Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное развитие менеджмента




Характеристикой современного периода развития менеджмента является обоснование принципов управления, учитывающих особенности современных условий хозяйствования, а также наиболее плодотворные и передовые идеи и принципы научных положений, разработанных ранее.

Каждое из направлений оставило свой след в современной науке управления. В современном менеджменте с большой пользой используются многие идеи и разработки прошлого, которые получили дальнейшее развитие и совершенствование в соответствии с новыми условиями.

Основными положения, используемые в современном менеджменте из направлений научного менеджмента и классической административной школы, являются:

  • научный подход к менеджменту;
  • принципы управления (Тейлор);
  • анализ способов выполнения работ с целью их совершенствования;
  • оплата труда, как важнейший элемент мотивации работающих.

Основными положения, используемые в современном менеджменте из школы человеческих отношений и поведенческих наук, являются:

  • рассмотрение коллектива как особой социальной группы;
  • использование в менеджменте факторов коммуникации, мотивации и лидерства;
  • исследование поведения людей в организациях в процессе совместного труда;

Основные положения, используемые в современном менеджменте из школы количественного подхода:

  • применению методов количественных исследований и моделирования;
  • использованию количественных измерений при принятии решений;
  • использованию информационных систем управления и вычислительной техники.

Основные положения, используемые в современном менеджменте из концепции системного и ситуационного подхода, являются:

  • рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязывающихся и взаимозависимых частей;
  • большое значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации;
  • принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов.

Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются следующие прин­ципиальные положения.

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, выражающегося в утверждении того, что успех организации, прежде всего, определяется рациональной организацией производства продукции, снижением издержек и т.д., т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенное значение придается проблемам гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Изменения внешней среды являются совокупностью переменных, которые находятся за пределами предприятия и, сле­довательно, вне сферы непосредственного влияния со стороны его менеджеров. Такими внешними факторами являются взаимодействующие с данным предприятием организации и отдельные люди: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, торговые организации, правительственные органы и др. Эта группа внешних факторов имеет прямое воздействие на деятельность предприятия. Кроме того, существуют переменные внешней среды так называемого косвенного воздействия на деятельность предприятия. Это факторы и условия внешней среды, которые не имеют четкой связи с предприятием и не оказывают на его деятельность прямого воздействия, но их влияние есть и оно должно быть учтено при принятии менеджерами важных, стратегических решений в деятельности организации. Такими факторами являются: политика; экономика региона, страны, а иногда и мира; социальные факторы; право; физико-географические условия; технология и техническое развитие; экологические факторы. Значение факторов внешней среды значительно повышается в связи с увеличением сложности всей системы общественных отношений. Особенно важно учитывать их влияние при определении стратегии и тактики организации на длительную перспективу (на долгосрочный период).

2.И спользование в управлении теории систем, дающее возможность решать задачи, рассматривая организацию в единстве ее составных частей и неразрывной связи с внешними факторами воздействия. Это позволяет рассматривать организацию как открытую систему. Организация как открытая система обладает определенными чертами и характеристиками. Такая система состоит из некото­рого количества связанных между собой частей, называемых элементами или компонентами. Связь компонентов системы закреплена в структуре. Любые изменения в каждом элементе или выход его из системы воздействуют на другие элементы и на систему в целом. Каждая система обладает индивидуальными свойствами, отличающими ее от других систем и явлений, не входящих в данную систему. Эти свойства проявляются только в результате взаимодействия компонентов данной системы как единого целого. Окружающая среда, т.е. субъекты и явления, не являющиеся частью системы, существенно влияют на нее.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Сюда относятся: структура предприятия, его ресурсы, его культура. Важная роль отводится людям, их знаниям, способностям, искусству взаимодействия. Следует учитывать, что, несмотря на то, что внутренние факторы действуют в границах организации, они не всегда находятся под прямым контролем менеджмента, т.к. деятельность организации зависит от ресурсов, энергии и информации, поступающих извне.

3. И спользование ситуационного подхода к управлению. Согласно этому подходу все явления и изменения, происходящие внутри предприятия являются ответом на различные внутренние и внешние воздействия. Основой этого принципа является учет воздействия на управление, на характер принимаемых решений ситуации, сложившейся на данный момент. Под ситуацией понимается конк­ретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации или ее элемента в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее существенных на данный момент факторов и методов воздействия на них для эффектного достижения цели.

4. Признание социальной ответственности менеджмента. Новая роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджера усилий, направленных на реализацию потенциальных возможностей каждого работника. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как наличие у всех работающих общих целей, непосредственное участие работников в выработке путей достижения целей, заинтересованность в достижении высоких общих результатов деятельности, участие работающих в прибылях, собственности, управлении. Большое внимание в современном менеджмен­те уделяется лидерству.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Организация в системе менеджмента

Организация – это объединение двух или более людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач.

Организация как сложная, целостная социально-экономическая система, представляет собой совокупность элементов (подсистем), которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Организация – это процесс создания структуры предприятия, который дает возможность людям работать эффективно для достижения целей.

Требования к организациям:

1.Наличие двух или более людей

2.Наличие не менее одной цели, то есть желаемого конечного результата, ради которого люди объединяются в организацию.

3.Обособленность – границы, которые отделяют организацию от других и создается целостность.

4.Наличие управленческого, руководящего и координирующего центров.

5.Наличие определенной организационной культуры.

Как у любого товара у фирмы существует жизненный цикл

На этапе рождения главной задачей организации является её выживание, привлечение внимание потребителей и определение дальнейшей стратегии развития.

На этапе юность организация стремится расширить свою деятельность, производится инвестирровангие в расширение производства, расширение дистрибьюторской сети, расширение ассортимента товара. Главная задача – укрепление позиций на рынке, для этого требуется жесткое руководство.

Период зрелости характеризуется сбалансированным положением организации и укреплением её имиджа. Происходит замораживание инвестиций в развитие фирмы и рост реинвестиций в анализ рынка и в НИОКР.

Этап старости – организация теряет потребителей из-за устаревания товара или из-за падения его качества в результате использования устаревших технологий. В этом случае замена руководящего персонала может вывести организацию на новый этап рпзвития.

Для успешного функционирования организации в целом необходима координация действий отдельных подразделений и отдельных работников, т.е. управление.

Экономический механизм управления состоит из трех бло­ков: внутрифирменного управления, управления производством и управления персоналом.

Первый блок включает принципы управления, функции и эко­номические методы; к последним относятся коммерческий и внут­рифирменный расчеты, цены и механизм ценообразования.

Второй блок включает инновационный менеджмент, разработку и обеспечение процесса производства, проблемы сбыта продукции и создание организационной структуры развития производства.

Третий блок определяет направление по совершенствованию процессов управления персоналом. В блок включаются кадровая политика фирмы (предприятия), оплата и стимулирование труда, взаимоотношения в коллективе и социально-психологические аспекты управления.

3.2 Основные элементы структуры управления организацией

Предприятие с точки зрения проблем управления представляет собой совокупность двух больших подсистем: управляющая подсистема и управляемая подсистема.

Управляющая подсистема представляет собой совокупность органов управления предприятием,

Управляемая — совокупность отделов, участков, бригад и рабочих мест.

Управляющая и управляемая подсистемы связаны между собой потоками команд и обратными потоками информации, отражающими реакцию управляемой подсистемы на поступающие команды.

Управляющая подсистема включает в себя следующие элементы:

§ организация управления (функции управления и структуры управления);

§ методы управления (экономические, административно-пра­вовые, организационные, социально-психологические);

§ технология управления;

§ техника управления.

В управленческой деятельности, как и в производственной, имеется вертикальное и горизонтальное разделение труда.

Горизонтальное разделение труда предлагает расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений; аппарата управления: производственного, планово-финансового и проектно-сметного отделов, отдела организации труд и заработной платы, бухгалтерии и т.д.

Вертикальное разделение труда образует уровни управления: генеральный директор, заместители генерального директора, начальники функциональных отделов и т.д.

Число уровней управления зависит от размера предприятия, от того, моно- или полипродуктивным оно является, от географического положения, наличия филиалов или дочерних компаний в стране или других странах и т.д.

В зависимости от числа уровней управления руководителей традиционно делят на три категории:

§ руководители технического уровня (руководители низового звена или операционные управляющие), осуществляющие ежедневные действия по управлению производством;

§ руководители управленческого уровня (руководители средне го звена), осуществляющие координацию отдельных подразделений внутри предприятия;

§ руководители институционального уровня (руководители высшего звена), обеспечивающие разработку к различного род! переменам и т.д.

Структура управления предприятием складывается из ступе­ней и звеньев, обеспечивающих в совокупности решение всех задач управления.

Звено управления — самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций.

Ступень управления — это единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием, цехом, участком и т.д.).

Совокупность ступеней и звеньев – это аппарат управления предприятия, называемый также орга­низационной структурой управления, представляет собой.

Горизонтальные связи между отдельными элементами носят характер согласования и являются одноуровневыми.

Вертикальные связи — связи подчинения. Они являются след­ствием иерархичности управления, т.е. наличия нескольких уров­ней управления.

3.3. Внутренняя и внешняя среда организации

Эффективное функционирование предприятия в рыночной сре­де зависит от внутренних и внешних факторов.

Внутренняя среда организации – все её составляющие элементы, связи и отношения между ними по поводу производства продукции и управления.

К переменным факторам внутренней среды организации относятся:

§ цели,

§ структура,

§ задачи,

§ технологии,

§ персонал.

 

Цели есть конкретные конечные состояние или желаемый результат, которых стремится достичь организация.

У промышленных предприятий обычно есть несколько целей: завоевание доли рынка, разработка новой продукции, повышение качества услуг, минимизация издержек, повышение производительности, рентабельности и пр. Поскольку большинство предприятий имеют в своем составе несколько производственных подразделений, имеющих свой набор целей, задача руководства заключается в том, чтобы не допустить рассогласования этих целей с целями предприятия.

Структура организации — логически построенные взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений в такой форме, которая позволяет наиболее эффективным путем достигать поставленных целей.

На структуру управления конкретным предприятием влияют особенности горизонтального и вертикального разделения управленческого труда. В зависимости от сферы контроля (числа лиц, подчиненных одному руководителю) различают «высокую» (2—3 подчиненных) и «плоскую» (4—6 подчиненных) структуры управления. Чем меньше сфера контроля (норма управляемо­сти), тем больше уровней управления.

Задача — это предписанная работа, часть работы или совокупность работ, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заданные сроки. Задачи устанавливаются не конкретным работникам, а должностям.

Задачи предприятия делятся на три категории:

· работа со средствами и предметами труда;

· работа с персоналом;

· работа с информацией.

Одной из важных характеристик задач является их повторяемость. Машинные операции могут повторяться много раз в течение смены. Управленческие операции могут быть и часто повторяющимися, и уникальными. Решение уникальных задач, как правило, значительно сложнее.

Технология — это сочетание квалифицированных навыков ра­ботников, оборудования, инфраструктуры, производственных процессов, соответствующих технических знаний, необходимых для преобразования сырья, материалов и информации.

Существует несколько классификаций технологий: технология единичного, серийного и массового производства; технология прерывного и непрерывного производства (геологоразведоч­ные работы и переработка нефти); многозвенные технологии (строительство скважин); посреднические технологии (банковс­кие услуги, бюро по найму работников) и т.д.

Персонал является главным фактором в любой модели уп­равления. Обычно выделяют три основных аспекта человеческой переменной:

· поведение отдельных работников;

· поведение работников в группах;

· поведение руководителя в роли лидера и его влияние на пове­дение подчиненных.

Важнейшими характеристиками внешней среды являются:

§ сложность (число факторов, на которые предприятие обя­зано реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора);

§ подвижность (скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия);

§ неопределенность (функция количества и качества информа­ции, на основе которой принимаются решения).

Внешние факторы подразделяются на две группы: факторы прямого и факторы косвенного воздействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.