Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование - разработка целей и путей их достижения

Основные функции менеджмента

ПЛАН

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

ЛЕКЦИЯ № 3

Итог занятия

1. Существуют различные классификации принципов управления, но применение на практике различных принципов должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление.

2. Реализация основных принципов управления – это универсальный процесс, способствующий повышению эффективности управления производством.

3. В любом деле нельзя забывать принципы, основанные на материалах народной педагогики: делай сам свое дело и не делай ничего за подчиненных; умеешь сам, научи другого; стремись быть универсалом в своей области; учись делать все сам; делай все красиво; век живи – век учись; изучай себя, знай свои сильные и слабые стороны; не унывай при поражении; коллектив – сила; помогай нуждающимся; почитай старших.

1. Цикл менеджмента – основа управленческой деятельности

2. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль

1. Цикл менеджмента – основа управленческой деятельности

Управление процессом производства не может существовать отдельно от организации, где происходит само производство. Процесс производства продукции осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению. Основой управленческой деятельности является руководство всеми процессами деятельности, которые совершаются в течение определенного времени.

Все процессы производства в совокупности составляют цикл менеджмента, который состоит из четырех составляющих:

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль.

Наличие всех четырех составляющих определяет принципиальное единство структуры процесса управления на предприятии независимо от его отраслевой принадлежности.

Все 4 составляющие цикла менеджмента составляют основные функции управления предприятием:

- перспективное и текущее планирование;

- организация и регулирование;

- мотивация и координирование;

- контроль и учет.

 

Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, а также соответствующая организация работы.

Анри Файоль в начале 20 века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. В настоящее время наука менеджмент оставила 4 функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Все эти функции взаимосвязаны, проникают друг в друга и объединены в единый, целостный процесс.

Уровни планирования:

- стратегические планы;

- тактические планы;

- оперативно-календарные планы.

Стратегический план – это план на долгий период времени (5-10 лет), он всегда связан с решением важнейших проблем. Он позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением.

Тактический план определяет пути, обеспечивающие приближение к заданным целям и параметрам и связан с решением задач на ближайшее время (до года-двух).

Оперативно-календарный план составляется на минимальный промежуток времени для выполнения насущных задач.

Английскими представителями административной школы управления разработаны принципы рационального планирования:

- чем больше предприятие, тем разностороннее и четче должно быть планирование его деятельности;

- необходимо предвидеть ход развития событий на предприятии, в отрасли, в подразделениях, у конкурентов;

- разрабатывается запасной «аварийный» план, который удастся выполнить даже при самых неблагоприятных обстоятельствах;

- процесс планирования должен быть встречным, когда задействованы все звенья управления;

- планированием должны заниматься профессионалы;

- особое внимание следует уделить составлению бюджетов фирмы.

Основными принципами планирования являются: комплексность,

точность, непрерывность, гибкость и экономичность.

Целостность процесса планирования обеспечивает непрерывность

производственного процесса, бесперебойную работу предприятия, стабильность его хозяйственных связей.

Суть функции планирования заключается в том, что с ее помощью в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с этой проблемой и более эффективно реагировать на нее.

 

Организация – это распределение задач между сотрудниками и распределение ответственности между сотрудниками.

Функция организации выполнения принятых решений включает в себя:

- доведение принятого решения (плана) до исполнителя;

- материально-техническое обеспечение возможности выполнения данного решения (плана);

- согласование данного решения (плана) с установками и потребностями личности исполнителя.

Существуют три главных этапа в построении организации:

- определение характера выполняемой работы;

- распределение работ между отдельными элементами менеджмента;

- построение логических групп управления.

Практика показывает, что недостаточно построить надлежащую структуру организации, необходимо скоординировать работу всех ее элементов.

Координация деятельности организации – это процесс распределения деятельности во времени, приведение ее элементов в такое сочетание, которое позволит эффективно и оперативно достичь

Для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношение. Каждый сотрудник компании должен понимать, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими. Это достигается с помощью четкого распределения обязанностей.

Для четкого распределения обязанностей, масштаба полномочий и меры ответственности по каждой должности введен документ «Должностные инструкции», где содержатся следующие положения:

- название должности;

- отдел, в котором имеется эта должность;

- уровень положения;

- описание выполняемых функций;

- обязанности и права;

- взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными;

- ограничения в полномочиях.

Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.

Мотивация зародилась еще с древних времен через кнут и пряник. С конца 18 века стал распространен метод убеждения, и было доказано, что люди будут работать больше, если есть возможность заработать. Практика показала, что создать мотив работы можно, если создать соответствующие вознаграждения в обмен на труд.

Мотивация не зарождается сразу, это процесс, который проходит 6 стадий:

- возникновение потребностей – человек ощущает, что ему что-то не хватает;

- поиск путей удовлетворения потребностей – поиск возможностей по устранению неудовлетворенности;

- определение направления действия – определение средств по устранению потребности;

- осуществление действия – приложение усилий для осуществления действий, которые предоставляют возможность для получения того, чтобы устранить потребность;

- получение вознаграждения за осуществление действия – по результату работы человек получает то, чтобы удовлетворить свою потребность;

- устранение потребности – человек либо прекращает деятельность до появления новой потребности, либо продолжает деятельность для полного устранения потребности.

Мотивация бывает трех видов:

- материальная – выплата сотрудникам зарплаты, премий и других материальных вознаграждений за труд.

- моральная – благодарность, грамота, фото на доске почета…

- социальная – это создание менеджером условий для интересной творческой работы в дружном, слаженно работающем коллективе, в котором каждый может рассчитывать на поддержку и взаимопомощь коллег по работе.

Дополнительно мотивацию труда создает обстановка причастности каждого сотрудника к решению актуальных для предприятия задач.

Для менеджера должно стать правилом выражение: «Довольный рабочий – это производительный рабочий».

Таким образом, менеджер должен стремиться к построению конструктивных отношений с сотрудниками, которые характеризуются социальным согласием и единством целей.

Контроль – это процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными.

Система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации.

Практика показывает, тот, кто имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить.

Эффективно использовать все виды контроля:

- предварительный – осуществляется до фактического начала работ. В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Этот вид контроля имеет 2 разновидности:

диагностический - включает в себя измерители, эталоны, предупреждающие сигналы, указывающие на то, что в организации что-то не в порядке;

терапевтический – позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.

- текущий – осуществляется в ходе проведения работ, позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

- заключительный – помогает проанализировать полученный результат и предотвратить ошибки в будущем.

Универсальной системы контроля нет. Система контроля должна разрабатываться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого предприятия и считается действенной только в том случае, если контроль создает условия для осуществления менеджером необходимой корректировки деятельности предприятия.

 

Итоги занятия:

- Функции менеджмента, входящие в состав цикла менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль), находится в состоянии постоянной взаимосвязи и взаимозависимости:

- От эффективного планирования зависит, насколько удастся менеджеру осуществить работу по организации производства;

- продуманный комплекс действий менеджера по мотивации персонала во многом способствует совершенствованию организационной структуры предприятия (сокращение лишних подразделений и должностей с последующим повышением уровня заработной платы труда оставшимся сотрудникам), повышению производительности труда и качества работы;

- действенный контроль за работой сотрудников позволяет менеджеру выявлять лучшие кадры и с помощью соответствующей мотивации поощрять их к дальнейшим успехам в работе;

- на базе информации, полученной при контроле, и ее анализа у менеджера появляется возможность внесения необходимых уточнений в ранее намеченные планы производства.

Таким образом, налицо тесная взаимная связь и зависимость составляющих цикла менеджмента.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы аналитической деятельности менеджера | Оценка и анализ внешней среды организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.