КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Некоторые особенности современной ситуации
!!!!!!!!!!!!!!!!!! Теория элит, бюрократии и технократии.
Российская культура снова на перепутье. Ситуация несколько напоминает период второй половины прошлого века, первых десятилетий настоящего. Вернемся еще раз ™ Ионии Л. Г. Социология культуры. - М., 1996. С. 186-187. 1ЙЙ к интервью Валерия Подороги. «Нынешний, объявленный "диалог с властью", - говорит он, - начинает звучать несколько странными обертонами. А, собственно, зачем власти вступать в диалог с гражданским обществом, к тому же если она полагает, что его как бы нет, что его будто еще надо построить? Почему искать диалога с этими слабыми гражданскими союзами, которые не могут оказать ни на что какого-либо существенного влияния?...Идея "равноправного" диалога говорит лишь о поразительной гипертрофии функций власти в современном российском обществе. Власть (в лице ее отдельных функционеров) нисходит до гражданского общества, словно демонстрируя его бессилие и неспособность быть равноправным участником диалога. И это надо признать (чтобы не создавать себе ложных иллюзий). А раз дело обстоит именно так, то неплохо понять, что хочет эта власть, которая вольно невольно берет на себя и общественно-гражданские функции, стимулируя чуть живое "гражданское общество" (финансовыми и другими льготами; кстати, право их распределения тоже узурпировано властью). Если гражданин уязвим, то власть неуязвима. А как вы знаете, вопрос об уязвимости власти (со стороны общества и гражданских институтов) является условием легитимизации власти... сегодня власть, отказавшись от поиска партнеров и консолидировав применение силы в некоторых направлениях, вернула себе контроль фактически над всеми природными, финансовыми и прочими ресурсами страны, превратилась в нечто вроде благотворительного фонда. Избыток силы порождает чувство милости к падшим. Объявлен Фонд кремлевской политики. И вот по развертыванию этой цепи мы видим, как переформируется, вероятно, почти бессознательно, собственный образ власти. Это действительно всенародный национальный Фонд, который отпускает средства на выживание граждан некой известной всем страны. Высшие чиновники как сотрудники Фонда (включая, разумеется, президента). По принятию решений можно су- в юридическом мышлении» и другие, объясняла она, насколько ей известно, с современных методологических позиций отечественными авторами всерьез не обсуждаются, а темы эти - весьма практические, то есть касаются как раз методологической подготовленности судей. По мнению Карнозовой, методологический кризис в отечественной юриспруденции был обусловлен подменой в советский период методологии права коммунистической идеологией. Карнозова уверена, что методологическая проблематика актуальна и для западного права и касается не только уголовного права, но и гражданского, государственного, международного и пр. Ее гипотеза состоит в том, что юридическое мышление в целом пока остается в плену старой методологии (методологии естественных наук), и это обстоятельство блокирует его развитие (то есть право развивается как бы «эмпирически» и экстенсивно, под влиянием и даже давлением новых общественных ценностей формируются соответствующие нормативные блоки и отрасли права, но вопрос о том, как мыслить правовым образом - судье, например, - отдан на откуп национальным традициям; проблема актуализируется там, где собственно правовой традиции нет, например, в России). Представляется, утверждала Карнозова, что «обработка» юридического мышления методологией может привести к интересным результатам. Конечно, говорила она, это задача невероятно сложная и требует уточнений еще в самой постановке. Но есть и другие более общие причины, коренящиеся в особенностях самой российской культуры. Обсуждая, например, что происходит с судебной реформой, Р. Максудов и М. Флямер пишут следующее. «В 1995 г. Администрация прежнего Президента России перестала поддерживать судебную реформу, соответственно был ликвидирован отдел по судебной реформе и судопроизводству в Государственном правовом управлении Президента РФ. Если взять семь лет, прошедших с этой акции, можно отметить следу- [ощее. Инициативы различных групп специалистов, заинтересованных в преобразованиях судебной системы России, не получили достойной реализации. Начавшееся было в рамках Совета по судебной реформе при Президенте России конструктивное взаимодействие общественности и государства не получило своего продолжения. Судейское сообщество не превратилось в субъект строительства правового государства и общества. Ограничивающая действия репрессивной машины государства и тем самым придающая им легитимность судейская корпорация с независимым юридическим мышлением и деятельностью не сформировалась. Многие суды уже давно были бы закрыты, если бы не нарушающие Конституцию России инициативы местных властей по их финансированию. Риторика лозунгов борьбы (войны) с преступностью и усиления карательного начала почти полностью сменила правовые ориентиры. Казалось, что общественность осталась один на один с репрессивной государственной машиной и правовые ограничения действий правоохранительных органов и судов невозможны. По свидетельству многих правозащитных организаций, именно в середине 90-х годов расцвели пытки в органах милиции (были выявлены факты пыток не только подозреваемых и обвиняемых, но и свидетелей). В то же время нельзя сказать, что инициативы в области правосудия прошли незаметно. "Концепция судебной реформы в Российской Федерации" задала основу для действий значительной части благотворительных фондов и лидеров общественных образований. Судейский корпус за 90-е годы претерпел определенные изменения. Уже нельзя сказать, как прежде, что большинство судей против судебных преобразований. Более того, сегодня уже многие судьи являются инициаторами преобразований в области юстиции. В некоторых регионах налаживается конструктивное партнерство общественности и правоохранительных органов и судов, позволяющее ограничивать репрессивную политику МВД и прокуратуры. Отдельные пред- ставители правоохранительных органов и судов вовлекаются в разнообразные образовательные процессы, а также в проектирование типов деятельности, не использовавшихся ранее в практике реагирования на преступность несовершеннолетних (социальная работа, восстановительное правосудие, реабилитационные программы). В этом процессе участвуют местные комиссии по делам несовершеннолетних и различные отделы областной и городской администрации. В некоторых регионах (Ростовская область, Санкт-Петербург, Москва, Саратов, Урал, Великий Новгород) начата работа по созданию элементов ювенальной юстиции. Но в целом, процессы, происходящие в рамках судебной системы и в обществе, не сопровождаются соответствующим концептуальным переоформлением замысла судебной реформы. Работа, направленная на правовые преобразования часто строится в рамках представлений, в соответствии с которыми основным механизмом судебной реформы должна быть поддержка Президента, а основным субъектом - судейский корпус. Узкая ориентированность на работу с правоохранительными органами и судами не всегда дает возможность включать в реформирование правосудия другие субъекты. На наш взгляд, необходимо: а) признать, что процесс выбора идеала для судебной реформы не завершен, поскольку идеал, предложенный "Концепцией судебной реформы", не был принят обществом и государством; б) обеспечить участие в дальнейшей разработке и реализации идеала судебной реформы тех субъектов общества и государства, которые не принадлежат юридическому цеху. В особенности это касается субъектов городского и регионального управления»300. Таким образом, нельзя сказать, что закон и право полностью бездействуют. Это не так. В стране медленно идет сложный противоречивый процесс становления права 300 Максудов Р., Флямер М. Городская политика, социализация и восстановительное правосудие // КЕНТАВР. № 29. и гражданского общества. Люди учатся использовать закон и право. К тому же наличие законов и установка власти на признание гражданского общества создают, с одной стороны, соответствующие возможности развития социальной жизни, с другой - ограничения, отчасти сдерживающие незаконные поползновения различных социальных субъектов и сил. Правда, нужно сказать, что развитию положительных тенденций сильно препятствует отмеченное выше нигилистическое отношение к праву. «Закон перестает действовать именно потому, - отме-, / чает В. Подорога, - что обществом не опознается черта нормализации, закон и бессилен потому, что лишается всякой возможности влиять на преступление, соотносить его с устойчивой нормой; общество не в силах оценить результаты применения закона. Черта нормализации почти стерта: в послеперестроечную эпоху всякое преступление оказывается, в конечном итоге, преступлением экономическим (за ним - то ли обнищание и ожесточение, то ли открытое недовольство, то ли потеря ориентиров в новой социальной ситуации, то ли жажда наживы, а то и государственные интересы, выражаемые отдельным коррумпированным чиновником, и т. п.). За преступлением не оказывается преступника. Но в таком случае остается только сделать один вывод: все общество оказывается втянутым в производство преступных практик, кто не преступает, тот не выживает»301. Суммируем еще раз особенности российской ситуации. Несформированность гражданского общества и институтов правовой защиты наряду с другими факторами ведут к тому, что, во-первых, социальные конфликты в подавляющей своей массе разрешаются неправовыми способами, во-вторых, в конечном счете все решает власть. Там, где это не противоречит интересам власти или она по каким-либо причинам вынуждена временно отступить (например, под давлением международной общественности, возмущения населения, боязни проиграть выборы или скандала в прессе), россияне все же учатся соблюдать законы и бороться за свои права. Но известно, что российская власть тоже учится и даже уже научилась использовать законы для своих целей и управлять политическими процессами (выборами, прессой, депутатами, общественными объединениями и т. д.). Блокировав критику и сопротивление со стороны общества, власть, как говорит Подорога, постепенно превращается в своеобразный «народный Фонд» по поддержанию жизни россиян и ее развитию. Спрашивается, почему? В целом понятно: если снова не вводить социальный террор (а в ближайшей перспективе это невозможно), жить в мировом сообществе, удерживать власть, осуществляя простую ротацию внутри правящей элиты, то надо, чтобы население было довольно и как-то поддерживало власть, тем более, что оно знает, как неплохо живет средний человек в развитых странах. Глава шестая
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |