Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Организация. Типы структур организаций

 

Студент должен:

Иметь представление:

- об организации и принципах построения организационной структуры управлекния;

Знать:

- основные типы структур организаций;

Уметь:

- составлять заданную структуру;

- определять преимущества и недостатки каждого типа структур

 

Вопросы для изучения: Организация. Принципы построения организационной структуры управления: цели и задачи организации, функциональное разделение труда, объем полномочий руководства, соответствие социально-культурной среде, целесообразность числа звеньев. Типы структур организаций:

- по взаимодействию с внешней средой: механические и органические;

- по взаимодействию подразделений: традиционные (линейно-функциональные), дивизиональные и матричные;

- по взаимодействию с человеком: корпоративная и индивидуалистская.

Новое в типах организации.

 

Лекция №______

Общие понятия организационной структуры органов управления.

 

Построение структуры управления организацией - это важнейшая составная часть общей функции управления – это организовывания. Эта функция имеет огромное значение, т.к. главная её задача – это создание необходимых условий для выполнения всей системы планов на предприятии. Не менее важной задачей является создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно- техническому прогрессу, единым для всех работников ценностям. Культура, как сложившаяся в организации система ценностей, убеждений, образов и норм поведения проявляется в отношениях с работниками, с организацией и с вешней средой, т.е. прямо связано с организационной структурой.

Между структурой управления и организационной структурой существует тесная связь: структура организации отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями и людьми, а структура управления координирует и обеспечивает эффективное достижение общих целей и задач. Если изменятся структура организации (разукрупление, объединение) меняется и структура управления.

Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементы – это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятыми разделениями управленческих задач. Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые делятся на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи являются одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения при наличии нескольких уровней управления.

Кроме того, в соответствии с разделением управленческого труда связи могут носить линейный и функциональный характер.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого разделены функции и задачи управления, а следовательно и равная ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления рассматривают как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. В соответствии с этим построение организационной структуры предприятия требует:

¾ группировки всех видов работ по функциям, обязанностям и задачам;

¾ формирования соответсвующих отделов, рабочих групп и индивидуальных исполнителей;

¾ установления полномочий по принятию решений и отношений между отделами по поводу выполнения ими функций, обязанностей и задач.

¾ Формирование каналов коммуникаций и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и горизонтали.

Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчинённых на выполнение задач.

Ответственность – это обязанность выполнять задачи и отвечать за из решение.

Делегирование – это передача полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Власть – это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенной направленности.

Для поведения работников, наделённых властью и правом принимать решение типично следущие:

¾ понимание целей и стратегии предприятия;

¾ личная ответственность за результаты труда;

¾ постоянная оценка эффективности своего труда;

¾ забота о привлечении необходимых ресурсов;

¾ инициативная помощь другим работникам и др.

Характерные структуры управления.

Структуру управления характеризуют с помощью таких понятий, как сложность, уровни формализации и централизации, механизмы координации.

Сложность определяется по качеству отделов, групп, квалифицированных специалистов и уровней иерархии. Все эти параметры могут различаться в зависимости от принятого разделения работ. Существует три формы разделения (дифференциации) работ – горизонтальную, вертикальную и пространственную. При горизонтальной – учитывается однородность работ. Чем больше работников с разным уровнем квалификации, тем больше отделов. Вертикальная – характеризуется числом уровней иерархии. Чем больше таких уровней, тем сложнее коммуникации.

Пространственная - отражает географическое расположение заводов, филиалов, подразделений, служб.

Формализация характеризуется уровнем стандартизации.

Стандарты ограничивают возможности выбора исполнителей, указывая им что, когда и как делать, т.е. работа должна производиться в соответствии с инструкциями, правилами, описанием процедур и операций по всем процессам.

Централизация отражает распределение прав и обязанностей по вертикали управления.

Координация базируется на использовании механизмов разделенных ресурсов и действиё.

Вывод: Связь структуры управления с целями, функциями и процессом управления, людьми и их полномочиями свидетельствует об её огромном влиянии на все стороны организации. Именно поэтому руководители всех уровней уделяют большое внимание принципам и методам формирования структур.


 

Лекция №________

Вертикальное и горизонтальное разделение труда

 

Организация труда на научной основе требует соответствующих форм его разделения, главной целью которого является специализация работников на выполнении отдельных видов работ. Операций и процедур. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку.

Горизонтальное разделение труда – это разделение всей работы на составляющие компоненты. Труд по горизонтали, как правило, разделяется по функциональному, товарно-отраслевому и квалификационному признакам.

Функциональное разд. Труда – это специализация работников по видам деятельности (снабжение, сбыт, производство и т.д.);

По товарно-отраслевому признаку – это специализация работников на выполнении конкретных трудовых операций и процедур (например, специализация продавцов на продаже одного вида товара,, осуществление слесарем ремонта только одного узла сложной машины и т.д.);

Квалификационное разделение труда – исходит из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации.

Вертикальное разд. труда – так как работа в организации разделяется на отдельные части, то кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной.. В такой работе всегда присутствует два компонента: интеллектуальный – подготовка и принятие решения, и волевой – проведение их в жизнь.

Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

- общее руководство – выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации.

- технологическое руководство – разработка и внедрение прогрессивных технологий. Это рационализация производственных процессов на основе внедрения передовых методов управления, комплексной механизации и автоматизации производства.

- экономическое руководство – стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, внедрение хозрасчета.

- оперативное управление – составление и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей определенных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, систематический контроль за ходом технологического процесса.

- управление персоналом – подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика основных функций менеджмента | Тема 5. Планирование. Стратегические и тактические планы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.