Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система Соединенных Штатов Америки




Вопрос. Особенности построения налоговых систем отдельных зарубежных государств.

Классификация налогов

Классификация налогов - это система их группировки по определенным признакам. Классификация налогов необходима в научном аспекте для их изучения и в практическом плане для построения рациональной и эффективной налоговой системы. Помимо этого систематизация налогов способствует правильному толкованию налогового законодательства.

Группировка налогов также необходима в целях гармонизации налоговых систем разных стран. Более тридцати лет назад проблема гармонизации косвенных налогов возникла у стран Европейского Союза. Было решено заменить многочисленные налоги с оборота единым налогом на добавленную стоимость. Для выполнения этого решения потребовалось определять, какие именно налоги входят в данную группу и подлежат замене.

Изучение трудов экономистов по вопросам налогообложения, показывает, что в них представлены разные подходы к классификации налогов. Несмотря на имеющиеся отличия можно выделить ряд наиболее характерных признаков, по которым в большинстве случаев проводится классификация налогов.

По форме уплаты – различают натуральные и денежные налоги. На ранних стадиях развития налогообложения налоги часто взимались в натуральной форме (дань, оброк носили преимущественно натуральную форму, хорошо известен продналог, введенный в России в 1921г. взамен также натурального обложения в форме продразверстки, действовавшей в первые годы советской власти, в период называемый «военным коммунизмом»).

В современных налоговых системах налоги практически всегда имеют денежную форму. В российском налоговом законодательстве денежная форма уплаты налога закреплена в самом определении налога (налог – платеж, взимаемый в форме отчуждения денежных средств, ст.8 НК РФ), в то же время на практике иногда применялись элементы натуральной формы (поставки государству, региону, местным органам власти и управления учитывались в зачет налогов соответствующего бюджета).

По принадлежности к уровню власти и управления, т.е. по иерархическому признаку. ( Данный признак также может рассматриваться как территориальный) – выделяют общегосударственные налоги и налоги административно-территориальных образований. В государствах с федеративным устройством выделяют федеральные, региональные (субъектов федерации) и местные налоги. В унитарных государствах можно выделить общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (федеральные) налоги вводятся в действие и применяются на основе федерального законодательства. По региональным и местным налогам соответствующие уровни власти располагают полномочиями по порядку их введения на своих территориях и установлению определенных элементов данных. Конкретные полномочия региональных и местных органов в отношении соответствующих уровней налогов отличаются по странам и зависят от их налогового законодательства этих стран. В последние годы появился особый вид налогов - межгосударс­твенные. Например, налог в странах ЕЭС на импортную сельскохозяйс­твенную продукцию, средства от которого зачисляются в единый бюд­жет сообщества.

По субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. Нередко в налоговых системах присутствуют налоги плательщиками которых являются как физические так и юридические лица (например, земельный налог).

По объекту налогообложения различают налоги на доходы, на имущество, на хозяйственные операции.

По характеру использования различают налоги общие и целевые (специальные). Налоги общего назначения обезличены, они поступают в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы и используются для покрытия любых предусмотренных расходов бюджетов. Целевые (специальные) налоги предназначены для формирования источников финансирования определенных расходов. Они могут быть консолидированы (объединены) в бюджете или поступают в специальные внебюджетные фонды, но в любом случае суммы поступлений по этим налогам направляются на заранее определенные цели. Примером таких налогов могут служить налоги, зачисляемые в социальные фонды, дорожные фонды, экологические и другие государственные внебюджетные фонды.

По признаку постоянства (продолжительности применения) различают обыкновенные и чрезвычайные налоги. Обыкновенные налоги не имеют ограничений по срокам применения, с момента их введения они применяются в каждом налоговом периоде. Чрезвычайные налоги вводятся в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (война, техногенная катастрофа и т.п.) они носят разовый или временный характер и прекращают свое действие с преодолением этих обстоятельств. Например, в годы Великой Отечественной войны был введен в качестве военный налог (1942г.), просуществовавший до 1946г.

Очень распространенной классификацией налогов является их деление на прямые и косвенные. В основе этого деления заложено несколько взаимосвязанных признаков: по объекту обложения; по способу взимания; по «возможности переложения».

Прямые налоги имеют своим объектом доход или имущество налогоплательщика, тогда как косвенные налоги взимаются с хозяйственных операций (реализация соответствующих товаров, работ и услуг, ввоз или вывоз за пределы таможенной территории и т.п.).

Разница в способе взимания состоит в том, что уплата прямых налогов производится налогоплательщиком за счет своих доходов, а косвенные взимаются путем включения их в цену товара (работ, услуг). В налоговых отношениях по уплате косвенных налогов участвуют и юридический налогоплательщик[1] - субъект, реализующий товары, работы, услуги, стоимость которых он определяет с учетом косвенного налога, и носитель налога (фактический налогоплательщик) - лицо, приобретающее эти товары, работы и услуги (потребитель). Таким образом, косвенными налогами экономисты называют налоги на расход, на потребление, а прямыми - налоги на присвоение и накопление материальных благ.

При включении косвенных налогов в цену товара и может возникать характерный для них эффект переложения налога на покупателя (потребителя) данных товаров, работ и услуг. На деле этот критерий «переложения налога» не всегда соответствует действительности. Косвенные налоги не всегда практически могут быть переложены на потребителя, так как рынок может не принять товар по повышенным ценам с учетом включенного в них косвенного налога. Прямые налоги при благоприятных обстоятельствах могут быть переложены на потребителя через механизм роста цен, включающих завышенную прибыль.

В реальных условиях как прямой, так и косвенный налог может перекладываться на потребителя через рост цен, но может быть чистым вычетом из прибыли. Будет ли переложен налог на потребителя, т.е. скажется ли налог на уровне цен, зависит от сфе­ры реализации товаров, от спроса и предложения, их влияния на ди­намику цен. Если спрос на товары устойчив, не эластичен или малоэ­ластичен по цене, то переложить налоги на потребителя можно путем увеличения цены. Если спрос эластичен по цене, то попытка поднять цены вызывает сокращение спроса, следовательно, для сохранения объемов сбыта придется оставить цены на прежнем уровне и налоги будут фактически уплачиваться за счет прибыли производителя.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на личные (субъективные) и реальные. Личные налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика и уплачиваются с действительно полученного им дохода (с заработной платы, прибыли, дивидендов и т.д.), а реальными облагается имущество или предполагаемый усредненный доход (промысловый налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налог на игорный бизнес).

Среди косвенных налогов выделяются:

индивидуально-косвенные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы);

универсально-косвенные налоги, ими облагаются все или почти все товары, работы и услуги (НДС);

таможенные пошлины, взимаемые с лиц, осуществляющих экспортно-импортные операции.

Вывод по вопросу: В налоговых системах современных государств используются различные типы и виды налогов, установленных законодательно и взимаемых налоговыми органами. Оценивать эффективность налоговой системы можно по уровню собираемости налогов и соотношению собранных налогов с затратами на обеспечение функционирования налоговой системы.

Любая классификация достаточно условна, а тем более в сфере налогов, где сплетены политические, социальные, экономические и правовые аспекты. Достаточно сложно выбрать в этих условиях правильные критерии классификации, которые можно использовать и которые могут быть верными одновременно и с экономической точки зрения, и с точки зрения права. Но классификация налогов необходима для систематизации, которая позволяет упорядочить налоги на всех уровнях налоговой системы, избежать их дублирования, более равномерно распределить налоговое бремя, не допускать двойного налогообложения. В правовом плане систематизация налогов способствует правильному толкованию налогового законодательства.

Налоговая система США является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги. Законодательные органы штатов могут вводить налоги, не противоречащие федеральному законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законами штатов.

На верхнем уровне налоговой системы действует Федеральное налоговое управление, которое по всей стране осуществляет сбор федеральных налогов, поступающих в федеральный бюджет. Федеральное налоговое управление является частью министерства финансов США и осуществляет федеральные налоговые программы, утвержденные конгрессом.

Второй уровень образуют налоговые органы штатов, собирающие налоги, вводимые законодательными органами штатов и поступающие в бюджеты штатов. Третий уровень составляют местные налоговые органы, которые взимают налоги, вводимые местными органами власти.

Налоговые службы самостоятельны и не подчинены друг другу. Но взаимодействуют между собой. Федеральное налоговое управление предоставляет налоговым службам штатов информацию, проводит обучение сотрудников налоговых органов штатов и местных налоговых служб.

Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов бюджетной системы страны.

В то же время характерной особенностью налоговой системы США является то, что налоги штатов и местные налоги составляют основу финансов штатов и местных финансов. Вышестоящие бюджеты оказывают финансовую поддержку бюджетам нижестоящего уровня, но она играет вспомогательную роль.

В структуре доходов федерального бюджета ведущее место занимает подоходный налог с физических лиц.

Федеральный подоходный налог взимается с физических лиц, индивидуальных предпринимателей, предприятий и партнерств, не имеющих юридического лица. Условно подсчет доходов каждым налогоплательщиком выполняется в три этапа.

1. Подсчитывается валовой доход: заработная плата, виды жалования, пенсии, алименты, доходы по ценным бумагам, вознаграждения, рента, призы, награды, фермерский доход, социальные пособия, стипендии, доходы от недвижимости и другие (включая чаевые и выигрыши в казино).

2. Определяется скорректированный валовой доход: из валового дохода вычитаются разрешенные виды льгот (торговые или производственные затраты, убытки от продажи ценных бумаг, затраты связанные с получением ренты, пенсионные взносы, алименты, авансовые взносы и др.).

3. Налогооблагаемый доход получается в результате исключения из скорректированного валового дохода классифицированных или стандартных вычетов: необлагаемого минимума, стандартной скидки, дополнительной скидки на престарелых и инвалидов, расходов по переезду к новому месту жительства, убытков в результате стихийных бедствий, расходов на медицинские цели, повышение квалификации, благотворительные цели и др. Указанные вычеты могут производиться в размере не более 50% скорректированного валового дохода, а оставшиеся 50% могут быть вычтены из доходов в течение 5 лет.

В зависимости от уровня полученного налогооблагаемого дохода применяются ставки налога от 15 до 30%. Супруги - налогоплательщики могут представлять совместную налоговую декларацию и уплачивать налог с суммарного дохода обоих супругов.

Вторым по значимости видом доходов федерального бюджета США являются взносы на социальное страхование.

Взносы на социальное страхование взимаются с работодателей и лиц, работающих по найму. Ставки взносов делятся пополам между ними и составляют с каждого из плательщиков 6,2% в виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45% на бесплатную медицинскую помощь. Общая комбинационная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3%.

Доля подоходного налога с физических лиц в доходах федерального бюджета превышает 40%. Доля дохода взносов на социальное страхование более 30%, вместе эти виды платежей обеспечивают более 80% поступлений в федеральный бюджет.

Налоги на доходы корпораций занимают только третье место в доходах федерального бюджета. Их доля составляет примерно 11%.

Федеральный налог на доходы корпораций взимается из прибыли, которая определяется путем осуществления разрешенных вычетов из валового дохода (выручки). Для определения прибыли, подлежащей обложению налогом, из выручки вычитаются все издержки как прямые так и косвенные, а также уплаченные налоги, убытки, отчисления в пенсионные фонды и т.п. Ставки налога установлены в размере 15, 25 и 34% в зависимости от суммы налогооблагаемой прибыли.

Прочие налоги занимают незначительное место в доходах федерального бюджета, их доля составляет менее 10%, из них наиболее заметными являются акцизы -примерно 3% в доходах федерального бюджета.

Акцизы взимаются с наиболее ходовых товаров: табачных изделий, спиртных напитков и ряда других товаров. Ставки акцизов устанавливаются в процентах к цене товаров и услуг и в натуральных денежных единицах по отношению к определенному количеству, весу, объему товаров.

Налоги с наследства и дарений платят физические лица по ставке от 18 до 55% в зависимости от стоимости имущества.

Таможенные пошлины устанавливаются на экспорт и импорт товаров, работ и услуг. Таможенные пошлины взимаются с юридических и физических лиц при перемещении ими товаров через таможенную границу.

Налоги штатов и местные налоги включают те же основные виды, которые применяются на федеральном уровне и ряд других дополнительных видов налогов.

Подоходный налог с населения (штата) взимается почти во всех штатах. Ставки налога в штатах ниже ставок федерального подоходного налога. Минимальная ставка равна 2%, максимальная - 10%. При этом во всех штатах на каждого плательщика налога предоставляется необходимый минимум. В каждом штате, кроме того, могут быть различные льготы и объекты обложения данным налогом. Уплаченная сумма подоходного налога в бюджет штата вычитается при определении обязательств по выплате федерального подоходного налога.

Налог на доходы корпораций (штата) взимается почти во всех штатах. Сумма налога на прибыль, уплаченная в штате, подлежит вычету из суммы налога на прибыль, уплачиваемой по федеральному налогу.

Акцизы собираются штатами с продажи спиртных напитков, бензина, дизельного топлива, природного газа, продуктов питания и ряда других товаров. Размер ставок в штатах колеблется от 3 до 5% от стоимости товаров.

Налог с наследства взимается с имущества, передаваемого наследникам. Ставки налога дифференцированы в зависимости от степени родства и размера наследства. В некоторых штатах данный вид налога не уплачивается, если наследство передается супругу (супруге).

Налог с продаж уплачивают потребители при покупке товаров. Величина налоговых ставок варьируется в зависимости от штата. Максимальная ставка составляет 8%, средняя по штатам - 4 - 5%. Данным видом налога облагается большинство потребительских товаров, в том числе медицинские товары.

Местный налог с продаж является дополнением налогу с продаж штата. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены. Кроме того, местные органы вправе вводить собственные налоги с различных видов продаж при условии разрешения законодательством штата. Ставки местных налогов в этом случае ниже ставок налогов штата и не превышают 2%.

Налог на имущество уплачивают юридические и физические лица. Ставки налога различаются по штатам. Минимальный размер ставки составляет 0,5%, максимальный - 5%.

Текущие платежи (местные) взимаются с юридических и физических лиц за определенные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, например, услуги по водоснабжению, канализации, сбору мусора и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.