КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические и правовые учения в Древнем Риме
Тема 4 Политические деятели Древней Греции VII—VI вв. до н.э. о закономерностях государственной организации 1. «Народу дал я столько прав, — говорил афинский архонт Солон, — сколько было нужно для того, чтобы ни лишить его всякого значения, ни наделить его правами чрезмерно. Позаботился я также и о том, чтобы не было обидно знатным и богатым. Таким образом, покрывая могучим щитом обе стороны, я не допустил, чтобы одни были отданы на жертву другим... Если бы я захотел угождать всем партиям..., тогда наш город лишился бы многих граждан. Вследствие этого с самого начала я находился в таком положении, в каком находится волк среди множества собак». Таким образом, Солон на собственном примере подтвердил истинность в отношении политика известных слов своего современника, древнегреческого поэта VI в. до н.э. Феогнида Мегарского: «Не было, нет и не будет вовек человека такого, кто бы в Аид низошел, всем на земле угодив. Даже и Зевс, повелитель бессмертных и смертных, не может действовать так, чтоб зараз людям понравиться всем». Солон, кроме того, утверждал: «Законы похожи на паутину: она опутывает животных малых и слабых, а большие, разрывая ее, улетают». Наконец, он предостерегал политических деятелей: «Заняв государственную должность, не выбирай себе дурных помощников; все, в чем они погрешат, припишется тебе как их начальнику». 2. Периандр, властитель Коринфа, дал такой совет Тразивулу, тирану Милета. Не сказав ничего послу, который был послан к нему за советом, он в присутствии посла сровнял поле, выдернув все. Литература 1. Антология мировой политической мысли. - В 5 т. - Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. - М.: Мысль. - 1997. - 832 с. 2. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений / Под общей ред. О.В. Мартышина - Вып. 1. - М., 1994. - 132 с. 3. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С.Нерсесянца. - М., 1996. - 736 с. 4. Аристотель. Политика // Антология мировой политической мысли в 5 т. – Т. 1. – М., 1997 – С.107-126 5. Аристотель. Никомахова этика. // Философы Греции. Основы основ: Логика. Физика. Этика. – М., 1999. – (Книга 10 стр. 1000-1026) 6. Платон. Государство // Сочинения в 3-х т. – Т. 3. Ч. 1. – М., 1971.
Политико-правовые учения в Древнем Риме формировались на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции. Однако социально-политическая ситуация в период развитого рабовладельческого способа производства в Древнем Риме была иная. Начиная с III в. до н. Э. Образование крупных поместий (латифундий) с применением рабского труда потребовало расширения территорий и проведения завоевательной политики. Начинает осознаваться потребность к правовым средствам закрепления господства имущих. Получили распространение идеи о государстве как политическом организме, служащем для защиты имущества, которое основывается на согласии граждан относительно права. Юриспруденция выделяется в самостоятельную отрасль знания. Следующий шаг после древних греков, прежде всего, Аристотеля, и логически, и исторически делают римляне. Именно в Риме складывается идея права: под ней понимается гарантированная для человека властью и законом справедливость. Собственно, уже Аристотель бился над тем, как измерить и гарантировать справедливость, где, так сказать, мера справедливости, но он, как мы отметили, пытался решить эти проблемы в этической плоскости. Идея римского права перемещает акценты с этических поисков в плоскость управления и организации (справедливость - прерогатива власти), от тонких, но достаточно неопределенных рассуждений в области этики к более грубым, но точно измеренным и гарантированным действиям властных субъектов и подчиненных им судов. Действительно, столкнувшись, очевидно, с несправедливыми решениями судей, которые действовали «по Аристотелю», римские граждане - люди свободные и не чуждые власти и в то же время заинтересованные в поддержке общины (римского народа) - начали через голову суда обращаться прямо к властям (преторам). Несправедливыми решения судов были и потому, что действовавшие в тот период законы (Законы двенадцати таблиц, а позже и Законы народного собрания) не покрывали значительную область спорных конфликтных ситуаций, которая к тому же постоянно расширялась по мере развития Республики и далее Империи. В этой ситуации власть идет, так сказать, навстречу запросам населения. С одной стороны, она старается упорядочить саму процедуру судопроизводства, введя в нее чиновников, вносивших в протоколы заявления сторон о сущности разбираемого конфликта, иногда чиновники выясняли и ряд обстоятельств дела, на которые ссылались стороны, кроме того, регламентируется на основе правил процедура ведения судебного разбирательства. С другой стороны, преторы создают для судей собственные описания конфликтных ситуаций (формулы), включающие и возможные в этих случаях санкции. Вот пример одной из таких формул: Судьей назначен Титий. 1) Если признано, что NN должен уплатить АА 10000 сестерций, то: 2) Если это так, то ты должен присудить NN выплатить АА 10000 сестерций; если не так, то ты должен освободить его от выплаты денег170. Известно, что формул и соответствующих им процессов судопроизводства в Риме было весьма много, а также, что английское «общее право» в более позднее время во "" Аннерс Э. История европейского права. - М., 1994. С. 78. многом сходно с римским правом рассматриваемого периода. Здесь возникает интересный вопрос: что представлял собой формульный правовой процесс и почему формул и процессов было много? К этому же вопросу примыкает и вопрос о природе «правила прецедента» в английском праве. Может быть высказана следующая гипотеза: формулы и отдельные процессы - это своеобразные административные способы разрешения тех конфликтных ситуаций, которые возникали в судах. Встав над судом, администратор (претор в римском обществе, канцлер позднее в Англии) действовал привычным для себя образом. Во-первых, он старался организовать процесс судопроизводства, то есть установить правила, регламентирующие поведение всех участников судопроизводства в каждом отдельном с точки зрения администратора случае. Во-вторых, претор стремился продемонстрировать справедливость, опять же в административном смысле, то есть определить одинаковые условия для определенных групп населения и для сходных ситуаций. Понятно, что подобный административный уклон в развитии права обусловил как создание большого числа формул и процессов, так и развитие практики, основанной на правиле прецедента. С появлением новой системы судопроизводства стало возможным расширение базы законов. Если на предыдущей стадии власти просто гарантировали соблюдение законов и меру справедливости, то теперь претор предписывал «судьям (или судам) вести разбирательство в основном не на строгом соблюдении гражданского права (jus civile), а в соответствии с exfide bona, то есть согласно тем требованиям, которые отвечали бы принципам справедливости и законности»171. Пользуясь своей властью, «претор получил возможность признавать новые отношения развивающейся жизни или, наоборот, оставлять порой без защиты отношения, формально отвечающие закону, но по суще ству отмирающие вместе с этим законом, отказывая в подобного рода случаях в выдаче истцу формулы иска»172. Таким образом, римской власти удалось не только гарантировать справедливость в рамках существующих законов, но сформировать в рамках формулярного процесса механизм, позволявший отказываться от устаревших законов и создавать новые (сначала формулы рассматривались всего лишь как преторские разъяснения-предписания к использованию законов, затем в форме эдиктов претора - как правовая традиция, наконец, на основе лучших эдиктов создавались законы, как, например, в 130 году н. э. Сальвий Юлиан переработал вариант эдикта в качестве закона императора Андриана). Самый интересный вопрос: каким образом римские власти устанавливали меру и характер справедливости, то есть как они справились с той задачей, которую не смог решить великий Аристотель? Анализ важнейших институтов римского права подсказывает гипотезу о том, что такая мера и характер задавались идеей власти: именно властным субъектам в первую очередь гарантировалась справедливость, а мера справедливости задавалась подтверждением опять же властями тех или иных властных отношений. Например, обладая абсолютной властью в семье, отец семейства получает по римским законам соответствующие права (sui iuris - самостоятельного отца семейства); в соответствии с этим правом отец обладал большой властью над своей женой и особенно над детьми (последних он мог продать даже в рабство). Поскольку рабы не имели никакой власти, то они в римском обществе и не обладали правами; раб - это категория наиболее необходимых в хозяйстве вещей. Вероятно, на основе властных отношений далее устанавливаются и другие гарантированные законом меры справедливости, например, право владения. «Для владения в юридическом смысле, - пишет И. Б. Новицкий, - была^необходима воля обладать вещью самостоятельно, не признавая над собой власти другого лица, воля относиться к вещи как своей» (выделено мной. - В. Р.)"3. Здесь может возникнуть законный вопрос: а как ранжировалась, измерялась сама власть? Это легко понять, анализируя реформу римского царя Сервия Тулия, относящуюся к VI веку до нашей эры. Как известно, вместо прежнего деления по родам он ввел новое - по имущественно-территориальному принципу, причем вся сила общины при головании и решениях была сосредоточена в руках первого класса, то есть самых богатых (с имущественным цензом в 100 тысяч медных ассов или, в переводе на земельный ценз, с полным земельным наделом)174. То есть в качестве меры властных отношений, правда, не во всех случаях, при формировании права стали рассматривать частную собственность. Это понятно и в другом отношении: именно по поводу собственности разворачивалась основная масса конфликтов. О том же пишет и Луман: «В действительности, единственным в истории права значительным делегализатором, обремененным минимальным набором правил и обладающим максимальными возможностями и влиянием, был и остается институт частной собственности благодаря своей простой и очевидной способности обусловливать конфликты. Учитывая изложенное, можно утверждать, что нынешние перенапряжения в юридической системе в значительной степени являются следствием вырождения собственности». Но вряд ли частная собственность была единственной мерой властных отношений. Имели значение, например, как показывает история Рима, и военные успехи полководцев и реальное влияние в обществе. Другое дело, что эти «меры» не могли конкурировать с институтом частной собственности в операциональном отношении (например, как, спрашивается, сравнить между собой степени реального влияния в обществе?). "3 Новицкий И. Б. Римское право. - М., 1993. С. 76. 174 Сергеев В. С. Очерки по истории Древнего Рима. - М., 1938. С. 44-45. Итак, справедливым становилось не столько то, что справедливо исходя из этических соображений, сколько1 то, что гарантировано законом и властью, во-первых, во властных отношениях, во-вторых, в отношениях, производных от них (гражданские отношения, семейные, владения и т. д.). Однако этические соображения и принципы все же рано или поздно учитываются при создании правовых норм: как правило, это происходит под давлением новых субъектов власти, которые начинают отвоевывать у традиционных субъектов правовую территорию. Например, в III веке нашей эры в Риме было провозглашено равенство в правоспособности для всех граждан, а не только латинян, другой пример - институт пекулий, наделявший определенными правами рабов. Именно в подобных случаях при создании новых законов и происходит апелляция к этическим принципам. На идею римского права можно взглянуть еще с одной стороны, а именно, задаться вопросом, что право означало для самой власти. Во-первых, признавая права властных субъектов, власть себя упорядочивала, организовывала, во-вторых, в определенной мере шла на ограничение своих возможностей властвовать беспредельно. Как правильно отмечает методолог В. Г. Марача, переход к праву представляет собой способ институциональной самоорганизации власти. В праве власть ограничивает сама себя, распространяется на собственные властные отношения и властных субъектов. С этой точки зрения право является одной из институциональных форм власти. Римское право - исторически первый способ институциональной самоорганизации и самоограничения власти, административное право - один из последних. В административном праве понимание права как институциональной формы самоорганизации и самоограничения власти просматривается наиболее ясно. Реализуя идею административного права, власть ограничивает и упорядочивает самасебя, действуя именно административными методами (комиссии, регламентации, арбитраж и т. д.), однако под наблюдением и контролем правовых институтов. Может показаться, что римское право полностью разрывает с идеей справедливости, подменяя ее идеей гарантированного властью порядка. Но это не так. Идея справедливости сохраняется и в римском праве. Более того, и здесь мы забегаем достаточно далеко вперед во времени, в периоды кризиса власти или кризиса самого института юриспруденции именно идея справедливости начинает доминировать в правовом сознании. Напротив, когда властные отношения кристаллизуются и складываются устойчивые экономические и социальные отношения, идея справедливости уходит на второй план, а ее содержание частично снимается в идее гарантированного властью порядка. Получается, что право как бы пульсирует: то на первый план выходит идея справедливости, то идея гарантированного властью порядка. Формирование понятия римского права и выступило тем катализатором, который запускает процессы формирования собственно юридического мышления. На основе этого понятия начинают переосмысляться и другие понятия, используемые в судопроизводстве, прежде всего закона и преступления (закон постепенно начинает пониматься как правовая норма или предписание, а преступление - как нарушение чьего-либо права). Складываются и специфические правовые рассуждения: подведение под правовую норму (закон) частного случая, выяснение и доказательство того, нарушена чья-нибудь правовая норма или нет, апелляция к справедливости как подразумеваемой правовой норме, судебные доказательства с использованием правовых представлений как аргументы для одной или другой стороны. Собственно говоря, юридическое мышление в античности - это аристотелевское мышление, в центр которого становится такое «начало», как право. Основные способы построения юридических понятий, как мы отмечали, задал именно Аристотель. В частности, суждения о тех или иных ситуациях, рассматриваемых в суде и становившихся предметом спора, теперь строятся не столько исходя из знания конкретной ситуации или свидетельства сторон, сколько как следствия из понятия права, которое применялось к данному случаю. Из этого вырастают правовые процедуры истолкования (интерпретации) событий, так же как возможность построения версий, слабо реагирующих на свидетельские показания или предъявляемый в судопроз-водстве материал. Существенно способствовали формированию юридического мышления в этот период три важных процесса. Складывается корпус профессионалов-юристов, которые помогали истцам и ответчикам правильно выбирать формулы (иначе дело могло быть даже не принято к производству), а также осуществлять другие необходимые в суде действия; одновременно юристы помогали преторам, чиновникам и судьям. Возникают юридические школы, где изучаются законы и осваиваются на примерах отдельных процессов способы юридического мышления. Все больше юристы осваивают греческую философию и риторику175. Иначе говоря, юристы научились, следуя за Аристотелем, строить новые «начала» (понятия) и на их основе выделять классы конкретных юридических событий и ситуаций. Нужно отметить, что все эти процессы сложились не сразу и имели свою внутреннюю логику становления. Например, вначале «юрист» - это просто тонкий знаток судопроизводства. Затем - человек, владеющий специальными знаниями (законов, типичных и конфликтных ситуаций, способов их разрешения и т. д.) и специально обученный. Появление профессионального самосознания и разделение труда внутри юридической деятельности - последняя стадия становления юридической профессии. 175 Аннерс Э. История европейского права - М., 1994. С. 107. Если сравнить римские правовые нормы (законы и формулы) с правовыми нормами предыдущего периода, то можно отметить нарастание их общности, ведь уже Аристотель обсуждает вопрос о том, как конкретный, частный случай подвести под общий закон. Первоначально подведение частного случая под общую правовую норму представляет собой только искусство судьи и юриста. Но в дальнейшем, чтобы избежать ошибок и иметь более твердые объективные критерии этой процедуры, вводятся так называемые вторичные правовые нормы (описания прецедентов, формул, пояснения и рекомендации для судей), на основе которых теперь и происходит подведение частного случая под общую правовую норму. Хотя создание вторичных правовых норм сужает область неопределенности в деятельности юриста, возникает новая неопределенность, ведь по мере накопления вторичных правовых норм возникает возможность произвольного выбора, произвольного более широкого истолкования частного случая. Нужно отметить, что юристы, создающие вторичные правовые нормы, как правило, описывают (схематизируют) правовые ситуации, которые не покрываются существующими законами, имея ввиду новые властные отношения и новую хозяйственную практику жизни. Однако существующие законы, к которым присоединяются вторичные правовые нормы, формировались в контексте других, старых властных отношений и практик. В результате налицо несогласованность законов и вторичных правовых норм, тем более что ряд вторичных правовых норм со временем получают статус законов. Но возникла еще одна проблема. В середине третьего века римский император подчинил себе юридическую практику, в результате судьям приходилось во всех неясных случаях обращаться прямо к императору, который на их запросы отвечал отдельным письмом-предписанием (rescriptum). «Если раньше, - пишет Э. Аннерс, - императорское законодательство по своему объему было простонеобозримо, то теперь уже стало совершенно непостижимым, настолько оно оказалось запутанным. В нем царила такая неразбериха, что часто отыскать в нем на основе императорских рескриптов нужный текст того или иного действовавшего на тот период закона было весьма затруднительно, особенно, если учесть уровень межучрежденских связей и примитивность методов той эпохи. Общая ситуация ухудшалась еще и за счет того, что классические по своему уровню мнения и комментарии опытнейших юристов того времени по значимости приравнивались к уровню того же авторитета, каким пользовалось императорское законодательство. Таким образом, перед судьями возникал (кстати, часто провоцировавшийся искушенными в этом деле адвокатами) вопрос: какого именно мнения и какого именно правоведа следовало придерживаться в каждом отдельном случае. Этот вопрос порой вообще оказывался неразрешимым, особенно если два или несколько авторов имели совершенно отличные одно от другого мнения»176. Неупорядоченность правовых норм обычно преодолевается или путем кодификации (систематизации) их, или в более сложной законотворческой деятельности. Именно в Риме была создана первая удачная кодификация правовых норм - Кодекс Юстиниана и свод специальных правоведческих текстов (Дигесты). При этом юристам пришлось решать ряд сложных мыслительных проблем: сопоставлять правовые нормы на противоречия, комментировать и осмыслять существующие юридические понятия, строить новые, классифицировать и систематизировать правовые нормы. Создание кодифицированной системы правовых норм позволило, в частности, отказаться от формулярного процесса: наиболее удачные формулы, как мы уже отмечали, были превращены в законы, а многочисленные процедуры судопроизводства, основанные на разных формулах, заменены относительно единообразной процедурой. Как конкретно шла эта работа, можно понять на примере трактата wjus civile римского юриста Квинта Муция Сцеволы, жившего в I веке до нашей эры. «В этой работе, "заложившей основы не только римской, но и европейской юриспруденции", гражданское право было разделено на четыре основные части: право наследования, право лиц, вещное право и обязательное право. Каждая часть подразделялась дальше... Под каждым родом и видом, охарактеризованным по его главным принципам, приводились юридические материалы. Это были прежде всего решения преторов по отдельным делам, а также законодательные акты, авторитеты более ранних сборников документов, авторитеты устной традиции. Автор поставил перед собой в качестве основной задачи - дать "дефиниции"; как он их называл, то есть точное изложение правовых норм, присутствующих в решениях по отдельным делам. В работах Квинта Муция Сцеволы и ею сотоварищей, юристов U-I вв до н. э., не только система классификации, но и сам метод формулирования отдельных норм был по природе диалектическим в широком смысле. Ставились вопросы, собирались различные ответы разных юристов, затем предлагались собственные выводы автора. Например, какой-то юрист в прошлом свел воедино различные решения, относящиеся к сфере действия закона о краже, сказав, что взявший взаймы лошадь совершил кражу, если он отвел ее в иное место, чем то, о котором договорились, или дальше. чем то место, о котором договорились. Квинт Муний Стт1,о-ла рассмотрел эти и другие решения и принте.;] "к более широкой и в то же время более точной формулировке: если человек взял вещь на хранение и пользуется ею или если человек получил вещь в пользование и использует ее для иной цели, чем было оговорено, он виновен в краже»177. Как мы видим, систематизация юридических норм представляла собой построение новых схем, моделировав- 177 Бермаи Г. Д.ж. Западная традиция нрава: эпоха формирования. - М., 1998. С. 139.них определенные классы сходных случаев (уже созданных юридических норм). Эта работа вполне вписывалась в один из типов теоретических работ по Аристотелю, то, что он называл обобщением. Переход от • многочисленных формул и связанных с ними процедур судопроизводства к относительно единообразному судопроизводству, опирающемуся на систематизированные законы, потребовал, в частности, как показывает анализ, сопроводить кодекс обширными комментариями законов и правовых норм. Именно с этой целью были написаны «Дигесты». С этого времени юридическое мышление включает в себя правовые комментарии и толкования как органическое и необходимое звено всей правовой системы. Анализ кодекса Юстиниана показывает, что входящие в него законы и юридические понятия были объединены прежде всего на основе богатого опыта римских юристов, теоретические соображения играли вторичную роль. Напротив, в дальнейшем, в Новое время, именно теоретические соображения выступили на первый план при разработке новых кодификаций. На кодификацию можно взглянуть еще одним способом. Отчасти, действительно, эта работа мыслительного характера, предполагающая построение классификаций, рефлексию юридических понятий (анализ их смыслов и областей использования), комментирование, построение новых понятий, попытку связать одни понятия с другими. Однако кодификация - это также работа культурно-практического характера: она позволяет согласовывать интересы разных властных и хозяйственных субъектов, способствует установлению определенного социального и экономического порядка. В этом смысле право - это не только определенная понятийная система, определенный тип мышления, но и механизм социального взаимодействия. Поскольку римская императорская власть рассматривала себя как последнее и даже божественное основание всякой власти (что было логическим завершением аристотелевской идеи Разума и претензий Александра Македонского), она стремилась придать римскому праву абсолютный характер. Это наряду с прочим, например, попытками вывести императора за рамки права («Согласно старому закону, который назывался законом короля, право и власть всего римского народа теперь передаются в руки императорской власти»178), приводит также к тому, что создаются метанормы права, то есть нормы, на основе которых обосновывались (оправдывались) все остальные правовые нормы. Например, в 50 книге Дигест (титул 50.17) есть такие нормы. • Никто не может передать другому прав больше, чем имеет сам. • Никому не позволяется при использовании своих прав предвзято поступать по отношению к другому. • Никто не может считаться обманувшим тех, кто знает и соглашается. • В сомнительных вопросах следует предпочитать более благоприятное толкование. Как меняется юридическое мышление с появлением кодификаций и метанорм? Оно дорастает до полноценного «языкового мышления»: складывается «юридический язык», «юридическая парадигматика и синтагматика», «юридическая языковая реальность». Берман прав, говоря, что метанормы римского права имели иной смысл, чем современные принципы философии права. Тем не менее из его же размышлений по поводу метанорм следует, что они имели более широкое значение, чем просто «кратко излагать суть дела». Появление метанорм права свидетельствует о формировании в юриспруденции рефлексии и обоснования самого права, без чего столь сложная сфера практики и мышления, вероятно, не может существовать. 178 Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования - М 1998. С. 70. Суммируем характеристики римского права. Право ле-гитимизирует уже созданные и оправдавшие себя законы и позволяет вводить новые (то есть является механизмом разрешения новых конфликтов, а также развития хозяйственной деятельности). Право закрепляет сложившиеся социальные и властные отношения, обеспечивая тем самым воспроизводство и устойчивость социума. Право тесно связано с представлением о справедливости, как его понимает общество на данном этапе своего развития. Наконец, право - это специализированный социальный институт и практика (юридическая), включающая осознание самого права. М.Т.Цицерон свое политико-правовое учение изложил в диалогах “О государстве” и “О законах”.. Исходит из представлений о естественном происхождении государства, которое одновременно является и искусственным образованием; настаивал на правлении мудрых, которые способны были бы приблизится к постижению мирового божественного разума.. Развивая идеи Платона и Аристотеля, Цицерон определяет государство как дело народа, то есть многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Государство в данном случае уже не только моральное сообщество свободных граждан, но и правовое сообщество. Политический идеал Цицерона – аристократическая сенатская республика. Наиболее совершенной и устойчивой формой правления считает смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии. Проводит различие между естественным правом, правом народов и правом римских граждан. Правовые воззрения рабовладельческой аристократии получили свое практическое воплощение в деятельности римских юристов. Понятие права юристы, подобно Цицерону, выводили из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы Право на этом этапе еще не отделяется от нравственности. Источник права – мировой божественный разум. В составе права рассматривались естественное право, право народов, право граждан. В I веке до н.э. складывается христианство. В произведениях раннехристианской литературы осуждаются рабовладельческий Рим (Откровение Иоанна – “Апокалипсис”). К середине II века в христианстве одерживает верх направление, опирающееся на мистические стороны учения. Крепнет церковный аппарат, на смену священного писания приходит священное предание. Церковь стремится к союзу с императорской властью, постепенно свои притязания распространяет на государственную власть. В 324 г. христианство объявлено государственной религией. Иоанн Златоуст (345-407 гг.) – один из первых теоретиков теократии. Аврелий Августин (“Блаженный”) – признанный святой и учитель церкви (“О граде Божием”) в своих политико-правовых идеях, в конечном итоге, оправдывал государство, служащее церкви. Источником зла считал свободную волю людей. Образцом политического идеала предлагает рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, подавляющее инакомыслие, где не запрещены агрессивные войны, т.к. войны не противоречат божьим заповедям. Первая причина рабства – грех. Проблема преодоления политического отчуждения в политико-правовой идеологии Древнего Рима выражена слабо. Терминологически она намечена определением государства как “дела народного”, теоретически – оправданием системы сдержек и противовесов, предупреждающих перерождение республики в тиранию.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |