Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Административный процесс




Вопрос 5. Административная ответственность юридических лиц

Вопрос 4. Общие правила наложения взысканий за административные правонарушения

Вопрос 3. Сущность и виды административных наказаний. Понятие, цели, система. Характеристика административных наказаний по действующему законодательству России. Административное наказание и административная преюдиция

Вопрос 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Понятие, признаки, состав административного правонарушения

 

В административном праве существует дискуссия относительно основания административной ответственности. Бытует мнение, что основаниями адм. ответственности выступает: система норм, регулирующих ответственность; деяние конкретного субъекта акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания (Бахрах). Манохин полагает, что достаточно выделять два основания такие как закон, который выступает правовой основой реализации адм. ответственности и правонарушение, как фактическое основание адм. ответственности. Стоит все же признать правонарушение, как единственное основание привлечение субъекта к административной ответственности, поскольку его определение включает и подразумевает указанные основания.

В соотв. со ст.2.1. КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Из определения можно выделить следующие его признаки: противоправность, т.е. имеет место нарушение норм действующего законодательства, причем не только административного (это позиция не всегда находит поддержку в литературе и носит скорее условный характер). Соблюдение норм иных отраслей охраняется мерами адм. ответственности; виновность, т.е. совершенное умышлено или по неосторожности; наказуемость – выражается в применении мер административной ответственности антиобщественный (общественно вредоносный) характер деяния выражается в том, что нарушение действующего законодательства может быть совершено в форме действия или бездействия. Действие это активное невыполнение обязанностей, законного требования или нарушение установленного запрета. Бездействие характеризуется пассивностью, и выражается в невыполнении возложенных обязанностей.

Как правило административные правонарушения относятся к формальным, то есть деяние выражается в нарушении установленных правл, имеет место только факт противоправного действия или бездействия. Но не являются исключением и материальные составы, обязательным признаком которых является наступление неблагоприятных последствий (вред окружающей среде, природным ресурсам, здоровью, имуществу граждан и т.д.).

От признаков административного правонарушения необходимо отличать его состав, под которым понимается совокупность нормативно-закрепленных элементов, позволяющих определить, что конкретное деяние относится к числу административно-наказуемых. Состав административного правонарушения включает такие элементы (признаки состава, не смешивать с признаками правонарушения): субъект, субъективная сторона, объект объективная стороны. Только при наличии всех признаков состава лицо может быть привечено к административной ответственности.

В литературе обращается внимание на то, что в Общей части КоАП содержаться признаки субъективной стороны и субъекта административных правонарушений, на уровне Особенной части сосредоточены характеристики объекта и объективной стороны (не бесспорное утверждение).

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо. Физические лица в свою очередь могут быть подразделены на граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, последние привлекаются к административной ответственности на общих основаниях (если иностранцы со специальным статусом, их привлечение к ответственности регулируется с учетом международных договоров). Физические лица как субъекты административного правонарушения должны соответствовать двум критериям: 1. достижение возраста деликтоспособности 2. вменяемость. К административной ответственности физ. лица могут быть привлечены только по достижении ими 16 летнего возраста на момент совершения ими административно-наказуемого деяния. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Невменяемость физии. Лица является основанием освобождения его от административной ответственности. В частности оно на момент совершения правонарушения не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Во многих случаях особый административно-правовой статус физических лиц обуславливает юридическую возможность привлечения их к административной ответственности, специфика их статуса может быть связана с правовым положением, выполняемых функций, состояния здоровья и т.д. В отдельных случаях эти факторы, по мнению А.П. Алехина, обуславливают дополнительные основания привлечения к административной ответственности, для других – ограничение применения ее мер.

К субъектам с особым административным правовым статусом относятся должностные лица, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов и т.д.

Должностные лица несут административную ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти. Должностное лицо в установленном порядке должно быть наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. К должностному лицу также относится лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные рядом статей КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные отдельными ст. статьями 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Объектом административного правового нарушения выступает то, на что оказывается воздействие неправомерное деяние. В самом общем виде это совокупность общественных отношений, которым наносится вред. В теории административного права предлагается объект административного правонарушения подразделять на общий – это общественные отношения урегулированные нормами права и не только административного и охраняемые административно-правовым механизмом; родовой – определенная разновидность общественных отношений, соответствующая в какой-то мере структуре КоАП РФ (Особенной части) - гл. 8 отношения в области охраны окружающей среды и природопользования; видовой – узкая сфера неправомерного посягательства - отношения по охране окружающей природный среды и конкретный (непосредственный) – охрана, например атмосферного воздуха и т.д.

Субъективная сторона – традиционно под ней понимается психическое, т.е. осознанно-волевое отношение правонарушителя к совершаемому деянию его последствиям. В этом определении акцент делается, прежде всего на физических лиц, поскольку виновность юридических лиц определяется исходя из иных критериев, которые определены КоАП РФ. Статья 2.2. КоАП РФ предусматривает две формы вина: умышленную и неосторожную. В частности административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Напротив, административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Умысел и неосторожность являются обязательными, основными признаками субъективной стороны. Наряду с ними могут учитываться и иные, факультативные: мотив и цель.

Объективная сторона может выражаться в действии или бездействии. Содержание объективной стороны составляют квалифицирующие признаки к ним относятся повторность, неоднократность, продолжаемость, длящийся характер.

Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Это признак отягчает ответственность.

Неоднократностью административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Продолжающимся признается адм. правонарушение совершенное одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых оно подлежит адм. ответственности.

Длящимся административным проступком является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия.

Для ряда составом административных правонарушений обязательным является такой признак как причинно-следственная связь и наступивший отрицательный результат.

 

 

 

В ст. 3.1. КоАП РФ административное наказание определено как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Его применение осуществляется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Не допускается при применении административных наказаний унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, причинение ему физических страданий, нанесение вреда деловой репутации юридического лица. В литературе также выделяется и дополнительная цель применения административных наказаний это недопущение совершения уголовно наказуемых деяний.

Исчерпывающий перечень административных наказаний содержится в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ, которые могут устанавливаться и применяться за совершение административных правонарушений, к ним относятся:

1) предупреждение - основной;

2) административный штраф - основной;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - основной/дополнительный;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу - основной;

5) административный арест - основной;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства – основной/дополнительный;

7) дисквалификация - основной;

8) административное приостановление деятельности - основной.

Большая часть административных наказаний, могут устанавливаться только КоАП РФ, законами субъектов РФ могут устанавливаться в качестве административных наказаний предупреждение и административный штраф. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В устной форме не допускается.

Административный штраф это денежное взыскание, устанавливаемое в рублях РФ. Для граждан его размер, не должен превышать пяти тысяч рублей; должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; юридических лиц - одного миллиона рублей. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размер штрафа может выражаться в кратной величине относительно:

1) стоимости предмета административного правонарушения, которая определяется на момент окончания или пресечения административного правонарушения размер штрафа в этом случае не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения, при мелком хищении пятикратный размер;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, сумме незаконной валютной операции, сумме денежных средств или стоимости ценных бумаг, сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, размер штрафа в этом случае не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году, размер штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки;

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года размер штрафа не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки;

5) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства также не допускается в аналогичных для возмезного изъятия случаях. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Лишение специального права, как мера административного наказания может применяться к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, которому ранее было предоставлено такое право. Данный вид административного взыскания применяется за грубое или систематическое нарушение порядка реализации спец. правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Действующее законодательство различает следующие виды лишения прав: права охоты; лишение права управления транспортом, самоходной машиной или др. видами техники, воздушным судном, судном на морском или ВВТ, автотранспортными средствами; невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении мед. Освидетельствования на состояние опьянения и т.д. Сроки лишения определяются в санкции конкретной статьи и не могут быть менее одного месяца или более трех лет. Назначение этого вида административного наказания допускается только судьей.

Не допускается лишение права управления транспортным средством лица, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Однако это не освобождает его от административной ответственности. Лишение специального права охоты не может применяться в случаях, когда охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Этот вид наказания связан с ограничением конституционного права гражданина на свободу и личную прикосновенность, права на свободу передвижения, в этой связи его назначение только судом выглядит как дополнительная гарантия соблюдения прав гражданина. Он представляет собой исключительную меру административного наказания.

Помимо судебного порядка рассмотрения, КоАП РФ устанавливает следующие гарантии ответственности граждан: 1. нарушитель содержится в изоляции; 2. сроки ареста по общему правилу не должны превышать 15 суток, за нарушение требований режима чрезвычайного положения, или режима контртеррористической операции до тридцати суток. В срок административного ареста входит срок административного задержания; 3. не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов 4. при его назначении присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу является обязательным.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется к иностранным гражданам или лицам без гражданства. Применение данной меры заключается в их принудительном и контролируемом перемещении Государственную границу Российской Федерации за пределы страны, а в отдельных случаях, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России. Назначение, рассматриваемой меры допускается в судебном порядке, за исключением случаев, когда указанные субъекты совершают административное правонарушение при въезде в нашу страну – в этом случае назначение административного наказания осуществляют соответствующие должностные лица (ОВД, органов и войск пограничной службы РФ). Часть 3 с. 3.10 КоАП РФ исключает применение данного административного взыскания к военнослужащим - иностранным гражданам. Необходимо отличать от депортации, под которой понимается принудительная высылка иностранца или лица без гражданства из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в РФ.

Дисквалификация – применяется только в отношении физ. лица, выражается в лишении его права замещать должности федеральной и региональной государственной гражданской службы, муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях. Срок дисквалификации не может быть менее шести месяцев и превышать три года. Назначение данного наказания осуществляется только судьей.

Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой. Применение дисквалификации возможно за нарушение законодательства о труде, фиктивное или преднамеренное банкротство, ненадлежащее управление юридическим лицом, совершение крупных сделок и т.д.

Статья 3.12 КоАП РФ определяет содержание административного приостановления деятельности в части 1 данная мера наказания регламентирована как временное прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Судья может приостановить деятельность при наличии следующих обстоятельств: во-первых, существует угроза жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды; во-вторых, в случае совершения административного правонарушения в области: а) оборота наркотических средств, психотропных веществ, б) противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, г) правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), д) порядка управления, е) общественного порядка и общественной безопасности, ж) градостроительной деятельности; в-третьих, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями КоАП,; в четвертых, тяжесть наказания, то есть назначается, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Максимальный срок приостановления деятельности составляет девяносто суток. Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, в связи с которыми был назначен данный вид наказания.

 

 

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом РФ. Наказания физическому и юридическому лицу назначаются с учетом общих и специальных обстоятельств. К общим относятся: характер совершенного ими правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. К специальным для физического лица относятся: характеристика личности, для юр. лица – финансовое положение

К обстоятельствам, смягчающими административную ответственность, относятся:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

3) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

6) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Смягчающими могут признаваться и иные обстоятельства.

В ст 4.3 КоАП РФ приводятся обстоятельства, отягчающими административную ответственность, таковыми признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек 1 год; В пункте 16 Постановления Пленума ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 марта 2005 г. N 5 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» говорится, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, поэтому не может назначаться наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное КоАП РФ. Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, на основании статьи 2.9 КоАП РФ виновное лицо может быть освобождено от административной ответственности. В этом случае орган, применяющий наказание ограничивается устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По общему правилу при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Однако, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями, частями статей и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административное наказание назначается в пределах санкции, более строгого административного наказания. Причем в ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ говорится, что административное наказание назначается: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Важное значение при назначении административного наказания играют сроки давности, в пределах которых допускается привлечение правонарушителя к административной ответственности. Давность привлечения определяется периодами времени. Выделяются общий и специальные сроки привлечения. Они применяются в зависимости от характера, особенностей фактического состава правонарушения. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (общий срок). В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ эти сроки не распространяются на нарушения российского законодательства об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного и т.д., когда предусмотрен годичный срок давности (специальный срок). Как правило, его исчисление начинается со дня совершения правонарушение, если правонарушение носит длящийся характер сроки, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной нормативным актом обязанности к определенному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения отдельных правил антимонопольного законодательства (14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ) начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

При отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Отдельного внимания заслуживает применение дисквалификации, как меры административного наказания, в частности, в частности она может быть применена к лицу не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В литературе бытует мнение (Липатов, Чанов), что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения или обнаружения правонарушения. Если правонарушение совершено в форме бездействия, срок исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Допускается приостановление течения срока давности. Это возможно в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства. В этом случае срок давности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела субъекту уполномоченному рассматривать дело, по месту жительства правонарушителя.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Повторное совершение административного правонарушения в состоянии «административной наказанности» до истечения давностных сроков может повлечь более суровое наказание (например, максимальный штраф). При применении административного наказания, исчисляемого определенным сроком день окончания исполнения наказания указывается в постановлении о его назначении.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания самостоятельно решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Если наказание назначается иными субъектами (не судьей) возмещение имущественного ущерба осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства.

До недавнего времени квалифицирующими признаками, позволяющими отграничить административное правонарушение от преступления, служили повторность, неоднократность, систематичность совершения административных правонарушений при условии назначения за них административных наказаний. Иными словами, впервые совершенное правонарушение, предусмотренное соответствующей нормой права, влекло административную ответственность, а повторное (неоднократное, систематическое) совершение аналогичного проступка - уголовную ответственность, предусмотренную уголовным законодательством. Поэтому в Уголовном кодексе содержалось значительное количество составов преступлений с так называемой административной преюдицией. Однако Уголовный кодекс РФ 1996 г. более не содержит таких составов, и повторное, неоднократное, злостное или систематическое совершение административного правонарушения не может превратить его в преступление и повлечь за собой уголовную ответственность. В это смысле понимание административной преюдиции на сегодняшний день законодателем исключается.

В рамках процессуальных актов (ст. 69 АПК РФ) появляются тенденции распространения общей, процессуальной преюдициальности на рассмотрение дел об административных правонарушениях. В это смысле преюдиция рассматривается как предрешенность некоторых фактов, которые не надо вновь доказывать. Так Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 31 октября 1996 г. N 13 отмечает, что «преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу дела. Факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Если в этом деле участвуют и другие лица, для них эти факты не имеют преюдициального значения и устанавливаются на общих основаниях». Безусловно данные положения касаются преюдициальности фактов, имеющих значение для дела об административных правонарушениях.

 

 

Впервые закреплялась ЗК РСФСР 1991года, в 1993году был принят Закон РСФСР «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства». С принятием обновленного КоАП РФ комплексно регламентируется вопрос об административной ответственности юридических лиц. Согласно Гражданскому кодексу РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Они подлежат государственной регистрации в порядке, который определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с этого момента возникает их деликтоспособность как субъектов административных правонарушений.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных Особенной часть КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Если в отдельных статьях не указано, что установленные нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Особенности административной ответственности юридических лиц весьма существенны:

1. допускается привлечение к ответственности тех юр. лиц, которые административные правонарушение не совершали, но являются правоприемниками юридических лиц - правонарушителей. КоАП РФ, в известной мере, воспринял положения ГК РФ в части перехода прав и обязанностей реорганизуемой организации. В частности при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В указанных случаях, административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законными субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Имеет место сочетание двух компонентов: а) имелась возможность для соблюдения правил и норм (объективный фактор); б) не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (субъективный фактор).

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

По мнению Президиума ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ изложенного в Постановлении от 24 февраля 2004 г. часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ не исключает, что при выявлении в деятельности юридического лица единственного события правонарушения, к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц: само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники, но при этом каждое такое лицо может быть подвергнуто административному наказанию с соблюдением порядка и условий его применения. Поэтому протокол о допущенном руководителем юридического лица административном правонарушении не дает оснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, а протокол в отношении последнего не влечет административного наказания его руководителей или иных работников.

4. К юридическому лицу могут применяться только отдельные виды административных наказаний, перечисленные в ч. 2 ст.3.2. КоАП РФ.

В связи с введением нового административного наказания в виде административного приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг и учитывая, что КоАП РФ не предусматривает в качестве самостоятельных субъектов административной ответственности структурные подразделения, производственные участки, т.е. внутренние подразделения юридических лиц, есть основания полагать, что применительно к этим объектам меры административного наказания будут налагаться на конкретное юридическое лицо.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.