным документом казенного предприятия яв­ляется его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Некоммерческие организации - это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Данные организации могут осуществлять предпри­нимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это слу­жит достижению целей, ради которых они созданы, и соответст­вующую этим целям.

К некоммерческим организациям относятся:

- потребительский кооператив;

- общественные и религиозные организации (объединения);

- фонды;

- учреждения;

- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Потребительский кооператив - добровольное объедине­ние граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Наименование потребительского кооператива должно со­держать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».

Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперати­вом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

Общественные и религиозные организации (объединения) -добровольные объединения граждан на основе общности их ин­тересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации являются не­коммерческими организациями. Они вправе осуществлять пред­принимательскую деятельность лишь для достижения целей, ра­ди которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на осно­ве добровольных имущественных взносов, преследующая соци­альные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учреди­телем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полно­стью или частично.

Особенности правового положения отдельных видов госу­дарственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). Ком­мерческие организации в целях координации их предпринима­тельской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между со­бой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, яв­ляющихся некоммерческими организациями. При этом должны обеспечиваться согласованность и оптимальное взаимодействие организаций в совместном выполнении каких-либо задач и разде­ление деятельности организаций.

Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в некоммер­ческие ассоциации (союзы) этих организаций.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятель­ность и права юридического лица.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных уч­редительными документами ассоциации.

Необходимо отметить, что в ассоциациях и союзах по срав­нению с другими организационными образованиями не ограни­чиваются свобода и инициатива объединенных организаций-участников, предполагается конкретная выгода от участия в них, оптимально сочетаются самостоятельность отдельных организа­ций с преимуществами концентрации в выполнении хозяйствен­ных функций.

Для реализации текущих задач ассоциация должна иметь рабочие органы и аппарат, которые не являются вышестоящими по отношению к входящим в нее организациям, а лишь выполня­ют функции, определенные им членами ассоциации.

Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и отечественной экономике, появляются новые формы интеграции организаций, которые повышают конкурентоспособность органи­заций и способствуют их выходу из кризисного состояния. Такие организации - объединения различаются в зависимости от целей, характера хозяйственных отношений между участниками, степе­ни самостоятельности входящих в них организаций. К ним отно­сятся картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, консорциу­мы, промышленные холдинги, финансовые группы.

Картель - это объединение, как правило, фирм одной от­расли, которые вступают в соглашение, касающееся преимущест­венно совместной коммерческой деятельности- регулирования сбыта. На практике картель обычно выходит за рамки этой дея­тельности, определяя ассортимент товаров, объемы их производ­ства. Для картеля характерны сохранение права собственности участников на свои организации и обеспечиваемая этим хозяйст­венная и юридическая самостоятельность, совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в ограниченной степени на ее производство.

Обычно картельные соглашения рассматриваются как мяг­кая форма монополии, и при общем запрете картеля в антимоно­польных законодательствах развитых стран в некоторых случаях делаются исключения для определенных форм картелей. Напри­мер, в Германии закон против ограничения конкуренции допус­кает соглашения об условиях поставки, единой стандартизации выпускаемой продукции, экспорте товаров и услуг. В картель мо­гут входить не только предприниматели или их объединения, но и страны-производители или экспортеры какого-либо товара. Примером подобного картеля служит ОПЕК - организация стран — экспортеров нефти.

Ограничение конкуренции внутри картеля позволяет круп­ным участникам диктовать свои условия мелким фирмам, но в то же время защищает последние от конкуренции извне. Однако равновесие, устанавливающееся в картеле, как правило, не бывает долговременным и прочным. Под действием конкуренции картели распадаются, чтобы через некоторое время возникнуть вновь, не­редко на более широкой международной основе. В соответствии с содержанием картельного соглашения картели делятся на:

• кондиционные, определяющие условия реализации товара;

• производственные, устанавливающие объем (квоты) произ­водства для каждого участника;

• региональные, определяющие области сбыта;

• ценовые, устанавливающие для участников продажные це­ны товара;

• патентные, определяющие направления совместного ис­пользования или неиспользования какого-либо технического изо­бретения;

• картели по распределению прибыли.

Синдикат - это разновидность картельного соглашения, объединение предпринимателей, создаваемое с целью согласо­ванного распределения заказов, закупки сырья или реализации всей или части произведенной участниками продукции (через единый сбытовой орган или через одного из участников). Участ­ники синдиката сохраняют свою юридическую и производствен­ную самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая связана с синдикатской сбытовой конторой или общест­вом. При этом частично утрачивают коммерческую самостоя­тельность. Синдикат, как правило, занимается реализацией това­ров массового спроса, в частности угля, стали, нефти, спирта, са­хара, хлопчатобумажной пряжи и т.д. Синдикат является средст­вом смягчения или устранения на время конкуренции, а также территориального раздела рынка. Главными пунктами синдика­тивного соглашения выступают: объем производства, установле­ние цены, качества и ассортимента продукции.

Благодаря этому регулируется спрос и предложение. При­быль распространяется между участниками синдиката в соответ­ствии с установленной квотой (долей) каждого.

К объединениям картельного типа относятся также пулы, т.е. объединения предпринимателей, предусматривающие особый порядок распределения прибылей его участников. Прибыли по­ступают в общий котел, а затем распределяются в заранее уста­новленной пропорции.

Трест- это объединение, в котором различные предпри­ятия сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предпри­ятий. Трест отличается сравнительной однородностью производ­ственной деятельности. Эта форма удобна для организации ком­бинированного производства, например последовательной обра­ботки сырья. Все входящие в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство.

Концерн - это объединение (обычно производственного ха­рактера) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, соглашений, финансирова­ния, тесного производственного сотрудничества. Объединенные предприятия остаются юридическими лицами в форме акционер­ного общества или товарищества. Концерн полностью контроли­рует деятельность входящих в него компаний.

Консорциум - это временное соглашение между несколь­кими банками или промышленными предприятиями для совмест­ного размещения займов, осуществления крупных финансовых или коммерческих операций, инвестиционных проектов

Промышленные холдинги не занимаются производственной деятельностью. Они осуществляют контроль за деятельностью входящих в них предприятий. Компании, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью и заключают коммерческие сделки от своего имени. Однако основ­ные вопросы решает холдинговая компания.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют в своем составе промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы, банки, инвестиционные фонды и страховые компании.

Во главе группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют их деятельность. По сравнению с другими объединениями финансово-промышленная группа отличается меньшей степенью организационной оформленности. Каждая входящая в нее фирма выступает самостоятельно в торговых сделках. Однако головная компания является, по существу, цен­тром по принятию наиболее важных решений.

Главными целями такой интеграции являются:

• концентрация инвестиционных ресурсов на приоритет­ных направлениях развития экономики;

• ускорение научно-технического прогресса;

• повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

• осуществление прогрессивных структурных изменений
в промышленности страны;

• формирование рациональных технологических и коопе­рационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.

Опыт показывает, что уже действующие в Российской Фе­дерации ФПГ осуществляют крупные инвестиционные проекты, противодействуют спаду производства, способствуют денежной стабилизации. Кроме того, ФПГ восполняют недостающие в пе­риод перестройки механизмы межотраслевого перераспределения ресурсов и создают реальные условия для надежных, отвечаю­щих требованиям качества поставок и сбыта. Объединение пред­приятий и организаций в группу усиливает и внешнеэкономические позиции на мировых рынках, где многие транснациональные корпорации чаще всего организованы как финансово-индуст­риально-торговые комплексы, обладающие мощным потенциа­лом.

Предпринимательские союзы образуются на базе добро­вольных кооперационных соглашений, объединяющих компании разных размеров и форм собственности. Это достаточно гибкая структура, позволяющая входящим в нее организациям коорди­нировать свои действия, привлекать новых партнеров, даже кон­курировать между собою. В качестве примера можно привести союз двух автозаводов - КамАЗа и ВАЗа, которые добровольно решили сосредоточить выпуск малолитражки «Ока» на площадке КамАЗа.

Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний, объединенных в кластеры (в переводе с англий­ского - «группа, скопление, концентрация») на определенных территориях, которые предоставляют им те или иные конкурент­ные преимущества (например, необходимую инфраструктуру, средства связи и телекоммуникаций, обустроенные производст­венные площади и т.п.). Для этого могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах или других адми­нистративно-территориальных единицах и имеющие свободные мощности в связи с реструктуризацией отечественной экономики. Именно здесь выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть сосредоточена критическая масса про­фессионализма, искусства, инфраструктурного обеспечения и ин­формационных взаимосвязей между компаниями определенной сферы (области) деятельности. В качестве таких сфер, объеди­няющих компании в союзы, могут выступать: производство това­ров для дома; различные отрасли, связанные со здравоохранени­ем, с производством бытовых продуктов и т.п.

Одной из новейших организационных форм является вир­туальная корпорация, представляющая собой создаваемую на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков и даже бывших конкурентов), объединяемых совре­менными информационными системами с целью взаимного поль­зования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые помогают объ­единяться и осуществлять гибкое партнерство на «электронных» контактах.

Основными формами объединения фирм в настоящее время являются концерны, холдинги и финансовые группы.

Значительное распространение в мировой практике полу­чил также франчайзинг. Это соглашение между крупной фирмой, с одной стороны, и мелкими фирмами или отдельными бизнес­менами, с другой. В соответствии с указанным соглашением ро­дительская компания (франчайзер) предоставляет право фирме (франчайзи) вести дело в предписываемой соглашением форме в специально указанном месте. Она обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной тер­ритории, своими товарами, рекламными услугами, отработанны­ми технологиями бизнеса. За это фирма обязуется оказывать компании услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-либо часть своего капитала. Франчайзи использует название ком­пании (франчайзера) в качестве фирменного знака, для того что­бы потенциальные клиенты смогли осознавать, что они пользу­ются продукцией или услугами известной компании. Преимуще­ствами такого сотрудничества являются более широкое общест­венное признание всех участников подобного соглашения, стан­дартизация продукции и услуг, расширение коммерческих воз­можностей.

Соглашению в форме франчайзинга соответствует в отече­ственном законодательстве договор коммерческой концессии.

Следует заметить, что в соответствии с системой нацио­нальных счетов (СНС) - System of national account - системой взаимоувязанных показателей и классификаций, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах с рыночной экономикой, выделяются институ­циональные единицы - institutional units - хозяйствующие субъ­екты, которые могут от своего имени владеть активами, прини­мать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.

Институциональными единицами могут быть юридические, а также физические лица (или их группы) в форме домашних хо­зяйств.

К институциональным единицам - юридическим лицам от­носятся:

- корпорации;

- органы государственного управления;

- некоммерческие учреждения.

Основные виды юридических лиц - это организации, кото­рые имеют в собственности, хозяйственном ведении или опера­тивном управлении обособленное имущество, могут от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности, свя­занные с его деятельностью. Юридическое лицо имеет самостоя­тельный баланс или смету, может самостоятельно принимать ре­шения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства, осуществлять экономиче­скую деятельность и операции с другими единицами и нести полную ответственность по своим обязательствам.

В зависимости от основной цели деятельности юридиче­ские лица подразделяются на хозяйственные и нехозяйственные организации.

К хозяйственным организациям относятся юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, к нехозяйственным - лица, не имеющие такой цели. Юридические лица, являющиеся хозяйственными организациями, могут образовываться в форме хозяйственных обществ и товари­ществ, производственных кооперативов, государственных и дру­гих предприятий.

Юридические лица, не являющиеся хозяйственными орга­низациями, могут заниматься хозяйственной деятельностью лишь для обеспечения выполнения их уставных задач. Они существуют в форме хозяйственных общественных объединений, некоммер­ческих организаций, потребительских кооперативов, благотвори­тельных или иных фондов, предусмотренных законодательством.

При этом к числу институциональных единиц - юридиче­ских лиц прежде всего относятся корпорации и квазикорпораци.

Основные признаки корпорации:

- создается в соответствии с законом как предприятие или
организация, независимая от других институциональных единиц;

- является самостоятельным юридическим лицом, которое
регистрируется в Едином государственном регистре (ЕГР) пред­приятий и организаций;

- целью деятельности является получение доходов;

- находится в коллективной собственности держателей акций;

- прибыль (доход), полученная в результате хозяйствен­ной деятельности, принадлежит акционерам и распределяется пропорционально стоимости приобретенных ими бумаг;

- в случае ликвидации акционеры имеют право на оставшуюся после погашения долгов долю собственности;

- руководство осуществляет Совет директоров;

- может выпускать в обращение акции;

- выступает как промежуточный, а не конечный потребитель;

- несет ответственность перед законом за выполнение до­
говоров и обязательств, включая уплату налогов;

- приобретение корпорацией товаров народного потребления для наемных работников выступает как заработная плата в натуральной форме.

Семейство корпораций (при совместном владении акция­ми) образует корпорации-конгломераты. Они представлены не одной, а множеством институциональных единиц. В составе кор­пораций-конгломератов различаются материнские корпорации, владеющие контрольным пакетом акций или обладающие исклю­чительными правами влияния на генеральную политику.

Квазикорпорация - это некорпоративное предприятие, управление которым строится по образу корпораций. Она являет­ся самостоятельной институциональной единицей. К числу ква­зикорпораций относятся:

- некорпоративные предприятия, принадлежащие институциональным единицам-нерезидентам (филиалы, представительства зарубежных компаний, действующие в национальной экономике);

- некорпоративные предприятия, подчиненные органам государственного управления, но занятые производством и сбытом продукции с целью извлечения доходов;

- некорпоративные предприятия домашних хозяйств.

Квазикорпорации приравниваются к корпоративным пред­приятиям и рассматриваются в составе корпоративного сектора экономики.

Органы государственного управления (ОГУ) представлены несколькими уровнями:

- центральное правительство - юридическое лицо, образующееся в результате политических процессов, которое обладает законодательной, исполнительной и судебной властью;

- органы власти и управления регионами;

- местные исполнительные органы власти.

Центральное правительство получает следующие виды до­ходов: налоги, пошлины, взносы, заемные средства, средства от приватизации, различных фондов и др.

К расходам центрального правительства относятся:

- предоставление услуг коллективного пользования (организация обороны, правопорядка, здравоохранение, наука и образование и т.д.);

- льготное обеспечение домашних хозяйств (услуги жилищ­но-коммунального хозяйства, дешевые сорта хлеба, молока и т.д.);

- трансферты (субсидии, помощь, льготы) отдельным категориям, в том числе доплаты к пенсиям, оплата половины стоимости проезда пенсионеров, студентов, школьников, оказание помощи пострадавшим от аварии на ЧАЭС и др.

Некорпоративные предприятия, производящие товары и услуги для промежуточного потребления (государственные типо­графии, вычислительные центры, правительственная связь), рас­сматриваются в составе того органа управления, который они об­служивают.

Некоммерческие учреждения (НКУ) - это субъекты эконо­мической деятельности, которые создаются для производства то­варов и услуг, не преследуя цели извлечения прибыли. Основные Цели деятельности НКУ:

- коллективное обслуживание корпоративных предпри­ятий, ОГУ, ДХ, частных лиц;

- социальная защита определенных слоев населения.
НКУ могут создаваться различными институциональными единицами (корпоративными предприятиями, ОГУ, ДХ).

Правовой статус НКУ определяется уставом, они являются самостоятельными организациями.

НКУ могут заниматься как рыночным, так и нерыночным производством:

а) рыночные НКУ полностью или частично возмещают
свои затраты. Они производят рыночные услуги. К таким НКУ относятся:

- платные университеты, колледжи, больницы;

- некоммерческие организации, обслуживающие пред­приятия (торговые палаты, научно-исследовательские учреждения, рекламные бюро, ассоциации предпринимателей и др.);

б) нерыночные НКУ ориентируются на другие источники
финансирования (взносы, пожертвования, бюджетное финансирование). К таким НКУ относятся:

- НКУ, обслуживающие собственных членов - ассоциа­ции потребителей, союзы, политические партии, общества рационализации и изобретательства, научные и религиозные общества. Услуги предоставляются бесплатно. Ресурсы формируются за счет взносов;

- НКУ, занимающиеся благотворительной деятельностью.
Их ресурсы формируются за счет взносов, благотворительных
пожертвований, правительственных дотаций;

- НКУ, финансируемые и контролируемые правительст­вом, - это учреждения, занимающиеся разработкой стандартов в области охраны окружающей среды, бухгалтерского учета и ста­тистики, здравоохранения и образования. Они относятся к секто­ру органов государственного управления.

Приведенная классификация институциональных единиц -юридических лиц и их толкования содержатся в утвержденной в феврале 1993 г. Современной версии системы национальных сче­тов (СНС ООН-93).

В последние годы наблюдаются новые мировые тенденции в функционировании и развитии организаций.

Важнейшая из них - это принципиальное снижение значи­мости иерархий, переход от жестких (вертикальных) структур к мягким, самоорганизованным горизонтальным структурам, ха­рактеризующимся значительной автономностью. Имеет место примат территориального, горизонтального системообразования, саморазвития и самоуправления и, соответственно, менеджмента по горизонтали.

В то же время прозрачность, открытость современных ор­ганизаций способствует:

- привлечению к совместной деятельности потенциальных инвесторов и деловых партнеров;

- распространению и скорейшему освоению современных
прогрессивных производственных, коммерческих и информаци­онных технологий, использованию данных научных исследова­ний и передового опыта;

- повышению профессионального уровня персонала организаций;

- налаживанию организациями внешнеэкономических связей;

- соблюдению хозяйствующими субъектами законода­тельных и нормативных актов;

- информированности участников рыночных отношений и
населения о деятельности хозяйствующих субъектов и вырабатываемой ими продукции, услугах.

Это в конечном счете способствует повышению конкурен­тоспособности организаций, повышению эффективности их дея­тельности.

Формирование в России рыночных отношений и принци­пиально новые условия самоорганизации «спровоцировали» не­которое ускорение процессов саморазвития мягких систем и «размягчение» сложившихся в предыдущие годы жестких (ие­рархических) и гибких (программно-целевых) структур, хотя и горизонтальные структуры на практике реализуются еще весьма незначительно, что можно объяснить их самоорганизующимся (не регламентируемым сверху) началом. В перспективе, очевид­но, они будут преобладать в российской экономике. Однако оте­чественное законодательство, в том числе Гражданский кодекс РФ, отражает традиционные вертикальные, иерархические струк­туры, не признает гибких иерархических и особенно самооргани­зующихся мягких горизонтальных структур, что требует значи­тельной корректировки существующих подходов.

В настоящее время в мировой и в определенной мере в оте­чественной практике проявляется бифуркационность траекторий развития социально-экономических систем, наличие, наряду с технологической постоянной траекторией, ограниченной органи­зационными структурами и строго определенными функциями, что вытекает из тейлоризма, рационализма, также институцио­нально-контрактной, в том числе временной корпоративной гори­зонтальной траектории, ограниченной только институциями в форме законодательных актов и материализующейся в документе под названием «контракт». При этом имеет место использование в организациях одновременно с традиционными, линейно-функциональными и иными формальными структурами также неформальных временно функционирующих групп, по существу горизонтальных структур, так называемых бизнес-групп (страте­гических и оперативных), а также функциональных собраний (оперативных), без должностной иерархии и административного подчинения. Это слабо структурированные системы в виде так называемых временных кружков и функциональных собраний всех исполнителей определенных, конкретных задач (Япония), временных товарищеских групп (США, Англия, другие страны) и иных временных формирований, команд.

В последние годы наблюдается хроническая прозрачность границ организаций как самоорганизующихся систем, что создает по существу «безграничность» систем, границы которых опреде­лить практически невозможно. Это создает хроническую нерав­новесность систем, так как ресурсы текут внутрь и наружу систе­мы, выводя тем самым маятник системы из равновесия.

Последние десятилетия характеризуются также существен­ной информатизацией общества. Это разрушило замкнутость организаций и сделало малоэффективными те из них, которые ис­пользовали структуры, обеспечивающие это качество (механи­стические, корпоративные). Одновременно с этим информатиза­ция способствовала образованию организаций, чутко восприни­мающих изменения внешней среды, оперативно реагирующих на запросы потребителей. Одним из важных последствий этого яви­лось существенное сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь, заставило производителя более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя, стало во многом определять структуру организации. В складывающихся условиях в конкурентной борьбе может победить тот, кто наи­лучшим образом приспособил свою организацию к новым требо­ваниям внешнего окружения, формируемого информационным обществом.

Указанные процессы находят конкретное проявление в формируемых в последнее время новых типах организаций, к числу которых можно отнести эдхократическую, многомерную, партисипативную, предпринимательскую организации и органи­зацию, ориентированную на рынок.

Эдхократические (от англ. adhocracy) организации характе­ризуются применимостью к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстро меняющимся структурам. В этой организации средства достижения целей выбирают исполни­тели. Каждый непосредственно отвечает за свои действия. Здесь индивид испытывает сильное давление извне, которое несколько ослабляется групповой работой, создающей чувство общности.

В такой организации формальности сводятся до минимума, что относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т.п. Организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, ее вершина - качественное вы­полнение работы и умение решать проблемы. Ключевые элемен­ты организации:

- работники являются высококвалифицированными экс­пертами в своем деле, выполняют сложные операции и умеют коммуницировать друг с другом высокоэффективным образом;

- право принятия решении и власть основаны на эксперт­ных знаниях и компетентности, а не на позиции в иерархии, фи­нансовый контроль осуществляется сверху;

- система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в об­щей работе.

Структура этой организации имеет органическую основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонталь­ные связи. Части структуры сохраняются в небольших размерах и постоянно меняются, у многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе. Такая структура обычно ассоциируется со схемой концентрической формы, в которой есть точка отсчета, от которой структура как бы расходится кругами по радиальным направлениям. Круг для такой организации является символом того, что все усилия ее работников ведут к одному - к успеху компании. В ней ценности (в первую очередь - качества ее ра­ботников) не ранжируются по уровням. Организации могут иметь разную степень эдхократичности, что определяется уровнем тех­нологии, качеством работников и подготовкой руководителей.

Данные организации наиболее пригодны в сферах с высо­кой и сложной технологией, требующих творчества, инновативности и эффективной совместной работы. В таких областях, как консультационно-нововведенческая, компьютерно-электронная, медицинская, исследовательская, опытно-конструкторская и т.п.

Ранее были рассмотрены двумерная модель департаментизации и матричная модель построения организации. Двумя изме­рениями там были ресурсы и результаты, с ориентацией на кото­рые происходило одновременное объединение работ в форме матричных ячеек. Однако за пределами этих организаций остава­лись такие переменные, как территория, рынок и потребитель, с ориентацией на которые также могут объединяться работы в ор­ганизации. При добавлении этого третьего измерения появляется многомерная организация.

Основой такой организации является автономная рабочая группа, обычно получающая статус центра прибыли. Она одно­временно выполняет три задачи:

- обеспечение основной (производственной или иной)
деятельности ресурсами;

- производство продукта или услуги для конкретного по­требителя, рынка или территории;

- обслуживание конкретного потребителя, развитие или
проникновение на конкретный рынок.

В этой организации бюджеты подразделений разрабатыва­ются самими подразделениями, руководство организации только инвестирует в них средства и дает займы. Здесь отношения чле­нов автономной группы с руководством организации и другими подразделениями не отличаются от отношений с клиентами.

В ряде случаев многомерной делается определенная хозяй­ственная единица, а не организация в целом, и она может быть настолько автономной, насколько это возможно в структуре бо­лее крупной организации. Таким образом, многомерная модель создает с максимально возможной степенью приближенности свободный рынок внутри организации, одновременно использует эффект синергии и экономию на масштабе деятельности.

Несмотря на многие преимущества многомерной организа­ции, даже с ее помощью трудно создать организацию, которая устраивала бы всех ее членов и адекватно мотивировала их дея­тельность. Данная проблема успешно решается, если членам ор­ганизации предоставляется право участвовать в принятии реше­ний, касающихся их работы. Это в корне отличает так называе­мые партисипативные организации от иных.

Лежащее в основе партисипативной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает:

- участие в принятии решений;

- участие в установлении целей;

- участие в решении проблем.

Выделяются следующие степени участия в управлении:

- выдвижение предложений;

- участие в выработке альтернативных проектов решений;

- выбор окончательного решения.

В реальной практике все эти ступени (направления) осуще­ствления партисипативного управления обычно используются в определенной комбинации, так как тесно связаны друг с другом и дополняют друг друга, и в комбинации друг с другом могут эф­фективно проявить себя.

Первая степень- выдвижение предложений - не требует введения структурных и других изменений в традиционную ор­ганизацию и может осуществляться руководителем. Такой под­ход широко применяется на предприятиях с централизованным руководством.

Вторая степень - разработка альтернатив - требует уже по­явления в организации специальных структур, которые могли бы эффективно решать эту задачу. На практике это выражается в создании временных или постоянных комитетов или комиссий, которым поручается выполнять данную работу.

Третья степень - выбор альтернативы - предполагает, что участие в управлении осуществляется в форме работы специаль­ных советов научно-технического, технико-экономического и управленческого характера. Решения их нередко бывают обяза­тельными для тех руководителей, при которых они создаются. В состав этих советов входят, как правило, лица со следующего за уровнем руководителя, более низкого уровня иерархии органи­зации.

Это придает структуре организации демократический ха­рактер: каждое лицо, имеющее власть над другими, подотчетно их совместному контролю, что предотвращает произвол по от­ношению к любому члену организации со стороны вышестояще­го лица. Кроме того, участие в управлении повышает качество принимаемых решений. Участие развивает и творческое отно­шение к работе, рождает больше идей, обогащает работу в це­лом. У работников появляется чувство собственника, повышает­ся мотивация деятельности, они лучше выполняют принимаемые ими же решения. Создается атмосфера групповой, совместной работы, значительно улучшающая трудовую мораль и произво­дительность.

Предпринимательская организация. Она ориентирована на рост и больше рассчитывает на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Это зачастую осуществляется на крат­косрочной, эпизодической и поэтапной основе. Контроль за ре­сурсами носит обычно опосредованный характер (аренда, заем и т.п.). Деятельность организации оценивается на основе эффективности. Предпринимательские структуры базируются на инди­видуальной инициативе, а не на координации, как в традицион­ных организациях. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. В предпринимательстве ин­дивидуальная компетентность важнее организационной компе­тентности. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и их квалификация.

Структура управления организацией характеризуется ма­лым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением. Она представляет собой перевернутую пирамиду, в основании которой находится руководство организации. При этом руководство меняет не только свое место, но и основные функ­ции. Главной обязанностью руководства организации вместо тра­диционного контроля является всемерная поддержка усилий ра­ботников, делающих бизнес. Следующий снизу уровень организа­ции включает три основных блока. Ключевой из них - это ресур­сы организации (люди, деньги, время, технологии, информация, идеи и т.д.), задача его - обеспечение ресурсами усилий работни­ков, делающих бизнес. Второй блок - это подразделения, опреде­ляющие рынки для бизнеса и передающие их развитие тем, кто делает бизнес. Третий блок состоит из консультантов, а точнее бизнес-тренеров, помогающих своим опытом и интуицией делать бизнес. На вершине перевернутой пирамиды расположены де­лающие бизнес предпринимательские ячейки, сфокусированные на определенный рынок. Это небольшие автономные группы ра­ботников, объединенных по видам бизнеса. По статусу они могут быть центрами прибыли или даже самостоятельными фирмами или компаниями. Такое построение организации «поворачивает ее лицом» к потребителю, приближает к нему и позволяет гибко реа­гировать на изменения его требований. При этом осуществляется максимально возможное делегирование прав и ответственности тем, кто непосредственно делает бизнес. Повышается мотивиро­ванность людей и эффективность их работы.

Организация, ориентированная на рынок. По характеру взаимодействия с внешней средой, т.е. рынком, это органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне ее изменениям. По характеру взаимодействия частей внутри органи­зации это либо дивизиональная, либо матричная структура, а по характеру взаимодействия индивида с организацией - инди­видуалистский тип. Принципиальным отличием организации от других является то, что если в предыдущих случаях непосредст­венно вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех ее частей.

В организации значительные усилия прилагаются для при­способления продукта к потребителю. При этом имеет место час­тое изменение продукта. Все направлено на сближение тех, кто принимает решение, с теми, кто это решение покупает, - потре­бителями. Это, в свою очередь, требует уменьшения числа уров­ней управления и передачи ответственности на нижние уровни иерархии, расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск. Важное значение приобретает групповая работа, роле­вое поведение и взаимодействие, основанное на доверии.

Связи в организации формируются больше под воздействи­ем отношений организации с потребителем (процессы), а не от­ношений между функциями.

Организация проектируется исходя из потребностей потре­бителя, в результате чего вместо жесткой иерархии возникают достаточно автономные группы, которым обычно придается ста­тус «центра прибыли» или бизнес-группы. Сами группы, в кото­рых все отвечают за все, функционируют в рамках закрепленного за ними процесса.

Общая схема структуры организации строится обычно сле­дующим образом. Наверху организации централизуются только ключевые функции, определяющие ее положение на рынке. На следующем уровне децентрализуются производственные опера­ции. На нижнем уровне организация группируется по продукто­вому или географическому принципу, с созданием центров при­были, здесь начинается выход организации на потребителя, на рынок. Связь между данным и следующим вверх уровнями стро­ится на основе матрицы, совмещающей продукт и территорию.

Таким образом, в современной управленческой практике имеют место два диаметрально противоположных подхода к управлению организацией. Характеристики их приведены в табл.

Таблица

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация как специфическая форма общения. Взаимодействие членов организации | Сравнительные характеристики подходов к организационной форме организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.223 сек.