КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иконографические
Письменные Ненаучные Позволяют восстановить к-л явление Позволяют делать выводы об авторах 2)-иллюстративные документы (ссылки, примеры, лучшее разъяснение сказанного)
По степени надежности подачи инфы: 1)-первичные д. – инфа, которая получена по свежим следам из первых рук (часто описательного плана) 2)-вторичные д. – на основе первичной, обладают меньшей степенью надежности. По степени научной обоснованности: 1)-документы научные - монографии, статьи, отчеты (все должно обязательно иметь грифы, рецензии и т.д.) Качественно-количественные: 1)-качественная документация (иногда называют вербальными) - анализ, оценка, прогноз. 2)-количественная документация (=статистическая документация) – вся статистическая отчетность (перепись населения, выборочные опросы и т.д) и т.д. В зависимости от формы фиксации инфы: -1а)-рукописные -1б)-печатные -кино /\ фото \/ видео документы /\ произведения искусства (гравюры, эмблемы и т.д.) Аспекты анализа: · - можем анализировать как документы прежних эпох, которые позволяют анализировать различные стороны жизни в различный период времени · -как документация по изобразительному искусству, когда само искусство анализируется как явление эпохи и отсюда изучать жанр, стилистику и т.п. · -можно изучать документы, с целью сделать выводы о личности их авторов · -с целью выяснить их целевую задачу и функции · т.к. через такие документы воздействуют на создание, мы можем изучать методы воздействия 3)-Фонетические документы – радио, магнитные и иные носители. 4)-…
Надежность и достоверность документов
Надежность документа – степень объективности инфы. Это то, насколько она отвечает объективной подаче фактов. Источник инфы здесь – реальный объект. Достоверность документа - степень эффективности изучения анализа инфы и источник достоверности, методы социологического анализа (!!!) – достоверность обеспечивают социологии тем, насколько правильно выберут документ.
Степени формы использования официальных и личных документов и их место в социологическом исследовании Документы используются в совокупности с другими социологическими данными (иногда отдельно), могут помочь в процессе разработки и формулирования гипотез, уточнения целей и задач исследования. Существенная роль принадлежит официальным и неофициальным документам, в процессе проверки гипотез. Чем больше гипотезу подтверждают, тем больше оснований считать гипотезу истинной. Для углубления знаний об исследуемом процессе, при этом не только об объективных его основах, но и о представлениях участников этого процесса о событиях, явлениях. Документы официальные и личные могут быть фундаментом, когда других источников либо нет вообще, либо они явно недостаточны и являются индуктивной основой для теоретических выводов. Специфика работы с документами Методы анализа документов можно разделить на две группы ( МАД): 1- Традиционные - качественный анализ = изучение документов a. – в основе имеют понимание сути содержания, состояния, структуры 2- Формализованные – количественный анализ = контент-анализ (К-А) a. – счет
КАЧЕСТВЕННЫЙ анализ документов – начало работы с документами. Здесь особое внимание концентрируется на методических правилах работы с документами. Выделяет 4 аспекта методических правил (Клакхал /\ Энджел): 1-. критика со стороны: a. –степень достоверности документа (копия – подлинник, первичная инфа – вторичная и т.д.) b. –авторство c. –дата создания документа d. –теоретическое и семантическое значение 2-. критика изнутри (проверяем достоверность сообщаемых документов фактом) +++!!! решить проблему Личное Выравнивание – способность и желание автора сказать правду 3-. синтез: a. –должны установить причинно-следственные связи, выяснить мотивы, ценностные ориентации и установки автора документа 4-. прогнозы и рекомендации
Анализ может происходить не только в 4 –х аспектах но и в Два этапа: 1-осуществление внешнего анализа (дает характеристику внешних особенностей документа) – особенности стиля, языка, времени, места создания, характера среды, в которой документ писался, социальную принадлежность и культурный уровень автора. +++ мы можем выявить и оценить проблему тенденциозности (найти содержащиеся ошибки и искажения). Тенденциозность базируется на мотивации ===> изучение мотивов написания. · - Тенденциозность снижается, когда истина автору безразлична. · -когда сообщение может быть пагубно для автора · -повышает правдивость, когда сообщаемый факт легко проверяется · -когда сообщаемая информация противоречит имеющимся представлениям и достаточно обоснована 2-осуществление внутреннего анализа: - 1)-определение места документа в системе социальной документации. Здесь необходимо выявление социальных факторов, обстоятельств, причин, которые обусловили, сровоцировали появление документов 2)-должны уяснить связи и зависимости между итзменениями в сознании и поведении людей и вызвавшими их документами. 3)- мы должны установить степень социальной эффективности … и соответствия этому документа условия..??? – когда документ!!!, который теоретически должен, например, улаживать конфликт, его наоборот раздувает 4)-мероприятия по пересмотру, утверждению или созданию нового документа.
К правилам работы с документами ТРАДИЦИОННОГО анализа относятся: 1) -в документальной информации должны различать описание и оценку событий 2) –необходимо выяснять целевую установку создания документа 3) –как получена информация (первичная или вторичная) 4) –мы должны проверить подлинность информации и самого документа Вопрос: «Как проверить подлинность информации?» 3 способа: 1)-Обычный – знакомимся с содержанием документа и высматриваем отдельные нюансы по форме или содержанию документа (что-то может показаться сомнительным, нетипичным, алогичным, тенденциозным) 2)-Классический (=традиционный) – изучая документы, всегда выдивгают гипотезы, на основании которых определяем логику документа, его стройность, последовательность информации, ссылки, логическая точность, связность и т.д. 3)-Интенсивный способ – включает проведение как Качественного (традиционного), так и Контент-анализа
ТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД – включает все многогобращие умственных операций, которые направлены на интерпретацию содержания документа, в соответствии с целями исследования. Чаще всего цели образения к содержанию, не совпадают с целями, которые преследовал автор (создатель) документа. \===>нужно выбирать лишь то, что пригодно для социологического исследования, связано с проблемой и то, из каких источников можем получить недостающую инфу. Адаптация содержания документа к исследовательской задаче. Основан на интуитивном прочтение документа, логическом обосновании сделанных выводов и заключения. Типичные примеры анализа текстовых источников – изучение социологами всевозможных научных рабт по проблеме исследования.
Главное ограничение использования традиционных методов анализа документов – возможность субъективных влияний исследователей на результаты анализа. Возможность влияния сложившихся стереотипов и стереотипных представлений о проблеме и предмете анализа.
Этот недостаток отчасти компенсируется Формализованным методом – статистическое исследование числа строк, частотность упоминания терминов, регионов, слов, частотность публикаций и т.д.
Итого – традиционный метод – задействуем логику и даже интуицию ---- но отсюда субъективизм.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (К-А) -качественно-количественный - это метод изучения Сообщений, в различных сферах социальной коммуникации, и зафиксированных в форме письменного текста. Сущность этого метода состоит в том,чтобы найти такие свойства. Признаки, черты текста, которые бы отражали существенные стороны его содержания. С помощью К-А выявляется частота характеристик текста, которая позволяет исследователю делать определенные выводы относительно коммуникатора (создатель сообщения) или возможных реакций реципиентов. К-А – это анализ содержания массовых совокупностей текстов, с использованием формализованного наблюдения. Т.е. имеются, в отличие от традиционного анализа, стандартизованные правила поиска, учета и подсчета количественных показателей и изучаемых характеристик текста, и статистических процедур в социологических целях
КА может применяться как самостоятельный метод исследования (основной метод), в комплексе с иными методами (параллельный), контроль (вспомогательный)
Принципы КА: · - научная строгость исследования · -восхождение от текста к внетекстовой реальности
Применение КА: · -высокая степень точности и объективности (????????) · -при наличии обширного и несистематизированного материала позволяет систематизировать · -когда харктеризуется частотой применения и когда текстовой материал нельзя интерпретировать без частоты появления ч-л · -для выяснения насколько содержание текстов связано с интересами и ценностными ориентациями к-л групп · -для изучения изменений для соц регуляции в связи с объективными изменениями в обществе · -для выяснения направленности деятельности каналов (источника) документов
Система индикаторов применения КА: Лаурестин (разработал схему)\
ЦЕЛЬ К-А: · 1- узнать что было до текста · 2- узнать что попало в текст · 3- узнать что будет существовать после текста (возможное восприятие адресатом)
Принципы К-А · 1-систематичность – реализуется, если все содержание будет проанализировано по единой методике (недопускается частичный анализ, произвольное исключение из поля зрения тех или иных текстов) НАПРИМЕР – исследователь не имеет право игнорировать материалы, не подтверждающие его гипотезы. Предполагает соблюдение всех правил отбора элементов выборочной совокупности · 2-обобщенность – состоит в том, чтобы получить из текста информацию о внетекстовой реальности – авторе, истории и т.д. +++ учет только манифестируемого значения (значения, которое предполагается) +++ коммуникативность (то, что позволяет перевести текст) · 3-объективность (достигается при условии соблюдения алгоритмизированного (осуществляемого по определенным правилам) перевода текстовой инфы в количественные показатели) ===> для этого необходимо четко выделить категории и единицы анализа + наибольшая объективность – при компьютерном К-А (первый – Стоун (?) – элементы содержания по неким критериям (60-е гг)) +++ контроль
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |