Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Персонажи

20 сентября 2012

Сказав, что персонажи — это главное в книге, я не открою великой тайны. Не так много людей наделены такой цепкой памятью, что в состоянии с первого раза запомнить и пересказать все сюжетные перипетии большого романа. Но если вы читали «Дон Кихота», «Бравого солдата Швейка», «Анну Каренину», то титульные персонажи останутся с вами навсегда. Конечно, есть книги, в которых в первую очередь запоминается язык, как в «Школе для дураков» Саши Соколова, колоритные или жуткие детали, как в произведениях Сорокина, есть книги, написанные ради изложения альтернативной истории, как «Часовщик» "Фернана Кортеса«[1] или теории заговора, как «Код да Винчи». А можно вообще, как эстетствующая героиня рассказа Бабеля «Гюи де Мопассан», заявлять, что в рассказе Мопассана «Признание» главный герой — это солнце, le soleil de France... И по-своему она права. Но когда нас просят объяснить, «о чем эта книга», мы начинаем не с сюжета, а с персонажей. Я могу, например, долго говорить о некоей замечательной книге, в которой описываются путешествия европейца средних лет по американской глубинке с падчерицей-подростком и попутно желчно высмеивается пошлость среднеамериканской жизни, показываются сложные отношения сноба-европейца с не столь уточненной американской культурой, или просто заявлю, что это книга о невозможности счастья — вы посмотрите на меня с недоумением. Но если я скажу, что эта книга о взрослом мужчине, испытывающем нездоровое влечение к 10-летним девочкам — вы сразу поймете, о чем я. Хотя первое, «безличностное» описание куда полнее передает суть «Лолиты».

А чего стоили бы бесконечные однообразные дуэли и попойки в «Трех мушкетерах», если бы не д’Артаньян? Основная сюжетная пружина — операция по экспресс-доставке королеве ее подвесок — начинается не сразу и заканчивается задолго до конца книги. После чего начинается совсем другая история, осада Ля-Рошели — не связанная с первой ничем, кроме главных героев. Так что если бы не шальной гасконец и его друзья (и коварная Миледи, разумеется), роман «Три мушкетера» никогда не перекочевал бы со страниц газеты Le Siècle, в которой он появлялся по главам ак Дюма, но и высокодуховные художники, как вам в виде еженедельного фельетона[2] (что хорошо заметно по вышеупомянутым несообразностям сюжета), под книжную обложку — и уж точно не пользовались бы заслуженной любовью читателей вот уже полтора века.

Конечно, вопрос о персонажах и сюжете немного сбивается на вопрос о курице и яйце; но характерно, что он решается одинаковым образом не только в таком заведомо «сюжетном» авантюрном романе, как «Три мушкетера», но и в столь поэтичном и насыщенном идеями произведении, как «Тарас Бульба». Даже массовые батальные сцены в нем даны через описания действий конкретных людей. И не только главных героев, но и персонажей, появляющихся только ради одного эпизода, одной битвы, — как лихой казак Мосий Шило, которого сгубила жадность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Non/Fiction | Где взять?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.