Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм менеджмента




Факторы прямого воздействия – это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации.

К фактором прямого воздействия относятся:

1. трудовые ресурсы (рынок труда)

2. поставщики

3. потребители

4. конкуренты профсоюзы

5. законы и государственные органы

Чем больше поставщиков ресурсов, тем значимее этот фактор для предприятия. Использование поставщиков из других стран может быть выгодно экономически, но одновременно возрастает риск из-за колебаний курсов валют, политической нестабиль­ности и т.п.

Потребитель определяет для предприятия главный элемент — что производить и желательно по какой цене. От способности предприятия находить потребителей зависит эффективность его деятельности и, в конечном счете, выживание в условиях конкурентной борьбы.

Конкуренция наряду с потребителями определяет цену и качество товара. Предприятия конкурируют за право использовать трудовые ресурсы, сырье, материалы, оборудование, капитал и другие факторы производства.

Государственные органы в соответствии с действующим законодательством создают систему ограничений на использование наемного труда, импорт и экспорт товаров, пользование недрами и другими природными ресурсами, а также устанавливают порядок пополнения государственного и местного бюджетов за счет налогов.

Профсоюз выступает главным поставщиком рабочей силы. В договоре, подписываемом руководством предприятия и профсоюзом, оговариваются условия труда, нормативы производительности, формы его оплаты, условия приема на работу и увольнения, возможности повышения квалификации.

Факторы косвенного воздействия – это факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, влияют на них.

К ним относятся:

- состояние экономики в стране

- политические факторы

- научно-технический прогресс

- социально-культурные факторы

- отношение с населением

- международное окружение

Факторы косвенного воздействия.

Общее состояние экономики оказывает влияние на деятельность предприятия через такие факторы как экономический рост или спад, инфляция, условия получения кредита, процентная ставка и др. Руководство предприятия должно постоянно следить за изменениями на макроэкономическом уровне и принимать решения, минимизирующие потери.

Социально-культурные факторы зависят от среды, в кото­рой функционирует предприятие. К ним относятся традиции, жизненные ценности, установки и др. Эта группа факторов требует определенного внимания управляющих, поскольку в некоторых случаях может оказать сильное влияние на деятельность организации.

К политическим факторам, изменение которых также должно быть в поле зрения руководителей предприятия, относятся такие как: общая политическая обстановка в стране и других странах, возможность возникновения военных конфликтов, забастовок, действующие стандарты безопасности жизнедеятельности, действующие правила найма рабочей силы, защиты прав потребителей и т.д.

Научно-технический прогресс тесно связан с внутренней переменной «технологией». Технико-технологические нововведения влияют на эффективность производства, на скорость устаревания продукции, на то, какие товары и услуги ожидают потребители от предприятия.

Учет международной обстановки необходим и первую очередь предприятиям, работающим в международном бизнесе, в том числе в связанном с торговлей нефтью, газом и нефтепродуктами.

Таким образом, факторы внутренней и внешней среды оказывают значительное воздействие на выбор стратегических альтернатив развития предприятия, на условия реализации выбранной стратегии, на экономическую эффективность деятельности предприятия в чрезвычайно подвижной рыночной среде. Поэтому контроль за изменением этих факторов и адаптация к этим изменениям являются важнейшими составляющими успеха любой организации.

3.4 Миссия, цели и стратегия организации

Миссия организации отвечает на вопрос какова главная цель функционирования организации?

Миссия – это

1. предназначение организации в условиях постоянно меняющейся внешней среды

2. наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в общей форме и четко выражающая основную причину её существования.

Миссия задает общие направления функционирования организации.

Назначение миссии:

- дает субъектам внешней среды общее представление об организации, ее философии, средствах, которые она готова использовать в своей деятельности

- является базой для установления целей организации и выработки её стратегии

- способствует формированию единения внутри организации

- показывает организации смысл и содержание их деятельности

В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:

- целевые ориентиры (на решение каких задач направлена деятельность организации)

- сфера деятельности (какой продукт предлагает, на каком рынке работает и т.п.)

- философия организации (ценности и верования, принятые в организации)

- возможности и способы осуществления деятельности (сила, отличительные особенности, ноу-хау и т.п.)

- имидж организации

Удачная формулировка миссии – это краткое и ясное определение основных направлений деятельности организации, которые мотивируют её сотрудников и создают достаточно привлекательный образ для поставщиков и покупателей.

Например, миссию банка, работающего с малым бизнесом, можно изложить в следующем виде: “Банк содействует развитию малых и средних предприятий, оказывает им и частным клиентам услуги ”

Миссия “Мак Доналдс”: “Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов”.

Миссия MARY KAY: “Украшать жизнь женщин во всем мире”.

Миссия Красного Креста: “Защищать беззащитных”.

Миссия компании 3M: “Решать нерешенные проблемы инновационно”.

Миссия Киево-Могилянской Бизнес-Школы: “Вдохновлять лидеров посредством инновационных и персонализированных программ управленческого и организационного развития”.

Миссия Банка «Надра»: “Быть надежным и социально ответственным гидом и помощником в постоянно меняющемся мире”.

Миссия СКМ (Систем кепитал менеджмент): “Создать бизнес мирового класса, способствующий экономическому и социальному развитию Украины”.

Миссия Группы компаний “Сократ”: “Мы работаем, чтобы увеличить ваш капитал”.

Миссия Альфа-Банк: “Альфа-Банк осуществляет все виды банковских операций, помогая вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания”.

Существуют широкое и узкое понимания миссии.

Миссия (в широком смысле) - констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования.

Миссия (в узком понимании) - сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.

Основными группами людей, чьи интересы должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

• собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;

• сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;

• покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

• деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;

• местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;

• общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

Миссия (по П. Котлеру) должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

• история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

• существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

• состояние среды обитания организации;

• ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

• отличительные особенности, которыми обладает организация.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

• целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач нанаправлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

• сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;

• философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;

• возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются know — how и передовая техника.

Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражен тот имидж, которым обладает организация.

Миссия формулируется для:

1. Миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

2. Миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

• миссия делает ясными для сотрудников общую цель предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;

• миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;

• миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.

3. Миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

• является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;

• обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;

• расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

Требования, предъявляемые к формулировки миссии:

Прямая формулировка прибыли как цели деятельности не должно быть;

Краткая формулировка;

Понятная формулировка;

Формулировкой занимается высшее руководство.

Миссия - это цель организации, представленная в наиболее общей форме и четко выражающая причину её существования. В миссии должны быть отражены целевые ориентиры организации, её сфера деятельности, философия, отличительные особенности.

Цели организации

Если миссия дает ответ на вопрос: зачем функционирует организация, то цели дают ответ на вопрос к чему организация стремится?

Цель – желаемое состояние отдельных параметров организации, на достижение которых направлена её деятельность

Значимость целей для организации:

- являются исходной точкой планирования

- выполняют организующую роль

- на их основе производится распределение ресурсов

- на них базируется система мотивирования

- на них строится процесс контроля и оценки результатов труда работников подразделений и организации в целом

Выделяют долгосрочные и краткосрочные цели.

Долгосрочные – это цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла.

Краткосрочными обычно считают цели, которые достигаются в тесении одного года.

В любой организации складывается иерархия целей.

Во-первых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

В-вторых, цели более высокого уровня всегда имеют более долгосрочный временной интервал.

Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделении, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижении целей организации в целом.

Всякая организация существует и действует ради достижения своих собственных организационных целей. Цели различаются по временным срокам планирования - краткосрочные или оперативные (неделя, месяц), среднесрочные (год), стратегические (2-5 лет). Цели также подразделяют на общеорганизационные, цели отдельных подразделений и цели индивидов.

Цели также можно классифицировать на "жесткие", чаще выраженные в численной форме (например, увеличить объем прибыли в текущем квартале на 12 процентов), и более "мягкие" (например, шире привлекать сотрудников к принятию решений).

Требованию к установлению целей:

- достижимость

- гибкость ( возможность корректировки)

- измеримость (возможность количественного измерения)

- конкретность

- совместимость (долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные – долгосрочным)

- приемлемость для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации

Цели являются отправной точкой прогнозирования и планирования.

Прогнозирование – определение вероятностных целей функционирования и развития организации и возможных путей их достижения

Планирование – это обоснование и выбор целей функционирования и развития организации и средств их достижения. При этом перспективное планирование базируется на долгосрочных целях, а текущее – на краткосрочных.

Система управления должна ориентироваться на достежение всех целей, стоящих перед организацией.

Если по истечении времени цели не были достигнуты, менеджеры должны найти причину невыполнения плана и принять соответствующие меры.

Сущность и типы стратегий

Стратегия дает ответ на вопрос каким способом организация намерена достичь поставленных целей.

Стратегия – обобщенная модель действий организаций, которые ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей.

Различают общую (корпоративную) стратегию организации, деловую и функциональную стратегии организации.

Корпоративная стратегия – определяет общее направление и характер деятельности организации в целом, позволяет воспринимать организацию как целостность и отвечает на ключевые вопросы:

-каким бизнесом занимается организация (стремление к приобретению нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, развитие, стабильность или свертывание общей деятельности)

-оставаться унитарным предприятием или участвовать в ФПГ, альянсах и т.д.

производить или покупать, заниматься ли финансовой деятельностью.

Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую деловую стратегию.

Функциональная стратегия – это стратегии отдельных функциональных подсистем организации. Отвечают на вопросы как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность, как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач и т. д.

Процедура формулирования стратегии состоит из следующих этапов:

1. Оценка существующего положения, внешней и внутренней среды

2. формулирование вариантов стратегии, выбор оптимального для данных условий

3. расчёт предпринимательских рисков

4. окончательное принятие стратегии организации

3.5. Организационные структуры управления

Организационная структура предприятия – это совокупность взаимосвязанных единиц организации, взаимодействующих между собой на основе единой цели

Организационная структура управления – это состав и взаимосвязи управленческих подразделений предприятия.

Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие подразделения аппарата управления Структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение конечных целей менеджмента.

Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, т.к. связана с ключевыми понятиями менеджмента — целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций типов струк­тур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам.

Горизонтальные связи – связи кооперации и координации равноправных звеньев

Вертикальные связи – связи руководства и подчинения, связи для передачи распорядительной и отчетной информации

Линейные связи – связи подчинения по всем вопросам одному руководителю более высокого уровня управления, который самостоятельно выполняет все управленческие функции

Функциональные связи – связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления

В целях установления оптимального количества уровней и сту­пеней в структуре рекомендуется:

· укрупнять цели и задачи, специализировать функции, выпол­няемые системой и ее подсистемами;

· уменьшать объем работ по управлению производственными под­разделениями путем сокращения количества объектов управле­ния на базе укрупнения предприятий и их подразделений;

· перераспределять функции между уровнями для более обо­снованного разграничения полномочий и ответственности;

· повышать производительность управленческого труда с по­мощью механизации, автоматизации и лучшей организа­ции труда.

Различают следующие организационные структуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная (линейно-штабная), дивизиональная, матричная, проектная

Линейная структура управления является простейшей. Все функции управления и подчинения сосредотачиваются у руководителя, создается вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных.

При такой схеме управления укрепляется единоначалие и личная ответственность, уменьшается возможность принятия противоречивых и несвязанных решений. Однако руководитель должен охватывать все стороны деятельности, т.е. должен быть универсальным специалистом.

Данная структура управления характеризуется четким единоначалием – каждый руководитель и каждый работник подчинены только одному вышестоящему лицу.

Число ступеней в линейной структуре зависит от общего числа работников. Применяется в небольших организациях.

Преимущества линейной структуры управления:

§ единство и четкость распорядительства;

§ согласованность действий исполнителей;

§ повышение ответственности руководителя за результаты дея­тельности возглавляемого им подразделения;

§ оперативность в принятии решений;

§ личная ответственность за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной структуры управления можно свести к следующему — высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками, что ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им:

· большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, вышестоящи­ми и смежными организациями.

Такой тип организации приемлем только для простой по со­держанию управленческой деятельности. Она приемлема для кол­лектива не более чем из 15 человек.

Функциональная структура управления

Функциональное управление ба­зируется на разделении труда по отдельным функциям, каж­дая из которых выполняется специалистами соответствующе­го профиля.

Руководители функциональных служб отвечают за выполне­ние соответствующей функции и по этим вопросам дают распо­ряжения нижестоящим подразделениям. При такой структуре достигается высокий уровень специализации, что позволяет разрабатывать более обоснованные и квалифицированные решения. Однако такая система предполагает большое количество отделов и множество каналов, по которым отдаются распоряжения. Нижестоящие подразделения получают распоряжения от нескольких вышестоящих органов и не всегда знают как их согласовать на среднем и нижнем уровне. Между отдельными функциями нет формальных связей, т.е. ослабевают горизонтальные связи.

Преимущества функциональной структуры управления: высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций.

Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своем составе специалистов высокой квалификации, выполняющих, в зависимости от возложенных на них задач, конкретные виды деятельности.

К числу недостатков функциональных структур управления можно отнести:

§ трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

§ длительную процедуру принятия решения;

§ отсутствие взаимопонимания и единства действия между работниками функциональных служб производственных отделений фирмы;

§ снижение ответственности исполнителей за работу в результате обезличивания в выполнении ими своих обязанностей, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

§ дублирование и несогласование указаний и распоряжений, получаемых работниками «сверху», поскольку каждый функциональный руководитель и специализированное подразделение ставят свои вопросы на первое место;

§ нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.

Линейно-функциональная (линейно-штабная) структура управления.

за основу берется линейная система, а в каждом звене управления создаются подразделения, специализирующиеся на отдельных проблемах.. Штабные службы оказывают линейным руководителям постоянную прямую или косвенную помощь в выполнении функций управления, готовят квалифицированные решения, которые утверждаются линейными руководителями. Наиболее четко это проявляется в линейно-штабной структуре управления (рис. 2.4.3), где предусматривается разделение труда по функциям и сосредоточение их в штабных службах разного уровня. Линейный руководитель координи­рует действие функциональных служб (штабов) и направляет их в русло общих интересов организации. Принимает и отдает решения только линейный руководитель.

Такие структуры хороши для средних по размеру предприятий. Их достоинства проявляются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства. На крупных предприятиях эти преимущества теряются, т.к. руководителям высшего и среднего звена управления приходится принимать слишком много решений.

Аналогичные характеристики имеет линейно-функциональная (шахтная) структура управления. В ее основу также положен принцип построения и специализации управленческого процесса по функциям.

Особенность этой структуры в «шахтном» принципе построения схемы управления. По каждой из функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и др.) формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю иерархию сверху донизу. В этой системе руководители функциональных подразделений имеют право отдавать распоряжения на следующую ступень по ряду вопросов, касающихся их функций. В этом случае руководитель предприятия четко определяет права и обязанности функциональных руководителей. В особом распоряжении или приказе указывается, какие решения могут быть приняты только самим руководителем единолично, какие он решает совместно с той или иной группой или коллективом в целом, а какие вопросы поручаются (делегируются) его непосредственным подчиненным.

Недостатком двух последних систем является снижение гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за применения формальных процедур и правил. Необходимость согласования действий разных функциональных служб значительно увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей, т.е. высшего эшелона управления. Все это не может не сказаться на скорости и своевременности принятия управленческих решений.

Увеличение размеров предприятий, диверсификация их деятельности и усложнение технологических процессов вызвала необходимость новых подходов к организации управления. В результате были созданы дивизиональные структуры, первые разработки которых относятся к 20-м годам, а пик практического использования к 60—70-м годам нашего столетия. По такой модели на крупных (гигантских) предприятиях создаются производственные отделы, которым предоставляется определенная самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. За общей администрацией оставлялось право жесткого контроля по ключевым вопросам стратегического развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций. Итак, эта структура характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением. Ключевыми фигурами в этой структуре становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры производственных отделений. Производственные отделения могут быть построены по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя (потребительская ориентация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация). Соответственно модернизациями дивизиональных структур являются дивизионально-региональная, дивизионально-технологическая и дивизионально-продуктовая структуры управления. Такая система обеспечивает более тесную связь производства с потребителем. Наиболее эффективно такая структура действует на крупных предприятиях и фирмах. Такая форма структурного построения компаний способствует гибкости управления и деятельности. В то же время дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности (вертикали управления), дублированию функций управления на разных уровнях и в конечном итоге к росту затрат на содержание управленческого аппарата.

Все рассмотренные структуры характеризуются высокой степенью жесткости. Они хорошо действуют на предприятиях, имеющих одну определенную цель. В современных условиях, в условиях рыночной экономики часто фирмы ориентируются на несколько видов деятельности. Это позволяет фирмам в любой момент отказаться от того направления деятельности, которое в данный момент стало неконкурентоспособным. Во-вторых, любая фирма должна думать о своем будущем, ставить новые цели, осуществление которых часто на первом этапе является рискованным. Потребовался переход к более гибким структурам, которые могли бы сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям. Как правило, такие структуры формируются на временной основе, на период реализации проблемы или достижения поставленной цели. Примерами гибких структур являются проектные и матричные формы организации управления.

Проектные структуры формируются при разработке организацией любых целенаправленных изменений в системе (модернизации производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и др.). Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения — проектной команды, работающей на временной основе, на то время, пока не будет выполнен проект. Руководители проекта наделяются проектными полномочиями: ответственностью за планирование проекта, ход выполнения работ, за расходова­ние выделенных ресурсов и др. Руководители проектов сами формируют команды работников, распределяют задачи между работниками. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвра­щаются на свою постоянную должность, при контрактной работе — увольняются. Такая система очень гибка, но усложняет поддержание организации как единого целого. С целью облегчения задач координации в организациях из руководителей проектов создаются штабные органы, создается так называемая матричная структура управления. Матричная структура представляет собой решетчатую структуру, в которой организация управления по функциям осуществляется начальниками отделов. Организация выполнения проектов осуществляется руководителями проектов. Эта структура построена на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны — непосредственному руководителю функциональной службы, с другой стороны — руководителю проекта, который наделен необходимыми полномочиями в соответствии с запланированными сроками выполнения данного проекта. При такой системе у руководителя проекта две группы подчиненных: постоянные работники проектной группы и работники других функциональных отделов, которые подчиняются ему временно, при этом сохраняется их административная подчиненность непосредственным руководителям функциональных отделов.

Преимущества матричной системы управления:

 

§ значительная активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними;

§ разделение функций управления между руководителями, ответственными за обеспечение высоких конечных результатов (руководители проектных и программных групп и управлений) и руководителями, ответственными за обеспечение наиболее

§ полного использования имеющихся производственных, мате­риальных и трудовых ресурсов (начальники функциональных подразделений), при этом руководители совместно контролируют работы по составлению оперативных производственных планов и их выполнению;

§ вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по ускоренному техническому совершенствованию производства.

Матричная структура управления — это современный эффективный тип организационной структуры управления, который создается путем совмещения структур различных видов.

Матричная структура позволяет:

· сокращать нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень управления при сохранении единства координации и контроля за ключевыми решениями на высшем уровне;

· обеспечивать гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в рамках одной фирмы;

· ликвидировать промежуточные структурные звенья при опе­ративном управлении программами;

· усилить личную ответственность руководителя как за программу в целом, так и за ее элементы; организовать четкое взаимодействие на базе рационального перераспределения задач в системе управления;

· применять современные методы управления;

· решать такие задачи, как сокращение сроков создания новой техники и технологии, уменьшение стоимости работ, улучшение качества создаваемых технических систем, где сама специфика производства требует быстрого совершенствования выпускаемой продукции и технологии ее производства.

Типы матричных структур весьма разнообразны, что позволяет выбирать наиболее подходящую структуру с учетом масштабов и особенностей производства. Это простейшие формы координации работ, получившие развитие в научно-исследовательских организациях; внутрифирменные и заводские проблемно-целевые формы управления, применяемые для решения локальных задач; сложные проектные и программные (по продукту) матричные структуры. Все они ориентированы на ускорение и эффективное решение поставленной конкретной цели (задачи).

В условиях рыночной экономики иногда крупные компании с целью уменьшения риска для решения каких-либо новых проблем, идей, направлений выделяют такие проектные группы в самостоятельные организации (фирмы), которые действуют на свой страх и риск. Такие структурные схемы носят название «венчурных». В результате, если идея не сработала, то такая фирма ликвидируется. При этом риск минимален и потери компании сравнительно незначительны. При положительном результате такая проектная структура может повести за собой деятельность основной фирмы компании, т.е. идея внедряется в деятельность компании.

Разновидностью гибкой матричной структуры является программно-целевая структура управления, необходимая при решении глобальных (обычно общегосударственных) проблем, которые не могут решать даже очень крупные фирмы и компа­нии. Первые такие структуры были созданы в СССР и США для решения ядерных и ракетно-космических программ. Для руководства этими структурами были подобраны ученые, способные к великим научным открытиям и одновременно к управлению такой программой.

В СССР — С. П. Королев, И. В. Курчатов.

В США — Фоль Браун, Р. Опергейнер.

При программно-целевой структуре руководитель проекта имеет право использовать не только постоянных работников проектной группы, но и привлекать к выполнению программы любые фирмы, организации, предприятия; подразделения, вхо­дящие в любые организации; отдельных специалистов. Причем, как правило, привлеченные подразделения и специалисты остаются на своих рабочих местах, не меняется структура, административная подчиненность, должность.

Иной подход к созданию организационных структур связан с организацией конгломератов. Конгломерат не является строго установившейся и упорядоченной структурой, вся организация приобретает форму, наиболее подходящую для данной конкретной ситуации.

В разных отделениях компании могут использоваться разные структуры: функциональная, дивизиональная, проектная или матричная.

Руководство высшего звена составляет центральную группу, которую окружают фирмы, являющиеся независимыми экономическими единицами. Эти фирмы автономны в отношении оперативных решений. При такой организационной структуре можно быстро изменять деловую активность в различных областях с минимальным нарушением сложившихся связей.

В зарубежной практике достаточно широко используются консорциумы, в которых сотрудничают компании из разных стран.

Естественно, не существует одной оптимальной для всех ситуаций структуры организации. Следует выбирать организационную структуру, адекватную стратегическим планам компании, обеспечивающую достижение целей. Многие крупные компании используют сложную составную организационную структуру, состоящую из структур различных типов.

Любую структуру управления или ее изменение следует оценивать с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся экономики реорганизация или совершенствование структуры управления направлены на повышение эффективности работы организации (рост производительности труда, ускорение технического развития, ускорение принятия и реализации решений и т.д.). В кризисный период изменения в структуре управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. Вне зависимости от причин, вызвавших перестройку управления, она всегда направлена на расширение полномочий на нижних уровнях иерархии управления.

В каждом случае новая или реорганизованная структура управления должна создавать возможности и способствовать улучшению экономических и социальных параметров хозяйствую­щей единицы. Изменения структуры управления часто приводят к изменению стиля руководства, системы планирования, контроля и распределения ресурсов, введению новых условий




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.