КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Построение социализма как воспроизведение одного из предельных состояний российской культуры
Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – в первой половине ХХ в. Тема 14 2 часа План 1. Реформаторы и радикалы 2. Либералы и Б.Н.Чичерин 3. Консервативная идеология в России 4. Политико-правовые идеи начала ХХ века. 5. Правоведы русского зарубежья С культурологической точки зрения во второй половине XIX века в России были сформулированы три основных конкурирующих культурных сценария, претендовавших на роль нового корпуса культурных идей. Это сценарий создания (желательно эволюционным путем) капиталистического общества по западному образцу (парламентаризм, разделение властей, развитие рынка и экономических отношений, приоритет права, демократические свободы и пр.), сценарий собственного уникального пути развития России, основанный на ее исторических традициях и культурных реалиях, и сценарий создания социалистического общества (в социал-демократическом варианте или марксистском). Если в первом сценарии конечной целью является построение капиталистического общества, в третьем -социалистического, то во втором - общества, которое должно было на сознательной основе впитать в себя все лучшее из российской и мировой культуры. «Правильное и успешное движение разумного общества, - писал еще в 1848 году в "Письмах об Англии" А. Хомяков, - состоит из двух разнородных, но стройных и согласных сил. Одна из них основная, коренная, принадлежащая всему составу, всей прошлой истории общества, есть сила жизни, самобытно развивающаяся из своих орга- 6 Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994. С. 22. цических основ (сегодня мы бы сказали, что это жизнь культуры, действие традиций. - В. Р.); другая, разумная сила личностей, основанная на силе общественной, живая только ее жизнью, есть сила никогда ничего не созидающая и не стремящаяся ничего создать, но постоянно присущая труду общего развития, не позволяющая ему перейти в слепоту мертвенного инстинкта или вдаваться в безрассудную односторонность (то есть это работа самого общества по осознанию и управлению происходящим. - В. Р.). Обе силы необходимы, но вторая, сознательная и рассудочная, должна быть связана живою и любящею верою с первой силой жизни и творчества»287. Близкие мысли мы встречаем и у К. Д. Кавелина, представителя так называемой «государственной школы», сформировавшейся в конце 40-годов XIX века. Он «полагал, что представительное правление получало смысл только в том случае, если его установлению предшествовало приготовление общества к политической жизни, чего, по его мнению, в России не было»288. Возможно, если бы события пошли по сценарию Хомякова и Кавелина, российская новейшая история не претерпела бы столько трагических коллизий. Но, как известно, в начале XX столетия массы, значительную часть которых составляли социальные маргиналы, высказались за социализм и революцию, и вот почему. Во-первых, начиная с середины XIX века в среде разночинцев и позднее сочувствующей им интеллигенции выкристаллизовываются установки на борьбу с самодержавием, уничтожение всего несправедливого и, напротив, создания, пусть даже силой, справедливого общества (что вполне отвечало российской традиции решения социальных проблем и конфликтов). «Насилие получало в русской ж Хомяков А. Поли. собр. соч., 4-е изд. Т. 1. - М., 1911. С. 127. Пивоваров Ю. С. Русская политическая и правовая мысль XIX - начала XX вв. // Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Р. С. -М., 1987. С. 106. " культуре - и "справа" и "слева", и "сверху и 'снизу -культурное оправдание и метафизический смысл как неизбежное и необходимое средство наведения общественного "порядка" того или иного рода, как средство сознательного "исправления" действительности человеком в соответствии с определенными гражданскими или философско-ре-лигиозными, политическими и нравственными идеалами социального строя... Особенно красноречивы здесь интимнейшие признания Белинского Боткину: "Во мне развилась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой личности, которые возможны только при обществе, основанном на правде и доблести... Безумная жажда любви все более и более пожирает мои внутренности, тоска тяжелее и упорнее... Я начинаю любить человечество маратовски; чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я кажется, огнем и мечом истребил бы остальную"»289. Здесь проглядывают как характерная для русской культуры установка на эзотеризм (аскетически монашеского и активистского типа), так и маргинальное духовное мироощущение, отчасти проявившееся позднее в идеологии космизма. Во-вторых, социализм вполне отвечал патриархальным, православно-отеческим традициям российской культуры. «В идее социализм предполагает построение общества по типу большой семьи, где большая часть населения находится на положении детей или младших членов семьи: они делают то, что им велят, - их за это хвалят или ругают в зависимости от того, насколько хорошо порученное дело, а то, в чем они нуждаются, они получают независимо от характера этого дела и его выполнения -главные потребности их всегда должны быть удовлетворены, как и чем - это уже забота взрослых»290. С точки зрения Герцена, задача эпохи состояла в том, чтобы развить элемент общинного самоуправления до полной сво- 28э Очерки по истории мировой культуры. - М., 1997. С. 466-467. 290 Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994. С. 66. боды личности, минуя все промежуточные формы, которые прошел Запад. В-третьих, в ходе революции и гражданской войны были физически уничтожены, вытеснены или запуганы те слои населения, которые ориентировались на два другие несоциалистические сценария. Самое интересное, какой тип культуры получился при построении социализма в России. Культурные сценарии практически на всех этапах построения российского социализма включали в себя: идею борьбы (сначала с буржуазией и кулаками, затем с правым и левым уклоном, потом с врагами народа, наконец, с мировым империализмом во главе с США); культ личности главы государства и его ближайших помощников (вождя всех пролетариев В. И. Ленина; верного ленинца, вождя, мудрого руководителя и отца народов И. В. Сталина; членов Политбюро ЦК КПСС); представление о том, что возглавляемая Сталиным коммунистическая партия выражает чаяния всего советского народа, ведет его от победы к победе, непрестанно заботится о каждом человеке; собственно социалистические и коммунистические идеи (построения социалистического и коммунистического общества, всеобщее равенство, отказ от частной собственности, идеи справедливого распределения и планирования и т. п.); убеждение, что именно в России построено самое справедливое и демократическое общество, и другие. Эти сценарии поддерживались и обеспечивались соответствующими социальными институтами: идеологией, мощным репрессивным аппаратом подавления инакомыслящих, административно-командной системой управления, огромной армией, идеологизированным образованием, хозяйством, главными механизмами которого являлись планирование и распределение. Крестьяне, по сути, снова были прикреплены к земле (колхозам и совхозам), заключенные и частично армия широко использовались в качестве рабской силы. янно впадала в вопиющий антирационализм, приведший в конечном счете к подрыву ее собственных рациональных и под основании». С точки же зрения автора, советская система развалилась, поскольку лежащая в ее основе культура закончила свое существование. Перестал работать определяющий ее базисный культурный сценарий (его подточили отказ от репрессий, условные интерпретации, несоответствие реальной практике жизни и многое другое), стало разваливаться хозяйство и экономика, изменились взгляды на жизнь сообщества, управляющего страной, и ряда других сообществ (служащих, интеллигенции). Но гибель одной культуры не означает конец социальной жизни вообще. Уже в лоне старой социалистической культуры складывались «очаги» новой: формулировались новые социальные идеи, складывались ориентация на Запад, хозрасчет, хозяйственный андеграунд, группы культурного роста (писатели, диссиденты, политики типа Горбачева, философы, методологи), формировался новый человек. На основе этих очагов и начинает формироваться новая российская культура (новые базисные сценарии, на первых порах конкурирующие между собой, новые социальные институты, новые сообщества, хозяйство, экономика, образование). Поскольку новая российская культура складывается на «материале» старой, социалистической, многие социальные структуры социалистического общества переходят в формирующуюся российскую культуру. Возникает столь знакомый нам по жизни феномен социальной двойственности, когда новые социальные отношения и реалии сосуществуют и взаимодействуют со старыми.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |