Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка издержек производства и обращения товаров




Роль государства в регулировании вопросов ценообразования

Факторы, влияющие на свободу предприятий в области ценообразования

Важным этапом ценообразования является определения границ свободы предприятия в установлении цен на свои товары. Уровень свободы определяется внешними по отношению к предприятию факторами. К ним относятся:

1. Рыночная среда, которая, прежде всего, зависит от типа рынка, от уровня конкуренции на нем, а также от положения фирмы на рынке, которая может быть лидером, или аутсайдером на рынке.

2. Государство, устанавливающее уровень свободы предприятия в области ценообразования.

3. Поставщики материальных ресурсов, определяющие цену на "входе" производственного процесса. Увеличение цен поставщиков приводит к тому, что фирма производитель товара может выбрать три возможных решения:

  • выбор других поставщиков, у которых цены находятся на более низком уровне, если поставщики не являются монополистами;
  • снижение других составных частей своих издержек (заработной платы, затрат на материалы, электроэнергию и другие статьи);
  • повышение цены, перекладывая возросшие издержки на потребителей.

4. Участники канала товародвижения, к которым относятся оптовая и розничная торговля, а также фирмы, предоставляющие транспортные и складские услуги. Каждая из них увеличивает цену товара, поэтому фирма-производитель должна учитывать это, устанавливая свою цену на товар.

5. Потребители, влияющие на цену через уровень потребительского спроса.

Особенно значительная роль в ограничении свободы фирмы в установлении рыночной цены принадлежит государству. Можно выделить три степени такого ограничения.

1. Государство фиксирует цены предприятий. При этом оно может поступать тремя способами:

  • вводя государственные прейскурантные цены. При этом государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами издается официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги - государственный прейскурант. Различают ситуацию, когда практически все цены являются прейскурантными (советская экономика до 1987 года) и ситуацию, когда только небольшая часть охвачена жестким контролем. Обычно государство устанавливает прейскурантные цены на те товары, которые образуют каркас системы цен: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги транспорта, жилищно-коммунальные услуги. Экономика страны весьма чувствительна к колебанию цен. Поэтому, фиксируя на определенном уровне эти цены, государство оказывает воздействие на всю систему цен. Если государство устанавливает прейскурантные цены, то это приводит к двум очень важным последствиям: увеличение спроса на такие товары приводит к дефициту; возможность установления ценовых диспропорций, к чему приводит практика установления ценовых дотаций, необходимых в случае, если установленные государством оптовые цены, выше розничных;
  • "замораживая " свободные рыночные цены. Практика показала, что эффективно лишь краткосрочное замораживание цен для восстановления ценовых пропорций н подавления всплеска инфляции, особенно на товары, образующие каркас системы цен;
  • фиксированные цены фирмы монополиста или предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке и злоупотребляющего этим. Доминирующее положение - это положение, которое дает предприятию возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иным способом ограничивать свободу их деятельности. В РФ такими предприятиями считаются те, чья доля на рынке определенного товара составляет более 35 процентов.

2. Государство регулирует цены следующими способами:

  • устанавливая предельный уровень на отдельные товары;
  • устанавливая предельные надбавки или коэффициенты к фиксированным прейскурантным ценам;
  • регламентируя основные параметры, определяющие уровень цен: величину прибыли производителя, наценки посредников, величину косвенных налогов, которыми облагаются товары;
  • устанавливая предельный уровень разового повышения цен на конкретный товар;
  • устанавливая строгий государственный контроль цен монополистов;
  • устанавливая цены государственным предприятиям, которые на рынке выступают наравне с предприятиями других форм собственности.

3. При условии использования на рынке свободных цен роль государства сводится к установлению "правил игры", то есть государством устанавливается ряд запретов, ограждающих участников рынка от недобросовестной конкуренции:

  • на горизонтальное фиксирование цен - это запрет на соглашение в двух и более конкурирующих предприятий о поддержании цен на определенном уровне. По российскому законодательству этот запрет вступает в силу только в том случае, если предприятия, заключившие такое соглашение, смогут занять доминирующее положение (более 35% рынка);
  • на вертикальное фиксирование цен - это запрет производителям навязывать спои цены поставщикам и торговле. Для защиты от данного запрета производитель может использовать следующие способы: организовать собственную сеть, на которую данный запрет не распространяется; продавать товар на условиях консигнации, когда производитель передает товар в торговлю на реализацию, оставаясь при этом собственником товара до момента продажи его торговцем и имея возможность влиять на розничную цену товара; производитель может нанести цену на товар до продажи его продавцу;
  • на ценовую дискриминацию - это запрет на навязывание контрактов купли-продажи с нагрузкой и контрактов, требующих покупок только у данной фирмы;
  • на демпинг, то есть продажу товара по цене ниже себестоимости с целью устранения конкурентов. Обычно он определяется лидерами отрасли с целью вытеснения с рынка конкурентов;
  • на недобросовестную ценовую рекламу, когда рекламируется снижение цены, но первоначальная цена не предлагалась потребителям на регулярной основе, или потребителей завлекают рекламой товара по чрезвычайно низким ценам, а потом говорят, что товар этот уже продан и предлагают покупателям купить другой товар; но уже по нормальным рыночным ценам.

 

Эффективный подход к ценообразованию состоит в том, чтобы сопоставить цены, которые можно получить за свои товары, с затратами, которых потребует производство и реализация этих товаров. Расчет и анализ показателей прибыльности каждого вида то одним из основных принципов проведения эффективной товарной политики предприятия.

Предприятие с низкими уровнями затрат может позволить себе устанавливать цены ниже, чем у конкурентов, и при этом иметь большие, чем у последних, объемы продаж, так как пониженные цены будут привлекать тех покупателей, которые наиболее чувствительны к уровням цен.

Предприятие с более высоким уровнем затрат не имеет возможности строить свою коммерческую стратегию на пониженных ценах. А значит, политика этого предприятия будет направлена на поиск той группы покупателей (рыночной ниши), которые будут согласны заплатить за товар повышенную цену, при условии, что эти товары будут удовлетворять их требованиям.

Важное значение для процесса ценообразования имеет совершенствование учета затрат на производство и обращение товаров предприятия. Учет затрат должен быть наложен налажен по:

- носителям затрат (каждому виду товаров, производимых предприятием);

- местам возникновения затрат;

- статьям и видам затрат.

В соответствии с «Положением о составе затрат» затраты на производство товаров включают следующие статьи расходов:

  1. Материальные затраты.
  2. Затраты на оплату труда.
  3. Отчисления на социальные нужды.
  4. Амортизация основных фондов.
  5. Прочие затраты.

 

В условиях рынка в общей сумме затрат значительный удельный вес занимают издержки обращения, то есть затраты, связанные с продвижением готовых товаров на рынке.

В издержках обращения можно выделить следующие статьи расходов:

  1. Транспортные расходы.
  2. Расходы по оплате труда в сфере обращения, включая отчисления во внебюджетные фонды.
  3. Расходы по содержанию и аренде зданий, помещений, инвентаря, торгового и иного оборудования, включая расходы по текущему ремонту.
  4. Расходы по хранению, сортировке и упаковке товара.
  5. Расходы по таре.
  6. Потери товаров.
  7. Расходы на рекламу, маркетинг и продвижение товаров.
  8. Расходы по послеторговому обслуживанию, неоплаченные покупателем.
  9. Административно-управленческие и прочие расходы.

Виды затрат, включаемых в каждую статью, регламентированы «Положением о составе затрат»/12/. В этом же Положении установлены предельные размеры расходов, относимых на себестоимость товаров, по некоторым видам затрат: на рекламу, командировочных, представительских расходов.

Нормативы предельных размеров расходов на рекламу в год приведены в таблице 6.1.

Таблица 6.1. –Нормативы для исчисления предельных размеров расходов на рекламу в год.

Объем выручки от реализуемой продукции (работ, услуг) в год, включая НДС Предельные размеры расходов на рекламы, относимые на себестоимость
До 2 млн. рублей включительно 2% от объема
От 2 до 50 млн. рублей включительно 40 тыс. руб. + 1,0% от объема, превышающего 2 млн. рублей
Свыше 50 млн. рублей 528 тыс. рублей + 0,5 % от объема, превышающего 50 млн. рублей.

 

Для принятия оптимальных управленческих решений в области ценообразования целесообразно издержки производства и обращения товаров подразделить на постоянные и переменные. Под переменными затратами (variable cost) понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объемов производства. К ним относятся, например, затраты на сырье и основные материалы, заработная плата рабочих.

На рисунке 6.1 показаны два графика изменения переменных издержек при изменении объема производства.


 

 

 

3 4

 

2 3

 

1 2

 

0 1

 

1 2 3 4 1 2 3 4

а) б)

Рис. 6.1. - Графики изменения переменных затрат

 

Приведенные на рисунке 6.1 графики имеют разные углы наклона к горизонтальной оси, зависящие от величины переменных издержек на единицу товара (VC’), составляющую 0,5 и 1,0 ден. ед.

Чем меньше угол наклона прямой VC’, тем выгоднее предприятию: небольшие переменные расходы на единицу товара связывают меньше оборотного капитала и обеспечивают более значительную прибыль.

К постоянным затратам (fixed cost) относятся те затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или изменением объема производства (арендная плата, амортизационные отчисления, оклады администрации, процент за кредит).

Постоянные издержки графически изображаются горизонтальной линией для каждого из релевантных (краткосрочных, не требующих нового скачка постоянных издержек) периодов.

Сумма постоянных и переменных издержек – это общие, или совокупные издержки, значения которых определяют нижнюю границу цены. Таким образом, совокупные издержки (total cost) рассчитываются по формуле:

 

(6.1)

где - удельные переменные издержки;

Q - объем производства;

FC - сумма постоянных издержек.

Поведение переменных постоянных издержек при изменении объема производства (сбыта) в релевантном периоде приведено в таблице 6.2..

 

 

Таблица 6.2. – Поведение переменных и постоянных издержек при изменении объема производства (сбыта) в релевантном диапазоне.

Объем производства (сбыта) Переменные издержки Постоянные издержки
VC FC
Растет Растут Неизменны Неизменны Падают
Падает Падают Неизменны Неизменны Растут

 

Оперативное деление издержек производства и обращения товаров на переменные и постоянные может быть произведено двумя методами:

  1. Методом «максимальной и минимальной точки».
  2. Методом «наименьших квадратов»

 

Использование данных методов рассмотрим на следующем примере.

По результатам работы за год производственное предприятие имеет следующие результаты по производству и обращению товаров (таблицы 6.3. и 6.4.).

Таблица 6.3. – Исходные данные об объеме производства и суммарных затратах на производство товара в среднем за сутки

Месяц Объем производства в среднем за сутки, ед. Расходы производства в среднем за сутки, тыс. ден. ед.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Таблица 6.4. – Исходные данные об объеме реализации и затрат обращения в среднем за сутки

Месяц Объем реализации в среднем за сутки, ед. Затраты обращения в среднем за сутки, тыс. ден.ед.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Необходимо:

1. Используя данные таблицы 6.3. необходимо разделить совокупные издержки производства, используя метод «максимальной и минимальной точки».

2. Используя данные таблицы 6.4. необходимо разделить суммарные издержки обращения товара с помощью метода «наименьших квадратов».

3. Составить математическую модель валовых издержек производства и обращения товара.

Решение:

1. Рассмотрим использование метода «максимальной и минимальной точки».

Из всей совокупности данных таблицы 6.3. выбираются два периода с наименьшим и наибольшим объемом производства. Наибольший объем производства в декабре составил 300 единиц. Наименьший объем производства в августе –170 единиц.

Для расчета постоянных и переменных затрат составляем вспомогательную таблицу 6.5.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.