КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка издержек производства и обращения товаров
Роль государства в регулировании вопросов ценообразования Факторы, влияющие на свободу предприятий в области ценообразования Важным этапом ценообразования является определения границ свободы предприятия в установлении цен на свои товары. Уровень свободы определяется внешними по отношению к предприятию факторами. К ним относятся: 1. Рыночная среда, которая, прежде всего, зависит от типа рынка, от уровня конкуренции на нем, а также от положения фирмы на рынке, которая может быть лидером, или аутсайдером на рынке. 2. Государство, устанавливающее уровень свободы предприятия в области ценообразования. 3. Поставщики материальных ресурсов, определяющие цену на "входе" производственного процесса. Увеличение цен поставщиков приводит к тому, что фирма производитель товара может выбрать три возможных решения:
4. Участники канала товародвижения, к которым относятся оптовая и розничная торговля, а также фирмы, предоставляющие транспортные и складские услуги. Каждая из них увеличивает цену товара, поэтому фирма-производитель должна учитывать это, устанавливая свою цену на товар. 5. Потребители, влияющие на цену через уровень потребительского спроса. Особенно значительная роль в ограничении свободы фирмы в установлении рыночной цены принадлежит государству. Можно выделить три степени такого ограничения. 1. Государство фиксирует цены предприятий. При этом оно может поступать тремя способами:
2. Государство регулирует цены следующими способами:
3. При условии использования на рынке свободных цен роль государства сводится к установлению "правил игры", то есть государством устанавливается ряд запретов, ограждающих участников рынка от недобросовестной конкуренции:
Эффективный подход к ценообразованию состоит в том, чтобы сопоставить цены, которые можно получить за свои товары, с затратами, которых потребует производство и реализация этих товаров. Расчет и анализ показателей прибыльности каждого вида то одним из основных принципов проведения эффективной товарной политики предприятия. Предприятие с низкими уровнями затрат может позволить себе устанавливать цены ниже, чем у конкурентов, и при этом иметь большие, чем у последних, объемы продаж, так как пониженные цены будут привлекать тех покупателей, которые наиболее чувствительны к уровням цен. Предприятие с более высоким уровнем затрат не имеет возможности строить свою коммерческую стратегию на пониженных ценах. А значит, политика этого предприятия будет направлена на поиск той группы покупателей (рыночной ниши), которые будут согласны заплатить за товар повышенную цену, при условии, что эти товары будут удовлетворять их требованиям. Важное значение для процесса ценообразования имеет совершенствование учета затрат на производство и обращение товаров предприятия. Учет затрат должен быть наложен налажен по: - носителям затрат (каждому виду товаров, производимых предприятием); - местам возникновения затрат; - статьям и видам затрат. В соответствии с «Положением о составе затрат» затраты на производство товаров включают следующие статьи расходов:
В условиях рынка в общей сумме затрат значительный удельный вес занимают издержки обращения, то есть затраты, связанные с продвижением готовых товаров на рынке. В издержках обращения можно выделить следующие статьи расходов:
Виды затрат, включаемых в каждую статью, регламентированы «Положением о составе затрат»/12/. В этом же Положении установлены предельные размеры расходов, относимых на себестоимость товаров, по некоторым видам затрат: на рекламу, командировочных, представительских расходов. Нормативы предельных размеров расходов на рекламу в год приведены в таблице 6.1. Таблица 6.1. –Нормативы для исчисления предельных размеров расходов на рекламу в год.
Для принятия оптимальных управленческих решений в области ценообразования целесообразно издержки производства и обращения товаров подразделить на постоянные и переменные. Под переменными затратами (variable cost) понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объемов производства. К ним относятся, например, затраты на сырье и основные материалы, заработная плата рабочих. На рисунке 6.1 показаны два графика изменения переменных издержек при изменении объема производства.
3 4
2 3
1 2
0 1
1 2 3 4 1 2 3 4 а) б) Рис. 6.1. - Графики изменения переменных затрат
Приведенные на рисунке 6.1 графики имеют разные углы наклона к горизонтальной оси, зависящие от величины переменных издержек на единицу товара (VC’), составляющую 0,5 и 1,0 ден. ед. Чем меньше угол наклона прямой VC’, тем выгоднее предприятию: небольшие переменные расходы на единицу товара связывают меньше оборотного капитала и обеспечивают более значительную прибыль. К постоянным затратам (fixed cost) относятся те затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или изменением объема производства (арендная плата, амортизационные отчисления, оклады администрации, процент за кредит). Постоянные издержки графически изображаются горизонтальной линией для каждого из релевантных (краткосрочных, не требующих нового скачка постоянных издержек) периодов. Сумма постоянных и переменных издержек – это общие, или совокупные издержки, значения которых определяют нижнюю границу цены. Таким образом, совокупные издержки (total cost) рассчитываются по формуле:
(6.1) где - удельные переменные издержки; Q - объем производства; FC - сумма постоянных издержек. Поведение переменных постоянных издержек при изменении объема производства (сбыта) в релевантном периоде приведено в таблице 6.2..
Таблица 6.2. – Поведение переменных и постоянных издержек при изменении объема производства (сбыта) в релевантном диапазоне.
Оперативное деление издержек производства и обращения товаров на переменные и постоянные может быть произведено двумя методами:
Использование данных методов рассмотрим на следующем примере. По результатам работы за год производственное предприятие имеет следующие результаты по производству и обращению товаров (таблицы 6.3. и 6.4.). Таблица 6.3. – Исходные данные об объеме производства и суммарных затратах на производство товара в среднем за сутки
Таблица 6.4. – Исходные данные об объеме реализации и затрат обращения в среднем за сутки
Необходимо: 1. Используя данные таблицы 6.3. необходимо разделить совокупные издержки производства, используя метод «максимальной и минимальной точки». 2. Используя данные таблицы 6.4. необходимо разделить суммарные издержки обращения товара с помощью метода «наименьших квадратов». 3. Составить математическую модель валовых издержек производства и обращения товара. Решение: 1. Рассмотрим использование метода «максимальной и минимальной точки». Из всей совокупности данных таблицы 6.3. выбираются два периода с наименьшим и наибольшим объемом производства. Наибольший объем производства в декабре составил 300 единиц. Наименьший объем производства в августе –170 единиц. Для расчета постоянных и переменных затрат составляем вспомогательную таблицу 6.5.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |