КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление на основе договора о франчайзинге
В течение первых пяти лет предпринимательство заканчивается неудачей у каждых двух из трех начинающих. Чаще всего это связано с отсутствием надежной системы предпринимательского контроля и недостатком профессиональной подготовки руководства. Один из путей снижения рисков – заключение франчайзингового договора. Закрытие франчайзных предприятий по данным Министерства торговли США в первые пять лет работы составляет лишь 4%. Франчайзинг - это форма предпринимательской деятельности, при которой одна компания передает другой компании или частному лицу права на использование своей торговой марки, производственных/маркетинговых знаний и различных ноу-хау. Франчайзер - компания, владелец торговой марки, которая передает за определенную плату другой стороне производственные/маркетинговые знания и права на использования торговой марки. Франчайзи - компания или частное лицо, которому передают за определенную плату (роялти) производственные/маркетинговые знания и права на использование торговой марки. Франшиза - это право использования производственных/маркетинговых знаний и торговой марки франчайзера
Стоимость франшизы, как правило, состоит из: 1. Вступительный членский взнос, или фиксированная сумма при ее приобретении франшизы (составляет от 5000 $ до 40 000 $, в среднем 21000 $). 2. Процента от оборота (обычная сетка от 1,5 до 5%). 3. Комиссионных за каждое бронирование номера через центральную систему бронирования сети (от 30 до 300$ за номер в год. Платежи зависят от числа комнат, от объема операций). 4. Плата за рекламу (обычно 1-5% валового дохода). Для ресторанного бизнеса обычная величина расходов - 750 тыс.$ - 1,5 млн.$ в год. Для гостиничного она гораздо больше.
В 1960-х франчайзинг стал основной стратегией роста и развития Hilton и Sheraton. В 1970-е и 1980-е годы эта тенденция сохранилась. Однако при всех своих выгодах франчайзинг чреват для франчайзера двумя проблемами: необходимостью поддерживать стандарты качества и дополнительными сложностями, так как необходимо не допускать финансовой неудачи из-за неправильных действий франчайзи. Ситуация для франчайзера осложняется тем, что изложить в контракте с франчайзи все нюансы, которые могли бы гарантировать стандарты качества, всегда очень трудно. Только в последнее время франчайзинговые контракты стали более точно формулировать требования к внешнему виду помещений и уровню обслуживания гостей. Плата за лицензию может быть разной и устанавливается на основании договора между франчайзером и франчайзи, но в среднем в гостиничном бизнесе она составляет 3—4% дохода с каждого сдаваемого номера. Крупнейшие гостиничные сети франшизного типа представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Крупнейшие гостиничные сети франшизного типа [3]
Как для франчайзера, так и для франчайзи система франшизы предоставляет выгоды и имеет недостатки. Так, франчайзи получает следующие выгоды: 1. Выгоду от присоединения к известной интернациональной марке 2. Пакет планов и спецификаций, при помощи которых можно быстро начать дело (комплект проектных документов, полный набор инструкций по управлению предприятием). 3. Рекламу в пределах всей страны. 4. Централизованную систему резервирования. 5. Возможность пользоваться ценовыми скидками при приобретении мебели, аксессуаров и оборудования. 6. Упоминание в справочнике компании. 7. Предоставление низких тарифов компаниями, выпускающими кредитные карточки. 8. Повышение квалификации высшего и среднего руководящего звена, обучение обслуживающего персонала до открытия предприятия, периодическую их подготовку в течение всего времени действия договора
Однако при такой системе франчайзи сталкивается и с трудностями: 1. Большие платежи франчайзеру (и вступительные, и текущие). 2. Централизованная система резервирования обеспечивает лишь 17—26% от всех резервируемых номеров. 3. Необходимость строгого соблюдения условий договора. 4. Необходимость полного соблюдения стандартов, установленных франчайзером.
Компании-франчайзеру франшизная система дает следующие выгоды: 1. Увеличение доли рынка и соответствующий рост престижа; 2. Дополнительный доход за предоставление права использовать свою лицензию. 3. Гораздо интенсивнее продвигаться по всему миру, имея более широкую возможность для расширения Однако при этом компания идет на известный риск, так как: 1. Можно совершить ошибку, продав право пользоваться своей лицензией ненадежной структуре; 2. Трудно поддерживать стандарты качества на надлежащем уровне.
В любом договоре франчайзинга обязательно будет содержаться условие о проведении инспекции, т.е. внутреннего аудита. Для этого несколько представителей франчайзера иногда инкогнито живут в отеле, создают ситуации для проявлении сервиса и умения общаться с гостем и затем составляют отчет для собственника, где указывают, что, на их взгляд, необходимо изменить. В целях получения больших платежей франчайзер проводит периодические проверки предприятий, осмотр производства и выдачу рекомендаций о путях повышения производительности; может порекомендовать новые продукты или виды обслуживания, новое оборудование или изменение во внешнем оформлении предприятия для создания необходимого имиджа. В США насчитывается гораздо больше франшизных, чем полноправных корпоративных членов. МакДоналдс, Бургер Кинз, Холидей Иннз. Эти цепи на 98% состоят из франшизных предприятий, принадлежащих самым различным компаниям. Наиболее известны франчайзинговые сети Choice Hotels, Days Inns, Holiday Inns, гостиницы Sheraton, Hilton, в ресторанном бизнесе – McDonald’s, Burger King, Kentucky Fried Chicken, Pizza Hut, T.G.I.Friday’s. Случаи приобретения международных франшиз отечественными отелями пока еще единичны. Чаще всего международная гостиничная сеть попросту нё желает продавать франшизу на незнакомом рынке из-за достаточно обоснованных опасений, что другая сторона не сможет гарантировать стандарты качества обслуживания, подготовить персонал на должном уровне. Кроме того, нет гарантии, что все помещения гостиницы будут переоснащены в соответствии с требованиями франчайзера. Российские сотрудники в отличие от иностранцев смотрят на процесс работы с другой точки зрения. Например, меньшее значение придают именно соблюдению стандартов. Именно очень спокойное, по мнению иностранцев, отношение славян к деталям и необходимости четкого выполнения регламентов останавливает большинство зарубежных компаний от продажи франшизы на рынке СНГ. К недостаткам франшизы отечественный бизнес в свою очередь, может относить достаточно высокие расходы на ее покупку и доведение объекта до необходимого качественного уровня, обучение персонала, необходимость определенного финансового мониторинга деятельности со стороны франчайзера. Собственно говоря, все сказанное выше относится у нас в большей степени к теории, чем к реальной практике - конкретные случаи успеха или неудачи международных франчайзинговых проектов можно будет анализировать лишь при их реальном наличии.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |