Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная торговля

Международная экономическая среда.

 

Чтобы учесть экономические факторы, действующие в чужой стране, необходимо определить:

- открытость экономики;

- уязвимость;

- цикличность международного бизнеса;

- зарубежное воздействие;

- промышленную активность;

- уровень цен;

- международную экономическую деятельность;

- инвестиционную политику;

- соотношение государственного и частного секторов экономики и т.д.

- Показатели экономической среды международного маркетинга:

- валовой национальный продукт (ВНП);

- уровень жизни;

- уровень экономического роста;

- стабильность валюты.

При рассмотрении экономической среды международного маркетинга следует использовать классификацию стран, отражающих их специфику и факторы конку­рентоспособности:

1. По структуре хозяйства:

• промышленно-развитые (индустриальные);

• промышленно-развивающиеся (10% ВНП составляет обрабатывающая промышленность);

• страны-экспортеры сырья;

• страны с экономикой типа натурального хозяйства (самопотребление и небольшой прямой обмен).

2. По характеру распределения:

• очень низкий;

• низкий;

• средний;

• высокий.

3. По величине ВНП на душу населения:

• высокий уровень (25 стран) более 6000 т.д.;

• средний уровень (54 страны) от 545 до 6000;

• низкий (42 страны) менее 545$.

В международной практике при оценке факторов конкурентоспособности учи­тывается:

• динамика экономики;

• промышленная эффективность;

• динамика рынка;

• финансовая динамика;

• человеческие ресурсы;

• государственное вмешательство;

• национальные ресурсы;

• внешняя ориентация;

• инвестиционная ориентация;

• социально-экономический консенсус и стабильность.

 

 

 

Международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Экономическая среда международного маркетинга соз­дается системой международной торговли товарами (64%) и услугами (17%).

Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров и услуг экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо (баланс) и внешнеторговым оборотом.

Таблица 2.1

 

Общий объем мирового экспорта в 2004 и 2005 году составил:

2004г.- 11278 млрд. дол. США

2005г.- 11889 млрд. дол. США

 

 

Таблица 2.2

 

Общий объем экспорта товаров и услуг Украины составил:

2004г.- 37,98 млрд. дол. США

2005 г - 40,42 млрд. дол. США

Общий объем мирового импорта в 2004 и 2005 году составил:

2004 г - 11590 млрд. дол. США

2005 г - 14464 млрд. дол. США

Таблица 2.3

 

 

 

Таблица 2.4

 

 

 

Общий объем импорта товаров и услуг Украины составил:

2004г.- 31 млрд. дол. США

2005г.- 39,1 млрд. дол. США

Экспорт товаров и услуг классифицируется по следующим признакам:

1. Товарная номенклатура

2. Географический признак.

3. Распределение экспорта по отдельным странам, группам стран, регионам мира.

4. Институциональный признак.

5. Распределение экспорта по субъектам и методам осуществления экспортных операций

Импорт товаров и услуг классифицируется по аналогичным с экспортом признакам.

Система абсолютных показателей международной торговли состоит из следующих элементов:

1. Общий импорт охватывает весь объем ввоза иностранных товаров на таможенные склады, свободные зоны и открытые порты страны независимо от дальнейшего назначения этих товаров. Он определяется суммой объемов товаров, которые ввозятся в страну, за подотчетный период (как правило, за год), а общий экспорт — сумма объемов товаров, которые вывозятся из страны, за подотчетный период.

Товары, вывозимые в другую страну называются транзитными, а торговля транзитной. Таким образом, ввоз в страну товаров с целью их дальнейшего вывоза называется транзитом. Транзит может быть прямой (direct transit), или неоплаченный, и побочный, или оплаченный.

2. Прямой транзит, в отличие от побочного, осуществляется национальным транспортом через территорию страны без остановки в ней и минуя ее таможенные склады. Он не учитывается в импорте этой страны.

3. Побочный транзит — когда товары, которые импортируются, проходят через таможенные склады страны с дальнейшим их вывозом за границу без любой переработки. Эти товары не предназначены для продажи на внутреннем рынке.

4. Специальный экспорт состоит из вывезенных товаров отечественного производства, иностранных товаров, которые прошли в стране переработку с изменением их свойств или качеств.

5. Специальный импорт – разница между общим импортом и побочным транзитом. Специальный импорт включает ввоз товаров других государств для внутреннего потребления, для переработки на территории страны, объявленных для внутреннего использования, на таможенные склады страны. Как правило, он определяется в момент отгрузки товаров с таможенных складов для реализации на внутреннем рынке. В связи с тем, что товары, которые поступают на внутренний рынок, не всегда реализуются и не перерабатываются, а экспортируются, в статистике внешней торговли их называют национализированными товарами. Эти товары включают в состав специального экспорта, но, в сущности, они являются побочным импортом, который в определенной степени искривляет данные об общем объеме внешнеторгового оборота и его структуру.

В свою очередь общий экспорт подразделяется на экспорт национальных товаров и реэкспорт.

6. Реэкспорт включает вывоз национализированных заграничных товаров, которые прошли таможенную очистку, товаров с приписных таможенных складов и свободных гаваней. Это побочный импорт, т.е. перепродажа товаров, которые импортируются другой стране. Но экспорт равный побочному импорту тогда, когда в его составе входят национализированные товары. Реэкспорт можно определить другим способом: из побочного импорта изымают разность остатков товаров на таможенных складах (из остатков товаров на конец года изымают остатки товаров на начало года).

7. Чистый экспорт – положительное значение разности между экспортом и импортом в натуральном выражении.

8. Чистый импорт — положительное значение разность между импортом и экспортом в натуральном выражении.

Сальдо внешней торговли ( balance) – чистый экспорт и чистый импорт, которые исчисляются в стоимостном выражении.

На основании данных об экспорте и импорте за год в каждой стране составляют внешнеторговый баланс, в котором находит свое выражение соотношения между ввозом и вывозом.

Оборот мировой торговли товарами или услугами(О) рассчитывается как сумма экспорта (или сумма импорта) или услугами всех стран мира:

(1)

(2)

Такой подход необходимый для исключения повторного счета, так как экспорт одной страны одновременно является импортом для другой страны. Оборот мировой торговли, рассчитанный как сумма импорта, в ценах СІФ, всегда больше, чем экспорт в ценах ФОБ. По этой причине сальдо мировой торговли - разность между мировым экспортом и мировым импортом - всегда отрицательное.

Для отдельной страны внешнеторговый оборот (О) определяется суммой объемов экспорта (Е) и импорта (І):

О = Е +I. (3)

Его рассчитывают в текущих и сравнимых ценах. Внешнеторговый баланс (В) — это разность между экспортом и импортом страны:

В = Е - I. (4)

Используя абсолютные показатели, можно рассчитать относительные показатели внешней торговли. Коэффициент покрытия импорта экспортом:

(5)

оценивает степень сбалансированности внешней торговли. Его значение может быть больше 100 % при положительном сальдо торгового баланса, меньше 100 % — при отрицательном сальдо, т.е. определенная доля импорта не обеспечивается экспортом.

Коэффициент внутривидовой международной специализации страны

(6)

может колебаться от -100% (для стран, являющихся исключительно импортером отдельного товара или услуги) до +100 % (страна является чистым экспортером отдельного товара или услуги).

Коэффициент динамики международного разделения труда находят отношением индекса объема экспорта к индексу объема производства.

Степень участия страны в международном разделении труда характеризует коэффициент экспортной специализации для отдельных товаров или услуг:

(7)

где Е, Е i — соответственно общий объем экспорта страны и объем экспорта i -го товара или услуги; - — соответственно объем мирового экспорта и экспорт i -го товара или услуги; di и dij — соответственно доля i -го товара в объеме мирового экспорта и конкретной страны j.

Если Кес > 1, то это свидетельствует, что страна специализируется в мировом хозяйстве на производстве и экспорте этого товара или услуги (для импорта это означает, что страна есть чистым его потребителем).

Участие страны в мировой экономике характеризуют показатели доли страны в мировой экономике, доли экспорта в ВВП, доли экспорта в сумме мирового товарооборота, доли импорта в объеме национального потребления, всего и по отдельным товарным группам.

Интегральные показатели

Если даны другие показатели,(например, численность населения страны (Р), ВВП (GDP), внешнеэкономический долг (FL), тогда рассчитывают интегральные показатели:

─ экспорт (импорт) на душу населения: ;(8-9)

─ ВВП на душу населения:; (10)

─ внешнеэкономический долг на душу населения:; (11)

─ экспортная (импортная) квота ; (12-13)

─ экспортное покрытие внешнеэкономического долга:

; (14)

─ коэффициент открытости экономики: (15).

Используя общие и интегральные показатели можно разработать статистические индикаторы результатов внешнеэкономической деятельности страны. Они будут рассмотрены позже согласно учебному плану.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние факторов внутренней и внешней среды на деятельность фирмы | Международная инвестиционная деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.