КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование - разработка целей и путей их достижения
Основные функции менеджмента ПЛАН ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА ЛЕКЦИЯ № 3 Итог занятия 1. Существуют различные классификации принципов управления, но применение на практике различных принципов должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. 2. Реализация основных принципов управления – это универсальный процесс, способствующий повышению эффективности управления производством. 3. В любом деле нельзя забывать принципы, основанные на материалах народной педагогики: делай сам свое дело и не делай ничего за подчиненных; умеешь сам, научи другого; стремись быть универсалом в своей области; учись делать все сам; делай все красиво; век живи – век учись; изучай себя, знай свои сильные и слабые стороны; не унывай при поражении; коллектив – сила; помогай нуждающимся; почитай старших. 1. Цикл менеджмента – основа управленческой деятельности 2. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль 1. Цикл менеджмента – основа управленческой деятельности Управление процессом производства не может существовать отдельно от организации, где происходит само производство. Процесс производства продукции осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению. Основой управленческой деятельности является руководство всеми процессами деятельности, которые совершаются в течение определенного времени. Все процессы производства в совокупности составляют цикл менеджмента, который состоит из четырех составляющих: - планирование; - организация; - мотивация; - контроль. Наличие всех четырех составляющих определяет принципиальное единство структуры процесса управления на предприятии независимо от его отраслевой принадлежности. Все 4 составляющие цикла менеджмента составляют основные функции управления предприятием: - перспективное и текущее планирование; - организация и регулирование; - мотивация и координирование; - контроль и учет.
Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, а также соответствующая организация работы. Анри Файоль в начале 20 века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. В настоящее время наука менеджмент оставила 4 функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Все эти функции взаимосвязаны, проникают друг в друга и объединены в единый, целостный процесс. Уровни планирования: - стратегические планы; - тактические планы; - оперативно-календарные планы. Стратегический план – это план на долгий период времени (5-10 лет), он всегда связан с решением важнейших проблем. Он позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Тактический план определяет пути, обеспечивающие приближение к заданным целям и параметрам и связан с решением задач на ближайшее время (до года-двух). Оперативно-календарный план составляется на минимальный промежуток времени для выполнения насущных задач. Английскими представителями административной школы управления разработаны принципы рационального планирования: - чем больше предприятие, тем разностороннее и четче должно быть планирование его деятельности; - необходимо предвидеть ход развития событий на предприятии, в отрасли, в подразделениях, у конкурентов; - разрабатывается запасной «аварийный» план, который удастся выполнить даже при самых неблагоприятных обстоятельствах; - процесс планирования должен быть встречным, когда задействованы все звенья управления; - планированием должны заниматься профессионалы; - особое внимание следует уделить составлению бюджетов фирмы. Основными принципами планирования являются: комплексность, точность, непрерывность, гибкость и экономичность. Целостность процесса планирования обеспечивает непрерывность производственного процесса, бесперебойную работу предприятия, стабильность его хозяйственных связей. Суть функции планирования заключается в том, что с ее помощью в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с этой проблемой и более эффективно реагировать на нее.
Организация – это распределение задач между сотрудниками и распределение ответственности между сотрудниками. Функция организации выполнения принятых решений включает в себя: - доведение принятого решения (плана) до исполнителя; - материально-техническое обеспечение возможности выполнения данного решения (плана); - согласование данного решения (плана) с установками и потребностями личности исполнителя. Существуют три главных этапа в построении организации: - определение характера выполняемой работы; - распределение работ между отдельными элементами менеджмента; - построение логических групп управления. Практика показывает, что недостаточно построить надлежащую структуру организации, необходимо скоординировать работу всех ее элементов. Координация деятельности организации – это процесс распределения деятельности во времени, приведение ее элементов в такое сочетание, которое позволит эффективно и оперативно достичь Для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношение. Каждый сотрудник компании должен понимать, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими. Это достигается с помощью четкого распределения обязанностей. Для четкого распределения обязанностей, масштаба полномочий и меры ответственности по каждой должности введен документ «Должностные инструкции», где содержатся следующие положения: - название должности; - отдел, в котором имеется эта должность; - уровень положения; - описание выполняемых функций; - обязанности и права; - взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными; - ограничения в полномочиях. Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов. Мотивация зародилась еще с древних времен через кнут и пряник. С конца 18 века стал распространен метод убеждения, и было доказано, что люди будут работать больше, если есть возможность заработать. Практика показала, что создать мотив работы можно, если создать соответствующие вознаграждения в обмен на труд. Мотивация не зарождается сразу, это процесс, который проходит 6 стадий: - возникновение потребностей – человек ощущает, что ему что-то не хватает; - поиск путей удовлетворения потребностей – поиск возможностей по устранению неудовлетворенности; - определение направления действия – определение средств по устранению потребности; - осуществление действия – приложение усилий для осуществления действий, которые предоставляют возможность для получения того, чтобы устранить потребность; - получение вознаграждения за осуществление действия – по результату работы человек получает то, чтобы удовлетворить свою потребность; - устранение потребности – человек либо прекращает деятельность до появления новой потребности, либо продолжает деятельность для полного устранения потребности. Мотивация бывает трех видов: - материальная – выплата сотрудникам зарплаты, премий и других материальных вознаграждений за труд. - моральная – благодарность, грамота, фото на доске почета… - социальная – это создание менеджером условий для интересной творческой работы в дружном, слаженно работающем коллективе, в котором каждый может рассчитывать на поддержку и взаимопомощь коллег по работе. Дополнительно мотивацию труда создает обстановка причастности каждого сотрудника к решению актуальных для предприятия задач. Для менеджера должно стать правилом выражение: «Довольный рабочий – это производительный рабочий». Таким образом, менеджер должен стремиться к построению конструктивных отношений с сотрудниками, которые характеризуются социальным согласием и единством целей. Контроль – это процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными. Система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. Практика показывает, тот, кто имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить. Эффективно использовать все виды контроля: - предварительный – осуществляется до фактического начала работ. В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Этот вид контроля имеет 2 разновидности: диагностический - включает в себя измерители, эталоны, предупреждающие сигналы, указывающие на то, что в организации что-то не в порядке; терапевтический – позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры. - текущий – осуществляется в ходе проведения работ, позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. - заключительный – помогает проанализировать полученный результат и предотвратить ошибки в будущем. Универсальной системы контроля нет. Система контроля должна разрабатываться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого предприятия и считается действенной только в том случае, если контроль создает условия для осуществления менеджером необходимой корректировки деятельности предприятия.
Итоги занятия: - Функции менеджмента, входящие в состав цикла менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль), находится в состоянии постоянной взаимосвязи и взаимозависимости: - От эффективного планирования зависит, насколько удастся менеджеру осуществить работу по организации производства; - продуманный комплекс действий менеджера по мотивации персонала во многом способствует совершенствованию организационной структуры предприятия (сокращение лишних подразделений и должностей с последующим повышением уровня заработной платы труда оставшимся сотрудникам), повышению производительности труда и качества работы; - действенный контроль за работой сотрудников позволяет менеджеру выявлять лучшие кадры и с помощью соответствующей мотивации поощрять их к дальнейшим успехам в работе; - на базе информации, полученной при контроле, и ее анализа у менеджера появляется возможность внесения необходимых уточнений в ранее намеченные планы производства. Таким образом, налицо тесная взаимная связь и зависимость составляющих цикла менеджмента.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |