Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Случайное наблюдение

Систематическое наблюдение

К.С.Р.

НАБЛЮДЕНИЕ

1)-«Социологический практикум»

2)-«Практикумы …» - Ядов, Осипов

------------------------------------------------------------------------------------------примеры и таблицы КСР по наблюдению

!!!!) – «Методы сбора соц информации» ---- наблюдение!!!

Единица анализа – лингвистические единицы лицы, элементы содержания, которые служат индикатором категории

Единица счета – количественные единицы анализа, которые подлежат счету

 

Таблица систем счета

· 1)-размер газетной площади, минуты, эфирного времени, метраж пленки, строки и колонки… --- пространственно временной счет

· 2)-каждое появление данной категории анализа в тексте – частота появления

· 3)-отмечается появление признаков в тексте, а их повотрение внутри данной единицы контекста не учитывается – проявление признака в тексте

 

Инструкция кодировщика – описание правил соотнесения единиц текста с перечнем категорий

 

Таблица контент-анализа строится на основе кодификатора.

Кодификатор (=кодировальная карточка) таблица списка категорий, в которой мы делаем пометки

 

Генеральная совокупность в контент-аналитическом социологическом исследовании – это совокупность документов, отобранных по общему признаку, на которую будут переноситься выводы выборочной совокупности

 

---===---

 

Плюсы К-А:

· -объективность

· -постоянство исследуемого объекта

· -точность

· -системность

· -общность (обобщенность)

· -возможность получения сопоставимых результатов

· -возможность анализа документа с разных позиций

· -сравнительно экономично

· -возможность перепроверки по созданной методике

Минусы К-А

· - выводы строим на основе вторичной инфы

· -трудоемкость всего процесса (от создания программы до регистрации категорий)

· -автор текста может упростить признаки (не всегда по злому умыслу)

· -язык исследования может не совпасть с языком документа

· -фрагментарность

· -!!! – не существует типовых методик ===> составляем новую программу со всеми выводами

· -не каждый документ может быть подвергнут контент-анализу

· -сложность в создании репрезентативной выборки и невозможность оценки репрезентативности

· -характеризуется постоянством метода и т.п. – позволяет обнаружить динамику, повысить достоверность прогноза развития

 

· - наблюдение специально незапланированных актов действий – особенно важно отличать от обыденной наблюдательности.

o например находясь на объекте, обнаруживаем, что недостаточно четко прописаны (или упущены) в программе пункты

o т.к. незапланировано, то исследователь в свободной форме фиксирует вновь выявленные факты и события

§ - пишем записку в исследовательский Центр излагая свои соображения

 

 

По условиям организации наблюдения:

1. – полевое – проводится в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с объектом. Применяется при составлении аналитического плана или на соответствующих этапах комплексного исследования.

2. – лабораторное – вид наблюдения, при котором условия среды наблюдения описываются исследователем (на жтапе гипотез и т.п.) и созданиию условий и фиксация изменений (смотрим, как изменилась активность на занятиях и т.п.) – Хотторнский эксперимент

В зависимости от степени участия наблюдателя в изучаемой ситуации:

o Включенное наблюдение ( =участвующее) – исследователь, в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс и находится в контакте с наблюдаемыми людьми, принимает участие в их деятельности

§ -термин впервые предложен в США (Эдуард Линдерман)

§ -Морис и Шарлота Шварц – дали дефиницию – процесс, в котором … в целях научного исследования, где наблюдатель действуем с наблюдаемым вместе в реальной жизненной обстановке, собирает информацию, является частью ситуации и подвергается влиянию со стороны объекта.

· Причины застенчивости наблюдаемых

o –для наблюдателей и наблюдаемых одна и та же ситуация – разное значение.

o –невключенный – фиксирует акты наблюдения, но, как постороннему, ему неизвестно – что скрыто за актами

§ Задача – акты наблюдения должны иметь то же самое значение

§ СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ:

· Пассивное наблюдение (близко ко невключенному)

· Активное наблюдение (наблюдатель слит с группой)

o определяется характером исследования (если пилотаж – лучше полное включение,в эксперименте – при проверке гипотезы – меньшее участие

o –роль наблюдателя

§ -4 роли наблюдателя (???):

· 1)-участник (вступает в исследуемую группу и участвует в деятельности наравне с другими членами группы, получая данные, которые невозможно получить иными меотдами. – проблема – коллектив мал и нестабилен. Тогда любое лицо вносит помехи в обычную жизнедеятельность группы) - правила уменьшения искажения:

o –наблюдатель выбирает роль рядового члена коллектива

o –должен держаться в тени

o –все высказывания только нейтральны, не должны иметь оценочного характера

o –участие не составляет секрета, все знают о наблюдении, и исследователь имеет возможность не только наблюдать, но беседовать и т.д. – никакого инкогнито в деятельности наблюдателя

§ Пример: - Уайт«Общество на углу улицы» - поставил своей задачей изучение процесса формирования претсупных шаек, выходцев из Италии. Прожил 3,5 года.

o Есть мнение, что наблюдение влияет на поведение, но опыт показывает, что длительное присутствие наблюдателя перестает оказывать значительное влияние ===> людям легче свыкнуться с наблюдателем, чем отказаться от привычек ===> это только лонгированное наблюдение, а не краткосрочное, единичное

· 2)-???

· 3)-наблюдатель-участник – контакт минимален, исследователь не скрывает научных целей

· 4)-наблюдатель – наблюдаемым неизвестны цели наблюдения, могут даже не знать, что за ними наблюдают.

o –в зависимости от степени включенности наблюдеталя, включенное наблюдение бывает двух типов:

§ - открытое - коллектив знает о наблюдателе

§ - закрытое=скрытое=инкогнито

o Невключенное (=неучаствующее) - ученый в стороне от ситуации, не происходит разделения деятельности и т.п. – наблюдение за массовыми процессами // \\ наблюдение, которое имеет целью описание социальной атмосферы

+++

Новый вид – Самонаблюдение – не только данные наблюдения о суждении индвиида, но и их оценки. Обычно – мемуары, автобиографии, записи всякого рода и т.п. Разновидностью могут быть ответы наблюдаемого, которые предлагают записать в бланки ответ. Все формы ранжирования своей деятельности могут быть подведены под статью самонаблюдения (все типы бюджетного времени)

 

При планировании наблюдения:

· -сроки --- этапы

o 1-й – определение О и предмета, цели, задачи, гипотезы и т.п.

o 2-й – обеспечение доступа к среде, получение разрешения к проведению работ (контакт со средой)

o 3-й – подготовка тех обеспечения, оборудования

o 4-й – подготовка документации (карточки и протоколы)

o 5-й – сбор данных

o 6-й – запись результатов

§ -кратковременные (по горячим следам)

· -в спецкарточках

· -протоколах

· -аудио-кино и т.д.

§ -долгосрочные

· -дневниках (ежедневно, наиболее свободны по форме)

· -и т.п.

o 7-й – контроль

§ - проверка другими наблюдателями

§ - повторное исследование

§ - и тдр.

o 8-й – отчет о наблюдении (инфа о времени и месте наблюдения) – роль наблюдателя и способ наблюдения + характеристика наблюдаемых лиц + подробное описание наблюдаемых фактов + собственные заметки и интерпретации наблюдателя

· Условия:

o О

§ 1)-при расчленении О должно быть логичным, соответствовать его природе и позволять воссоздать целое из выделенных частей (при обратном синтезе – полуычаем цельный О)

§ 2)-расчленение О должно вестись в терминах, адекватных тем, которыми исследователь будет оперировать при анализе полученной инфы

§ 3)-выделенные элементы О наблюдения (единицы наблюдения) должны однозначно интерпретироваться и не допускать двусмысленного толкования

o Условия наблюдения

§ 1)-фиксация ситуации, определяющей вид наблюдаемой деятельности

§ 2)-фиксация окружения и эмоционального состояния

§ 3)-фиксация характера ситуации (обычность-проблемность)

· -средства

· -учет всех возможных препятствий (от психологических до административных)

Выводы:

· -чем сложнее Объект, тем сложнее само наблюдение

· -чем специфичнее задача исследователя, тем интенсивнее наблюдения и тем строже должны соблюдать правила, тем тщательнее должен осуществляться контроль

o Классификация по видам наблюдения:

  Разведывательное Описательное Экспериментальное
Контролируемое   + +
Неконтролируемое +    
Включенное   + +
Невключенное + + +
Структурализованное   + +
Неструктурализованное + +  
Лабораторное   + +
Полевое +    

!!! – крайне условно.

Трудности наблюдения:

· -роль наблюдателя (субъективизм)

· -наблюдатель смешивает факты и выводы

· -эмоциональная окрашенность восприятия

· -ограничено временем совершения события

· -не все социальные факты поддаются наблюдению

· -неадекватность органов чувств

· -влияние взаимодействия между наблюдаемым и наблюдателем

· +++ наблюдаемые сами активны – под наблюдением могут изменять действие – социальная фасилитация

 

 

1)-формулировка проблемы целей и задач

2)-предварительный сбор инфы об объекте

3)-составление программы наблюдения

4)-подготовка документов наблюдения

5)-выделение элементов наблюдения

 

Психологические правила:

· -избегать субъективизма:

o –квалификация

o + качества:

§ -тепреливость

§ -наблбюдательность

§ -контроль действий

§ -«объективность»

§ -возможность удерживтаь несколько объект в поле зрения

§ -память не только об интересах исследования но и об интересах индивидов

§ -учет корректирующего воздействия наблюдающего:

· -не вмешивается в ход событий

· -не создает конфликтных ситуаций

· -занимает рядовую позицию

o – обязателен контроль итогов наблюдения

Требования к процедуре фиксации данных:

· -записи ведуться на месте наблюдения + во время событий

o это одновременно и контроль:

§ -за наблюдателем

§ -за динамикой ситуации

· -универсального способа записи нет

· -способ записи часто зависит от типа наблюдения –

o особенно при неформализованных

· -при контролируемых системат – создание категорий

· -структурализованное – выделение элементов структуры и т.п.

o –бывает, что исследователь фиксирует только наличие факта (имел место быть или нет)

· –взаимодействие между наблюдаемым и наблюдателем (фиксация взаимодействия эмоций, жестов и т.п.)

o –особенная сложность – продумка кодификации (коды, шифры)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод наблюдения | Виды документов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.