Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расходы бюджета на образование

Право на получение образования согласно «Закону об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан РФ.

Расходы на образование включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Таблица 8.1. Бюджетные расходы на образование по федеральному бюджету

  Расходы 2003 г. 2006 г.
млрд.руб. млрд руб. к 2003 г.
Образование 97,7 201,6 в 2,1 раза

Доля расходов на образование в ВВП составляет менее 4%, что значительно ниже, чем во многих зарубежных странах.

Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции.

Суммарные расходы муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование определяется в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым ее развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся, воспитанников, студентов.

В компетенции федерального бюджета: доля средств, направляемая на финансирование образования, формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования, налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от кол-ва уч-ся, минимальных размеров ставок з/платы работников образовательных учреждений.

В компетенции субъектов Федерации в этой области –формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов финансирования образования.

В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования (содержание ДОУ).

На содержание учреждений образования в последние годы выделяется около 12% общих расходов консолидированного бюджета, 4% - федерального бюджета, 20% -региональных бюджетов.

В общей сумме расходов на образование затраты на:

· детские дошкольные учреждения – 15%,

· общее среднее образование – 41%,

· школы-интернаты – 8%,

· среднее спец.образование – 10,5%,

· высшее образование – 11,5%.

Бюджеты разных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании разных учреждений образования. (СШ – на 99% - из бюджетов субъектов РФ, на 1% - федер., ВУЗы на 96% - из федер. бюджета, на 4% - из территориальных).

Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социозащитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Финансирование учреждений образования осущ-ся на основе государственных и местных нормативов финансирования, в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Федеральные нормативы должны ежегодно утверждаться Госдумой и быть минимально допустимыми.

Региональные и местные нормативы должны учитывать специфику учреждения и быть достаточным и для покрытия средних текущих расходов.

Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности.

К дополнительным платным услугам населению относятся:

- обучение по дополнительным образовательным программам;

- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,

- репетиторство,

- углубленное изучение отдельных предметов и др.

Доходы от указанной деятельности образовательного учреждения должны направляться на развитие уставной деятельности, в том числе на увеличение расходов по заработной плате.

Негосударственные образовательные учреждения взимают плату а образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

 

I. Детские дошкольные учреждения – начальное звено образования

Обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасти от 2 мес. До 7 лет.

Основные показатели определения расходов:

· количество воспитанников,

· количество групп.

В типовых положениях того или иного типа ДОУ установлены нормы наполняемости групп: в обычных ДОУ – норма 20 воспитанников 3-7 лет; в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6-10 детей.

Стоимость содержания одного ребенка в садах компенсирующего вида значительно превышает расходы по содержанию здоровых детей, поскольку количество воспитателей, нянь, обслуживающего персонала зависит от количества групп. На з/плату влияет также временной режим функционирования ДОУ: 10,5 ч. в день; 12 ч., круглосуточное пребывание детей.

Расходы на питание зависят от числа воспитанников, среднего числа дней посещения ДОУ в год и нормы питания в день (норма питания определяется с учетом натуральных норм и средних цен на продукты в каждом субъекте РФ).

Особенность финансирования ДОУ – часть расходов по содержанию детей должны покрывать родители (федеральный норматив - не более 20% от всех расходов, в субъектах могут использоваться свои нормативы).

В 2007 году дополнительно введены компенсации родителям части родительской платы за содержание ребенка в ДОУ по программе дошкольного образования, в соответствии со статьей 52.2 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2007 г.17 «О мерах материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования»). Компенсация составляет: 20% платы – на 1 ребенка, 50% платы – на двоих детей, 70% платы – для детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей с отклонениями в развитии т.д.).

II. Учреждения общего образования: общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы.

В соответствии с индивидуальными особенностями детей в системе образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом, детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторный детский дом, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии.

Расходы на общеобразовательные школы. – основные в общих расходах на образование.

Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:

- на текущее содержание (з/пл педагогического, учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, учебные, канцелярские и хоз. расходы, расходы на командировки и пр.),

- приобретение оборудование,

- капитальный ремонт,

- строительство новых зданий.

Методика расчетов доходов и расходов образовательного учреждения.

Расходы на текущее содержание школ исчисляются, исходя из 2 основных показателей: 1) числа учащихся и 2) количества классов.

1. При планировании затрат на школы прежде всего определяют контингент учащихся, затем количество классов, педагогических ставок, объем ремонтных работа и др. показатели. (определяются среднегодовые показатели).

1) число учащихся в 1 классе планируется исходя из числа тех, кому исполнилось 7 лет, в пятые классы – тех, кто окончил 3 класс, в девятые – с учетом намечаемого приема в техникумы, училища, остальные – по числу переведенных в следующий класс.

2) Количество классов устанавливается по группам классов I–IV, V–IX, X-XI.

Количество школ, классов, учащихся определяется на 1 января и на 1 сентября.

Среднегодовое количество учащихся и классов определяется по одной из след. формул:

; , (8.1)

где К- среднегодовое количество классов; KH - количество классов на начало года (1 января) и KK – количество классов на конец года (1 сентября).

Например: на начало бюджетного года в городе было 200 классов, а на 1 сентября планируется 218. Среднегодовое количество классов составит 206. Исходя из среднегодового количества классов опр-ся все расходы на текущее содерж-ие школы.

2. Основной статьей расходов является з/плата (45% всех текущих расходов)

В планировании фонда заработной платы существуют определенные особенности для городских школ, связанные с тем, что заработная плата учителям этих школ за вторую половину декабря планируемого года будет выплачиваться в январе бюджетного года, следующего за планируемым. Поэтому в новом учебном году работники школы получают заработную плату за 3,5 месяца, а за период с начала года до 1 сентября — за 8,5 месяца. Поэтому среднее количество классов для расчета фонда заработной платы городских школ исчисляется по формулам:

(8.2)

29%=3,5 мес./12 мес.

Исходя из примера среднегодовое количество классов составит 205:

Фонд заработной платы учителей определяется на основе среднегодового количества педагогических ставок на 1 класс и средней ставки учителя в месяц (тарификация учителей 1 сентября).

Оклады насчитываются по нормам педагогической нагрузки.

Фонд заработной платы педагогического персонала дополнительно включается оплата за проверку письменных работ.

(8.3)

где ФЗПмес - фонд заработной платы учителя в месяц;

Кставок - количество ставок;

- средняя ставка учителя в месяц;

Кср – среднеговое количество классов

Фонд заработной платы АУП и УВП школ определяется по типовым штатам и должностным окладам.

Расходы на оплату труда планируется отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу. Этот фон д называется тарифным. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд зарплаты на установление доплат:

- за классное руководство – до 20% оклада,

- за заведование кабинетом – 20% оклада,

- за руководство школьным кружком – 80%,

- за ведение внеклассной работы – до 1 ставки,

- за вредность (учителю химии) – до 12 %,

- на периодические издания ежемесячно – 10%.

Методика: тарифный фонд принимается за 75%, а надтарифный – 25%. Чтобы определить надтарифный фонд, нужно тарифный фонд умножить на 25 и разделить на 75. По учреждениям дополнительного образования надтарифный фонд составляет – 10%, по ДОУ – 12%, по школам – 25%.

Следующей экономической статьей расхода по любому учреждению бюджетной сферы являются начисления на фонд оплаты труда: он определяется путем умножения общего фонда оплаты труда на установленный Правительством РФ норматив.

3. При определении необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов рассчитываются в первую очередь расходы на питание школьников.

Расходы на питание зависят от:

- контингента учащихся,

- среднего числа посещения школьных занятий в год одним ребенком,

- установленной нормы питания в день

- числа учащихся, посещающих группы продленного дня.

Действующая в настоящее время расчетная норма расхода на бесплатные завтраки всех обучающихся составляет 1,5% от МРОТ. По группам продленного дня (ГПД) бесплатные обеды предоставляются 10% контингента и льготные (1/2 размера стоимости питания) – 15% контингента учащихся.

Методика расчета расходов по другим статьям затрат по всем типам образовательных учреждений одинакова.

4. Коммунальные платежи за отопление, освещение, водоснабжение и т.п. составляют значительную часть расходов. Расходы на отопление планируются исходя из кубатуры здания, продолжительности отопительного сезона, вида отопления, данных расходов за прошлые годы.

5.Учебные расходы. – Экскурсии, мелкий инвентарь, материалы для работы в кабинетах.

6. Расходы на приобретение оборудования, инвентаря и на кап. ремонт зданий.

7. Расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются только по сельским школам, в которых имеются интернаты с постоянным проживанием.

8. Расходы на хоз. обслуживание и затраты на оплату командировок и служебных разъездов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система финансирования расходов в непроизводственной сфере | III. Расходы на начальное, среднее и высшее профессиональное образование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.