КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции менеджмента в инновационной сфере
ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА Управление представляет собой процесс целенаправленного воздействия на объект управления с целью обеспечения его функционировании в заданном режиме. К общим функциям управления относятся 1) предвидение (разработка программы действий); 2) организация (построение социального организма); 3) распорядительство (искусство управления людьми); 4) координация (согласование действий, слияние усилий); 5) контроль. Особенность общих функций управления заключается в том, что они составляют основу конкретных функций управления, наполняют их содержанием, присутствуют в каждой конкретной функции и обязательно должны выполняться в процессе управления. Рассмотрим сущность основных функций управления применительно к управлению развитием инновационной восприимчивости организации. Объектом управления является процесс инновационной восприимчивости. В качестве субъекта управления может быть созданный в организации координационный центр по развитию инновационной восприимчивости. В состав координационного центра должны входить руководители всех линейных и функциональных подразделений организации. В рамках каждой общей функции управления должны быть выделены конкретные процедуры деятельности координационного совета. Функция управления «предвидение» включает в себя следующие процедуры управления: 1) формирование образа инновационной восприимчивости на основе использования критерия эффективности «изменение внешней среды к своей выгоде посредством воздействия на свое окружение инновациями»; 2) разработку политики инновационной восприимчивости по фазам процесса инновационной восприимчивости (оценка, инициация, осуществление, рутинизация).
Оценку инноваций следует осуществлять по разным критериям, например, по таким их группам, как: ● соответствие целей организации (миссии, представлениям о допустимом риске, о разумном времени внедрения и др.); ●рыночные критерии (вероятность коммерческого успеха, ожидаемый рост продаж, воздействие на существующие продукты, предполагаемые затраты и доходы, поведение конкурентов, начальные затраты, источники дополнительных средств); ●научно-технические критерии (согласованность с общей стратегией научных исследований, вероятность технического успеха, патентная чистота, наличие научно-технических ресурсов); ●финансовые критерии(влияние на другие проекты, движение затрат и доходов во времени); ●производственные критерии (издержки производства, безопасность производства, необходимая кооперация, необходимые производственные мощности) ●экологические критерии (дополнительное воздействие на окружающую среду, расходы на утилизацию отходов, дополнительное энергопотребление). Конкретизировать задачи политики инновационной восприимчивости можно исходя из политики перемен, которая предполагает: 1. высвобождение ресурсов, расходуемых на поддержание тех направлений деятельности, которые уже не способствуют повышению производительности и эффективности, и направление их на инновации; 2. высвобождение наиболее опытных и высококвалифицированных специалистов для работы над инновациями в целях создания перспектив; 3. проверку на жизнеспособность каждого товара, услуги, процесса, рынка, канала распределения, потребителя, формы конечного использования. Цель проверки получить взвешенный и объективный ответ на вопрос, надо ли нам это и какие инновации можно и нужно использовать; 4. плановую ликвидацию активов, которые ничего не дают, кроме статьи учета, т.е. необратимых издержек; ликвидацию старого (услуги, рынка, процесса, товара) в целях высвобождения ресурсов для инновации;
5. решение вопроса, что означает «эффективность» в данной области производства, что под этим понятием подразумевает производитель, а что — потребитель, для выбора необходимых инноваций; 6. непрерывное и систематическое совершенствование всего, что связано с деятельностью организации во внутренней и внешней среде (товары и услуги, производственные процессы, маркетинг, обслуживание, технологии, подготовка и обучение кадров, использование информации), на основе инноваций, основанных на знаниях. Совершенствование должно проводиться в соответствии с запланированным годовым процентным показателем в большинстве направлений деятельности, например, в Японии реальным и оптимальным является ежегодное улучшение на 3%; 7. определение новых перспективных возможностей организации, например, представление в ежемесячных отчетах результатов, которые оказались лучше запланированных по показателям объемов продаж, доходов, прибыли, количества; 8. выделение сотрудников для реализации инновационных проектов. Назначение самых надежных, компетентных сотрудников руководителями проектов по реализации наиболее многообещающих инноваций; 9. организацию инновационной деятельности как функции каждого подразделения и каждого уровня управления; 10. систематизированное изучение изменений, которые могут обернуться инновациями; 11. проверку инновационных возможностей на соответствие принципам ключевых реалий (стратегии, принятому понятию «эффективность», наличию новой ценности для организации, плановой организованной ликвидации); 12. обязательную проверку всех усовершенствований и нововведений в небольшом масштабе в форме предварительных испытаний; 13. поиск заинтересованных лиц во внедрении инновации (активного защитника новой идеи из состава организации или потребителя, заинтересованного в нововведении и сотрудничающего с производителем) 14. составление двух бюджетов: сметы текущих расходов на поддержание деятельности организации на существующем уровне (80—90% всех расходов организации) и бюджета расходов перспективного развития на основе инноваций (10—12% общих затрат организации), т.е. бюджета, знаменующего собой приверженность идее инновационной восприимчивости;
15. стабильность и неизменность фундаментальных аспектов деятельности (миссии, системы ценностей организации, способов определения производительности и результатов); 16. использование партнерства в области инноваций в качестве фундамента стабильных отношений Преобразование трудовых отношений в длительное сотрудничество в процессе (и с целью) инноваций; 17. использование новых информационных технологий для адекватного информирования каждого служащего о нововведениях с целью создания равновесия между переменами и стабильностью; 18. личное общение с целью увеличения доверия друг к другу, использование возможностей лучше узнать и понять друг друга для развития инновационной восприимчивости; 19. включение ведущих новаторов организации в менеджмент среднего, а еще лучше высшего звена; 20. разработку системы постоянного поощрения работников-новаторов (системы компенсаций, вознаграждений, благодарностей). Работники, которые регулярно проявляют инициативу, вносят рационализаторские предложения и совершенствуют производство и систему управления, заслуживают признания наравне с изобретателями. Функция управления «организация» включает в себя следующие процедуры управления: 1)формирование организационного плана развития инновационной восприимчивости, реализующего принятую политику инициирования инноваций. Организационный план развития инновационной восприимчивости составляется на основе использования законов, закономерностей, императивов управления, принципов управления; 2)организацию преобразований элементов системы управления. Осуществляется на основе организационного плана развития инновационной восприимчивости. Функция управления «распорядительство» включает в себя следующие процедуры управления: 1) создание потенциала инновационной восприимчивости по факторам, определяющим развитие инновационной восприимчивости (см. табл) 2) регулирование процесса преобразований элементов системы управления в соответствии с анализом отклонений фактического состояния потенциала от запланированного.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |