Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа К-А

 

Программа КА – намечает узлы содержания --- фиксирует их --- люди группируют факты действительности вокруг к-л центрального события и характеризуют его с разных сторон (===> любой текст можно разбить на ряд логических цепей, в каждом из которых можно найти центральную идею). Итак:

1-й шаг – определяем эмпирические объекты. Говорим о том, что самое главное – репрезентативная выборка (сколько единиц текстов надо рассмотреть, какая периодичность, насколько выборка должна быть минимальна, какие временные границы текстов)

2-й шаг – нужно определиться с категориями анализа ===> должны найти наиболее общие, ключевые понятия, которые соответствуют исследовательским задачам. Общие ключевые понятия, в которых отражена наша проблема (!!!!).

А)-Мы должны постоянно сравнивать созданную теоретическую схему с документальными данными. Которые соответствуют задачам и целям исследования.

Б)-Категории должны быть исчерпывающими, должны охватывать все чащи содержания, в соответствии с задачами и целями исследования

В)-Категории должны отвечать требованию взаимоисключаемости (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям)

Г)-Категории должны отвекчать требованиям надежности (должны быть сформулриованы так, чтобы все исследователи имели достаточно высокую степень согласия по поводу того, какие части содержания следует отнести к той или иной категории)

Д)-категории должны быть уместны (служить для описания проблемы) ===> коммуникататор всегда описывает проблемы через текст в определенной системе категории – вычленение этих категорий анализа позволяет расчленить текст на смысловые блоки, оп каждому из них сделать заключение о наличии или отсутствии в тексте данной категории. Единицей счета в этом случае будет выступать фрагмент текста, который содержит упоминание названной категории. Для каждтй категории должны находить эмпирические индикаторы – более конкретные элементы содержания, которые можно обонаружить в тексте и учесть в виде отдельного суждения содержащего мысль

---например, при исследовании должностых инструкций, главная категория – регламентации. Далее брались стороны предметной деятельности и показывалось, что включает в себя понятие регламентация: -права, обязанности, квалификационное требование, цели функционирования человека и т.д.

---итак, каждая выделенная подкатегория отличается своим содержанием.

Категория анализа - понятие, в соответствии с которым мы далее будем сортировать единицы анализа

3-й шаг: выделение смысловых единиц (единиц содержания). В качестве смысловой единицы могут выступать:

· -понятия (слова, термины и т.д.)

· -тема (смысловые абзацы, части текста, статьи и т.д.)

· -имена

· -целостное общественное событие

· -отдельный фрагмент текст (слово, персонаж, абзац)

=====> лингвистическая единицы речи или элемент содержания речи, который служит индикатором явлений

В практике наиболее частые единицы анализа: слово, простое предложение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом. Сложные виды КА оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.

!!!!!!!!!!!!! - Единицы анализа взятые изолированно могут быть неправильно истолкованы ===> их надо рассматривать на фоне более щироких, содержательных единиц или структур. Всегда нужно учитывать контекст.

Для единицы анализа, которое называется слово, контекстуальное единство – предложение, для предложения – текст, для текста – тема и т.д.

4-й шаг: определение единиц счета.

Единицы счета - количественная мера взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Это поле, в котором излагается информация ===> единицей счеты может выступать количество строк, колонн, знаков, время (если эфир) и т.д.

В практике исследований чаще всего используются следующие системы счета:

· -время – пространство (число строк, абзацев, знаков и т.д.) – анализ теле-радио-(иногда)-печатных СМИ

· -проявление признаков в тексте. Здесь подразумевается необходимость отличать наличие определнной характеристики содержания в любом ее проявлении в каждой из единиц контекста (каждой части, на которые разбит текст). ===> отличается лишь одно проявление признака и повторение данной характеристики внутри единицы контекста не учитывается.

· - частота появления – учитываем абсолютно все случаи появления категорий (фиксируется каждое появление искомого признака/характеристики в единице счета и контексте)

5-й шаг: - обязательный учет периодичности/цикличности деятельности анализируемых газет, передач, радио, ТВ и т.д.

---------------------------- проблема выборки

Проблема включает в себя:

· -выбор источника (что мы будем изучать?) – одну газету или все газеты?

· -выбор числа сообщений (сколько текстов мы должны изучить)

· -должны четко определиться с выбором даты/интервалов сообщения(й)

Чаще всего КА проводится на годичной выборке, если это протоколы собраний организаций и т.д.

Если это журнал с ежемесячным выпуском – за год и т.д. Обычно говорят, что 30 номеров газеты, если ежедневная.

Обычно выборка для контент анализа по СМИ может делаться в рамках от 200 до 600 сообщений.

 

6-й шаг: разработка таблицы КА (таблица КА основной рабочий док) – здесь регистрируем признаки и категории

7-й шаг: разработка инструкции кодировщику.

Инструкция кодировщику - описание правил соотнесения единиц текста, с перечнем категорий анализа (как соотносить, какие категории, какие термины какую категорию представляют). Потому часто говорят что инструкция - совокупность правил и пояснений для тех, кто будет собирать эмпиричекую инфу, кодируя и регистрируя заданные единицы анализа.

Потому в инструкции очень четко и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, дается операциональное определение категории и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текста, которые могут являться объектом исследования, обязательно оговаривается, как следует поступать в спорных случаях. Полчается, что все единицы текста регистрируются в соответствии с делениями кодификаторов.

Кодификатор – (код, кодировальная карточка) – список категорий или их элементы. Обязательное обозначание источников.

Столбец таблички - отдельный документ

Строка – классификационная единица

 

Могут существовать специальные единицы подсчета:

-коэффициент Яниса (С) – предназначен для вычисления соотношения между благоприятными и неблагоприятными относительно принятой позиции оценками, суждениями, аргументами

1)-когда положительных оценок больш числа оценок – рассчитывается коэффциент по следующей формуле: C+=(f^2-fn)/r*t

2)-когда отрицательных оценок больше: C-=(f*n-n^2)/r*t

F- положительные оценки

n – отрицательные оценки

R – объем содержания текста, который имеет прямое отношение к изучаемой проблеме

T – общий объем текста

 

(C+) - растет в положительном направлении, когда увеличивается число единиц положительного содержания. Этот коэффициент будет расти в абсолютном значении, если увеличивается число нейтральных оценок (будет расти, если оценки нейтральные будут доминировать) и уменьшаться он будет с сокращением общего материала. Этот коэффициент [С+] = 0, если все единицы, относящиеся к содержанию темы – нейтральны. Их нельзя отнести ни к положительным оценкам, ни к отрицательным === > нельзя отнести ни F, ни к n

(С-) – аналогично (С+), но наоборот

С помощью Яниса можно определить насколько с точки зрения центральной идеи является текст.

И тогда чем больше оказывается С+, тем более рыхлым оказывается текст.

-коэффициент удельного веса категорий (формула Алексеева) - число единиц анализа, которые фиксируют данную категорию, делят на общее число единиц анализа

-коэффициент удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста – считаем сумму удельного веса данной смысловой единицы – здесь сложим количество случаев, когда смысловая единица оказалась главной. Сюда прибавим число случаев, когда смысловая единица оказалась второстепенной. Все это делим на удвоенное количество раз, когда смысловая характеристика главная + второстепенная и умножаем на 100%.

Кск=(Кгл+Квт)/(2Кгл+Квт)*100%

- указывает на уровень интенсивности определенной темы в тексте.

-----------единицы счета могут совпадать с единицами анализа – речь идет о определении частот понимания выделенной смысловой единицы

-----------единицы счета могут не совпадать с единицами анализа – речь идет о определении протяженности или площади текста, заполненной смысловыми единицами (о числе строк, абзацев, кВ миллиметров, колонок и т.д.)

!!!-Требования объективности КА делают необходимости перевод исследования материала на язык гипотез в единицах, которые позволяют точно описать характеристики текста. Тогда мы учитваем то обстоятельство, что при анализе материалов текста – проблема – используют разную величину кегля (кегель – шрифт (размер и тип (курсив, напр.)). Тут мы должны установить своеобразыне весы: если эта газета работает с кеглей номер 14,а другая – номер8, то мы должны исчислить, какое количество материала шрифтом номер 8 = количеству материала номеру 14.

!!!-когда мы замеряем общий объем внимания к каналам СМИ, то нужно решить когда нам измерять и изучать с заголовками, а когда Без них, т.к. заголовок обычно содержит концентрированную идею. НО заголовок может и не содержать в себе проблему. Или наоборот – заголовок обозначает проблему, а текст ее не раскрывает.

!!!-важно рассмотреть реакцию журналиста и редакции.

Модальность – отражает отношение, содержание к объективной действительности. Здесь исследователю при анализе материалов не надо устанавливать ложность или истинность высказывания, а надо фиксировать тот тип связи, который предлагается коммуникатором.

Характеристику содержания по модальности необходимо дополнять по форме отражения коммуникатором определенных событий. И это отражение коммуникатором бывает 2х видов:

1)-прямой – ссылка коммуникатора при описании к-л явления на факты, события, имена

2)-косвенно – коммуникатор ссылается не на факты, а на чье-то мнение

Можно проводить классификацию в КА по типу авторов, ибо автор – субъект, который выражает свое отношение к ч-л.

Отдельный канал инфы можно считать автором (обобщенным лицом). Материалы различных авторов по-разному воспринимаются аудиторией, авторы по-разному интерпретирует одинаковые события. === > личность автора оказывает значительное влияние на содержание материалов. Потому еще до классификации высказываний по типу авторов, есть смысл провести группировку самих авторов.

Этим способом мы можем выявлять атмосферу и условия, которые существовали до создания данного документа. При помощи этого метода можно четко определить, что существует в данном тексте, провести содержательный анализ инфы, модем выделить то, что будет существовать после составления данных текстов

 

 

Выборка при К-А

ГС - это массив документов, определнных общим признаком.

Исследователь должен определить, насколько минимальным должна быть выборка текста, какие временные границы.

Эти расчеты сопоставляются с целью исследования. Здесь основная трудность – исследователь не знает о том, как распределены исследуемые признаки в ГС (мы не знаем нашли ли тема отражения в СМИ).

Всего в социологии есть три стратегии:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История К-А | Направленный отбор
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.