Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Организация – как объект менеджмента




Вопрос 4.

Вопрос 3.

Вопрос 2.

Вопрос 1.

ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР, ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Вопросы, подлежащие рассмотрению:

1. Понятие, сущность, цели и значение менеджмента, его место в экономике России. Особенности современного менеджмента.

2. Характерные черты и стадии менеджмента.

3. Сущность и содержание функций менеджмента, их взаимосвязь.

4. Понятие менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру. Типы менеджеров. Классификация по уровню и месту в системе управления организацией. Сущность управленческого труда. Его специфические особенности.

 

Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой де­ятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной дея­тельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных наме­ченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического ме­ханизма менеджмента.

Менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

· ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

· постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;

· хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия ре­шений тем, кто несет ответственность за конечные результаты дея­тельности фирмы или ее подразделений;

· постоянную корректировку целей и программ в зависимости от со­стояния рынка;

· конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно само­стоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;

· необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений чаще используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или общественного управления — термины "government administration" или "public admnistration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business ("business management"), что лишь подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Учитывая вышеизложенное, мы в дальнейшем будем применять термин "управление" в том же значении что и менеджмент.

Термины "менеджмент", "менеджер" быстро и прочно вошли в наш сло­варный обиход, заменив используемые нами ранее термины "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".

Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "уп­равление", это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой дея­тельности (например управление автомобилем); к разным сферам деятельно­сти (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях).

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-эко- номическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях (хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций). Таким образом, "менеджмент" относится только к тем категориям фирм или организаций, которые осуществляют свою деятельность в целях получе­ния прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных и сельскохозяйственных организаций, а также банков, страховых обществ, туристических агентств, го­стиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступа­ющих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта - хозяйственную детальность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.). При этом менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбини­рования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализа­ции работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специ­альностей: экономистов, маркетологов, бухгалтеров, стати­стиков, психологов, инженеров и др., работающих под руко­водством менеджера, управляющего организацией, производственным отделением или фирмой в целом.

Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров организаций, сложностью технологий, необходимостью владения управленче­скими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, ор­ганизационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности в деятельности фирмы путем рациональной организации произ­водственного процесса, включая управление производством и развитие тех­нико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой актив­ности и каждого работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производствен­но-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (рас­ходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и мак­симизации доходов от результатов производства — выпуска продукции и услуг. Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фир­мы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет ры­нок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства то­варов и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности организации и ее стабильного положения на рынке. В связи с этим в задачи менеджмента входит:

· обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

· стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

· постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, коор­динация работы всех ее подразделений; -

· поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

· определение конкретных целей развития организации;

· выявление приоритетности целей, их очередности и последовательно­сти решения;

· разработка стратегии развития организации — хозяйственных задач и пу­тей их решения;

· выработка системы мероприятий для решения проблем в рамках различных временных периодов;

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

· установление контроля за выполнением поставленных задач.

Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране. Существует два подхода в понимании российского менеджмента. Первый подход - полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России. У нас свой путь, мы не приемлем западные модели, у нас такое управление не приживется, слишком много затруднений исторического и национально-культурного характера. Второй подход — довольно разговоров о российской специфике не следует преувеличивать ее значение, процессы научно-технического прогресса одинаковы, они сближают модели управления, надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой.

Увлечение концепцией менеджмента не должно приводить к прямому переносу американского опыта в Россию. Это были бы малоэффективные усилия. Знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления — это значит полнее реализовывать идеи менеджмента.

Особенности российского менеджмента проявляются в четырех факторах:

во-первых, приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий;

во-вторых, инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления;

в-третьих, комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

в-четвертых, культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и не нужно изменять.

Приоритеты в проблематике определяются состоянием экономики, потребностями экономической реформы, складывающимися условиями профессионализации управле­ния, отношением к западному опыту эффективного менеджмента, противоречиями кри­зисного состояния современного производства в России.

Наиболее актуальными проблемами управления сегодня в России становятся проблемы управления конверсионными процессами, антикризисное управление, управление занятостью, информационные технологии управления, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, бан­ковский менеджмент. Это далеко не полный перечень приоритетов в проблематике рос­сийского менеджмента. Но главное не перечень, а ранжирование приоритетов. Здесь наи­более ярко проявляется специфика и здесь наибольшие трудности в понимании современного менеджмента в России.

 

Характерные для менеджмента черты включают экономический, социаль­но-психологический, правовой и организационно-технический аспекты.

Содержание экономического аспекта составляет управление процессом про­изводства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой груп­пы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект, менеджмента отражает структуру государственных, по­литических и экономических институтов, проводимую ими политику и оп­ределяемое ими законодательство.

Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное уп­равление; контроль.

· Стратегическое управление включает:

выработку цели менеджмента;

прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающего­ся под действием существующих факторов;

перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодо­ления отклонения прогнозируемых итогов от поставленной цели.

· Оперативное управление включает деятельность по реализации выше­указанных мер, которая подразделяется на:

организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов;

руководство как распорядительство в условиях созданной структуры.

· Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь), и выступает как исходный пункт нового цикла управления.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий про­цесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.

 

Управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции являются основными компонентами, составляющими содержание управления.

Функции менеджмента – это относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществить определенное воздействие на управляемый объект в целях достижения поставленной цели.

Функции менеджмента имеют специфический характер, особое содержание, могут осуществляться самостоятельно и быть неразрывно связанными.

Функции менеджмента подразделяют на два вида: общие и конк­ретные. Под общими понимают те функции, которые выполняют­ся всеми органами управления независимо от целей и задач. Тако­выми являются планирование, организация, мотивация, координация (или регулирова­ние), контроль.

Конкретные функции отражают специализацию деятельности. Для их выполнения, в частности, органах управления АПК формируются со­ответствующие подразделения. Наиболее распространенные кон­кретные функции — оперативное управление, маркетинг, матери­ально-техническое обеспечение, техническое обслуживание, пра­вовое обслуживание, бухгалтерский учет. Для выполнения общих функций создается аппарат управле­ния, а для выполнения той или иной конкретной функции — структурные подразделения (службы, отделы, секторы). Только в совокупности функции обеспечивают нормальную деятельность и развитие управляемого объекта.

Каждая функция управления как целенаправленный вид деятельности подразделяется на со­ставные части — работы, операции, элементы, которые столь же необходимы, как и сама функция, однако не являются самостоя­тельными. Функцию выполняет определенное число работников, каждый из которых в процессе повседневного труда осуществляет отдельные виды работ. Правильное выделение функций позволяет близкие и сходные по характеру работы объединять в одно звено управления, тем самым упрощается структура и облегчается коор­динация деятельности функциональных подразделений аппарата управления предприятия, объединения.

На основе состава и объема работ по функциям управления оп­ределяют рациональное построение аппарата управления (отде­лов, служб, секторов) и численность работников по каждой функ­ции, разрабатывают документы организационного регламентиро­вания (положения о звеньях, должностные инструкции и т.д.). Функциональное разделение процессов управления, их классифи­кация имеют решающее значение, поскольку определяют цели, задачи и направления деятельности всего аппарата управления.

В литературе встречаются различные виды классификаций функций менеджмента в зависимости от признаков, положенных в их основу. Например, по содержанию управленческого труда раз­личают управление подготовкой производства, управление персоналом, управление снабженческо-сбытовой деятельно­стью и т.д.; по объектам — управление бригадой, отделением, предприятием; по видам деятельности — управление экономичес­кое, организационное, социальное; по однородности работ — уп­равление общее (линейное), специальное и обслуживающее.

Различают также основные (общие) и конкретные (специальные) функ­ции менеджмента. К основным относят планирование, организа­цию, мотивацию, координацию (или регулирование), контроль. Они существуют в каждой управляющей системе и на каждом уровне управления. Конкретные функции обычно связывают с разделением управлен­ческого труда. В сельскохозяйственной организации они вытека­ют из структуры производства, его дифференцированности во вре­мени (подготовка, производство и реализация продукции).

Конкретные функции, в частности, включают:

общее (линейное) руководство;

оперативное управление;

управление технологической и технической подготовкой про­изводства;

трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива;

планово-экономической деятельностью;

бухгалтерским учетом, отчетностью и финансами;

строительством и реконструкцией;

материально-техническим снабжением и реализацией продук­ции;

хозяйственным обслуживанием;

природопользованием и охраной окружающей среды;

охраной труда и техникой безопасности и т. д.

Основные функции присущи любой управляющей системе, свой­ственны как общему, так и специализированному виду управлен­ческой деятельности. В них отражаются целевая направленность и те задачи, которые дол­жно решать управление как часть совокупного общественного труда.

Процесс управления производством начина­ется с постановки целей (планирования) и заканчивается контролем за их выполнением. Только всей совокупностью этих функ­ций реализуется цель, для достижения которой и создается управ­ляющая система.

Планирование — стадия процесса управления, на ко­торой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия. Планированием прокладывается курс, по которому организация будет идти, чтобы достичь цели. По сути, планирование обращено в будущее, в его основе — предвидение. Предвидение в сфере общественного производ­ства — это экономическое прогнозирование. На основе механиз­ма действия рыночных отношений при помощи прогнозирова­ния можно определить линию поведения организации на перс­пективу. При планировании также создается нормативная база для последующего промежуточного контроля. Основным инстру­ментом прогнозирования и планирования в сельскохозяйствен­ных организациях является бизнес-план, составляемый на раз­личные сроки.

Функция «организация» призвана обеспечить реализацию наме­ченных в плане целей путем установления пропорций между эле­ментами трудовой деятельности и порядком их взаимодействия: формирование управляемой и управляющей систем, определение места и роли каждого работника в системе и распределение их по подразделениям и звеньям, организация четкого взаимодействия между ними; разработка документов, регламентирующих деятель­ность аппарата управления, отдельных служб и работников, и вы­полнение всех функций в соответствии с программой.

Мотивация. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения. Для обеспечения успешного выполнения работы и продвижения к намеченным в планах целям ме­неджер должен побуждать людей к эффективной трудовой деятельности. Для этого осуществляется материальное и моральное сти­мулирование, создаются условия для проявления актив­ности работников и их саморазвития.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Основное назначение функции «регулирование» заключается в обеспечении равномерного развития всех элементов производства и управления в соответствии с заданными целями, обозначенны­ми в функции планирования, поскольку под воздействием вне­шних и внутренних факторов в движении элементов системы мо­гут происходить различного рода изменения.

В свою очередь цель координирования найти баланс в работе отдельных служб, руководителей и специалистов организации, подчинение различных, иногда противоречивых интересов главной цели. Следует отметить, что при точно намеченных планах и хорошей организации боль­шая часть работы по координации осуществляется как бы автома­тически.

Контроль состоит в непрерывном наблюдении, анализе и оцен­ке реального хода производственного процесса и сопоставлении данных с установленными в программе, плане нормами и норма­тивами, в выявлении необходимых действий в следующем цикле управления. Системы, формы и методы контроля многообразны и определяются поставленными задачами, характером производ­ственного процесса.

Различают следующие виды контроля.

1. Предварительный контроль. Таковым он называется потому, что осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля явля­ется реализация (не создание, а именно реализация) опре­деленных правил, процедур и линий поведения. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов кон­троль достигается за счет анализа тех деловых и профессио­нальных знаний и навыков, которые необходимы для выпол­нения конкретных задач организации, в области материальных - контроль за качеством сырья, чтобы сделать отличный товар. В области финансовых ресурсов механизмом предва­рительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (налич­ных, безналичных) потребуется организации.

2. Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объект — сотрудники. Данный вид контроля позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того чтобы осуществить текущий контроль, менеджерам необходима обратная связь. Все системы обратной связи имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для достиже­ния этих целей.

3. Заключительный контроль. Цель такого контроля — помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем — в процессе ее выполнения). Хотя заключительный контроль осуществляется слиш­ком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информа­цию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, во-вторых, способст­вует мотивации.

Высокий уровень управления производством достигается тог­да, когда функции четко распределены между конкретными ис­полнителями и выполняются качественно, при тесном взаимодей­ствии менеджеров всех уровней.

Понятие " менеджер " в современном понимании — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномо­чиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фир­мы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что прини­маемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.

Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употреб­ляется применительно:

· к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных под­разделений или программно-целевых групп;

· к руководителю предприятия в целом или его подразделений (уп­равлений, отделений, отделов);

· к руководителю по отношению к подчиненным;

· к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от ме­неджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, спо­собствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических ре­шений относительно нововведений.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в час­тности, следующие:

· наличие общих знаний в области управления предприятием;

· компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

· владение не только навыками администрирования, но и предприни­мательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять иници­ативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее вы­годные сферы применения;

· принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласо­вания с нижестоящими руководителями и работниками и распреде­ление участия каждого в их исполнении;

· наличие практического опыта и знаний в области анализа экономи­ческой ситуации на основных рынках или их сегментах, на кото­рых уже работает или намеревается работать;

· умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

· умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

Искусство менеджера в различных сферах бизнеса включает в себя также:

· способность устанавливать и поддерживать систему от­ношений с равными себе людьми;

· лидерство - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые при­ходят к человеку вместе с властью и ответственностью;

· умение разрешать конфликты, предупреждать их, а если это не удалось, способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, по­рождаемые психологическим стрессом;

· готовность обрабатывать информацию и на этой основе строить систему коммуникаций в организации, получать надеж­ную информацию и эффективно ее оценивать;

· самоанализ — способность объективно оценивать свою позицию лидера, роль в организации; уметь видеть, какое воздействие менеджер способен оказывать на коллектив.

Несмотря на очевидную необходимость соответствия вышеперечисленным требованиям важнейшим условием деятельности менеджера является умение управлять людьми.

Труд менеджера - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятель­ности как отдельных участников совместного трудового про­цесса, так и трудовых коллективов в целом.

Можно выделить следующие специфические особенности управлен­ческого труда:

1) умственный труд менеджера, состоящий из трех видов деятельности:

· организационно-административной и воспитательной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);

· аналитической и конструктивной (восприятие информа­ции и подготовка соответствующих решений);

· информационно-технической (документационные, учеб­ные, вычислительные операции)

2) участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно (косвенно через труд других лиц);

3) предмет труда - информация;

4) средства труда – организационная и вычислительная техника;

5) результат труда – управленческие решения.

Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью организации (высший уровень), ее структурных подразделений (средний уровень) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовой уровень).

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюда­тельным советом), президентом, вице-президентом, правле­нием. Эта группа менеджеров обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику, организации и способствует ее практической реализации.

Менеджеры среднего уровня обеспечи­вают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

Низший уровень представлен руководителями, находящимися непосредственно над рабочими и другими работниками. Это могут быть мастера, бригадиры, и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

Следует отметить, что на всех уровнях управления менеджеры выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается.

 

 

Вопросы, подлежащие рассмотрению:

1. Определение понятия «организация». Ее основные составляющие. Формальные и неформальные организации.

2. Внутренняя среда организации. Основные внутренние переменные.

3. Внешняя среда и ее воздействие на организацию.

4. Критерии и показатели эффективности менеджмента организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.