Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существуютнедостатки

. проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и рас­пределении времени работы специалистов над проектами, могут нару­шать стабильность функционирования фирмы;

• трудности установления четкой ответственности за работу подразделения;

• возможность нарушения установленных правил и стандартов, приня­тых в функциональных подразделениях из-за длительного отрыва со­трудников, участвующих в работе проекта, от своих подразделений;

• трудность в приобретении навыков, необходимых для эффективной ра­боты в коллективах;

• возникновение конфликтов между менеджерами функциональных под­разделений и управляющими проектов.

Вопрос 38. Организационные структуры органов управления фирмы:

дивизиональная структура

1.Особенности дивизиональной структуры

2. Преимущества структуры

3. Недостатки структуры

1. Потребность в применении дивизиональной структуры возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их де­ятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фи­гурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, воз­главляющие производственные подразделения.

Структуризация организации по отделениям производится, как прави­ло, по одному из критериев: по выпускаемой продукции (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя, по обслуживаемым регионам. Руководители вторичных функциональных служб отчитыва­ются перед управляющим производственного подразделения. Помощ­ники руководителя производственного отделения контролируют деятель­ность функциональных служб по всем заводам отделения, координируя их деятельность по горизонтали.

 

 

Схема продуктовой структуры:


2. Достоинства дивизиональной структуры:

• более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде;

• улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчине­ния одному лицу;

• возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых фирм.

3. Некоторые недостатки структуры:

• рост иерархичности, вертикали управления;

• дублирование функций управления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата;

• дублирование работ для разных подразделений.

 

Вопрос З9. Соотношение централизации

и децентрализации в структуре органов управления фирмой

 

1.Понятие централизованных и децентрализованных организаций

2.Фактоты определяющие степень централизации

3.Преимущества централизации

4. Преимущества децентрализации

1. Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными.

Децентрализованные организации - такие организации, в которых пол­номочия распределены по нижестоящим уровням управления.

На практике не встречается полностью централизованных или децент­рализованных организаций. В организациях с сильно децентрализован­ными структурами важнейшие решения часто принимаются только слу­жащими, занимающими достаточно высокие должности (не ниже руководителя отдела). Такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией.

2. Для того чтобы определить, насколько данная организация централизо­вана по сравнению с другими, выявляют следующие характеристики:

• количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управле­ния. Чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации;

. важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;

• последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители среднего звена могут принимать решения, затрагиваю­щие более чем одну функцию, то организация слабо централизована;

• контроль за работой подчиненных. В слабо централизованной организа­ции высшее руководство редко проверяет повседневные решения под­чиненных руководителей. Оценка действий делается на основании сум­марных достигнутых результатов.

3. Достоинства централизованных структур состоят в следующем:

• централизация улучшает контроль и координацию специализирован­ных функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных реше­ний, принимаемых менее опытными менеджерами;

• сильное централизованное управление позволяет избежать ситуаций, при которых одни отделы фирмы растут и развиваются за счет других или организации в целом;

• централизованное управление позволяет более экономно и легко ис­пользовать опыт и знания персонала центрального административного органа.

4. Существует ряд преимуществ децентрализованных структур:

• управлять крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся информации и, следовательно, сложности процесса принятия решений;

• децентрализация дает возможность принимать решения тому руководи­телю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и лучше всех ее знает;

• децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отож­дествить себя с организацией;

. децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важ­ные решения в начале карьеры. Это обеспечивает приток в организацию 'талантливых руководителей (предполагается, что талантливыми руко­водителями становятся в процессе приобретения опыта).

 

Вопрос 40 Организационно-правовые формы юридических лиц в России

1. Коммерческие организации

2. Некоммерческие организации

1. Хозяйственное товарищество в форме полного товарищества и товари­щества на вере - объединение частных предпринимателей, коммерчес­ких организаций, которые в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарище­ства и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом; прибыль и убытки распределяются пропорционально до­лям в складочном капитале; в товариществе на вере некоторые участни­ки несут риск убытков в пределах сумм внесенных вкладов и не участву­ет в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Хозяйственное общество в форме акционерного, с ограниченной или до­полнительной ответственностью - объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного миниму­ма; участники несут риск утраты в сумме своих вкладов; участники - единые и единственные собственники своего имущества.

Производственный кооператив - добровольное объединение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности (про­изводство, переработка, сбыт, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном тру­довом и ином участии и объединении его членами имущественных па­евых взносов.

Государственное, муниципальное унитарное предприятие - организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собствен­ником имущество, которое неделимо и не распределяется по вкладам;

имущество находится в государственной или муниципальной собствен­ности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

2. Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных по­требностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов; доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами.

Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духов­ных или иных нематериальных потребностей; вправе осуществлять пред­принимательскую деятельность, соответствующую их целям; участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество.

Фонды - не имеющая членства организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели; вправе зани­маться предпринимательской деятельностью, необходимой для дости­жения общественно полезных целей, ради которых он создан.

Учреждение - организация, созданная собственником для осуществле­ния управленческих, социально-культурных или иных функций неком­мерческого характера, финансируемая им полностью или частично.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) - некоммерчес­кие организации, созданные коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представ­ления и защиты общих имущественных интересов.

вопрос 41, Новые организационные формы в структуре экономики России

1. Финансово-промышленные группы

2. Предпринимательские союзы

3. Виртуальные корпорации

1. ФПГ - это объединения, состоящие из промышленных предприятий, исследовательских организаций, торговых фирм, банков, инвестици­онных фондов и страховых компаний. Основными целями объединения в ФПГ являются:

• концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях;

• ускорение научно-технического прогресса;

• повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продук­ции предприятий;

• осуществление прогрессивных структурных изменений в промышлен­ности;

• формирование рациональных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной среды. При создании ФПГ должны соблюдаться принципы постепенности и эволюционности формирования; диверсификации и межотраслевой интеграции производства; сочетания крупных, средних и малых пред­приятий; демонополизации производства.

 

2. Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных кооперацион­ных соглашений, объединяющих компании разных размеров и форм соб­ственности. Большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний, объединенных в кластеры на определенных территориях, которые предостав­ляют им конкурентные преимущества (необходимую инфраструктуру, сред­ства связи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади).

В качестве сфер, где наиболее активно идет объединение компаний в союзы, выступают: производство товаров для дома; отрасли, связанные со здравоохранением, с производством бытовых продуктов и т. п. Когда формируется кластер, все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается свободный обмен информаци­ей и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Пример - союз автозаводов КамАЗ и ВАЗ, которые ре­шили сосредоточить выпуск малолитражки "Ока" на площадке КамАЗа.

 

3. Одна из новейших организационных форм - виртуальная корпорация, которая представляет собой создаваемую на временной основе сеть не­зависимых компаний (поставщиков, заказчиков, бывших конкурентов), объединяемых современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологическую основу виртуальной корпо­рации составляют информационные сети, которые помогают объеди­няться и осуществлять гибкое партнерство.

 

вопрос 42. Социальная ориентация

современного менеджмента

1. Сущность социальной ответственности

2. Аргументы в пользу социальной ответственности 3. Аргументы против социальной ответственности

1. Существует взгляд на организацию как экономическую целостность, обя­занную заботиться об эффективности использования своих ресурсов, мак­симизации прибыли. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства товаров и услуг, необходимых для общества с рыночной экономикой. Согласно другой точке зрения современная организация является час­тью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации. Организации несут ответствен­ность перед обществом, в котором функционируют, помимо обеспече­ния эффективности, занятости, прибыли и ненарушения закона. Орга­низации должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Они должны жертвовать на благо и совершенствование обще­ства. Более того, организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителей.

2. Аргументы за социальную ответственность сводятся к следующему:

• предприятие является членом общества, поэтому нормы морали долж­ны управлять его поведением, предприятие несет моральные обязатель­ства вести себя социально 01ветственно;

благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные дей­ствия организаций, улучшающие жизнь местного сообщества, могут при­носить им определенные выгоды. В обществе, более благополучном с социальной точки зрения, благоприятнее условия для ведения бизнеса. Кроме того, социальные действия формируют более привлекательный образ предприятия;

изменение потребностей и ожиданий публики. Чтобы сузить разрыв меж­ду новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий,их вовле­ченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой;

• наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальныхпроблем.

3. Существуют препятствия для социальной ответственности:

• нарушение принципа максимизации прибыли;

. расходы на социальную вовлеченность. Эти расходы являются для пред­приятия издержками, которые в конечном счете переносятся на потре­бителей в виде завышенных цен, снижают конкурентоспособность про­дукции, в том числе и на мировом рынке;

• недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку менед­жеров не выбирают, они не являются непосредственно подотчетными широкой публике;

• недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любой фирмы лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение про­блем социального характера.

 

 

43. Коммуникации в современной фирме: сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса

1. Сущность коммуникационного процесса

2. Элементы процесса

3. Этапы коммуникаций

4. Обратная связь и помехи

1. Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель процесса - обеспечение понимания инфор­мации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений.

2. В процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:

. отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов;

канал, средство передачи информации;

. получатель - лицо, которому предназначена информация и которое ин­терпретирует ее.

3. При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколь­ко взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и исполь­зовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поня­ли и разделили исходную идею. Указанные этапы таковы:

зарождение идеи;

. кодирование и выбор канала. Отправитель должен с помощью символов закодировать информацию, используя слова, интонации и жесты. Ко­дирование превращает идею в сообщение. К общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, электронные сред­ства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видео­ленты и видеоконференции. Часто для достижения эффективности со­общения используют два или большее число средств коммуникаций;

передача сообщений;

декодирование - перевод символов отправителя в мысли получателя.

4. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются ком­муникативными ролями. Изначальный получатель становится отправи­телем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией.

Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообще­ний. Обратная связь повышает шансы на эффективный обмен инфор­мацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи. Источники помех, создающие преграды на пути обмена информацией, варьируют от язы­ка (в вербальном или невербальном оформлении), различий б воспри­ятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между ру­ководителем и подчиненным.

 

Вопрос 44. Основные виды коммуникаций

1.Коммуникации между организациями

2.Коммуникации между уровнями и подразделениями

1. Организации пользуются разнообразными средствами для коммуника­ций с элементами своего внешнего окружения. С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью внимание уде­ляется созданию определенного образа организации на местном, обще­национальном или международном уровне. Подчиняясь государству, организации заполняют разнообразные письменные отчеты. При этом обсуждения, собрания, переговоры, служебные записки, отчеты, цир­кулирующие внутри организации, часто являются реакцией на возмож­ности или проблемы, создаваемые внешней средой.

2. Существует несколько видов коммуникаций внутри организации:

межуровневые коммуникации - перемещение информации в рамках вер­тикальной коммуникации. Могут происходить по нисходящей (сообще­ние подчиненным уровням о принятом управленческом решении), по восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки);

• коммуникации между различными отделами, или горизонтальные ком­муникации. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и дей­ствий. Руководство должно добиваться, чтобы подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении;

• коммуникации "руководитель - подчиненный". Связаны с прояснением за­дач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченнос­ти отдела в решение задач; обсуждением проблем эффективности рабо­ты; оповещением подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных;


• коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют ру­ководителю повысить эффективность действий группы;

неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций - это канал распространения слухов. Так как по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и рас­пространения определенной информации типа "между нами".

 

45. Трудности в развитии

коммуникаций в современной фирме

1. Искажение сообщений

2. Информационные перегрузки

3. Неудовлетворительная структура организации

 

1. Когда информация движется внутри организации, смысл сообщений несколько искажается в силу ряда причин'.

непреднамеренное искажение - может происходить в силу затруднений в межличностных контактах;

сознательное искажение информации - имеет место, когда какой-либо отправитель-управляющий не согласен с сообщением. В этом случае уп­равляющий модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах;

фильтрация. Для ускорения движения информации или придания сооб­щению большей ясности различные сведения приходится суммировать и упрощать перед направлением в разные сегменты организации;

несовпадение статусов уровней организации. Руководители высшего звена обладают более высоким статусом, поэтому возникает тенденция снаб­жать их только положительно воспринимаемой информацией. Кроме того, поскольку подчиненные часто хотят услышать одобрение от руководи­теля, они могут говорить только то, что он хочет услышать;

• страх перед наказанием и ощущение бесполезности дела.

2. Менеджер, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, не в состоя­нии реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему доста­точно важной. То же самое относится и к обмену информацией.

3. Если структура организации недостаточно продумана, возможности ру­ководителя планировать и добиваться реализации поставленных целейсужаются. В организации с многочисленными уровнями управлениями растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтро­вывать сообщения.


вопрос 46.

 

 

Пути улучшения системы коммуникаций в современной фирме

 

1.Управленческое регулирование

2.Система обратной связи

3.Система сбора предложений

4. Информационные сообщения

5. Современная информационная технология


1. Менеджеры на всех уровнях организации должны иметь представление о своих собственных потребностях в информации, а также своих началь­ников, коллег и подчиненных. Менеджер должен уметь оценивать каче­ственную и количественную стороны своих информационных потреб­ностей, а также других потребителей информации в фирме, стараться определить, что такое "слишком много" и "слишком мало" в информа­ционных обменах.

Менеджер может также практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными, периодические встречи со всеми подчи­ненными. Планирование, реализация и контроль формируют возмож­ности управленческого действия в направлении совершенствования информационного обмена. Обсуждение и прояснение новых планов, вариантов стратегии, целей, контроль хода работ, отчеты по результа­там контроля - действия, подвластные менеджеру.

 

2. Системы обратной связи составляют часть системы контрольно-управ­ленческой информационной системы в организации. Один из вариан­тов системы обратной связи - перемещение людей из одного подразде­ления организации в другое с целью обсуждения определенных вопросов. Опрос работников - еще один вариант системы обратной связи. Опросы позволяют выяснить у подчиненных:

• четко ли доведены до них цели их деятельности;

с какими потенциальными или реальными проблемами они сталкива­ются или могут столкнуться;

• получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы;

• открыт ли их руководитель для предложений; информированы ли они о грядущих переменах, которые отразятся на их работе.

3. Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступ­ления информации наверх. Все работники получают возможность гене­рировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта дея­тельности организации. Цель систем - снижение тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх.

4. Крупные организации, как правило, издают ежемесячные бюллетени, которые содержат информацию для всех работников. В подобные публи­кации могут входить статьи с обзором предложений по поводу управле­ния, на тему охраны здоровья работников, нового контракта, нового вида продукции, ответы руководства на вопросы сотрудников. Также часто используются видеозаписи.

5. Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организа­циях. Электронная почта дает возможность направлять письменные со­общения любому человеку в организации, вне ее, что должно умень­шить неиссякаемый поток телефонных разговоров. Видеоконференции способствуют людям, находящимся в разных местах, обсуждать всевоз­можные проблемы, глядя друг другу в лицо.

Вопрос 47. Общая характеристика процесса принятия управленческих решений

1. Интуитивное решение проблем

2. Рациональное решение проблем

1. При решении относительно несложных проблем часто используется интуитивный подход, который характеризуется следующими чертами:

• субъект решения держит всю проблему в голове;

• возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов;

• может не соблюдаться последовательность этапов;

• качество решения основывается прежде всего на предыдущем опыт лица, принимающего решение.

Интуитивный подход не дает хороших результатов, когда опыт менеджера небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новой. Так же на качество интуитивных решений может оказывать влияние недо­статочно полное представление о текущей ситуации.


2. Если проблемная ситуацияне так очевидна, ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позво­лит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение. Про­цесс принятия решений можно представить в виде следующих этапов, каждому из которых соответствуют определенные процедуры:

. постановка проблемы: возникновение новой ситуации, появление пробле­мы, сбор необходимой информации, описание проблемной ситуации;

разработка вариантов решений: формулирование требований-ограниче­ний, сбор необходимой информации, разработка возможных вариан­тов решений;

выбор решения: определение критериев выбора; отбор решений, отвеча­ющих критериям; оценка возможных последствий; выбор предпочти­тельного решения;

организация выполнения решения и его оценка: план реализации выбран­ного решения; контроль за ходом реализации решения; оценка реше­ния проблемы и возникновение новой ситуации.

Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного пла­на и методов решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет особенности, отражающие специ­фику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы менеджера. Представленная схема процесса принятия решений отобра­жает логику управленческой деятельности. На практике этот процесс более сложен и допускает параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений.

 

Вопрос 48. Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
З Недостатки структуры | Методы организации выполнения решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.