КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административная школа
Школа научного управления. Связана с Ф. Тейлором, Г. Ганттом и Ф. Гилберты. Задача: приспособить человека к машине. Человек – придаток машины, а машина – Бог. Полагалось, что, используя логику, наблюдения, анализ, можно усовершенствовать многие трудовые операции. Работа разделялась на компоненты, создавались специальные календари рабочих операций. Гилберты наблюдали движения работников во время операций, устранили лишние движения и создали стандартные процедуры работы (4 движения вместо 18). Человеческим фактором не пренебрегали: ввели систему материального стимулирования. Социальное значение этой школы – во введении поощрения работников (за основу принимался умелый работник). Важнейшие принципы школы научного управления: · рациональная организация труда · отбор работников для выполнения задач и обеспечение их обучения · обеспечение работников необходимыми ресурсами для выполнения задач · использование материального поощрения для повышения производительности труда · разработка формальной структуры организации · разграничение исполнительских и управленческих функций Эту школу создали уже топ-менеджеры: А.Файоль (руководитель французской угольной компании), Дж. Муни, А.Слоан, М.Вебер, Г.Эмерсон и Л.Урвик. Задача: создание универсальных принципов управления и описание функций управления. Генри Эмерсон в 1911 году выпустил книгу «12 принципов производительности», где формулируются принципы управления предприятием, направленные на повышение эффективности работы. Эффективность, по Эмерсону, это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. В его работах обоснована необходимость системного подхода к решению задач организации. Принципы Эмерсона: · точно поставленные цели, к достижению которых стремится каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления · здравый смысл, т.е. подход к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей · компетентные консультации: необходимы специальные знания и компетентные советы, связанные с управлением. И компетентный совет должен быть коллегиальный · дисциплина – подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку · справедливое отношение к персоналу · быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимой информацией · диспетчирование обеспечивает четкое оперативное управление деятельности коллектива · нормы и расписания позволяют точно измерять все недостатки организации и сокращать вызванные ими потери · нормализация условий обеспечивает такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты · нормирование операций предполагает установление времени и последовательности выполнения каждой операции · письменные стандартные инструкции обеспечивают четкое закрепление всех правил выполнения работ · вознаграждение за производительность, направленное на поощрение работника Анри Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал это. Классические принципы управления: · разделение труда с целью повышения количества и качества продукции при тех же затратах труда · полномочия и ответственность. Полномочие – это право отдавать приказы, ответственность – санкции и награды · дисциплина – повиновение, усердие, выполнение договора с организацией · единоначалие – приказы работнику дает один непосредственный начальник · единство направления: каждое подразделение действует в рамках своей цели, но объединяется с другими подразделениями общей целью организации и общим директором · подчиненность частных интересов общим · вознаграждение персонала – оплата работы должна удовлетворять и персонал, и предпринимателя · централизация – ее степень варьируется в зависимости от конкретных условий · скалярная цель (иерархия) – ряд руководящих должностей сверху донизу · порядок – «место для всего», это облегчает контроль · справедливость – сочетание доброты и правосудия · стабильность персонала – т.к. высокая текучесть кадров снижает производительность труда · инициатива – участие работников в разработке планов и их реализации · корпоративный дух – сила, основанная на гармонии персонала
ЛЕКЦИЯ 4. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ «ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ» Если А.Файоль исследовал функциональные аспекты менеджмента, то Макс Вебер рассмотрел институциональный аспект. «Теория общества и экономическая организация» - эта работа вышла в 1920 году, в ней он исследует проблему лидерства в бюрократической структуре организации и выделяет 3 основных типа организации в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель. 3 типа власти по Максу Веберу: 1. харизматический: личностные качества руководителя заложены с рождения от Бога. Этот руководитель обладает исключительными личностными качествами 2. традиционный: вырастает из харизматического, когда происходит естественная замена руководителя-лидера, а члены организации по традиции подчиняются новому руководителю, как старому. 3. бюрократический (идеал): основан на разделении власти, означает господство канцелярии, главенствует форма, строгое подчинение правилам, процедурам, которые передаются из поколения в поколение. Особенности бюрократического типа: · вся деятельность организации расчленяется на операции, выполнение которых закрепляется за отдельными звеньями · каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью и авторитетом, которые действуют внутри организации по принципу иерархии · система четких правил, инструкций и стандартов определяет порядок работы и ответственность каждого члена организации · каждый руководитель должен быть беспристрастным по отношению к клиентам и подчиненным, одинаково справедливым со всеми · каждый член организации должен занимать должность в соответствии с квалификацией. Система продвижения кадров строится по принципу продолжительной работы и успешной деятельности Богданов в 1917 году выпустил книжку «Всеобщая организационная наука». Доказывал, что все виды управления как в природе, так и в обществе, технически имеют одинаковые черты. Говорил, что нужно создать особую «организационную науку», определял ее задачи, предмет и категории. Его принципы сегодня используются для моделирования экономических процессов. Гастев – уделял внимание рациональному труду и организации и был за комплексный подход изучения теории управления. Принципы Гастева: · принцип демократического централизма (первенство большинства над меньшинством) · принцип первенства политики над хозяйственным развитием · плановое ведение хозяйства (в рамках страны это невозможно!) Американские исследователи управления предложили систему мер, которую назвали адхократией. Адхократия (с лат.: предназначенный для этого случая) позволяет повысить эффективность работы организаций: · отказ от жесткой централизации управления · организация внутрифирменной конкуренции · децентрализация производства предоставление автономии филиалам, подразделениям · применение разнообразных моральных стимулов, максимальное использование человеческого фактора · проведение разработок, исследований для развития конкуренции · простота управления, минимум бюрократических преград · постоянный личный контакт управляющих с персоналом · формирование чувства коллектива, единой команды Школа человеческих отношений (1930-1950 гг). Появилась благодаря успехам в психологии, медицине, антропологии, социологии, а также обусловлена необходимостью перехода от экстенсивных методов производства к интенсивным, что потребовало новых форм управления. Создатели этой школы ставили целью применять приемы управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности и производительности работников. Задача: выяснить, как управлять фирмой через систему социальных факторов. Мэри Фоллет считала, что первоначально должно быть умение добиваться цели, используя труд других людей. Элтон Мэйо, экспериментатор, ставил эксперименты на заводе, в группах. После 12 лет опыта пришел к заключению, что часто хорошо разработанные операции и хорошая зарплата не обеспечивают повышения производительности труда. Замечал, что работники сильнее реагируют на реакцию со стороны коллег, чем со стороны руководства. Сделал следующие выводы. Выводы Мэйо: · производительность работника определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Групповые нормы являются неписанными правилами, регулирующими деятельность организации · работники чаще действуют и принимают решение как члены группы, а не как индивиды, поведение чаще обусловливается групповыми нормами · велика роль неформальных лидеров для достижения целей группы, установления и поддержания групповых норм · если руководство проявляет заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников возрастает, что ведет к увеличению производительности · задача менеджмента в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям развивать плодотворные неформальные связи Постепенно школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук, которая стремится оказать помощь работнику как личности в осознании своих возможностей для того, чтобы востребовать их в деятельности организации. Основной задачей этой школы является повышение эффективности организации за счет полного использования потенциала человеческой индивидуальности. Школа популярна в 60-е годы Течение этитьюд – отношение к себе и окружающему миру; основная мысль: никто не имеет права оценивать вас, только вы сами, потому что именно вы в ответе за свою жизнь. Рекомендации: анализировать свое поведение и делать выводы. 30 минут утром, 5-днем и 10-вечером надо обниматься и целоваться, чтобы все исправить. 8 минут – для мироощущения, 12 – для роста. 4 – для подъема духа. Все люди устают на работе, и нужно уметь заряжаться энергией: 1) уметь удивляться; 2) действовать свободно; 3) сохранять достоинство; 4) действовать в согласии с самим собой; 5) помогать другим, уметь идти на жертвы. Типы жизненных установок (позиций): · «я в порядке, Вы в порядке»: уверенность в себе, отзывчивость, поддержание доброго отношения с окружающими, спокойствие, адаптация к переменчивым ситуациям. · «я в порядке, Вы не в порядке»: раздутое самомнение, трудности в общении, подавление других, преувеличение своей роли в работе · «я не в порядке, Вы в порядке»: неуверенность в себе, склонность к уступкам, неубежденность в своей правоте, безынициативность, жизненный принцип «чего изволите» · «я не в порядке, Вы не в порядке»: подавленность, отсутствие энергичности, нетворческое отношение к работе, примирение с неудачами, вызывание отрицательного отношения к себе. Школа науки управления (математическая школа). Появилась в 50-е годы 20 века благодаря успехам в области математики, статистики, вычислительной техники. Аков, Бир, Форрестор (???) Методы школы: 1) исследование операций; 2) построение моделей. Модель – абстрактное представление реальности. После создания модели вошедшим в нее переменным задаются количественные значения, что позволяет сравнивать и описывать отношения между ними. Ключевая характеристика этой школы – замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Подходы к менеджменту: 1. Процессный подход: рассматривает управление как процесс непрерывных, взаимосвязанных управленческих функций. Планирование → Организация → Мотивация → Контроль → Планирование … (цикл). · планирование. 1) Где находится организация в настоящее время? Оценка сильных и слабых сторон организации: финансы, маркетинг, производство, научные исследования, разработки, кадры. 2) Куда хотим двигаться? Оцениваются опасности, возможности внешней среды, конкуренция, клиенты, законы. 3) Как достичь желаемого? План – детище функции, это способ, инструмент, с помощью которого обеспечивается единство направления всех членов организации для достижения цели. Планирование должно осуществляться непрерывно. · организация 1) необходимо создать некую структуру, каркас 2) нужно определить, кто должен выполнять конкретное задание, т.е. правильно делегировать полномочия. · мотивация Суть: члены организации выполняют работу в соответствии с делегированными обязанностями и сообразуясь с планом В настоящее время для эффективной мотивации необходимо: 1) определить истинные потребности 2) обеспечить возможность полного удовлетворения посредством хорошей работы · контроль Суть: обеспечение выполнения целей организации. Аспекты: 1) установление стандартов, определение целей на какой-то период времени 2) измерение того, что действительно достигнуто, и сравнение с планом 3) предпринимаются действия по корреляции выполнения от плана Функции управления связаны двумя процессами: 1) принятие решений; 2) информация, коммуникации (пути сообщения, передача, сбор, переработка информации).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |