КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические оценки и стимулы в воспроизводстве природной среды
Необходимость экономической оценки качества окружающей среды возникает сразу же, как только встает вопрос о финансировании природоформирующих мероприятий. Понятно, что без помощи общества биосфера самоочищаться не сможет (если только человек не исчезнет с лица Земли). Поэтому общество вынуждено выделять некоторые суммы для улучшения состояния природных комплексов, не зная точно, сколько необходимо средств. Таким образом, качество окружающей среды имеет свою цену. Какие затраты следует считать минимально необходимыми или достаточными для охраны и формирования окружающей среды? Этот сложный вопрос связан с понятием экономического ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды (ускоренное изнашивание зданий, производственных фондов, трудовых ресурсов и т.д.). Включение экологических факторов в число экономических категорий предполагает их экономическую оценку в соответствии с критерием предельной полезности. Однако пока это делается только в отношении экологически негативных эффектов - изъятия ресурсов биосферы и техногенного загрязнения среды. Определение соответствующего экономического ущерба основано на стоимостном выражении потерь качества среды и экологических поражений. По мнению ТА. Акимовой и В.В. Хаскина, суммарный экономический ущерб представляет собой денежное выражение той части природоемкости хозяйства, которое обусловлено загрязнением среды. Авторы отмечают, что в определении и принятии рублевого и долларового эквивалента единицы экологических потерь почти всегда содержится элемент произвола, связанный с внеэкологическими обстоятельствами и интересами. Методические трудности определения ущерба приводят к тому, что он практически почти не применяется в системе обобщающих показателей хозяйственной деятельности и тем более при оперативном экономическом контроле производства. Однако учет ущерба абсолютно необходим при проектировании, при оценке эффективности средозащитных мер, при экономическом планировании. В развитых зарубежных странах оценки экономического ущерба от загрязнения среды колеблются в пределах 2-6% ВНП. В 1970-х гг. в ряде стран они были выше. Так, в Японии в 1970 г. общий ущерб от загрязнения воздуха и источников воды достиг почти 14% ВНП (около 6,5 трлн йен). В ФРГ в 1978 г. ущерб превысил 100 млрд марок и составлял примерно 6% ВНП. В США в конце 1970-х гг. ущерб от заболеваний, вызванных промышленным и транспортным загрязнением воздуха, превысил 10 млрд долл. в год. Согласно ориентировочным оценкам экспертов ООН, общий экономический ущерб от изменения климата, загрязнения окружающей среды и ухудшения здоровья людей составил в 1990-1994 гг. около 1 трлн долл. США, т.е. 4% мирового ВВП. Аналогичная оценка для России составляет около 24 млрд долл., или в текущих ценах 1995 г. около 85 трлн руб., что соответствует 9% ВНП (Акимова Т.А., Хаскин В.В., 2001). Как свидетельствует вышеприведенная статистика, экономический ущерб достаточно велик - он значительно больше тех затрат, которые общество могло бы выделить с целью предотвращения загрязнений. Кроме того, предотвратить загрязнения обычно легче, чем ликвидировать их последствия. Поэтому вложения в природо-охранительные технологии в принципе экономически выгодны. Однако пока имеются лишь приблизительные представления о целесообразных размерах финансирования природоохранной и приро-доформирующей деятельности. До определения затрат на экологизацию экономики и производства следует остановиться на том, к каким издержкам готово современное общество ради поддержания качества среды. Обычно выделяют три подхода, условно названные экстенсивным, экономическим и глобальным. Радикальные сторонники экстенсивного направления считают существующую практику техногенной экспансии неизбежной, а природоохранные усилия и затраты — неэффективными или даже бесполезными, лишь замедляющими экономический рост. Угроза исчерпания ресурсов и экологического кризиса воспринимается ими лишь как стимул научно-технического прогресса, человеческой изобретательности и предприимчивости. Т.А. Акимова и В.В. Хаскин считают, что такой технократический цинизм минимизирует и оценки экологического ущерба, и компенсационные затраты. Представители экономического подхода ограничивают природоохранные затраты сопоставлением с текущими экономическими результатами на основе временно согласованных нормативов, но при этом избираются самые дешевые природоохранные и средозащитные меры, затраты на которые перекрываются достигнутым с их помощью предотвращением ущерба. Экономический подход, опирающийся на несовершенные нормативы и принимающий долговременные эффекты и последствия лишь в виде оговорок, явно недооценивает экономические убытки, вызванные экологическим неблагополучием. Однако в рамках этого подхода разработаны методы определения экономического ущерба и экономической эффективности природоохранных мероприятий. Глобальное направление опирается на идею эколого-экономической сбалансированности и строится на самом полном учете экологических и социальных составляющих в долговременных целях общества. По оценкам западных экономистов, совокупные национальные затраты, гарантирующие сохранение качества среды обитания и благополучия природных объектов, могут составлять до 8-10% ВНП. Иногда возникает вопрос о разумной величине вложений в охрану природной среды, имея в виду, что такие вложения тормозят темпы экономического и социального развития, поскольку вкладываемый в защиту природы капитал практически не дает отдачи с точки зрения производства и в явном виде не ведет к повышению материального уровня жизни населения. Однако если общество признает своей главной целью здоровье населения и рождение здоровых детей, то несомненно следует отказаться от остаточного принципа в деле сохранения среды обитания и охраны природы. С помощью экоразвития граница разумных затрат проходит как раз там, где объем вложений гарантирует стабилизацию качества среды обитания и основных процессов биосферы. Если общество не посчитает эти расходы разумными, то в скором будущем, по прогнозам ученых, они составят 40-50% ВНП. Что касается России, то с 1990 по 1998 г. произошел заметный спад абсолютной величины вложений в природоохранные мероприятия и уменьшилась их доля в ВВП. Они никогда и не были достаточными. В частности, капитальные вложения никогда не превышали 0,5% ВВП. В 1998 г. они составили около 0,1% ВВП. Сравнение приведенных данных с масштабами природоохранных капиталовложений в зарубежных странах, где они достигают 2-3% ВВП, явно не пользу России. При очень низком ВВП (в 11,5 раза меньше, чем в США) общие природоохранные затраты составляют всего 0,64% ВВП (в США в 1996 г. - 1,85%). Следовательно, Россия тратила на охрану природы в 33 раза меньше средств, чем США, и этими затратами компенсируется лишь малая часть экономического ущерба, наносимого загрязнением среды. К тому же это далеко не весь ущерб, который обусловлен экологическим неблагополучием. Средства, выделяемые на природоохранные цели, используются неэффективно, распыляются из-за плохой организации и отсутствия на местах необходимых технологических ресурсов. Несмотря на локальные успехи в оздоровлении экологической обстановки, общая ситуация остается чрезвычайно сложной. Основными источниками капитальных затрат в природоохранной сфере остаются средства предприятий и организаций всех форм собственности. Из федерального бюджета финансировалось только небольшое число мероприятий, включенных в федеральные программы и деятельность природоохранных ведомств. Однако прямое финансирование на цели охраны природы и рациональное природопользование - это одна сторона дела. Не менее сложной является и другая сторона задачи - разработка соответствующих мер по стимулированию природоохранной и природоформирующей деятельности. При управлении окружающей средой обычно применяется достаточно широкий комплекс самых разнообразных мер: административные, экономические, правовые, возможно, социально-психологические. Но все это лишь создает предпосылки для обеспечения эффективного управления окружающей средой. Вместе с тем необходимо использовать специальные средства, которые повышали бы заинтересованность предприятий и организаций в проведении природоохранных и природоформирующих мероприятий. К подобным средствам относятся средства экономического стимулирования - премии, санкции, цены, кредит и т.д. Значение экономических способов регулирования воздействия на окружающую среду, по мнению Ю.Г. Маркова, состоит в следующем: каждое предприятие и организация должны строить свою работу так, чтобы их экономические интересы совпадали с интересами охраны природы. Для предприятия должно быть экономически выгодным сдерживать применение технологий, вредных для состояния воздуха, воды, почвы и т.д. Вопрос можно поставить и шире: как добиться того, чтобы воспроизводство окружающей среды, восстановление и увеличение ее ресурсного потенциала, повышение качества среды стали естественной частью экономической системы природопользования. Пока задача кажется утопической... Одна из трудностей в решении этого вопроса состоит в том, что применяемая на предприятиях природоохранная технология (очистка сточных вод, газовых и пылевых выбросов) существенно влияет на экономические показатели производства, как правило, в сторону их снижения. Так, капиталовложения в очистку сточных вод для целого ряда производств составляют 30—40%, а для нефтеперерабатывающих заводов доходят до 50%, что приводит к росту удельной капиталоемкости продукции (а стало быть, и цен). Тем более это актуально в экономике постсоветской России. Избежать снижения экономических показателей предприятия можно лишь при условии, что очистное оборудование будет действовать как эффективное средство для извлечения из отходов полезных компонентов с последующим использованием. Но это пока большая редкость. Поэтому предприятия, как государственные, так и акционерные и частные, не заинтересованы во внедрении природоохранных технологий. Каковы возможные выходы из этого положения? Как можно стимулировать рациональное природопользование? 1. Введение платы за природные ресурсы. Многие экономисты считают, что это является неотложной мерой. Но сложность в том, как обосновать конкретную величину ставки за единицу используемых благ. В СССР был накоплен некоторый опыт применения платы к таким ресурсам, как лесные и ресурсы полезных ископаемых. В первом случае плата позволяет возмещать затраты лесного хозяйства, во втором - компенсирует расходы на геологоразведочные работы, позволяет создать фонд для разведки новых месторождений. Но плата не способствовала экономному использованию ресурсов земных недр, не стимулировала максимальную выработку запасов на эксплуатируемых рудниках. В современной России формируется новая структура платежей в виде нескольких взаимосвязанных блоков. В первую группу входит плата за природные ресурсы - землю, воду, недра, флору и фауну, ценные природные объекты, которые эксплуатируются, потребляются или подвергаются тем или иным неблагоприятным воздействиям при различных формах хозяйственной деятельности. Плата за ресурсы - это денежные возмещения природопользовате-лем общественных затрат по изысканию, сохранению, восстановлению используемого природного ресурса, а также тех усилий, которые обществу предстоит сделать для возмещения или адекватной замены эксплуатируемого ресурса в будущем. Как считают Т.А. Акимова и В.В. Хаскин, с эколого-эко-номической точки зрения плату за природные ресурсы следует исчислять с учетом регионального и глобального воздействия экономики на природные системы и с учетом издержек, обусловленных межресурсными связями. Например, масштабная вырубка лесов ведет к нарушению водного баланса большой территории и газового равновесия в атмосфере, а использование вод Амударьи и Сырдарьи на орошение не только ведет к гибели Арала, но изменяет гидроклиматические условия всей Средней Азии и усиливает пылевое загрязнение на огромных пространствах суши. Поэтому необходима обязательная экономическая возмездность пользования природными ресурсами. Существующие методы определения размеров платы за ресурсы пока не учитывают всех факторов формирования их стоимости. Они основаны преимущественно на исчислении дифференциальной ренты и приложимы только к уже эксплуатируемым природным благам. Следование принципу платности ведет к инфляционным явлениям, так как природные ресурсы со временем могут лишь дорожать (это не исключает временного снижения цен на них). Но поддержание природно-ресурсного потенциала развития общества требует и специальных денежных средств. Плата, как мы уже отмечали ранее, за природные ресурсы становится неизбежной. Она включает эксплуатационные платежи и оплату охраны и воспроизводства природных ресурсов. Существуют две категории эксплуатационных платежей: плата за нормальное расходование ресурса и плата за сверхнормативное расходование, которая значительно выше и резко прогрессивна. Нормативы платы устанавливаются на основе кадастровых оценок соответствующих видов ресурсов. Плата за природные ресурсы включает и платежи на восстановительное природопользование, поддержание возобновляемых ресурсов территорий в устойчивом продуктивном состоянии (рыборазведение, агролесомелиорация, противоэрозионные меры, рекультивация и др.). Соответствующие нормативы платы определяются на основании объема затрат на восстановление природных объектов и проведение мероприятий по их охране, на создание и ведение системы государственного контроля за состоянием природных ресурсов и иные мероприятия. 2. Взимание платы за загрязнение окружающей среды. Природная среда используется не только как источник ресурсов, но и как емкость для размещения в ней отходов производства. Поэтому плата за загрязнение может рассматриваться как особый вид платы за использование ресурсов природы, ее пространственного ресурса. Загрязнение природной среды возникает в связи с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, сбросом сточных вод в водоемы, размещением отходов производства на территории. Плата за загрязнение водоемов была введена в СССР еще в 1931 г. и впоследствии была заменена штрафами. Ожидается, что введение платы за загрязнение будет стимулировать утилизацию отходов, обеспечит рентабельность безотходных технологий. Однако в постсоветской России предприятия более заинтересованы в том, чтобы избежать наказания, тем более их есть кому контролировать. По мнению Ю.Г. Маркова, платежи за загрязнение выполняют три важные функции. Во-первых, они позволяют хотя бы частично скомпенсировать тот вред, который наносится загрязнением природным экосистемам, здоровью человека и материальным ценностям. Во-вторых, они стимулируют природопользователей к сокращению выбросов и сбросов в окружающую среду. Предполагается, что благодаря этой функции защита природной среды от загрязнения может стать экономически выгодным делом. В-третьих, платежи за загрязнение являются специальным источником средств, используемых на природоохранные цели. Платежи за загрязнение могут выполнять различные функции. Так, во Франции платежи за загрязнение водных ресурсов используются прежде всего для субсидирования и кредитования предприятий водоочистки. Размеры платежей зависят от мощности предприятий водоочистки и применяемых технологий. Функция платежей как стимуляторов снижения загрязнений отходит на второй план. Аналогичный подход применяется в США, где платежи за загрязнение воды сводятся к платежам за услуги предприятий водоочистки. Платежи за загрязнение открытых водоемов если и применяются, то носят характер штрафов за нарушение стандартов чистоты. В Канаде, Японии, Скандинавских странах и ряде других стран Европы платежи за загрязнение водоемов также носят характер штрафных санкций. В России платежи за загрязнение используются с 1990 г. Они были введены в порядке экономического эксперимента в 49 регионах страны. Цель эксперимента - совершенствование хозяйственного механизма природопользования. Затем Постановлением Правительства РФ №632 от 28 августа 1992 г. установлены три норматива платы за выбросы: 1) в пределах ПДВ (предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ); 2) в пределах установленных лимитов; 3) сверх установленных лимитов. Размер второго норматива в пять раз выше первого, а третьего - в пять раз выше второго. Источник платежей определен Постановлением Правительства РФ №552 от 5 августа 1992 г.: платежи за загрязнение в пределах ПДВ осуществляются за счет себестоимости продукции. Это значит, что они включаются в стоимость продукции и фактически оплачиваются потребителем. Если выбросы превышают ПДВ, то платежи за превышающую часть выбросов осуществляются за счет прибыли предприятия, т.е. в этом случае наказывается предприятие. Специфика введенных в России платежей за загрязнение природной среды заключается в том, что обязанность платы возникает независимо от вины хозяйственного субъекта по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда. Плата взимается за счет прибыли или себестоимости предприятия-загрязнителя в безакцентном (бесспорном) порядке. Таким образом, платежи за загрязнение носят налоговый характер. Если платежи оказываются равными или превосходящими доходную часть предприятия, то местные органы охраны окружающей среды или те же органы санэпиднадзора имеют право поставить вопрос о приостановлении или прекращении деятельности предприятия-загрязнителя. Из общей суммы платежей за загрязнение 10% направляются в федеральный бюджет и в конечном счете используются для финансирования работы территориальных органов Госкомэкологии РФ. Остальные 90% расходуются целевым образом на оздоровление и охрану окружающей среды (через федеральный бюджет или внебюджетные экологические фонды). Базовые нормативы платежей за загрязнение утверждены Минприродой России после согласования с Министерством экономики и финансов РФ в ноябре 1992 г. Параллельно с системой платежей должна функционировать и система экономического стимулирования экологизации хозяйства. Она предусматривает: - налоговые льготы на прибыль, направленную на все формы снижения природоемкости производства, в частности уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении средозашитных мер, освобождение природоохранных затрат от налога на добавленную стоимость и другие льготы; - налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и препараты, а также приборы и оборудование для контроля эмиссий и качества среды; - дополнительное финансирование и льготное кредитование перспективных экологических программ и проектов, внедрение новых средозащитных средств и малоотходных технологий; - премиальные выплаты за сублимитное снижение выбросов и сбросов вредных отходов, внедрение экологических качеств продукции, улучшение экологического контроля производства и т.д. Система платежей, налогообложения и стимулирования должна быть организована таким образом, чтобы природопользователям было выгоднее изменять технологию, осваивать менее природоемкие процессы, чем платить налоги и штрафы. Но для этого, по мнению Т.А. Акимовой и В.В. Хаскина, ставки как платежей и штрафов, так и стимулов должны быть не символическими, а весьма ощутимыми - на уровне ставок, связанных с основным производством. От всей системы платности природопользования требуется достаточная гибкость, чтобы оперативно отслеживать изменения природоемкости производства, быть регулятором экологизации. Следует отметить и другой важный аспект проблемы - необходимость изучения структуры потребительских запросов в свете задач равновесного природопользования. В этой связи было бы неплохо подсчитать экологический ущерб от производства единицы каждого вида продукции при заданной технологии и продумать, нельзя ли обойтись без этой продукции или заменить ее другой эквивалентной по потребительскому эффекту. Поэтому, по мнению Ю.П. Маркова, необходимо рассматривать экологические проблемы как со стороны перестройки технологий, так и со стороны изменения самой структуры потребления. Но подобные трансформации в принципе невозможны без дальнейшего развития и совершенствования системы регулирования взаимодействия общества и природы. Регулирование - это управление взаимодействием общества и природы на основе использования экономических, административных, социальных, технологических и информационных факторов с целью достижения планируемого качества (состояния) окружающей среды. Регулирование и называется экологическим менеджментом, или экоменеджментом. Отечественные авторы О.Н. Толстихин и Ю.И. Трофимцев выделяют элементы системы целей экоменеджмента: 1. Достижение устойчивого развития как перспективная цель. 2. Обеспечение экологической безопасности как стратегическая цель. 3. Предотвращение экологических бедствий как тактическая цель. Если подробнее, то система целей экоменеджмента выглядит следующим образом. Устойчивое развитие: 1) защита и сохранение окружающей среды; 2) поддержание необходимого уровня качества ее компонентов и интегрального показателя состояния; 3) обеспечение здоровья людей. Обеспечение экологической безопасности: 1) охрана редких и исчезающих видов растений и животных с целью обеспечения биоразнообразия; 2) рациональное расходование природных ресурсов; 3) решение энергетической проблемы (на базе повышения эффективности использования энергии); 4) решение проблемы сбора, хранения и утилизации бытовых и производственных отходов; 5) создание энерго- и ресурсосберегающих технологий; 6) обеспечение радиационной безопасности; 7) рекультивация земель; 8) оптимизация районных планировок; 9) создание и внедрение экологически чистых и щадящих природу технологий; 10) повышение уровня экологического образования и воспитания. Предотвращение экологических бедствий: 1) обеспечение безопасности на технологических объектах повышенного риска (горнодобывающие предприятия, нефте- и газопроводы, энергетические и другие производства, автомобильный и железнодорожный транспорт; 2) снижение уровня загрязнения воды и повышение эффективности водопользования; 3) разработка организационных и технических мероприятий по снижению уровня загрязнения воздуха и почвы; 4) разработка мероприятий по повышению уровня рационального использования и воспроизводства лесных ресурсов; 5) восстановление нарушенных земель, борьба с эрозией почв. Экоменеджмент в принципе невозможен без проведения экологической экспертизы. В соответствии с Федеральным законом об экологической экспертизе (от 15.11.1995 г.) ее назначение состоит в установлении соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определении допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах: 1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности. 2. Обязательное проведение экспертизы до принятия решений о строительстве соответствующего объекта. 3. Обязанность учета требований экологической безопасности. 4. Независимость экспертов. 5. Достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу. 6. Научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы. 7. Гласность и участие общественных организаций, учет общественного мнения. 8. Ответственность экспертов и организаторов за проведение и качество экспертизы. Экологической экспертизе подлежат любые проекты, связанные с использованием природных ресурсов, новым строительством или консервацией действующих предприятий любых форм собственности. Решение экологической экспертизы обязательно для исполнения, но существует проблема невостребованности. По мнению О.Н. Толстихина и Ю.И. Трофимцева, причинами невостребованности экологической экспертизы являются политические мотивы, экономическая потребность, производственная необходимость, личные амбиции, симпатии - антипатии, а главное - неразвитость экологического мышления, просто экологическая неграмотность управленцев. Таким образом, правильно организованный экоменеджмент должен стимулировать человеческую деятельность в сторону гармоничного развития общества и природы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |