КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные концепции управления персоналом
Контрольные задания 1. Изложите с использованием примеров сущность многоаспектности принятия «управленческое решение». 2. Прокомментируйте подходы к принятию управленческих решении 3. Охарактеризуйте основные виды решений. 4. Выделите основные, на ваш взгляд, факторы, определяющие выбор форм разработки и реализации управленческих решений. 5. Охарактеризуйте факторы, формирующие качество управленческих решений. 6. Изложите особенности принятия решений в условиях определенности, риска и неопределенности. 7. Опишите этапы процесса разработки и принятия управленческих решений. 8. Укажите особенности выбора оптимального варианта решения на основе критерия оптимальности Парето. 9. Аргументируйте необходимость установления обратной связи при разработке и реализации управленческих решений. 10. Проанализируйте достоинства и недостатки коллективных методов принятия решений. 11. Приведите особенности принятия решений на основе метода «мозговая атака». 12. Как осуществляется математическое моделирование в целях оптимизации управленческих решений? 13. Прокомментируйте различные виды ответственности менеджера и принимаемые решения. Источники: 1. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: Экономисть, 2005. 2. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учебник. — М.: Новое знание, 2005. 3. Менеджмент: учебник / под ред. В. В. Томилова. — М.: Юрайт-Издат, 2003. 4. Мескон М. X. Основы менеджмента / пер. с англ. / М. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 2005. 5. Румянцева 3.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник - М.: ИНФРА-М, 2006. Тема 9. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Современные концепции управления персоналом Персонал организации Система управления персоналом
По оценке экспертов Европейской ассоциации, одной из составляющих, которая определяет успех в бизнесе, является система управления персоналом. Исследования свидетельствуют о том, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 85% зависит от его умения работать с людьми и только на 15% — от его профессиональных знаний. Японские специалисты утверждают, что от настроения, желания человека работать и от морально-психологической обстановки в коллективе производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза или уменьшиться в несколько раз. Процесс управления персоналом имеет весьма актуальное значение для достижения успеха современной организацией. Это подтверждает высказывание президента компании Sony А. Морита: «Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным — это могут сделать только люди». Управление персоналом организации — это процесс целенаправленного воздействия руководителя (органа управления), согласующего и объединяющего совместный труд работников для достижения целей организации. Основной задачей управления персоналом является наиболее эффективное использование способностей, мотивации, качеств и навыков работников в соответствии с личными и организационными целями. Предметом управления персоналом являются трудовые отношения в организации, основанные на принципах конструктивного взаимодействия: сотрудничество, взаимопонимание, партнерство и взаимная ответственность. В эволюции подходов к управлению персоналом сложилось две основные концепции: – механистический подход отражает модель «экономического» человека; – гуманистический подход воплощает модель «социального» человека. Последовательное совершенствование подходов к управлению персоналом отражается в углублении и качественном наполнении опорных понятий и категорий, таких как рабочая сила, кадры, персонал, человеческий фактор и др. В современной практике менеджмента ведущей является категория человеческие ресурсы, под которой понимается совокупность способностей работников, которые обеспечивают основной капитал и главное конкурентное преимущество современной организации. Соответственно отмечается трансформация содержания подходов к менеджменту персонала с выделением следующих этапов: • управление кадрами (20—40-е гг. XX в.) — человек в организации рассматривается как носитель трудовой функции, «живой придя ток машины»; • управление персоналом (50—70-е гг. XX в.) — человек в организации представляется как личность, субъект социальных взаимоотношений; • управление человеческими ресурсами (80—90-е гг. XX в.) персонал оценивается как ключевой стратегический ресурс организации; • гуманистическая концепция (начало XXI в.) основывается на тезисе «не люди для организации, а организация — для людей»; тем самым персонал признается основой успеха организации. Современный кадровый менеджмент соответствует инновационой гуманистической парадигме управления, рассматривающей персонал в качестве ключевой составляющей успешного функционирования и развития современной организации, ее основного капитала главного конкурентного преимущества. (Парадигма - это система идей, взглядов и понятий, различных моделей решения множества проблем, а также методов исследования, принятых, как привило, в научном сообществе в определенный исторический период и являющихся в этот период основной методологической базой для всего мирового научного сообщества. (Студент-ботаник дал значение слова парадигма) Парадигма - это совокупность определенных представлений и определений, каких-либо терминов, а также ценностных установок, которые принимаются и разделяются научным сообществом. А, значит, консолидируют его членов, что обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества. Может также обозначать совокупность, систему фундаментальных научных установок. (Философ дал значение слова парадигма) Реализация этого подхода основывается на соблюдении следующих принципов: — подход к человеку как решающему фактору эффективности и конкурентоспособности организации, основному источнику добавленной стоимости; — ориентация на стратегический подход к управлению персоналом; — признание экономической целесообразности инвестиций в формирование и развитие персонала; — социальное партнерство и демократизация управления; — обогащение труда и повышение качества трудовой жизни; — непрерывное обучение и развитие персонала; — профессионализация управления человеческими ресурсами. Современный подход к управлению персоналом означает отказ о представлений о рабочей силе как о «даровом богатстве» и признание необходимости инвестиций и целевых капиталовложений в развитие человеческой составляющей организации. Человеческие ресурсы – это активы организации, ее капитал, который приносит реальную прибыль. Превалирующий (преобладающий) в настоящее время в менеджменте организационный гуманизм сдвигает формализованную, рационалистическую модель организации на периферию управленческих воззрений. Решающим фактором социально-экономического развития и формирования новой постиндустриальной экономики становятся интеллект, знания, образование. Следовательно, важнейшим активом такой экономики является человеческий капитал, вклад которого в хозяйственную динамику наиболее развитых стран мира (государств-членов ОЭСР) составляет, по разным оценкам, от 50 до 70%. Подтверждается также, что инвестиции в человеческий капитал, как правило, более эффективны, и вложения в материальное производство, а опережающее развитие науки, образования и культуры дает заметное преимущество той или иной стране в конкурентной борьбе на мировых рынках. Например, в компании Motorola, являющейся мировым лидером в обучения и развития персонала, установлены 40 часов обучения для всех сотрудников ежегодно в форме семинаров и курсов, на это выделяется4% прибыли компании (для сравнения: в США в среднем на обучение персонала выделяется 1,2% прибыли). В перспективе планируется довестинорму дополнительного образования до 200 ч в год на каждого сотрудника. Подсчитано, что каждый 1 долл. вложений в обучение и развитие персонала в компании Motorola приносит 33 долл. прибыли. Ведущие зарубежные компании затрачивают на профессиональное развитие сотрудников значительные средства — от 2 до 10% фонда заработной платы, что, например, для фирмы General Motors составляет сумму, превышающую 1 млрд долл. в год. Эти затраты являются капиловложениями организации в развитие работников, от которых она ожидает реальной трудовой отдачи. В признании значимости человеческого фактора в управлении организацией находит отражение концепция «софтизации» менеджмента, выдвинутая основателями теории организационного поведения и управленческой антропологии. От специалистов и менеджеров требуется умение эффективно действовать в бурно меняющихся, высоко конкурентных условиях, характерных для современных глобальных рынков, на основе максимальной мобилизации человеческого потенциала организации. (Софтизация - процесс ускоренного развития нематериальных факторов производства во всех сфере деятельности (развитие «мягкой» инфраструктуры).
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |