Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Себестоимость как основной элемент цены. Понятие калькуляции себестоимости


Экономическое содержание цены. Структура цены.

Существует две основные точки зрения на теорию цен. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, за которую продавец согласен продать, а покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара. Такое же определение дается в ГОСТ Р 51303- 99.

Другие экономисты более конкретизируют вторую точку зрения, что цена – денежное выражение ценности продукта, товара, услуги, фактора производства в процессе обмена.

Цена – денежное выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами на производство и реализацию продукции. В условиях конкуренции выявляется конкретная стоимость товара. Если затраты предприятия на выпуск единицы продукции ниже общественно необходимых затрат, то оно не только покрывает расходы, но и получает прибыль. В противном случае предприятию невыгодно заниматься производством этой продукции.

Цена – важнейший элемент рынка, выявляет соотношения между спросом и предложением товаров. Если спрос превышает предложение, то цена повышается, и наоборот. Цена отражает рыночную конъюнктуру, определяет поведение на рынке продавцов и покупателей товаров. От уровня цен зависти финансовый результат деятельности предприятий и материальное благосостояние населения. Следовательно, цена является одним из механизмов регулирования экономических процессов.

Цены играют важную роль в экономической жизни страны, в социально-экономическом развитии регионов, отдельных хозяйствующих субъектов, в повышении благосостояния народа.

Сущность и роль цены в рыночной экономике раскрываются в выполняемых функциях.

Учетно-измерительная функция цены отражает общественно-необходимые затраты на производство и реализацию продукции. На основе цены устанавливается сумма выручки от реализации товаров. С помощью цены определяются показатели валового внутреннего продукта, объема выпускаемой продукции, оборота розничной и оптовой торговли, финансовые результаты и финансовое состояние предприятий и т.д.



Регулирующая функция цены выражается в балансировании спроса и предложения, посредством цены происходит увеличение выпуска одних товаров и уменьшение других, определяется ассортимент товаров.

Стимулирующая функция заключается в том, что с помощью механизма цен стимулируются внедрение научно-технических достижений, повышение качества выпускаемой продукции, производство конкурентоспособных товаров, позитивные изменения спроса и предложения.

Социальная функция проявляется в том, что на основе цены происходит перераспределение национального дохода между различными социальными группами населения. Уровень цен на отдельные товары и услуги оказывает решающее влияние на социальное положение различных слоев населения, в особенности на малообеспеченных граждан.

Цена состоит из отдельных элементов. Доля отдельных элементов представляет собой структуру цены.

Структура розничной цены на товары отечественного производства, получаемые непосредственно от изготовителя, включает следующие элементы:

- полная себестоимость-это затраты на производство и реализацию продукции;

-прибыль производственного предприятия;

-акциз – перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определяются Правительством РФ;

-налог на добавленную стоимость- ставка этого налога установлена в размере 18% или 10%(по отдельным продуктам питания и товарам для детей);

-торговая надбавка.

При поступлении товаров от оптовой организации цена включает дополнительно надбавку оптового предприятия.

Торговые и оптовые надбавки обеспечивают покрытие издержек обращения и получение прибыли розничными и оптовыми организациями.

Себестоимость – это один из основных элементов цены. Она характеризует стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, топлива, электроэнергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на производство и реализацию продукции.

Затраты различны по составу и структуре в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия.

Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией себестоимости. Затраты, образующие себестоимость. включают следующие экономические элементы:

-материальные затраты;

-затраты на оплату труда;

-отчисления во внебюджетные фонды;

-амортизация основных средств;

-прочие затраты.

К материальным затратам относится стоимость сырья, вспомогательных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, электроэнергии и др.

Затраты на оплату труда включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы работникам предприятия.

Отчисления во внебюджетные фонды производятся по утвержденным ставкам от фонда оплаты труда.

Амортизация основных средств рассчитывается от их стоимости по утвержденным нормам амортизации.

В зависимости от способа отнесения на себестоимость затраты делятся на:

-прямые – связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость (сырье, основные материалы, заработная плата работников производства и др.)

-косвенные – связанные с производством изделий, которые нельзя отнести на себестоимость определенного вида продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, ремонт зданий, заработная плата инженерно-технических работников и др.)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ценовая политика организации. Цели и этапы процесса ценообразования. Методы формирования цены | Виды цен. Механизм рыночного ценообразования

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.