КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды цен
Экономическое содержание цены Т е м а 3.4. Ценообразование в организации
Экономическое содержание цены. Виды цен. Политика ценообразования в Республике Беларусь. Государственное регулирование цен. Состав цены по элементам. Формирование отпускной цены организации. Налоги, включаемые в цену: налог на добавленную стоимость, акциз. Обоснование цены в организации. Методы ценообразования. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О ценообразовании», цена – это денежная оценка стоимости единицы товара. Рыночная цена – это сумма денег, за которые продавец хочет продать товар, а покупатель готов его купить. Цена – это важная экономическая категория, которая должна обеспечить предприятиям возмещение затрат и получение необходимой прибыли. Уровень цены по-разному влияет на такие важные показатели деятельности предприятия, как прибыль, рентабельность и др. Роль цены в экономике проявляется на макро- и микроуровне. На микроуровне цена является регулятором производственно – хозяйственной и коммерческой деятельности организации. На макроуровне цена формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях. Основными функциями цены являются: Цена выполняет ряд функций, которые имеют важное значение. Информационная функция цены состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах, о наличии товара и его дефицитности (предоставляет информацию для принятия производственных решений). Планово-учетная функция цены (показывает, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление продукции) означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов и прогнозов. С помощью цен осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей. Функция цены как средство рационального размещения производства. С помощью цены происходит перелив инвестиций в те сектора экономики, в те производства, где высокая норма прибыли. Балансирующая функция цены. Цена выполняет уравновешивающую функцию между спросом и предложением, между потребителем и производством; стимулирует рост производства при дефиците товара и разгружает рынок от излишков, ограничивая тем самым производство. Стимулирующая функция цены. Цена стимулирует производителя через прибыль, которая заключена в цене; поощряет или сдерживает производство и потребление различных товаров. Цены способствуют (или препятствуют) увеличению выпуска и потреблению разных товаров. Распределительная функция цены (меняет цены под воздействием рыночных факторов). Цена выступает инструментом распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообмена. Цена формируется под воздействием ряда факторов, К факторам первого порядка можно отнести: спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование цен. В свою очередь, сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов – внутренних и внешних: - внутренние (микроэкономические), зависящие от деятельности предприятия; - внешние (макроэкономические), независимые от деятельности предприятия. Внутренние факторы: особые свойства товара, способ производства, обеспеченность основными ресурсами, организационно-технический уровень производства, ориентация на различных покупателей, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, имидж предприятия, фирмы на рынке, реклама и продвижение товара. Внешние факторы: политическая и экономическая ситуация в стране, уровень доходов и сбережений населения, масштабы государственного регулирования экономики и цены, общий уровень инфляции, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическая политика государства. Основными принципами ценообразования являются: - определение основ государственной политики в области ценообразования; - сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); - установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли. - государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов). Рассмотрим сущность основных видов цен. По степени и способу участия государства в регулировании цен они подразделяются на жестко фиксированные (изменяемые или договорные); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные). Фиксированные (изменяемые или договорные) цены устанавливаются субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Регулируемые (изменяемые) цены определяются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину. Договорные (контрактные) цены устанавливаются предварительным согласованием между продавцом и покупателем. Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, так как формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. В зависимости от обслуживаемого оборота различают отпускную цену предприятия, оптовую и розничную. Отпускная цена предприятия устанавливается на произведенный товар. Это цена, по которой предприятие-изготовитель отпускает свою продукцию оптовым организациям. Отпускные цены на товары и тарифы на услуги (работы) формируются с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли. Отпускная цена – включает себестоимость изготовления и реализации продукции, итоги и отчисления, прибыль предприятия. К налогам увеличивающим цену относят: НДС, акцизы на подакцизный товар. Акцизный налог установлен только на определённый круг товаров: алкоголь, табачные изделия, изделия из меха, драгоценных металлов. Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей (розничным организациям и иным потребителям, кроме населения) независимо от формы собственности предприятия. Продукция продается и покупается оптовыми партиями. Она состоит из отпускной цены предприятия и сбытовых наценок (надбавок), используемых оптовыми организациями на покрытие собственных издержек и образование прибыли. Розничная цена - цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи в розничной торговле физическим лицам. Розничные цены на товары, реализуемые субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю, определяются путем суммирования: - отпускных (закупочных) цен; - торговой надбавки, взимаемой к отпускной (закупочной) цене, в размере, определяемом с учетом конъектуры рынка, в соответствии с законодательством. При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговая надбавка взимается с учетом оптовой надбавки. Розничная цена – включает оптовую цену и торговую наценку, которая используется торговыми организациями на открытие собственных издержек и образование прибыли.
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по ряду основных признаков.
Таблица 1 - Признаки классификации и виды цен
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |