КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 5 - Генезис науки управления
Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще. Этапы менеджмента рождались под воздействиями: -развитие реального общественного и затем промышленного производства; -появление новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути; -развитие внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеуказанными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке). Историческая периодизация Р.М.Фалмера. Роберт М. Фалмер, опираясь на периодизацию Роберта Е. Мура, предложил следующую историческую периодизацию развития управления: -начало эпохи практизма 6000-3000г. до н.э. -годы до н.э. (до капитализма) 3000-500г. до н.э. -классическая эпоха (500до н.э.-500г.н.э.) -ранние стадии развития капитализма (500г. н.э. до 1400г. н.э.) -капитализм до появления бизнеса (500-1100гг.) -мелкособственнический капитализм (1100-1400гг.) -протестантский капитализм и меркантилизм (1400-1776гг.) -промышленный капитализм в Новом Свете (1776-1890гг.) -финансовый капитализм (1890-1933гг.) -национальный капитализм (1933-1950гг.) -управленческий капитализм (1950-1990гг.) -предпринимательский капитализм (1990-е годы). Начало развития управленческой науки связывают с периодом промышленного капитализма, с появлением в 1776 г. работы Адама Смита «Богатство народов». Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. Первая управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры). На управленцев тех далеких веков возлагалась необходимость координации действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения. Особняком стояло военное искусство управления. Крупным вкладом в управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя Хаммурапи. Содержащиеся в Кодексе 285 законов регулировали все многообразие отношений между социальными группами населения. Это была первая формальная система администрирования, возникновение чисто светской манеры управления. Так этап религиозно-коммерческого управления сменился светско-административным, а затем - строительно-производственным. Заметный вклад в развитие теории управления внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненныхСозрела система акционерного капитала, руководитель-собственник постепенно был заменен наемным управляющим, а менеджмент превратился в самостоятельную область жизнедеятельности. Классическое направление менеджмента включало в себя три области: собственно научный менеджмент, административный менеджмент и концепцию бюрократических организаций.У классического научного менеджмента были такие недостатки, как непризнание различия между индивидами, неучет возрастающих потребностей рабочих, игнорирование предложений рабочих. Основной вклад в развитие административного менеджмента внесли француз Анри Файоль (1841-1925гг.) и Мари Паркер Фоллет. Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль неизменно выделял компетентность и приобретение опыта. Заслуга Файоля заключалась и в том, что он разделил все функции управления на общие (относящиеся к любой сфере деятельности) и специфические. Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления. Функции менеджмента по Файолю: - Планирование - Организация - Мотивация - Контроль - Координация Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые.
Принципы управления по Файолю: ü Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания. ü Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия. ü Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка. ü Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения. ü Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели. ü Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации. ü Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников. ü Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая. ü Скалярная цепь — «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда. ü Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте. ü Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия. ü Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента. ü Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам. ü Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы. Фоллет пыталась совместить концепции школ «научного управления», административную и школу человеческих отношений. 3 основных направления развития теории и практики менеджмента: -товарная концепция (конец ХIX- начало ХХ века), -сбытовая (30-50-е годы) и -маркетинговая (с конца 50-х, начала 60-х годов). Исторически периодизация менеджмента показывает зависимость его развития от внешних условий и от исторического этапа общества. С другой стороны, менеджмент, как специфическая область знаний о законах управления организациями начинает складывается в конце ХIХ- начале ХХ веков. Менеджмент является одним из главных составляющих нашей жизни. Так как без управления, то есть менеджмента невозможно ни одно предприятие, фирма или просто отношения между людьми. Вопрос 6 - Содержание и значение научного управления. Фредерик Уинслоу Тейлор(1856-1915гг.)— американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента. С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по научной организации труда. Оформил патентами около сотни своих изобретений и рационализаций. В 1911 г. — учреждает Общество содействия научному менеджменту. Фредерик У. Тейлор считается отцом научного управления. [1, с. 217]. Научное Управление (scientific management) — совокупность принципов управления рабочими местами, вызывающая отделение умственного труда от ручного, подразделение задач, деквалификацию, строгий контроль над рабочей силой и поощрительные выплаты заработной платы. Научное управление было первым подходом в истории управленческой теории. Его самая фундаментальная черта была связана с поиском наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов. Эта форма управления развилась в связи с острой необходимостью в Соединённых Штатах повысить производительность в начале двадцатого столетия, когда ощущался недостаток квалифицированной рабочей силы. Основополагающей предпосылкой этого направления классической теории является то, что работа (в частности, работа исполнителей) может и должна изучаться с помощью научных методов. Согласно Тейлору, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации работы. Более того, определение этого наилучшего способа является обязанностью управляющего. [2, с. 212]. Система научной организации труда Тейлора, описанная в его книгах “ Управление фабрикой” и “ Принципы научного управления ”, была построена на пяти основных принципах:
Эти пять положений выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обучение (в соответствии с утвержденным регламентом), в ходе которого он приобретает необходимые навыки работы. Такой подход противостоит методу волевых решений, когда задачи управляющих и рабочих не четко разделены. Тейлор полагал, что посредством более эффективной организации труда общий объем благ может быть увеличен, а доля каждого участника может увеличиваться без сокращения доли других. Поэтому если и управляющие, и рабочие выполняют свои задачи более эффективно, то доходы и тех и других будут возрастать. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями[3, с. 103].
Анализ концепции "научного управления" позволяет сформулировать следующие положения: 1) управление людьми признано наукой, самостоятельной областью исследования; 2) важнейшая задача этой науки повышение эффективности труда в сфере производства; 3) работа по управлению людьми требует особых качеств от человека - умения думать и брать на себя ответственность за организацию труда подчиненных. Можно видеть, что вся система Тейлора направлена на повышение эффективности производства [4,с.31].
Список использованной литературы: 1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.-218с. 2. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.-558с. 3. Герчикова И.Н. Менеджмент.-- М., 2003.-528с. 4. Менеджмент - путь к успеху. Любимова Н. Г. - М.:Агропромиздат, 2002.-512с.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |