Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении




Вопрос 4. Производство по жалобам, заявлениям и предложениям граждан

Вопрос 3. Дисциплинарное производство. Основы служебного и ведомственного расследования

Вопрос 2. Административное производство, его виды и стадии

Вопрос 1. Понятие, принципы, основные черты административного процесса

 

Одной из форм государственного управления является административный процесс (бытует мнение, что он поглощается иной формой гос. управления – издание индивидуальных правовых актов). В юридической литературе применительно к нему предлагается значительное количество общих определений: «процесс», «процедура», «юридический процесс» и т.д., которые в известной степени, составляют основу понимания административного процесса. В самом общем виде В.Ф. Волович определял процесс как совокупность процессуальных норм, которые устанавливают определенную процедуру, движение, порядок деятельности государственных органов и их должностных лиц.

В юридической литературе не редко встречается понимание административного процесса в узком и широком смыслах. Обусловлено это прежде всего его содержанием. В 60-х года 20века с появлением первых фундаментальных исследований в этой области административный процесс трактовался в узком смысле (например, Салищева), отождествляя его с судебным процессом. В современной административно-правовой литературе в узком смысле понимание адм. процессом практически не изменилось, он отождествляется с урегулированной законами административно-процессуальная деятельностью субъектов административной юстиции по применению норм материального права при разрешении административно-правовых споров, рассмотрению дел об административных правонарушениях (административно-юрисдикционная деятельность). В этом случае исполнительные органы (должностные лица) осуществляют функции правовой охраны.

Широкое понимание адм. процесса нашло отражение в работах (Козлова, Сорокина, Попова, Дмитриева), в этом случае он сводится к совокупности последовательных действий, урегулированных правовой нормой, обеспечивающей определенный порядок функционирования (деятельности) органов (должностных лиц) исполнительной власти, органов государственного управления по реализации административно-правовых норм, подготовке и принятию актов, оформлению юридических документов, разрешений и лицензий, порядок регистрации юридических лиц и т.п. (в этом случае имеют место административные процедуры). Содержание широкого подхода предопределяет, что уполномоченные субъекты совершают распорядительные действия по осуществлению установленных административных процедур.

Нормы, которые опосредуют деятельность исполнительных органов относятся к административно-правовым нормам (выделяется из два виды: административно-процедурные и административно-процессуальные) и образуют в совокупности административно-процессуальное право, обеспечивающее регулирование общественных отношений в ходе разрешения индивидуальных административных дел в сфере исполнительной деятельности. Индивидуально-административное дело по мнению Ю.М. Козлова это возникающий в сфере госуправленческой деятельности вопрос, связанный с применением административно-правовых норм и требующий в целях его разрешения распорядительных действий полномочных исполнительных органов.

Административно-процессуальная деятельность основывается на специфических принципах. Выделяются общие административно-процессуальные принципы, которые формируют основу любой административно-процессуальной деятельности (процедурной и процессуальной), к ним относятся: законность, приоритет публичных интересов, гарантированность и защита прав и законных интересов в ходе административного производства, компетентность (полномочность), подведомственность, процессуальное равенство, ответственность должностных лиц. Специальными принципами, присущим административно-юридисдикционной деятельности являются принципы: состязательности, доступности, гласности, экономичности, достижения истины (эти принципы также относятся к обще процессуальным).

В зависимости от степени однородности дел административно-процессуальная деятельность дифференцируется на виды, отдельные адм. производства, отличающиеся характером дел, субъектами, правовыми формами и методами их деятельности.

Для административной процессуальной деятельности выделяются следующие признаки: а) формализация процесса; б) опосредованность административно-процессуальными нормами; в) рассматривается и разрешается конкретное индивидуальное административное дело; г) участвует исполнительный орган (должностное лицо).

В литературе по административному праву ставится вопрос о структуре административного процесса. Выделяются две концепции в этой части: первая – юрисдикционная, в рамках которой адм. процесс рассматривается как урегулированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между субъектами административных правоотношений, не находящихся в служебном подчинении, а также по применению мер административного принуждения; вторая – управленческая, которая административный процесс определяет как порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления полномочными органами.

 

 

 

Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное расследование, рассмотрение и разрешение конкретных индивидуальных административных дел, объединенных общностью с задачей установления истины конкретного факта.

Статья 24.1. КоАП РФ определяет, что задачами производства являются: всесторонность, полнота, объективность и своевременность выяснения обстоятельств каждого дела. Причем его рассмотрение должно основываться на принципах: законности, равенства правонарушителей перед законом, презумпции невиновности, гласности (открытости, за исключением случаем когда открытое рассмотрение может повлечь разглашение охраняемых сведений), родного языка (по общему правилу производство ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации, но. может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся субъект административной юстиции. Если лицо не владеет языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается его право выступать на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Административное производство по делам об административных правонарушениях классифицируются в зависимости от:

компетенции, т.е. это субъекты административной юрисдикции, в том числе способные в силу правового положения возбуждать и/или рассматривать административное производство (судьи, органы, должностные лица, прокурор и т.д.);

способа разрешения дела (индивидуально или коллективно);

объектов;

видов административных санкций;

стадий производства;

вида исполнительного производства.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения;

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Участниками производства в соответствии с КоАП РФ являются:

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и т.д..

2. Потерпевший им является физическое или юридическое лицо, которым причинен физический, имущественный или моральный вред. Его права практически идентичны предыдущему субъекту за исключением возможности пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.

3. Законные представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

4. Законные представители юридического лица ими являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия удостоверяются доверенностью, выпиской из учредительных документов, протокола общего собрания и т.д.

5. Защитник и представитель. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, в нем может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

6. Свидетель это лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Он обязан явиться и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Свидетель вправе: 1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки; 2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; 3) пользоваться бесплатной помощью переводчика; 4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

7. Понятой в его качестве может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, их число должно быть не менее двух.

8. Специалист в таковом качестве может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

9. Эксперт - совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

10. Переводчик

11. Прокурор, как участник производства, в пределах своих полномочий вправе: 1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении; 2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Выделяются основные стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела и административного расследования; разрешения дела; исполнение постановления по делам об административных правонарушениях.

Наряду с основными - может иметь место факультативная стадия: пересмотр постановления по делу об административном правонарушении.

Как правило, каждой стадии соответствуют определенные этапы, так стадия возбуждения дела об административном правонарушении, как правило, включает этапы: а) предварительной проверки и принятия решения о возбуждении дела и применение мер обеспечения по производству дела; б) расследование. На этой стадии решаются две задачи: установление поводов и оснований для возбуждения административного производства.

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение уполномоченным субъектом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением отдельных правонарушений);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

3) составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.3 перечень лиц и виды правонарушений им подведомственных) - В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

4) вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.4 дается перечень, если прокурор крутой – Конституция, федеральные законы то по любому случаю);

5) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, назначение административного наказания без составления протокола.

Административное расследование – деятельность уполномоченных на то субъектов административно-юрисдикционной деятельности по принятию решения о проведении расследования, установление фактических обстоятельств дела.

Стадия имеет 7 этапов:

принятие решения о проведении административного расследования;

установление обстоятельств дела;

приостановление административного расследования;

процессуальное оформление результатов расследования;

направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентного органа (должностного лица);

дополнительное расследование;

повторное направление материалов дела для рассмотрения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование может проводиться только в тех случаях, когда необходимо после выявления административного правонарушения проведение экспертизы, иных процессуальных действий продолжительных по времени. Решение о возбуждении административного правонарушения и проведении административного расследования принимает должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административном правонарушении. Решение принимается в данном случае в виде определения. В нем указываются фамилия и инициалы лица, составившего его, повод для возбуждения дела, данные, указывающие на наличие события правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации. Копия определения в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. Если решение принимается прокурором то оно принимается в виде постановления.

Административное расследование не может проводится в сроки более чем один месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается также в виде определения. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Назначение первой стадии сводится к тому, что уполномоченные субъекты осуществляют установление неочевидных обстоятельств дела, без которых невозможно принять решение о составлении протокола об административном правонарушении.

Вторая стадия – разрешение дела, непосредственно связана с деятельностью судьи, органа, должностное лицо, уполномоченных на рассмотрение дела об административном правонарушении.

Условно можно выделить такие ее этапы как: А) подготовка к рассмотрению дела – на этом этапе выясняют: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела конкретных субъектом; 3) правильность составления протоколов; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове лиц, участвующих в деле, за исключением прокурора, 3) об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 4) об отложении рассмотрения дела; 5) о возвращении протокола, в случае неправильного его составления и оформления других материалов, в том числе неправомочными лицами, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 6) о передаче протокола и материалов на рассмотрение по подведомственности, 7) в случае необходимости привода лиц для рассмотрения дела.

При наличии обстоятельств исключающих производство по делу предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства.

Б) второй этап - рассмотрении дела. На этом этапе составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении если дело рассматривается коллегиальным органом. Как правило, дела рассматриваются по месту совершения административного правонарушения, может рассматриваться и по месту работы, учебы и месту жительства. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Указанный срок может быть продлен, но более чем на 1 месяц. О продлении срока выносится определение. В отдельных случаях сроки рассмотрения могут составлять пять дней или 48 часов.

В) вынесение постановления или определения - третий этап. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, его копия под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица или юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня его вынесения.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Исполнение постановлений - завершающая стадия, на ней осуществляется реализация административного наказания, назначенного вступившим в законную силу постановлением. Выделяют 2 этапа: а) обращение постановления к исполнению; б) непосредственное исполнение.

Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания может быть выполнено двумя способами: добровольно.

Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу и является обязательным для исполнения всеми органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и и юридическими лицами.

В случае, если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Субъект, вынесший постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до его рассмотрения. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение.

Исполнение подлежит прекращению в случае: 1) амнистии; 2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; 3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; 4) истечения сроков давности исполнения постановления – он составляет 1 год; 5) отмены постановления; 6) вынесения постановления о прекращении исполнения постановления.

Факультативная стадия – пересмотр постановлений и решений. Включает этапы: а). определение субъекта которому подается жалоба; б) подача жалобы, принесение протеста; в) подготовка к рассмотрению жалобы, протеста; г) рассмотрение жалобы, протеста; д) решение по протесту, жалобе и его оглашение; е) пересмотр решения.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, должностному лицу соответствующего территориального органа.

Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.

Взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

 

 

Дисциплинарное производство представляет собой вид административного производства. Его особенностью является то, что оно осуществляется по делам о дисциплинарных проступках, совершенных гражданскими служащими, военнослужащими или сотрудниками правоохранительной службы. Субъектами уполномоченными привлекать нарушителя служебной дисциплины могут быть: представитель нанимателя – если к ответственности привлекается гражданский служащий; командир (начальник) – для военнослужащих; прямой начальник – для сотрудников ОВД, таможенных органов и т.д.

Дисциплинарный проступок применительно к гражданским служащим это виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него должностных обязанностей. Как правило совершение дисциплинарного проступка выражается в нарушении служебной дисциплины, под которой понимается обязательное соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с действующим законодательством и со служебным контрактом.

За совершение дисциплинарного проступка к гражданским служащим представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по соответствующим основаниям.

До его применения необходимо затребовать объяснение в письменной форме. В случае отказа дать такое объяснение составляется акт об этом. Отказ не является препятствием для применения взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Действует один год со дня применения взыскания. Взыскания могут быть сняты досрочно.

дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, применяются взыскания:

выговор;

строгий выговор;

лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

лишение нагрудного знака отличника;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

снижение в воинской должности;

снижение в воинском звании на одну ступень;

снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;

отчисление с военных сборов;

дисциплинарный арест.

Установлен особый, очень сложный порядок дисциплинарного производства в отношении военнослужащих.

 

 

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления - неотъемлемое право каждого гражданина. Оно представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а также, в идеале, способ оптимизации его деятельности (гражданин в своем обращении указывает на определенные проблемы или предлагает пути их решения). Как верно отметила еще в 1959 г. Н.А. Ямпольская, «процесс развития субъективных прав заключается в активных действиях граждан по охране и защите своих прав и таким образом способствующих укреплению законности». Кроме того, как отметил в 2005 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г., «сама власть... обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии. Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам - это значит не уважать себя, своих сограждан, это значит не понимать прошлого и не видеть будущего», а также: «Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге - политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Это наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать».

Ю.Н. Алистратов рассматривал право граждан на обращение в трех аспектах:

- как личное субъективное право, составную часть правового статуса человека и гражданина;

- как одну из форм непосредственной демократии. При этом под формами непосредственной демократии понимаются способы непосредственного волеизъявления граждан и их объединений, имеющие целью решение общественно значимых вопросов, оказание влияния на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления решения, контроль над действиями и внесение корректив в их работу в соответствии с интересами субъектов волеизъявления;

- как элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления и в этом смысле - неотъемлемую составную часть системы представительной демократии.

Статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Основного Закона человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 18 Конституции Российской Федерации указывает, что права и свободы гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, практическую деятельность государственных и других органов и организаций. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 ст. 45). Должностные лица органов власти принимают властные решения посредством издания обязательных для исполнения правовых актов. Гражданин пользуется своей властью, как правило, только в случаях нарушения своих прав и посредством направления всякого рода жалоб и заявлений в различные инстанции. Таким образом, происходят взаимоотношения властного характера между этими субъектами общественных отношений.

Следует отметить, что признание в нашей стране права на обращение (право петиций) в качестве одного из основополагающих прав человека и гражданина относится только к недавнему времени. На 3-й сессии (июнь 1948 г.) Комиссия по правам человека, после изучения немногочисленных замечаний правительств, завершила работу над проектом Декларации и представила его в ЭКОСОС, который направил его для окончательной доработки и принятия в III Комитет Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей в Париже с сентября по декабрь 1948 г. Из-за негативной позиции социалистических стран, при поддержке некоторых латиноамериканских государств, не было включено в текст Декларации «право на петицию к властям государства, гражданином которого он является или в котором он проживает, либо к Организации Объединенных Наций», содержащееся в проекте Комиссии по правам человека, по аналогии с европейским конституционным законодательством. Советский Союз, Мексика и ряд других стран считали, что право на петицию в ООН нарушает принцип национального суверенитета и противоречит уставному положению о невмешательстве во внутренние дела государств.

Однако для успешной реализации гражданином своего конституционного права необходим действующий механизм по рассмотрению таких обращений и реагированию на них. В противном случае конституционная норма превращается в простую декларацию, пустой лозунг. Предметом регулирования, является определенная группа отношений, то есть реально существующих общественных отношений, урегулированных нормой права.

Под гражданином необходимо понимать лицо, обладающее гражданством Российской Федерации. Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство Российской Федерации как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Государственный орган - составная часть государственного аппарата, образованная для выполнения функций государства и наделенная для этого государственно-властными полномочиями.

По сути, часть 1 статьи 2 ФЗ дословно дублирует положения статьи 33 Конституции Российской Федерации. Еще статья 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) указывала, что каждый, чьи права и свободы, признанные в Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Американская конвенция о правах человека (Россия не участвует) (заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969) дополняла указанные выше положения обязанностями государств-участников:

- гарантировать, чтобы любое лицо, требующее таких средств судебной защиты, имело на это право, установленное компетентными властями, предусмотренное правовой системой государства;

- развивать возможности юридической защиты;

- гарантировать проведение в жизнь компетентными властями предоставленных средств защиты.

По своей сути, право на обращение можно рассматривать в двух содержательных значениях. Во-первых, право на обращение - это один из действенных механизмов защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Во-вторых, право на обращение - это одна из форм реализации народовластия. Граждане, обращаясь с предложениями, гражданской инициативой, могут участвовать в принятии решений государственными и муниципальными органами. Кроме того, обращения граждан можно назвать формой обратной связи власти и общества.

Закрепляется две формы обращения: личное и письменное. Личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в государственном или муниципальном органе или у должностного лица. Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально оформленных обращений.

Действующий Закон кроме простой письменной формы обращения допускает только форму электронного документа. Подобное нововведение связано с развитием системы электронных приемных и активизацией внедрения компьютерных технологий в деятельность государственных структур. При этом, как правило, в качестве электронного документа должно выступать даже не электронное письмо, а заполненная электронная форма, предлагаемая на сайте соответствующего органа.

Допускаются как индивидуальные (исходящие от одного лица), так и коллективные (исходящие от группы лиц) обращения. Обращение может затрагивать как личные вопросы, так и общественные интересы. Обращение в соответствующие органы помогает разрешению многих ситуаций, связанных с нарушением прав граждан, социальными конфликтами, предупреждает массовые акции протеста. Право на обращение (право петиций) обеспечивает двустороннюю связь государства с человеком.

Право на обращение подразумевает и обязанность адресата рассмотреть и соответствующим образом отреагировать на него. Как верно отметил Ю.А. Тихомиров, «для деятельности гражданина в публично-правовой сфере характерно осуществление прав и свобод путем самореализации через публичные институты. В отличие от норм частного права, предоставляющих гражданину возможность самому реализовать свое право в допускаемых легальных формах, здесь всегда возникают двусторонние отношения. Одной стороной всегда выступает субъект властных отношений, на которого законом возложена обязанность содействовать осуществлению прав, свобод граждан и быть гарантом». Адресатом обращения может выступать государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо.

Свободная реализация гражданином права на обращение означает недопустимость установления каких-либо препятствий, введения цензов (имущественных, оседлости, службы в армии и т.д.). Гражданин может направлять в любые государственные органы, органы местного самоуправления и любым должностным лицам любое по содержанию обращение. Свободное осуществление своего права непосредственно связано с добровольностью его осуществления. Никто не должен принуждать гражданина к обращению в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам либо к отказу от обращения. Однако при реализации гражданином конституционного права в полной мере применим принцип недопустимости нарушения при этом прав и свобод других лиц. В юридической литературе можно встретить и другие принципы реализации права граждан на обращение: принцип предсказуемости и принцип пропорциональности (соразмерности). Принцип предсказуемости заключается в логичной и последовательной правотворческой и правоприменительной деятельности органов публичной власти, соответствии этой деятельности концепции правового государства. Принцип пропорциональности (соразмерности) означает возможность ограничения прав и свобод личности в строго исключительных случаях, при условии, что такие ограничения не являются чрезмерными.

Рассмотрение обращений граждан должно осуществляться на безвозмездной основе. Недопустимо прямое или косвенное взимание платы за реализацию гражданином своего права. В этом плане в полной мере проявляется специфика исковых заявлений и иных жалоб в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства, а также некоторых других заявлений. По общему правилу при подаче искового заявления уплачивается государственная пошлина в предусмотренном законом размере. Регистрация сделок и многих иных юридических фактов также сопровождается уплатой госпошлины. Любое не предусмотренное законом взимание платы за рассмотрение обращений граждан будет считаться нарушением их прав, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, - взяткой.

Обращение может быть предложением, заявлением или жалобой. При этом каждый из типов обращения обладает своей спецификой;

- по форме допустимы как письменные, так и устные обращения, а также обращения в форме электронного документа. Введение Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ электронных документов в категорию "обращение" связано с расширением российского домена Интернета, развитием системы электронных приемных государственных органов и активного внедрения иных инновационных технологий в деятельность властных структур.

Предложение представляет собой документ, в котором излагаются идеи гражданина по совершенствованию законодательства, оптимизации деятельности государственной власти и местного самоуправления, различного рода преобразованиях в обществе. Статья 8 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Резолюция 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН) указывает, что каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, иметь реальный доступ на недискриминационной основе к участию в управлении своей страной и ведении государственных дел. Это включает, в частности, право, индивидуально и совместно с другими, представлять в правительственные органы и учреждения, а также в организации, занимающиеся ведением государственных дел, критические замечания и предложения относительно улучшения их деятельности и привлекать внимание к любому аспекту их работы, который может затруднять или сдерживать поощрение, защиту и осуществление прав человека и основных свобод.

Предложение, конечно, действенный инструмент участия гражданина в политическом процессе, однако, даже если на предложение гражданина и обратят внимание (что не свойственно отечественным чиновникам), в нашей стране любые благие начинания имеют опасность завязнуть в "болоте" бюрократического аппарата.

Заявление, может преследовать одну из двух целей: позитивную или негативную. Позитивной целью является просьба оказать содействие заявителю или иным лицам в реализации каких-либо конституционных прав или свобод. К негативной цели относится сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Негативной цель поименована нами достаточно условно, так как в конечном итоге преследуется все-таки цель оптимизации, улучшения законодательства, работы государственных органов и органов местного самоуправления и должностных лиц.

Примерами позитивного заявления могут служить: заявление в органы соцобеспечения на оформление субсидий по уплате квартплаты, заявление о бракосочетании в органы записи актов гражданского состояния, заявление о создании юридического лица в органы налоговой инспекции. Негативным заявлением будет заявление в органы прокуратуры о нарушении законодательства или прав и свобод гражданина в государственных органах или органах местного самоуправления.

С. Кенжаев выделяет три подвида заявлений:

- заявления в государственные, общественные, коммерческие, кооперативные и частные структуры, содержащие просьбу о реализации предоставленных заявителям прав и удовлетворении их законных интересов;

- обращения, в которых излагаются сведения о ставших известными правонарушениях преступного или непреступного характера;

- исковые и другие заявления, с которыми личность, а также представитель государственных, общественных, кооперативных, коммерческих, частных организаций обращается в судебные органы.

С помощью жалобы в государственные органы или органы местного самоуправления, а также должностным лицам гражданин стремится обеспечить защиту своего права, свободы, законного интереса или устранения уже произошедших нарушений прав. Гражданин может также действовать в чужих интересах или в целях прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Право на подачу жалобы является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом личности. Для реализации этого права не нужно чьего-либо согласия и тем более издания актов управления.

Таким образом, каждый вид обращения выполняет свою определенную правозащитную функцию. Многими авторами обращения вообще понимались только как форма правозащитных действий.

Ходатайства как вид обращений граждан известны административной юстиции и во многих зарубежных государствах. Однако следует отметить, что федеральный законодатель пока не поддерживает указанного мнения.

Гражданин имеет право представлять дополнительные материалы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в обращении или содержащие иную, связанную с обращением гражданина, информацию. Если в распоряжении гражданина таких материалов нет и ему не удается самостоятельно истребовать их у обладателя, гражданин может просить содействия в их истребовании. Безусловно, у государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица больше возможностей получить необходимый документ, несмотря на декларируемое в Основном Законе (Конституции) Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, присущее любому гражданину (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).

Основанием отказа в ознакомлении с материалами, касающимися обращения, может служить только одно из двух предусмотренных в комментируемой статье обстоятельств: такое ознакомление затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Терминология данной статьи достаточно своеобразна: по сути, термин "затрагивает" означает "соприкасается, входит в сферу чего-либо". Данное положение ни в коей мере не значит, что для отказа в ознакомлении необходимо, чтобы при ознакомлении могли быть нарушены чужие права, свободы или интересы, достаточно того, что они будут просто затронуты. При этом никакой уступки не предусмотрено статьей даже для ситуации, когда лицо, чьи права, свободы или законные интересы будут затронуты, согласно на это.

Государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абз. 1 ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями на 01.12.2007)).

Перечень сведений, в обязательном порядке составляющих государственную тайну, содержится в ст. 5 ФЗ «О государственной тайне». Государственную тайну составляют: сведения в военной области, некоторые сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Не могут быть отнесены к государственной тайне следующие сведения:

- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

- о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

- о состоянии здоровья высших должностных лиц России;

- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Даже если государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо не дают ответ на обращение по существу, они обязаны разъяснить причины подобных действий.

Так, ст. 11 ФЗ предусматриваются отдельные случаи, когда лицу может быть дан не ответ по существу обращения, а направлено объяснение причины отсутствия ответа по существу. К таким случаям относится:

- несоблюдение подведомственности при сообщении о преступлении;

- попытка обжалования судебного решения в административном порядке;

- обращение, содержащее оскорбления или нецензурные высказывания;

- нечитаемые обращения;

- неоднократные безосновательные обращения;

- обращение, ответ на которое затрагивает охраняемую законом тайну.

Во всех указанных случаях лицу, обратившемуся в государственный орган, должно быть объяснено непредоставление ответа, а в некоторых случаях - разъяснен правильный порядок действий.

В административном порядке действия (бездействие) должностного лица обжалуются в вышестоящий в порядке соподчиненности орган или руководству должностного лица.

Объективно подходя к вопросу административного способа обжалования действий (бездействия) должностного лица, многие авторы подчеркивают, что у данного способа имеются как достоинства, так и недостатки. Л.В. Иванова выделяет следующие его преимущества: наличие различных форм жалоб и способов их передачи; доступность и простота процедур; возможность рассмотрения жалоб специалистами в конкретной сфере; оперативность реагирования. Среди недостатков административного обжалования можно указать: слабое законодательное регулирование порядка, процедур, а также ответственности должностных лиц, рассматривающих жалобы, наличие ведомственной заинтересованности, сложность исполнения решений.

Гражданин имеет право отозвать свое обращение. Причины такого отзыва могут быть самыми различными: отпадение повода к обращению, нежелание связываться с бюрократической волокитой, добровольное восстановление нарушителем нарушенных прав обратившегося и т.д.

Запрещается любое преследование гражданина, связанное с подачей им обращения: уголовное, административное, дисциплинарное, гражданско-правовое, умаление его трудовых, социальных, жилищных, пенсионных и иных прав и т.д. На практике же должностное лицо, не подвергаясь риску быть обвиненным в преследовании гражданина в связи с подачей им обращения с критикой деятельности государственных или муниципальных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц, может обеспечить гражданину множество неблагоприятных последствий и создать такую ситуацию, что гражданин будет вынужден отозвать свое обращение. Еще в 1986 году Пленум Верховного Суда СССР отметил, что нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, бюрократическое отношение к ним, волокита, а также преследование граждан за критику влекут ответственность виновных должностных лиц в соответствии с законодательством вплоть до предания суду (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 9 «О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику»). Данным нормативным актом было также постановлено обратить внимание судов на необходимость повышения их роли в борьбе с нарушениями установленного законом порядка рассмотрения писем и обращений граждан. При выявлении таких нарушений, бюрократического отношения к разрешению жалоб и заявлений, волокиты или преследования граждан за критику частными определениями доводить об этом до сведения вышестоящего в порядке подчиненности органа или должностного лица, трудового коллектива, общественной организации для решения вопроса о применении к виновным мер дисциплинарного или общественного воздействия; при наличии к тому оснований возбуждать уголовные дела по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Учитывая большое общественное значение дел об ответственности должностных лиц за нарушения, связанные с рассмотрением предложений, заявлений, жалоб граждан и преследованием за критику, рекомендовать судам рассматривать такие дела в выездных заседаниях с привлечением представителей общественных организаций и трудовых коллективов; шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам.

Статьи 23, 24 Конституции определяют право граждан на неприкосновенность частной жизни. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепляет неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия в качестве одного из важнейших принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

За нарушение тайны частной жизни лица виновный может быть привлечен к уголовной ответственности. Потерпевший может также взыскать с него компенсацию морального вреда.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган. Если компетенция нескольких органов им направляются копии в указанный срок.

Если требуется запрос документов то их предоставление по запросу осуществляется в течение 15 дней за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

При получении письменного обращения в нем обнаруживаются нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, такое обращение вправе оставить без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопусти




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.187 сек.