КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Случайное наблюдение
Систематическое наблюдение К.С.Р. НАБЛЮДЕНИЕ 1)-«Социологический практикум» 2)-«Практикумы …» - Ядов, Осипов ------------------------------------------------------------------------------------------примеры и таблицы КСР по наблюдению !!!!) – «Методы сбора соц информации» ---- наблюдение!!! Единица анализа – лингвистические единицы лицы, элементы содержания, которые служат индикатором категории Единица счета – количественные единицы анализа, которые подлежат счету
Таблица систем счета · 1)-размер газетной площади, минуты, эфирного времени, метраж пленки, строки и колонки… --- пространственно временной счет · 2)-каждое появление данной категории анализа в тексте – частота появления · 3)-отмечается появление признаков в тексте, а их повотрение внутри данной единицы контекста не учитывается – проявление признака в тексте
Инструкция кодировщика – описание правил соотнесения единиц текста с перечнем категорий
Таблица контент-анализа строится на основе кодификатора. Кодификатор (=кодировальная карточка) – таблица списка категорий, в которой мы делаем пометки
Генеральная совокупность в контент-аналитическом социологическом исследовании – это совокупность документов, отобранных по общему признаку, на которую будут переноситься выводы выборочной совокупности
---===---
Плюсы К-А: · -объективность · -постоянство исследуемого объекта · -точность · -системность · -общность (обобщенность) · -возможность получения сопоставимых результатов · -возможность анализа документа с разных позиций · -сравнительно экономично · -возможность перепроверки по созданной методике Минусы К-А · - выводы строим на основе вторичной инфы · -трудоемкость всего процесса (от создания программы до регистрации категорий) · -автор текста может упростить признаки (не всегда по злому умыслу) · -язык исследования может не совпасть с языком документа · -фрагментарность · -!!! – не существует типовых методик ===> составляем новую программу со всеми выводами · -не каждый документ может быть подвергнут контент-анализу · -сложность в создании репрезентативной выборки и невозможность оценки репрезентативности · -характеризуется постоянством метода и т.п. – позволяет обнаружить динамику, повысить достоверность прогноза развития
· - наблюдение специально незапланированных актов действий – особенно важно отличать от обыденной наблюдательности. o – например находясь на объекте, обнаруживаем, что недостаточно четко прописаны (или упущены) в программе пункты o – т.к. незапланировано, то исследователь в свободной форме фиксирует вновь выявленные факты и события § - пишем записку в исследовательский Центр излагая свои соображения
По условиям организации наблюдения: 1. – полевое – проводится в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с объектом. Применяется при составлении аналитического плана или на соответствующих этапах комплексного исследования. 2. – лабораторное – вид наблюдения, при котором условия среды наблюдения описываются исследователем (на жтапе гипотез и т.п.) и созданиию условий и фиксация изменений (смотрим, как изменилась активность на занятиях и т.п.) – Хотторнский эксперимент В зависимости от степени участия наблюдателя в изучаемой ситуации: o Включенное наблюдение ( =участвующее) – исследователь, в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс и находится в контакте с наблюдаемыми людьми, принимает участие в их деятельности § -термин впервые предложен в США (Эдуард Линдерман) § -Морис и Шарлота Шварц – дали дефиницию – процесс, в котором … в целях научного исследования, где наблюдатель действуем с наблюдаемым вместе в реальной жизненной обстановке, собирает информацию, является частью ситуации и подвергается влиянию со стороны объекта. · Причины застенчивости наблюдаемых o –для наблюдателей и наблюдаемых одна и та же ситуация – разное значение. o –невключенный – фиксирует акты наблюдения, но, как постороннему, ему неизвестно – что скрыто за актами § Задача – акты наблюдения должны иметь то же самое значение § СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ: · Пассивное наблюдение (близко ко невключенному) · Активное наблюдение (наблюдатель слит с группой) o – определяется характером исследования (если пилотаж – лучше полное включение,в эксперименте – при проверке гипотезы – меньшее участие o –роль наблюдателя § -4 роли наблюдателя (???): · 1)-участник (вступает в исследуемую группу и участвует в деятельности наравне с другими членами группы, получая данные, которые невозможно получить иными меотдами. – проблема – коллектив мал и нестабилен. Тогда любое лицо вносит помехи в обычную жизнедеятельность группы) - правила уменьшения искажения: o –наблюдатель выбирает роль рядового члена коллектива o –должен держаться в тени o –все высказывания только нейтральны, не должны иметь оценочного характера o –участие не составляет секрета, все знают о наблюдении, и исследователь имеет возможность не только наблюдать, но беседовать и т.д. – никакого инкогнито в деятельности наблюдателя § Пример: - Уайт – «Общество на углу улицы» - поставил своей задачей изучение процесса формирования претсупных шаек, выходцев из Италии. Прожил 3,5 года. o Есть мнение, что наблюдение влияет на поведение, но опыт показывает, что длительное присутствие наблюдателя перестает оказывать значительное влияние ===> людям легче свыкнуться с наблюдателем, чем отказаться от привычек ===> это только лонгированное наблюдение, а не краткосрочное, единичное · 2)-??? · 3)-наблюдатель-участник – контакт минимален, исследователь не скрывает научных целей · 4)-наблюдатель – наблюдаемым неизвестны цели наблюдения, могут даже не знать, что за ними наблюдают. o –в зависимости от степени включенности наблюдеталя, включенное наблюдение бывает двух типов: § - открытое - коллектив знает о наблюдателе § - закрытое=скрытое=инкогнито o Невключенное (=неучаствующее) - ученый в стороне от ситуации, не происходит разделения деятельности и т.п. – наблюдение за массовыми процессами // \\ наблюдение, которое имеет целью описание социальной атмосферы +++ Новый вид – Самонаблюдение – не только данные наблюдения о суждении индвиида, но и их оценки. Обычно – мемуары, автобиографии, записи всякого рода и т.п. Разновидностью могут быть ответы наблюдаемого, которые предлагают записать в бланки ответ. Все формы ранжирования своей деятельности могут быть подведены под статью самонаблюдения (все типы бюджетного времени)
При планировании наблюдения: · -сроки --- этапы o 1-й – определение О и предмета, цели, задачи, гипотезы и т.п. o 2-й – обеспечение доступа к среде, получение разрешения к проведению работ (контакт со средой) o 3-й – подготовка тех обеспечения, оборудования o 4-й – подготовка документации (карточки и протоколы) o 5-й – сбор данных o 6-й – запись результатов § -кратковременные (по горячим следам) · -в спецкарточках · -протоколах · -аудио-кино и т.д. § -долгосрочные · -дневниках (ежедневно, наиболее свободны по форме) · -и т.п. o 7-й – контроль § - проверка другими наблюдателями § - повторное исследование § - и тдр. o 8-й – отчет о наблюдении (инфа о времени и месте наблюдения) – роль наблюдателя и способ наблюдения + характеристика наблюдаемых лиц + подробное описание наблюдаемых фактов + собственные заметки и интерпретации наблюдателя · Условия: o О § 1)-при расчленении О должно быть логичным, соответствовать его природе и позволять воссоздать целое из выделенных частей (при обратном синтезе – полуычаем цельный О) § 2)-расчленение О должно вестись в терминах, адекватных тем, которыми исследователь будет оперировать при анализе полученной инфы § 3)-выделенные элементы О наблюдения (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться и не допускать двусмысленного толкования o Условия наблюдения § 1)-фиксация ситуации, определяющей вид наблюдаемой деятельности § 2)-фиксация окружения и эмоционального состояния § 3)-фиксация характера ситуации (обычность-проблемность) · -средства · -учет всех возможных препятствий (от психологических до административных) Выводы: · -чем сложнее Объект, тем сложнее само наблюдение · -чем специфичнее задача исследователя, тем интенсивнее наблюдения и тем строже должны соблюдать правила, тем тщательнее должен осуществляться контроль o Классификация по видам наблюдения:
!!! – крайне условно. Трудности наблюдения: · -роль наблюдателя (субъективизм) · -наблюдатель смешивает факты и выводы · -эмоциональная окрашенность восприятия · -ограничено временем совершения события · -не все социальные факты поддаются наблюдению · -неадекватность органов чувств · -влияние взаимодействия между наблюдаемым и наблюдателем · +++ наблюдаемые сами активны – под наблюдением могут изменять действие – социальная фасилитация
1)-формулировка проблемы целей и задач 2)-предварительный сбор инфы об объекте 3)-составление программы наблюдения 4)-подготовка документов наблюдения 5)-выделение элементов наблюдения
Психологические правила: · -избегать субъективизма: o –квалификация o + качества: § -тепреливость § -наблбюдательность § -контроль действий § -«объективность» § -возможность удерживтаь несколько объект в поле зрения § -память не только об интересах исследования но и об интересах индивидов § -учет корректирующего воздействия наблюдающего: · -не вмешивается в ход событий · -не создает конфликтных ситуаций · -занимает рядовую позицию o – обязателен контроль итогов наблюдения Требования к процедуре фиксации данных: · -записи ведуться на месте наблюдения + во время событий o – это одновременно и контроль: § -за наблюдателем § -за динамикой ситуации · -универсального способа записи нет · -способ записи часто зависит от типа наблюдения – o особенно при неформализованных · -при контролируемых системат – создание категорий · -структурализованное – выделение элементов структуры и т.п. o –бывает, что исследователь фиксирует только наличие факта (имел место быть или нет) · –взаимодействие между наблюдаемым и наблюдателем (фиксация взаимодействия эмоций, жестов и т.п.) o –особенная сложность – продумка кодификации (коды, шифры)
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |