Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения. Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования обществен­ных отношений


Тема № 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

 

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования обществен­ных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объе­диняющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущ­ность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии право­вого принципа. В теории права под правовыми принципами пони­маются руководящие идеи, которые выражают сущность, основ­ные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо её отдельных отраслей или институтов.

В течение долгого времени эта формулировка оставалась тради­ционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали ме­няться. Споры обычно сводятся к тому, являются принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть ещё и закреплены в этих нормах. По мнению ряда учёных, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обяза­тельного закрепления её в праве перевело бы эту категорию в об­ласть правосознания или правовой науки. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столе­тия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы - это принципы «права своего времени».

При данной позиции авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чём состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.

Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Вместе с тем, различая эти понятия, следует отметить тесную связь между ними, поскольку принципы проявляют себя в норма права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в норм права - это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:



- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование системы обязательного соци­ального страхования;

- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязатель­ного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

- ответственность за целевое использование средств обязатель­ного социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного контроля;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать сле­дующим образом:

- общеправовые, свойственные всем отраслям права;

- межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отрас­лей права;

- отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

- внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании общественных отношений по социальному обес­печению находят проявление все группы правовых принципов. К об­щеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепри­знанным принципам и нормам международного права; неотчуждае­мость основных прав и свобод человека и принадлежность их каж­дому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и су­дом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство воз­можностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защи­ты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общест­венные отношения, связанные с реализацией гражданами предос­тавленных им прав, общими являются, например, следующие прин­ципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития челове­ка, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:

- каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установлена законом;

- каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

- каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

- финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики;

- средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение страхованных по правилам и нормам, установленным законом.

Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счёт средств федерального бюджета.

Принцип солидарности поколений при финансировании трудовых пенсий подвергся корректировке в Программе пенсионной формы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывалось что в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное, в полном соответствии организационными и финансовыми возможностями государства существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхова­ния».

Введение накопительного механизма, на наш взгляд, возможно было лишь при наличии следующих условий: экономическая ста­бильность в государстве, усовершенствование оплаты труда, ликви­дация ее задолженности, повышение её уровня, пересмотр налогово­го законодательства, обеспечение занятости населения, так как низ­кооплачиваемые категории граждан, лица, не получающие зарплату, не имеющие работы, не могут участвовать в накопительной системе, а в будущем - рассчитывать на достойную пенсию.

Реальная действительность России не отвечает предъявленным требованиям. Замена распределительного пенсионного обеспечения накопительным расценивается специалистами как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные ин­тересы десятков миллионов людей.

Накопительная модель не характерна для европейских стран и не поддерживается МОТ. В связи с повышением уровня инфля­ции большинство стран после Первой мировой войны отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Ин­фляция за несколько лет (1917-1918 гг.) съела весь резерв и оста­вила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца.

При реализации накопительной модели в Чили «доходность пен­сионных сбережений оказалась вдвое ниже расчётной, что привело к необходимости государственной помощи пенсионным фондам».

К 1 января 2002 г. в России завершена реформа пенсионного обеспечения. Принятые законы коренным образом изменили идео­логию, направленность, структуру, содержание, принципы пенсионного обеспечения, ввели обязательную индивидуально-накопительную систему.

Таким образом, на примере перехода от распределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения мы видим, принципы правового регулирования общественных отношений это не застывшая догма, а развивающаяся правовая категория, которую оказывают влияние многочисленные факторы.

Правовые принципы были предметом научного анализа многих ученых: В. С. Андреева, Е. И. Астрахана, Е. Г. Азаровой, М. Л. Захарова, Р. И. Ивановой, Е. Е. Мачульской, В. А. Тарас вой, Э. Г. Тучковой, Я. М. Фогеля и др. Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта (основ или кодекса), где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данные проблемы вынуждены выводить их из сути норм права социально обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношен к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно:

- обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;

- страхование должно охватывать всех лиц наёмного труда и семейств;

- все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;

- все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;

- всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.

Идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статич­ны с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы - одни отмирают, другие появляют­ся, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Под принципами права социального обеспеченияпонимают­ся основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли пра­ва, а с другой - указывают основные тенденции ее развития.

Учёные, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов.

Например, В.Ш. Шайхатдиновк отраслевым принципам относит:

- связь обеспечения, как правило, с трудом;

- обеспечение не только граждан, но и их семей;

- свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

- приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

- зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Е.Е. Мачульскаявыделяет следующие принципы:

- всеобщность;

- финансирование социального обеспечения за счёт обязатель­ных страховых взносов, а также за счёт государственного бюджета;

- дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин ну­ждаемости и других факторов;

- универсальность и комплексность, т. е. гарантированность со­циального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложеная Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

- осуществление социального обеспечения за счёт как страховых платежей, так и средств бюджета;

- дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

- обязанность государства гарантировать уровень социально обеспечения не ниже прожиточного минимума;

- гарантированность социальной помощи в случаях, когда чел век нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

- многообразие видов социального обеспечения;

- участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Представляется, что перечисленные выше принципы следует дополнить принципом всеобщности социального обеспечения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ | Тема № 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.