Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа количественных методов и теории социальных систем




Представители - Мак-Грегора и Фредерика Герцберга

Все вышеперечисленные школы и подходы к управлению имели общий недостаток — однобокость. Каждая из них ориентировалась только на одну сторону управления: либо на человека, либо на производство. Попытка объединения достижений этих школ сделана в конце 50-х — начале 60-х годов в возникшей теории «социальных систем», в количественном подходе к управлению.

Основная позиция школы заключалась в том, что любая организация (предприятие, фирма и т.д.) представляет сотрудничающую коалицию людей, объединенных одними интересами, т.е. «систему с общими интереса­ми». Они считали, что формальная и неформальная структуры дополняют друг друга. Несмотря на высокий теоретический уровень, эта школа плохо реализовалась на практике.

Логическим продолжением системных исследований явилась разработка ситуационного подхода. В центре внимания этого подхода — конкретная ситуация. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных и конкретных обстоятельств, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы.

Сторонники этого направления считали, что в управлении все решают способности, опыт, знание и поведение конкретного менеджера в конкретной ситуации. Большое значение опыту и способностям менеджера придавали и сторонники поведенческого направления. По их мнению, поведение человека загадочно, непредсказуемо и поэтому в управлении главное подобрать менеджеров от природы способных руководить, основная задача правильно подобрать и расставить руководителей. Следовательно, примерно с середины 90-х годов в центре внимания оказались разработки по лидерству.

Основной вывод сводится к тому, что нет идеального подхода, каждое из направлений научной мысли имеет свои недостатки и достижения, которые могут и должны быть использованы в практике менеджера.

Говоря о современном менеджменте следует помнить, что менеджмент не является набором готовых рецептов. Он дает для руководства некоторые общие правила. Конечно, эти правила не универсальны, но дают большой эффект, если они применены к данной конкретной ситуации.

Научный фундамент менеджмента продолжает пополняться новыми знаниями. Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов ряда крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы исследователей, практиков — управленцев и экономистов, являются следующие прин­ципиальные положения.

Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, выражающегося в утверждении того, что успех организации, прежде всего, определяется рациональной организацией производства продукции, снижением издержек и т.д., т.е. воздействием управления на внутренние факторы производ­ства. Вместо этого первостепенное значение придается пробле­мам гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Изменения внешней среды являются совокупностью переменных, которые находятся за пределами предприятия и, сле­довательно, вне сферы непосредственного влияния со стороны его менеджеров. Такими внешними факторами являются взаимодействующие с данным предприятием организации и отдельные люди: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, торговые организации, правительственные органы и др. Эта группа внешних факторов имеет прямое воздействие на деятельность предприятия. Кроме того, существуют переменные внешней среды так называемого косвенного воздействия на деятельность предприятия. Это факторы и условия внешней среды, которые не имеют четкой связи с предприятием и не оказывают на его деятельность прямого воздействия, но их влияние есть и оно должно быть учтено при принятии менеджерами важных, стратеги­ческих решений в деятельности организации. Такими факторами являются: политика; экономика региона, страны, а иногда и мира; социальные факторы; право; физико-географические условия; технология и техническое развитие; экологические факторы. Значение факторов внешней среды значительно повышается в связи с увеличением сложности всей системы обществен­ных отношений. Особенно важно учитывать их влияние при оп­ределении стратегии и тактики организации на длительную перспективу (на долгосрочный период).

Второе принципиальное положение — использование в управлении теории систем, дающее возможность решать задачи, рассматривая организацию в единстве ее составных частей и неразрывной связи с внешними факторами воздействия. Это позволяет рассматривать организацию как открытую систему. Организация как открытая система обладает определенными чертами и характеристиками. Такая система состоит из некоторого количества связанных между собой частей, называемых элементами или компонентами. Связь компонентов системы закреплена в структуре. Любые изменения в каждом элементе или выход его из системы воздействуют на другие элементы и на систему в целом. Каждая система обладает индивидуальными свойствами, отличающими ее от других систем и явлений, не входящих в данную систему. Эти свойства проявляются только в результате взаимодействия компонентов данной системы как еди­ного целого. Окружающая среда, т.е. субъекты и явления, не яв­ляющиеся частью системы, существенно влияют на нее.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воз­действием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Сюда относятся: структура предприятия, его ресурсы, его культура. Важная роль отводится людям, их знаниям, способностям, искусству взаимодействия. Следует учитывать, что, несмотря на то, что внутренние факторы действуют в границах организации, они не всегда находятся под прямым кон­тролем менеджмента, т.к. деятельность организации зависит от ресурсов, энергии и информации, поступающих извне.

Следующее принципиальное положение это использование ситуационного подхода к управлению. Согласно этому подходу все явления и изменения, происходящие внутри предприятия являются ответом на различные внутренние и внешние воздействия. Основой этого принципа является учет воздействия на управление, на характер принимаемых решений ситуации, сложившейся на данный момент. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации или ее элемента в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее существенных на данный момент факторов и методов воздействия на них для эффектного достижения цели.

Важнейшим принципиальным положением является признание социальной ответственности менеджмента. Новая роль чело­века как ключевого ресурса потребовала от менеджера усилий, направленных на реализацию потенциальных возможностей каждого работника. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как наличие у всех работающих общих целей, непосредственное участие работников в выработке путей достижения целей, заинтересованность в достижении высоких общих результатов деятельности, участие работающих в прибылях, собственности, управлении. Большое внимание в современном менеджменте уделяется лидерству. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях — когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. Задача менеджмента использование и наращивание когнитариата, имеющего доступ к информации и наделенного высокой культурой.

Когнитариат рассматривается не только как один из эконо­мических факторов производства, но и в основном как ключевой ресурс, эффективное использование которого становится центральной задачей современного менеджмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.