КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Существуютнедостатки
. проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы; • трудности установления четкой ответственности за работу подразделения; • возможность нарушения установленных правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях из-за длительного отрыва сотрудников, участвующих в работе проекта, от своих подразделений; • трудность в приобретении навыков, необходимых для эффективной работы в коллективах; • возникновение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и управляющими проектов. Вопрос 38. Организационные структуры органов управления фирмы: дивизиональная структура 1.Особенности дивизиональной структуры 2. Преимущества структуры 3. Недостатки структуры 1. Потребность в применении дивизиональной структуры возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из критериев: по выпускаемой продукции (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя, по обслуживаемым регионам. Руководители вторичных функциональных служб отчитываются перед управляющим производственного подразделения. Помощники руководителя производственного отделения контролируют деятельность функциональных служб по всем заводам отделения, координируя их деятельность по горизонтали.
Схема продуктовой структуры: 2. Достоинства дивизиональной структуры: • более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде; • улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу; • возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых фирм. 3. Некоторые недостатки структуры: • рост иерархичности, вертикали управления; • дублирование функций управления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата; • дублирование работ для разных подразделений.
Вопрос З9. Соотношение централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмой
1.Понятие централизованных и децентрализованных организаций 2.Фактоты определяющие степень централизации 3.Преимущества централизации 4. Преимущества децентрализации 1. Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Децентрализованные организации - такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. На практике не встречается полностью централизованных или децентрализованных организаций. В организациях с сильно децентрализованными структурами важнейшие решения часто принимаются только служащими, занимающими достаточно высокие должности (не ниже руководителя отдела). Такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией. 2. Для того чтобы определить, насколько данная организация централизована по сравнению с другими, выявляют следующие характеристики: • количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации; . важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях; • последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация слабо централизована; • контроль за работой подчиненных. В слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных руководителей. Оценка действий делается на основании суммарных достигнутых результатов. 3. Достоинства централизованных структур состоят в следующем: • централизация улучшает контроль и координацию специализированных функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами; • сильное централизованное управление позволяет избежать ситуаций, при которых одни отделы фирмы растут и развиваются за счет других или организации в целом; • централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа. 4. Существует ряд преимуществ децентрализованных структур: • управлять крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся информации и, следовательно, сложности процесса принятия решений; • децентрализация дает возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и лучше всех ее знает; • децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией; . децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в начале карьеры. Это обеспечивает приток в организацию 'талантливых руководителей (предполагается, что талантливыми руководителями становятся в процессе приобретения опыта).
Вопрос 40 Организационно-правовые формы юридических лиц в России 1. Коммерческие организации 2. Некоммерческие организации 1. Хозяйственное товарищество в форме полного товарищества и товарищества на вере - объединение частных предпринимателей, коммерческих организаций, которые в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом; прибыль и убытки распределяются пропорционально долям в складочном капитале; в товариществе на вере некоторые участники несут риск убытков в пределах сумм внесенных вкладов и не участвует в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Хозяйственное общество в форме акционерного, с ограниченной или дополнительной ответственностью - объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума; участники несут риск утраты в сумме своих вкладов; участники - единые и единственные собственники своего имущества. Производственный кооператив - добровольное объединение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. • Государственное, муниципальное унитарное предприятие - организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое неделимо и не распределяется по вкладам; имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (федеральное казенное предприятие). 2. Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов; доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами. Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей; вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую их целям; участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество. Фонды - не имеющая членства организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели; вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан. Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) - некоммерческие организации, созданные коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. вопрос 41, Новые организационные формы в структуре экономики России 1. Финансово-промышленные группы 2. Предпринимательские союзы 3. Виртуальные корпорации 1. ФПГ - это объединения, состоящие из промышленных предприятий, исследовательских организаций, торговых фирм, банков, инвестиционных фондов и страховых компаний. Основными целями объединения в ФПГ являются: • концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях; • ускорение научно-технического прогресса; • повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции предприятий; • осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности; • формирование рациональных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной среды. При создании ФПГ должны соблюдаться принципы постепенности и эволюционности формирования; диверсификации и межотраслевой интеграции производства; сочетания крупных, средних и малых предприятий; демонополизации производства. 2. Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных кооперационных соглашений, объединяющих компании разных размеров и форм собственности. Большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний, объединенных в кластеры на определенных территориях, которые предоставляют им конкурентные преимущества (необходимую инфраструктуру, средства связи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади). В качестве сфер, где наиболее активно идет объединение компаний в союзы, выступают: производство товаров для дома; отрасли, связанные со здравоохранением, с производством бытовых продуктов и т. п. Когда формируется кластер, все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается свободный обмен информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Пример - союз автозаводов КамАЗ и ВАЗ, которые решили сосредоточить выпуск малолитражки "Ока" на площадке КамАЗа. 3. Одна из новейших организационных форм - виртуальная корпорация, которая представляет собой создаваемую на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков, бывших конкурентов), объединяемых современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологическую основу виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнерство.
вопрос 42. Социальная ориентация современного менеджмента 1. Сущность социальной ответственности 2. Аргументы в пользу социальной ответственности 3. Аргументы против социальной ответственности 1. Существует взгляд на организацию как экономическую целостность, обязанную заботиться об эффективности использования своих ресурсов, максимизации прибыли. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства товаров и услуг, необходимых для общества с рыночной экономикой. Согласно другой точке зрения современная организация является частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации. Организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения закона. Организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Они должны жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителей. 2. Аргументы за социальную ответственность сводятся к следующему: • предприятие является членом общества, поэтому нормы морали должны управлять его поведением, предприятие несет моральные обязательства вести себя социально 01ветственно; • благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия организаций, улучшающие жизнь местного сообщества, могут приносить им определенные выгоды. В обществе, более благополучном с социальной точки зрения, благоприятнее условия для ведения бизнеса. Кроме того, социальные действия формируют более привлекательный образ предприятия; • изменение потребностей и ожиданий публики. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий,их вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой; • наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальныхпроблем. 3. Существуют препятствия для социальной ответственности: • нарушение принципа максимизации прибыли; . расходы на социальную вовлеченность. Эти расходы являются для предприятия издержками, которые в конечном счете переносятся на потребителей в виде завышенных цен, снижают конкурентоспособность продукции, в том числе и на мировом рынке; • недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку менеджеров не выбирают, они не являются непосредственно подотчетными широкой публике; • недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любой фирмы лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера.
43. Коммуникации в современной фирме: сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса 1. Сущность коммуникационного процесса 2. Элементы процесса 3. Этапы коммуникаций 4. Обратная связь и помехи 1. Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений. 2. В процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента: . отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; • сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов; • канал, средство передачи информации; . получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. 3. При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Указанные этапы таковы: • зарождение идеи; . кодирование и выбор канала. Отправитель должен с помощью символов закодировать информацию, используя слова, интонации и жесты. Кодирование превращает идею в сообщение. К общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Часто для достижения эффективности сообщения используют два или большее число средств коммуникаций; • передача сообщений; • декодирование - перевод символов отправителя в мысли получателя. 4. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. Обратная связь повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи. Источники помех, создающие преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении), различий б восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным.
Вопрос 44. Основные виды коммуникаций 1.Коммуникации между организациями 2.Коммуникации между уровнями и подразделениями 1. Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с элементами своего внешнего окружения. С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью внимание уделяется созданию определенного образа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Подчиняясь государству, организации заполняют разнообразные письменные отчеты. При этом обсуждения, собрания, переговоры, служебные записки, отчеты, циркулирующие внутри организации, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешней средой. 2. Существует несколько видов коммуникаций внутри организации: • межуровневые коммуникации - перемещение информации в рамках вертикальной коммуникации. Могут происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом управленческом решении), по восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки); • коммуникации между различными отделами, или горизонтальные коммуникации. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Руководство должно добиваться, чтобы подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении; • коммуникации "руководитель - подчиненный". Связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задач; обсуждением проблем эффективности работы; оповещением подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных; • коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы; • неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций - это канал распространения слухов. Так как по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации типа "между нами".
45. Трудности в развитии коммуникаций в современной фирме 1. Искажение сообщений 2. Информационные перегрузки 3. Неудовлетворительная структура организации
1. Когда информация движется внутри организации, смысл сообщений несколько искажается в силу ряда причин'. • непреднамеренное искажение - может происходить в силу затруднений в межличностных контактах; • сознательное искажение информации - имеет место, когда какой-либо отправитель-управляющий не согласен с сообщением. В этом случае управляющий модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах; • фильтрация. Для ускорения движения информации или придания сообщению большей ясности различные сведения приходится суммировать и упрощать перед направлением в разные сегменты организации; • несовпадение статусов уровней организации. Руководители высшего звена обладают более высоким статусом, поэтому возникает тенденция снабжать их только положительно воспринимаемой информацией. Кроме того, поскольку подчиненные часто хотят услышать одобрение от руководителя, они могут говорить только то, что он хочет услышать; • страх перед наказанием и ощущение бесполезности дела. 2. Менеджер, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, не в состоянии реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему достаточно важной. То же самое относится и к обмену информацией. 3. Если структура организации недостаточно продумана, возможности руководителя планировать и добиваться реализации поставленных целейсужаются. В организации с многочисленными уровнями управлениями растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.
Пути улучшения системы коммуникаций в современной фирме
1.Управленческое регулирование 2.Система обратной связи 3.Система сбора предложений 4. Информационные сообщения 5. Современная информационная технология 1. Менеджеры на всех уровнях организации должны иметь представление о своих собственных потребностях в информации, а также своих начальников, коллег и подчиненных. Менеджер должен уметь оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в фирме, стараться определить, что такое "слишком много" и "слишком мало" в информационных обменах. Менеджер может также практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными, периодические встречи со всеми подчиненными. Планирование, реализация и контроль формируют возможности управленческого действия в направлении совершенствования информационного обмена. Обсуждение и прояснение новых планов, вариантов стратегии, целей, контроль хода работ, отчеты по результатам контроля - действия, подвластные менеджеру. 2. Системы обратной связи составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи - перемещение людей из одного подразделения организации в другое с целью обсуждения определенных вопросов. Опрос работников - еще один вариант системы обратной связи. Опросы позволяют выяснить у подчиненных: • четко ли доведены до них цели их деятельности; с какими потенциальными или реальными проблемами они сталкиваются или могут столкнуться; • получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы; • открыт ли их руководитель для предложений; информированы ли они о грядущих переменах, которые отразятся на их работе. 3. Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель систем - снижение тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх. 4. Крупные организации, как правило, издают ежемесячные бюллетени, которые содержат информацию для всех работников. В подобные публикации могут входить статьи с обзором предложений по поводу управления, на тему охраны здоровья работников, нового контракта, нового вида продукции, ответы руководства на вопросы сотрудников. Также часто используются видеозаписи. 5. Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях. Электронная почта дает возможность направлять письменные сообщения любому человеку в организации, вне ее, что должно уменьшить неиссякаемый поток телефонных разговоров. Видеоконференции способствуют людям, находящимся в разных местах, обсуждать всевозможные проблемы, глядя друг другу в лицо. Вопрос 47. Общая характеристика процесса принятия управленческих решений 1. Интуитивное решение проблем 2. Рациональное решение проблем 1. При решении относительно несложных проблем часто используется интуитивный подход, который характеризуется следующими чертами: • субъект решения держит всю проблему в голове; • возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов; • может не соблюдаться последовательность этапов; • качество решения основывается прежде всего на предыдущем опыт лица, принимающего решение. Интуитивный подход не дает хороших результатов, когда опыт менеджера небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новой. Так же на качество интуитивных решений может оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей ситуации. 2. Если проблемная ситуацияне так очевидна, ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение. Процесс принятия решений можно представить в виде следующих этапов, каждому из которых соответствуют определенные процедуры: . постановка проблемы: возникновение новой ситуации, появление проблемы, сбор необходимой информации, описание проблемной ситуации; • разработка вариантов решений: формулирование требований-ограничений, сбор необходимой информации, разработка возможных вариантов решений; • выбор решения: определение критериев выбора; отбор решений, отвечающих критериям; оценка возможных последствий; выбор предпочтительного решения; • организация выполнения решения и его оценка: план реализации выбранного решения; контроль за ходом реализации решения; оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации. Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы менеджера. Представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности. На практике этот процесс более сложен и допускает параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений.
Вопрос 48. Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |