КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 11. Человек в системе менеджмента. Лидерство и стиль управления
Классификации лидерства. Менеджер должен быть лидером – это аксиома управления. полномочия не определяют лидерство, а создают возможность организации этого лидерства. Лидерство – это способность влиять на отдельных людей, чтобы побуждать их работать для достижения целей организации. Теория лидерства пытается выявить его характеристики и его эффективные приемы. Важные характеристики лидерства: · способность формировать эффективную команду · умение прислушиваться к мнению коллег и подчиненных · умение принимать решения и вовлекать других в их осуществление Подходы к определению эффективного лидерства: · подход с позиции личностных качеств · поведенческий подход · ситуационный подход 1 – личностный подход (теория великих людей). Суть в том, что эффективные руководители-лидеры должны обладать набором следующих качеств: · высокий уровень интеллекта и знания · впечатляющая внешность · честность, открытость · здравомыслие · инициативность · высокая степень уверенности в себе 2 – поведенческий подход. Суть в том, что эффективность лидера определяется манерой его поведения по отношению к подчиненным. Этот подход позволяет классифицировать стили лидерства. Классификация Р.Лайкерта: · эксплуататорско-авторитарный стиль лидерства: менеджер навязывает свои решения подчиненным. Мотивация осуществляется посредством угроз. · благожелательно - авторитарный: менеджер относится к подчиненным снисходительно, по-отечески, мотивация осуществляется на основе вознаграждения · консультативно - демократический: менеджер советуется с подчиненными и стремится конструктивно использовать их предложения. Мотивация подчиненных в этом случае осуществляется посредством вознаграждения и участия в управлении. · демократический стиль (система группового участия): подчиненные привлекаются к разработке и определению целей организации и их достижению. Менеджеры полностью доверяют подчиненным, экономически вознаграждают их, а сотрудники активно участвуют в принятии решений. Другая классификация предлагает оценивать поведение руководителя по двум параметрам: по структурному параметру и вниманию к подчиненным. Структурный параметр подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и налаживает взаимопонимание в ней. В этом случае менеджер распределяет производственные роли между подчиненными, расписывает задания и объясняет требования к их выполнению, планирует и составляет график работ и разрабатывает подходы к их выполнению. Внимание к подчиненным – это наличие двустороннего общения, участие подчиненных в принятии решений, общение в одобрительной/доброжелательной манере, возможность подчиненных удовлетворять свои потребности, связанные с работой. Управленческая решетка Блэйка и Мутона. Построена по принципу системы координат. По горизонтали – забота о производстве, по вертикали – забота о людях.
1.1 – это обедненное управление, т.е. менеджер принимает минимум усилий по достижению производственных задач и минимум усилий по обустройству коллектива 1.9 – управление в стиле загородного дома, т.е. менеджер настроен исключительно на создание отличных отношений в коллективе 9.1 – власть-подчинение: высочайший уровень заботы о производстве, т.е. это менеджмент задач 5.5 – организационное управление, это баланс, т.е. поровну внимания. Но в этой точке никто полностью не использует свой потенциал 9.9 – точка группового управления, где максимум внимания уделяется как решению производственных задач, так и работе с подчиненными. Создается команда, когда люди сознательно приобщаются к целям организации, обеспечивается высокий моральный настрой и высокая эффективность производства. 3 – ситуационный подход. К ситуационным факторам относятся: · потребности · личные качества подчиненных · характер задания · требования и воздействие внешней среды · информация у руководства Это означает, что руководитель-лидер может вести себя по-разному в различных ситуациях. Теория ситуаций рассматривает лидерство в увязке со сложившимися условиями. В этом случае нестандартная ситуация может потребовать у менеджмента проявить лидерские качества. Стили управления. Стиль управления – это общая многокомпонентная характеристика управления, отражающая атмосферу управленческой деятельности, методы управления, организацию деятельности и отношение персонала к целям организации. Стиль управления может быть разным в различные периоды деятельности организации. Традиционные стили управления: авторитарный, либеральный, демократический. Авторитарный (автократический) – соответствует ситуации, когда в организации кризис, что проявляется в нежелании сотрудников работать, в необходимости принуждения, контролирования и направления работников, когда персонал избегает ответственности, предпочитает, чтобы им руководили. Управление в этом случае обеспечивается тщательным контролем и страхом перед управленцем. Либеральный – характеризуется минимальным участием менеджмента в принятии управленческих решений. Решения принимаются группой или неформальным лидером. Это стиль может быть эффективен в зрелой организации при обученном персонале, когда существует атмосфера взаимопонимания в коллективе (стиль трех «С» - само собой сделается). Это опасный стиль управления. Демократический – это признание, учет и использование коллектива. Это управление, построенное на человеческом факторе, это децентрализованное управление. Максимально используется мотивация доверия, участия, самостоятельности, инициативы, широко применяются методы убеждения. Его наиболее эффективно использовать в следующих ситуациях: · когда сотрудники могут осуществлять самоуправление · когда сотрудники стремятся к ответственности · когда люди хотят и могут трудиться · когда в основе деятельности сотрудников доминирует принцип рациональности
ЛЕКЦИЯ 12. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ «СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ». Трехмерная классификация стилей управления: Основывается на 3-х факторах: · ориентация на задачи · ориентация на отношения · ориентация на эффективность собственной деятельности менеджера Сочетание различных уровней названных факторов дает 8 стилей руководства: 1. Администратор. Ориентирован на решение задач, имеет высокий уровень взаимоотношений и обеспечивает принятие эффективных решений 2. Соглашатель. Ориентирован и на задачи, и на отношения, обладает небольшой собственной эффективностью и позволяет воздействовать на себя. 3. Доброжелательный автократ. Высоко ориентирован на задачи и не ориентирован на отношения. Знает, чего хочет и как это получить. 4. Автократ. Высоко ориентирован на задачи и мало ориентирован на отношения, особенно в ситуациях, которые нуждаются в таких отношениях. Невежлив и не уверен в других. 5. Прогрессист. Ориентирован на отношения, но упускает решение задач, полностью доверяет персоналу, озабочен развитием каждой личности. 6. Миссионер. Высоко ориентирован на отношения и совсем мало на задачи. Малоэффективен и более всего заинтересован в гармонии. 7. Бюрократ. Заинтересован в правилах, процедурах, слабо ориентирован и на задачи, и на отношения, желает контролировать ситуацию с учетом собственной выгоды, эффективен в работе. 8. Дезертир. Слабо ориентирован на задачи и отношения. Пассивен, малоэффективен. При выборе стиля управления можно использовать следующие типовые приемы: · обезличивание решений – это ситуация, когда менеджер при принятии непопулярных решений дает распоряжение не от собственного имени, а от имени организации · участие подчиненных – вовлечение подчиненных в процесс обсуждения вариантов решений, убеждение подчиненных через других членов коллектива · использование дисциплинарных мер. Эффективность применения обусловлена тем, насколько подчиненные ценят связь с организацией. · информирование подчиненных о том, что происходит на фирме · постоянство в действиях – это последовательное принуждение к выполнению правил и процедур в организации Персонализация и персонификация в управлении. 2 подхода, связанные с человеческим фактором: Персонализация и персонификация. Персонализация – это максимально возможный учет индивидуальных способностей, характеристик, интересов, профессиональных возможностей персонала. То есть это опора на каждого подчиненного в отдельности. Менеджер в каждом подчиненном видит индивидуальность и учитывает это в принятии решений, опирается на сильные стороны персонала и старается исключить проявление слабых сторон. Персонализация во многом определяется квалификацией самого менеджера, а также существующей системой работы с персоналом. Оценка персонала, оценка кадров, аттестация. Большую роль играют организационно-технические возможности: · возможность проведения тренингов с персоналом · возможность изучения потребностей, системы ценностей, интересов, мотивов поведения Персонализация возможна до определенного предела, которым является манипулирование персоналом. Оно может проявляться в: · подмене целей · неоправданном использовании энтузиазма, патриотизма, самопожертвования работников Персонификация – это отождествление стратегии, стиля, ответственности с персоной менеджера. Это постоянное подчеркивание позитивной роли менеджера, его позиции. Это превращение индивидуального стиля менеджера в общий стиль организации. В таких условиях менеджер всегда на виду, он заслоняет коллективную деятельность, он рассматривается как главный решающий фактор. Это главная движущая сила, «генератор». В реальном управлении персонализация и персонификация существуют в сочетаниях, которые определяются масштабами управления и ситуационными факторами в организации.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |