КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №5
Немецкая классическая философия. Основные представители. Лекция №4. Иммануил Кант (1724 - 1804). Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В творчестве И. Канта выделяют два периода: докритический (до 1770г.) и критический. В докритический период Кант занимался проблемами естествознания: 1) разработал небулярную теорию происхождения солнечной системы; 2) определил, что в результате приливов и отливов замедляется суточное вращение Земли. Критический период обозначился созданием учения о «чистом разуме». В онтологических вопросах Кант деист и объективный идеалист (Бог – творец мира, существует, но это вопрос практического разума). В рамках чистого разума мы уверены в существовании двух типов объектов: внешнего мира и человеческого сознания. Кант, решая данную проблему, вводит два понятия: «Вещь сама по себе» – объект внешнего мира, существующий в нашем сознании. «Вещь для нас» – образ объекта внешнего мира, существующий в нашем сознании. «Вещь сама по себе» - трансцендентная сущность, т.е. находящаяся за пределами нашего возможного опыта. В опыте мы имеем дело с явлениями, т.е. с «вещами для нас». «Вещь сама по себе» не познаваема. Знание о мире, по мнению Канта, выражается в суждениях (предложениях). Суждения делятся на аналитические и синтетические, а также на априорные и апостериорные. Аналитические суждения – в этих суждениях то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится в понятии об этом объекте. Синтетические – суждения, в которых то, что утверждается о некотором объекте, не содержится в понятии об этом объекте. Априорные – до- и внеопытные суждения, т.е. предшествующие соответствующему опыту и независящие от него. Апостериорные – суждения, полученные в результате опыта.
У человека, по Канту, три типа познавательных способностей: чувственность, рассудок, разум. Трансцендентальная апперцепция – синтез чувственных данных, приходящих в сознание извне, с формой внешнего (пространство) и внутреннего (время) чувственного созерцания. Этика. Центральной проблемой этики Канта является проблема свободы и необходимости. Категорический императив: 1) «… поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»; 2) «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814). Работы: «Опыт критики всяческого откровения», «Основы общего наукоучения» и т.д. Философия Фихте делится на два периода: 1) субъективный идеализм; 2) объективный идеализм. Первый период. Фихте создает философскую концепцию исходя из понятия абсолютного «Я». Виды «я». Первый объект исследования – личное, индивидуальное, эмпирическое «я». Кроме личного, существует сознание других людей. Личное «я» входит во множество человеческих «я». Фихте говорит о существовании Абсолютного сознания – «Я», за пределами человеческого «я» – определяя их существенные свойства. Сама философская система Фихте делится на 2 группы: критицизм и догматизм. Учение, начинающееся с исследования сознания – «критицизм». Учение, начинающееся с исследования мира – «догматизм». Сознание не дано, а задано. Сознание в деятельности порождает, создает себя, проходит стадии развития: 1) активный субъект интуитивно усматривает себя и осознает свою самотождественность, т.е. я=я; 2) «Я» порождает свое отрицание – «не Я»; 3) происходит синтез 1 и 2 – детерминация, взаимоограничение, определение «я» и «не я». Фихте рассматривает понятие «свобода»: «быть свободным – сделать себя свободным» – т.е. в своем эмпирическом «я» отодвинуть границы «не я». Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854). Работы: «Система трансцендентального идеализма», «Философия искусства» и т.д. В философии Шеллинга выделяют 5 периодов: 1) натурфилософия; 2) трансцендентальный идеализм; 3) философия тождества; 4) философия свободы; 5) философия откровения. 1.Природа и Дух – определенное единство. Идею «чистой активности» Духа Шеллинг переносит на Природу – диалектика природы. Природа существует реально и объективно, как единое и целое. Природа развивается на каждой стадии с позитивной и негативной силы столкновения. Человек – высшая цель развития Природы, т.к. посредством человеческого сознания природа осознает себя. Для этого необходима деятельность Разума, способного усмотреть в вещах единство противоположностей. 2. «Я» (Дух, Разум) – изначальная активность, воля. Деятельность «Я» – в мышлении. Предмет мышления «Я» - оно само. Если основываться на позиции, что деятельность исходного «Я» порождает свой предел («не Я»), то это приводит к субъективному идеализму. Если исходить из реального существования «не Я» независимость «не Я» от «Я» – реализм. Учитывая обе возможности синтез субъективного идеализма с реализмом – это «трансцендентальный идеализм». 3.Исходное понятие – «Абсолют», в котором неразличимы субъект и объект. В «Абсолюте» – совпадение противоположностей и их обособление. Абсолют – Бог. 4. Проблема – порождение мира из Абсолюта. Происхождение мира из Абсолюта – это первичный иррациональный акт. Причина его – Абсолюту (Богу) присуща воля с ее свободой. 5. Путь постижения Бога – через понимание Откровения. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831). Работы: «Феноменология духа», «Наука логики» и т.д. Позиция Гегеля – объективный идеализм. Реальность – абсолютная идеальная сущность (Мировой разум, Логос, Дух), которую Гегель называет Абсолют. Свойство Абсолюта – творческая активность, развитие, развертывание. Абсолют в развитии проходит стадии: Абсолютная идея, Природа, Дух. Процесс развития Абсолюта – вечная и непрерывная борьба и единство противоположностей – абсолютной идеи и Природы и синтезом этих противоположностей – Духом. Структура философии Гегеля связана со стадиями развития Абсолюта.
Логика: анализировал проблему становления наиболее общих понятий путем построения триад различного уровня: тезис – антитезис – синтез. Философия природы: Природа – инобытие Абсолютной идеи природе свойственны законы, что и Абсолютной идее. Философия природы состоит из механики, физики и органики. Философия Духа. Дух – высший этап развития Абсолюта, т.е. синтез Абсолютной идеи и Природы. Основной тезис: «Все действительно разумно, все разумное действительно». Движение человеческой истории – увеличение свободы и рост разумности. Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872). Работы: «Основные положения философии будущего», «Сущность христианства» и т.д. Центральное место в философии Фейербаха занимает критика религии. Возникновение религии связано с «природой человека» и условиями его жизни. Обращаясь к богу, человек обращается к своей собственной сущности. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставляет ему культ человека: «Человек человеку Бог». Философия, по мнению Фейербаха, должна начинаться с признания реальности бытия как такового, т.е. природы или материи. В центре находится человек – подобная позиция является антропологическим материализмом. Человек и материальное и разумной существо. Его сущность – разум, воля и сердце (чувство). Движущей силой человеческой деятельности является стремление к счастью. Современная философия. Философию 19-20 вв. называют “современной философией” - это философия, которая возникла после немецкой классической философии и, в значительной степени, развивалась на ее базе. Включает несколько десятков течений и направлений. Существенные признаки современной философии: 1. “Практицизм” - направленность на реальную жизнь; 2. “Эволюционизм” - широкое распространение идеи эволюции природы, общества, человеческого познания; 3. “Релятивизм” - идея относительности знания; 4. “Сциентизм” - тесная связь с другими науками; 5. “Рационализм” и “иррационализм” - обострение борьбы направлений. Направления современной философии. “Позитивизм” (положительный) – обозначение особого философского направления, возникшего в 30-е годы 19 в. и сохранившееся до наших дней. Предметом исследования является научное познание, его логика и методология. Прошел в своем развитии 4 стадии: 1) первый, классический, позитивизм (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер) – выведение из фактов действительности их “скрытых причин” - законов природы, разработка логики и методологии; 2) эмпириокритицизм (махизм) (Э.Мах, Р.Авенариус) – как на базе опыта образуются научные понятия; 3) неопозитивизм (логический) (М.Шлик, Р. Карнап) – анализ знания через возможность выражения его в языке; 4) постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд). “Марксистская философия” - включает марксизм, политическую экономию, научный коммунизм. Марксистская философия состоит из 2-х частей: диалектического материализма и исторического материализма. Основные представители: К.Маркс, Ф.Энгельс. “Неокантианство” - совокупность течений физиологического неокантианства и философии марбургской и баденской (фрейбургской) школ. Физиологической неокантианство - О.Либерман, Ф.А.Ланге. Марбургская школа – Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер. Основная проблематика – изучение проблем естественных наук. Баденская школа – В.Виндельбандт, Р.Риккерт. Основная проблематика – исторические науки и специфика их методологии. “Прагматизм” - философское направление, в котором практика (опыт) выступает в качестве основного методологического принципа, а практическая эффективность – как критерий истинности. Основные представители – Ч.Пирс, У.Дженкс, Дж.Дьюи. “Психоаналитическая философия” - основным объектом исследования является психика человека, понимаемая как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых – сознание и бессознательное. Центральная проблема – учение о бессознательном, его природе и происхождении, взаимодействии с сознанием. Основные представители – З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм. “Философия жизни” - центральное понятие “жизнь” как исходная интуитивно постигаемая целостная реальность. Представители – А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей, О.Шпенглер, Г.Зиммель. Основные идеи в работах А.Шопенгауэра – в основе бытия - “воля к жизни”. В философии Ф.Ницше - жизнь проявление стихийного становления бытия, все живое обладает “волей к власти”. А.Шопенгауэр – жизнь как космическая сила, “жизненный порыв”. Историцистский вариант философии жизни предствлен в работах В.Дильтея, О.Шпенглера, Г.Зиммеля – главный объект исследования человеческая культура, происхождение и сущность ее различных форм. “Феноменология” - учение о феноменах, основоположником которого был Э.Гуссерль. Фундаментальные принципы: 1) человек обладает сознанием, что самоочевидно для любого мыслящего существа; 2) методом познания всего, лежащего за пределами сознания является сознание. Т.о. человек познает проявление изучаемых объектов в сознании, т.е. феномены или явления. “Экзистенциализм” - философия существования. Центральное место – проблема человеческого существования (экзистенция): акцент на трагичность; понимание творчества как способа функционирования человека в мире. Экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер). “Герменевтика” - центральная проблема - понимание (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, М.Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер). Общая герменевтика и философская герменевтика. Герменевтика занимается исследованием любых текстов. “Структурализм”. Периоды развития: 1) предструктурализм – структуры в языке и в литературных произведениях (1920-е г.г. Ф.де Соссюр); 2) структурализм – структуры в языке, сознание и бессознательное в литературе, текстах (1940-1980 гг. К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, М.Фуко); 3) постструктурализм – то, что выходит за рамки структур (1970 – до наст.вр.). В структурализме изучаемый объект понимается как язык или текст, написанный на этом языке. Язык – некая система, обладающая внутренней структурой. “Постструктурализм” (Ж.Делез, Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар и т.д.). В центре изучения данной философии – то в субъекте, что влияет на становление структур. Субъект – думающий, переживающий, действующий. “Постмодернизм” - особое направление современной философии, специальное направление в культуре и науке. Крайне разнородное течение, не получившее организованного оформления. Постмодернизм – попытка философского осмысления человеческой культуры. В основе – отказ от фундаментальных идей и идеалов эпохи Нового времени, избавление культуры от диктата разума и традиций. Любая истина может быть и должна быть подвергнута сомнению.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |