Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная школа


Школа научного управления.

Связана с Ф. Тейлором, Г. Ганттом и Ф. Гилберты. Задача: приспособить человека к машине. Человек – придаток машины, а машина – Бог. Полагалось, что, используя логику, наблюдения, анализ, можно усовершенствовать многие трудовые операции. Работа разделялась на компоненты, создавались специальные календари рабочих операций. Гилберты наблюдали движения работников во время операций, устранили лишние движения и создали стандартные процедуры работы (4 движения вместо 18). Человеческим фактором не пренебрегали: ввели систему материального стимулирования. Социальное значение этой школы – во введении поощрения работников (за основу принимался умелый работник).

Важнейшие принципы школы научного управления:

· рациональная организация труда

· отбор работников для выполнения задач и обеспечение их обучения

· обеспечение работников необходимыми ресурсами для выполнения задач

· использование материального поощрения для повышения производительности труда

· разработка формальной структуры организации

· разграничение исполнительских и управленческих функций

Эту школу создали уже топ-менеджеры: А.Файоль (руководитель французской угольной компании), Дж. Муни, А.Слоан, М.Вебер, Г.Эмерсон и Л.Урвик. Задача: создание универсальных принципов управления и описание функций управления.

Генри Эмерсон в 1911 году выпустил книгу «12 принципов производительности», где формулируются принципы управления предприятием, направленные на повышение эффективности работы. Эффективность, по Эмерсону, это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. В его работах обоснована необходимость системного подхода к решению задач организации.

Принципы Эмерсона:

· точно поставленные цели, к достижению которых стремится каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления

· здравый смысл, т.е. подход к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей

· компетентные консультации: необходимы специальные знания и компетентные советы, связанные с управлением. И компетентный совет должен быть коллегиальный



· дисциплина – подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку

· справедливое отношение к персоналу

· быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимой информацией

· диспетчирование обеспечивает четкое оперативное управление деятельности коллектива

· нормы и расписания позволяют точно измерять все недостатки организации и сокращать вызванные ими потери

· нормализация условий обеспечивает такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты

· нормирование операций предполагает установление времени и последовательности выполнения каждой операции

· письменные стандартные инструкции обеспечивают четкое закрепление всех правил выполнения работ

· вознаграждение за производительность, направленное на поощрение работника

Анри Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал это.

Классические принципы управления:

· разделение труда с целью повышения количества и качества продукции при тех же затратах труда

· полномочия и ответственность. Полномочие – это право отдавать приказы, ответственность – санкции и награды

· дисциплина– повиновение, усердие, выполнение договора с организацией

· единоначалие – приказы работнику дает один непосредственный начальник

· единство направления: каждое подразделение действует в рамках своей цели, но объединяется с другими подразделениями общей целью организации и общим директором

· подчиненность частных интересов общим

· вознаграждение персонала – оплата работы должна удовлетворять и персонал, и предпринимателя

· централизация – ее степень варьируется в зависимости от конкретных условий

· скалярная цель (иерархия) – ряд руководящих должностей сверху донизу

· порядок– «место для всего», это облегчает контроль

· справедливость – сочетание доброты и правосудия

· стабильность персонала – т.к. высокая текучесть кадров снижает производительность труда

· инициатива – участие работников в разработке планов и их реализации

· корпоративный дух – сила, основанная на гармонии персонала

 

ЛЕКЦИЯ 4. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ «ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ»

Если А.Файоль исследовал функциональные аспекты менеджмента, то Макс Вебер рассмотрел институциональный аспект. «Теория общества и экономическая организация» - эта работа вышла в 1920 году, в ней он исследует проблему лидерства в бюрократической структуре организации и выделяет 3 основных типа организации в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель.

3 типа власти по Максу Веберу:

1. харизматический: личностные качества руководителя заложены с рождения от Бога. Этот руководитель обладает исключительными личностными качествами

2. традиционный: вырастает из харизматического, когда происходит естественная замена руководителя-лидера, а члены организации по традиции подчиняются новому руководителю, как старому.

3. бюрократический (идеал): основан на разделении власти, означает господство канцелярии, главенствует форма, строгое подчинение правилам, процедурам, которые передаются из поколения в поколение.

Особенности бюрократического типа:

· вся деятельность организации расчленяется на операции, выполнение которых закрепляется за отдельными звеньями

· каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью и авторитетом, которые действуют внутри организации по принципу иерархии

· система четких правил, инструкций и стандартов определяет порядок работы и ответственность каждого члена организации

· каждый руководитель должен быть беспристрастным по отношению к клиентам и подчиненным, одинаково справедливым со всеми

· каждый член организации должен занимать должность в соответствии с квалификацией. Система продвижения кадров строится по принципу продолжительной работы и успешной деятельности



Богдановв 1917 году выпустил книжку «Всеобщая организационная наука». Доказывал, что все виды управления как в природе, так и в обществе, технически имеют одинаковые черты. Говорил, что нужно создать особую «организационную науку», определял ее задачи, предмет и категории. Его принципы сегодня используются для моделирования экономических процессов.

Гастев –уделял внимание рациональному труду и организации и был за комплексный подход изучения теории управления.

Принципы Гастева:

· принцип демократического централизма (первенство большинства над меньшинством)

· принцип первенства политики над хозяйственным развитием

· плановое ведение хозяйства (в рамках страны это невозможно!)

Американские исследователи управления предложили систему мер, которую назвали адхократией.

Адхократия( с лат.: предназначенный для этого случая) позволяет повысить эффективность работы организаций:

· отказ от жесткой централизации управления

· организация внутрифирменной конкуренции

· децентрализация производства предоставление автономии филиалам, подразделениям

· применение разнообразных моральных стимулов, максимальное использование человеческого фактора

· проведение разработок, исследований для развития конкуренции

· простота управления, минимум бюрократических преград

· постоянный личный контакт управляющих с персоналом

· формирование чувства коллектива, единой команды

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг).

Появилась благодаря успехам в психологии, медицине, антропологии, социологии, а также обусловлена необходимостью перехода от экстенсивных методов производства к интенсивным, что потребовало новых форм управления. Создатели этой школы ставили целью применять приемы управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности и производительности работников. Задача: выяснить, как управлять фирмой через систему социальных факторов.

Мэри Фоллет считала, что первоначально должно быть умение добиваться цели, используя труд других людей.

Элтон Мэйо, экспериментатор, ставил эксперименты на заводе, в группах. После 12 лет опыта пришел к заключению, что часто хорошо разработанные операции и хорошая зарплата не обеспечивают повышения производительности труда. Замечал, что работники сильнее реагируют на реакцию со стороны коллег, чем со стороны руководства. Сделал следующие выводы.

Выводы Мэйо:

· производительность работника определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Групповые нормы являются неписанными правилами, регулирующими деятельность организации

· работники чаще действуют и принимают решение как члены группы, а не как индивиды, поведение чаще обусловливается групповыми нормами

· велика роль неформальных лидеров для достижения целей группы, установления и поддержания групповых норм

· если руководство проявляет заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников возрастает, что ведет к увеличению производительности

· задача менеджмента в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям развивать плодотворные неформальные связи

Постепенно школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук, которая стремится оказать помощь работнику как личности в осознании своих возможностей для того, чтобы востребовать их в деятельности организации. Основной задачейэтой школы является повышение эффективности организации за счет полного использования потенциала человеческой индивидуальности. Школа популярна в 60-е годы

Течение этитьюд – отношение к себе и окружающему миру; основная мысль: никто не имеет права оценивать вас, только вы сами, потому что именно вы в ответе за свою жизнь. Рекомендации: анализировать свое поведение и делать выводы.

30 минут утром, 5-днем и 10-вечером надо обниматься и целоваться, чтобы все исправить. 8 минут – для мироощущения, 12 – для роста. 4 – для подъема духа.

Все люди устают на работе, и нужно уметь заряжаться энергией: 1) уметь удивляться; 2) действовать свободно; 3) сохранять достоинство; 4) действовать в согласии с самим собой; 5) помогать другим, уметь идти на жертвы.

Типы жизненных установок (позиций):

· «я в порядке, Вы в порядке»: уверенность в себе, отзывчивость, поддержание доброго отношения с окружающими, спокойствие, адаптация к переменчивым ситуациям.

· «я в порядке, Вы не в порядке»: раздутое самомнение, трудности в общении, подавление других, преувеличение своей роли в работе

· «я не в порядке, Вы в порядке»: неуверенность в себе, склонность к уступкам, неубежденность в своей правоте, безынициативность, жизненный принцип «чего изволите»

· «я не в порядке, Вы не в порядке»: подавленность, отсутствие энергичности, нетворческое отношение к работе, примирение с неудачами, вызывание отрицательного отношения к себе.

Школа науки управления (математическая школа).

Появилась в 50-е годы 20 века благодаря успехам в области математики, статистики, вычислительной техники. Аков, Бир, Форрестор (???)

Методы школы: 1) исследование операций; 2) построение моделей. Модель –абстрактное представление реальности. После создания модели вошедшим в нее переменным задаются количественные значения, что позволяет сравнивать и описывать отношения между ними.

Ключевая характеристика этой школы – замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Подходы к менеджменту:

1. Процессный подход: рассматривает управление как процесс непрерывных, взаимосвязанных управленческих функций.

Планирование → Организация → Мотивация → Контроль → Планирование … (цикл).

· планирование. 1) Где находится организация в настоящее время? Оценка сильных и слабых сторон организации: финансы, маркетинг,

производство, научные исследования, разработки, кадры.

2)Куда хотим двигаться? Оцениваются опасности, возможности внешней среды, конкуренция, клиенты, законы.

3) Как достичь желаемого? План – детище функции, это способ, инструмент, с помощью которого обеспечивается

единство направления всех членов организации для достижения цели. Планирование должно осуществляться

непрерывно.

· организация 1) необходимо создать некую структуру, каркас

2) нужно определить, кто должен выполнять конкретное задание, т.е. правильно делегировать полномочия.

· мотивация Суть: члены организации выполняют работу в соответствии с делегированными обязанностями и сообразуясь с планом

В настоящее время для эффективной мотивации необходимо:

1)определить истинные потребности

2) обеспечить возможность полного удовлетворения посредством хорошей работы

· контроль Суть: обеспечение выполнения целей организации. Аспекты:

1) установление стандартов, определение целей на какой-то период времени

2)измерение того, что действительно достигнуто, и сравнение с планом

3) предпринимаются действия по корреляции выполнения от плана

Функции управления связаны двумя процессами: 1) принятие решений; 2) информация, коммуникации (пути сообщения, передача, сбор,

переработка информации).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление до 20-го века | Модель организации как открытой системы

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Административная группа управления защитой
  2. Административная ответственность
  3. Административная ответственность
  4. Административная ответственность
  5. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.
  6. Административная ответственность, виды и порядок назначения наказаний
  7. Административные правонарушения и административная ответственность.
  8. Виды земельных правонарушений. Административная и уголовная ответственность
  9. Вопрос 1. Понятие и виды субъектов административного права. Административная право- и дееспособность, административная правосубъектность
  10. Вопрос 2. Правовой режим чрезвычайного положения. Правовое положение МЧС РФ. Административная ответственность за нарушение режима ЧП
  11. Вопрос 3. Структура административно-правовых отношений. Участники административно-правовых отношений. Административная правосубъектность

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.009 сек.