Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Православные церкви в Украине в контексте межцерковного конфликта

Высшие формы религии неизбежно ведут к конфликтам внутри каждой человеческой личности, внутри каждой церкви, между церковью и государством. Ибо христианство не есть религия уютного бытового уклада, это религия свободы, а следовательно, и высочайшей ответственности, естественно, затрудняющей реализацию евангельского благовествования в повседневной человеческой жизни. К таким выводам независимо друг от друга пришли выдающиеся православный и католический культурологи и мыслители Н. Бердяев и Т. Элиот.

В конце 30-х и в начале 90-х годов XX в. межцерковный конфликт в Украине в значительной мере определял характер религиозной жизни в стране. В Западной Украине вышла из “катакомб” Украинская греко-католическая церковь и потребовала официального признания и возвращения былого статуса. Уверенности ей придавала мощная народная поддержка: западные украинцы всех возрастов открыто и охотно возвращались к традиционному обряду. В частности, массовое празднование Рождества в январе 1990 г. наглядно показало степень влиятельности УГКЦ. Вскоре, 26 января, греко-католическая иерархия во главе с епископом Володимиром Стернюком созвала синод, который аннулировал принудительное решение 1946 г. о роспуске этой церкви. Иерархи начали борьбу за возвращение УГКЦ ее прав и имущества. Тем временем около 2 тыс. парафий в западных областях заявили о своем возврате в греко-католичество, а демократический Львовский облсовет, невзирая на протесты православных, вернул греко-католикам знаменитый собор Св. Юра. В марте 1991 г. высший греко-католический иерарх кардинал М. Любачивский возвратился из Рима во Львов, дабы возглавить свою пятимиллионную паству. Впечатляющим свидетельством возрождения УГКЦ стало перенесение во Львов в августе 1992 г. останков преподобного патриарха Йосипа Слипого. В этом грандиозном акте участвовало около миллиона верующих.

Напуганная перспективой утраты паствы, Русская православная церковь в Украине в январе 1990 г. переименовалась в Украинскую православную церковь. Однако весной у нее появился новый соперник – Украинская автокефальная православная церковь, которая после запрета 1930 г. действовала на Западе и теперь возрождалась на родине. Активизация религиозной жизни имела и негативные черты – в виде вспышки давней вражды между греко-католиками и православными. Их столкновения приобрели особо ожесточенный характер в западных областях, где церковные общины часто раскалывались в зависимости от ответа на вопрос, оставаться ли православными или возвращаться в католичество. Проблема раздела церковного имущества также не способствовала примирению. Несогласия разобщали и 35 млн. православных: если одни желали остаться в контролируемой Москвой Украинской православной церкви, то другие выбирали автокефальную. Весной 1992 г. Киевский митрополит Филарет порвал с Москвой и провозгласил себя главой Киевского патриархата УПЦ. Невзирая на поддержку властей, его верховенство признали лишь 350 парафий. Большинство же православных украинцев – 30 епископов и 5 тыс. парафий – перешли к новоизбранному митрополитуВолодимиру, который возглавил Украинскую автономную церковь (бывшая РПЦ в Украине).

Плюрализм стал явью и в духовных долах. В этой связи следует отметить, что руководству Русской православной церкви пришлось-таки пересмотреть свое отношение к унии. Архиепископ (ныне митрополит) Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) после назначения на должность председателя Отдела инешних церковных сношений Московской патриархии выступил на страницах православного печатного органа с комплексной оценкой унии. Православный иерарх обозначил три среза унийных проблем: богословский, гуманитарный и политический.

“Стремление к объединению всегда жило в разделенной христианской церкви, – писал он. – Оно выражало себя языком своей эпохи. В прошлом католическая доктрина утверждала, что православные церкви являются “схизматичными” и их присоединение к Риму будет благом прежде всего для них самих. Решение проблемы единства через унию, т. е. через присоединение части православных к Католической Церкви, считалось лучшим, однако после II Ватиканского Собора уния, даже с католической точки зрения, перестает быть способом достижения единства” [5, с. 3]. По мнению архиепископа Кирилла, богословский и экуменический аспекты унии полностью не исчерпывают ее проблемы. “Имеется и другая сторона этого вопроса, – замечает он. – Это права человека и религиозная свобода. Я глубоко убежден, что каждый человек имеет право молиться Богу так, как он желает, и законы страны должны это право уважать. Поэтому, не принимая унию с богословской точки зрения, я убежден в необходимости дать украинским католикам восточного обряда возможность молиться в соответствии с их традицией. И тут возникает главный вопрос: каким образом надо реализовать этот процесс, чтобы он не повредил православно-католическим отношениям и не вызвал новых конфессииных разделов, что способно привести к новым страданиям людей?” [5, с. 3]. Понятно, что на фоне недавнего общего отрицания православным церковным руководством самой возможности возрождения УГКЦ такое заявление было сенсационным. Однако оно заметно не повлияло на ситуацию, которая сложилась в православии Украины. Видный украинский ученый В. Бондаренко подчеркивает, что Украинская греко-католическая церковь возрождалась параллельно бурному процессу национального возрождения. Греко-католическая газета “Bipa батьків” (цель которой — сохранить национальную идентичность) украинцев писала: “Никто не в состоянии возражать, что уникальную красоту украинского обряда, иконописи, чистоту веры, а вместе с тем язык, культуру, образование, высокое национальное сознание народ в Западной Украине сохранил благодаря Украинской греко-католической Церкви... Греко-католическая Церковь выстояла в борьбе с ополячиванием, латинизацией, не дала переделать украинский храм ни на костел, ни на русскую церковь, сохранила традиционный обряд причащения вином и хлебом, как и другие наши традиции, в том числе и народные: колядки, щедривки и др.” [3, с. 274]. В. Бондаренко считает, что в отношениях между православными церквями проблемы несколько иные. Конфликт будет считаться исчерпанным лишь тогда, когда все церковные структуры сольются в единую Украинскую православную церковь, которая будет признаваться всеми другими поместными православными церквями.

Стоит привести и мнение доктора философских наук П. Яроцкого, который, в частности, отметил, что Украинская православная церковь Киевского патриархата провозгласила себя автокефальной, стремится активно действовать на внешней арене, но это невозможно в виду ее непризнания православными и римско-католическими церквями. Именно поэтому в лоне УПЦ Киевского патриархата возникла идея “киевоцентризма”, которая является богословским выражением концепции “великой славянской империи с центром в Киеве”. Эта идея, однако, считает П. Яроцкий, вызывает больше вопросов, чем дает на них ответы. Хотя покойный патриарх Владимир предлагал и другое понимание “киевоцентризма”: как “стремление возродить первоначальную духовность нашей веры, нашего христианства, которое было принято именно в Киеве во времена Владимира Великого” [3, с. 293].

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте дохристианские верования в Украине.

2. Особенности киевского христианства.

3. Основные этапы истории Украинской православной церкви.

4. Охарактеризуйте Украинскую автокефальную православную церковь.

5. Охарактеризуйте Украинскую греко-католическую церковь.

6. С чем связано, по вашему мнению, существование межцерковного конфликта в Украине?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Украинская греко-католическая церковь | Поняття та класифікація суспільно-історичних ресурсів
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.