Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12




Вопросы для повторения.

Рекомендуемая литература.

Основные понятия раздела.

План.

Oacute;КОРЯВКО Г.Е.

ЕГО СТРУКТУРА И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СОЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА.

§1. Проблема сознания в истории человеческой мысли. Основные традиции её решения.

§2. Современная наука о закономерностях возникновения и развития сознания. Биологические и социальные факторы сознания.

§3. Структура современного сознания. Способы деятельности сознания.

 

 

§1. Проблема сознания в истории человеческой мысли.

Основные традиции её решения.

1.1. Актуальность проблемы сознания. Проблема сознания - вопрос о его сущности, условиях и закономерностях возникновения, развития и функционирования - является, вместе с проблемой бытия, основной темой любой философии - от Платона и Аристотеля до современной, - экзистенциальной, позитивистской, неотомистской, марксистской и т.п.. Решение этой проблемы создаёт мировоззренческое, метафизическое основание - своеобразную смысловую конструкцию, на основе которой формируются представления о человеке, его возможностях и назначениях. Сама проблема бытия, т.е. возможностей присутствия мира и в мире и осуществления этого присутствия - это, одновременно, и проблема осознания присутствия, понимания того, как это присутствие осуществляется. «Быть» и «осознавать» настолько нерасторжимы, что нередко возникает убеждение (думается, что оно иллюзорное) в подчинении, поглощении одного другим - бытием сознания или сознанием бытия.

Основной постулат материализма, наиболее полно выраженный в марксизме (см «Диалектику природы» Ф. Энгельса, «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленина): существует только бытие, сознание есть свойство высокоорганизованной материи, т.е. сознание отождествляется с бытием, является функцией материальной системы. Как писал Ф. Энгельс: «Все идеи извлечены из опыта, они отражение действительности, верные или искажённые» [165]. Постулат же идеализма: всё существующее возможно лишь как акт осознания, т.е. бытие отождествляется с сознанием (см. работы Дж. Беркли, Д. Юма). Или, как пишет современный русский писатель Виктор Пелевин: «...для её существования нужен был тот, в чьём сознании она могла бы возникнуть. А ему точно так же негде было существовать, потому что любое «где» могло появиться только в сознании, для которого просто не было иного места, чем созданное им самим... Но где оно было до того, как создало для себя это место? Само в себе? Но где?» [166].

Попытки отождествления реальности сознания и реальности бытия могут приобрести опасный для развития общества и индивида характер. Примером этого может быть марксистская установка на то, что сознание есть порождение бытия, продуцирующая стремление перестраивать (ломая и ликвидируя) существующее бытие, подменяя его иллюзией совершенного бытия, на чём, собственно, держится любая утопия, начиная с её платоновского варианта(см.: Платон «Государство»), где, как и в позднейших утопиях, предсказаны (сознанием, умом) все социально-правовые отклики на все людские поступки. Конечно, идеи (а они всегда в той или иной мере являются именно идеями совершенства) - не ошибки и не злонамеренные козни исследователя (Платона, Маркса и других), но реальность человеческого сознания. Понимая это, надо иметь в виду следующее.

Во-первых, реальность сознания не есть реальность бытия; это реальность иной природы. Следует понимать различия этих реальностей.

Во-вторых, элементы реальности сознания при определённых условиях (в процессе взаимодействия реальности бытия и реальности сознания) могут стать (и становятся) элементами реальности бытия (равно как и наоборот). Необходимо учиться понимать условия этого превращения, чтобы не деформировать насильственными акциями ни реальности Бытия, ни реальности Сознания. Такие деформации совершались в истории, когда задуманное идеально, возвышенно, - грубело и гибло в овеществлении. Так Греция стала Римом, русское просвещение - революцией, марксистская идея совершенного общества породила тоталитарное подавление личностного и, тем самым, - сознательного начала.

 

1.2. Значение термина «сознание». Его синонимы. Термин «сознание» и однопорядковые ему синонимы - «духовное», «идеальное» - помимо философии используются в психологии, истории, теологии, социологии, культурологии. В правоведении речь идёт о правовом сознании, в искусстве - о художественном и т.д.. В философии сознание означает высший вид психической деятельности, имеющий как отражательный, так и прогностический, творческий характер, то есть. сознание - это образование, обладающее способностью как предвидеть ход существующих событий, так и творить новые его фрагменты (а возможно и весь событийный процесс, если речь идёт об Абсолютном или Божественном сознании).

Начало проблемы сознания (идеального, духовного) - это и начало философии, которая возникает тогда и там, где и когда дух начинает соотносить себя с иным, нежели он сам, начинает вопрошать себя о собственной природе, о своём предназначении, месте и роли в мире. В этом вопрошании (самосознании, рефлексии) рождается осмысление (понимание) - важнейший акт сознания. Такое вопрошание для европейского мира сформировала (и сформулировала) древнегреческая философия. Примером этого является введение Гераклитом термина «логос», под которым понимается и сущность мира и мысль о нём. Наиболее полно проблема сознания сформулирована в платоновской философии.

Платон, вслед за Сократом, отошёл от изучения внешнего природного мира и обратился к изучению разумности, сознательности, - идеальной стороны существования. Он ввёл термин идея (эйдос; см диалог «Гиппий больший»), которую нельзя понимать физически, а только как «смысл», «сущность», организующий принцип любого существования: у любого множества «есть определенная идея», которая и делает всё существующее тем, чем оно является. Отсюда и навсегда входит в философию понятие «идеальное» (сознание, дух) - образование, лишенное телесности, но имеющее возможность быть в телесности воплощённым. С этого момента само «человеческое» определяется степенью приобщённости к «сознательности»; акт сознания (осознания), собственно, и составляет грань, отделяющую человеческое от иного - чисто материального - бытия.

 

1.3. Традиции решения проблемы сознания в философии. С того момента, когда был поставлен вопрос о природе сознания возникают в его решении две основные традиции - материалистическая и идеалистическая, хотя временами в истории философии делались попытки преодолеть их различия, предпринимаемые дуализмом инекоторыми другими философскими течениями и школами(например, пантеизмом, гилозоизмом).

Обращаясь к указанным традициям философского понимания сознания, следует иметь в виду, что любая задача решаемая при этом любой философией - это не задача найти ответ на вопрос «что такое сознание?» (на этот вопрос пытаются дать ответ психология, исследующая память, эмоции, логика, исследующая структуру разумной деятельности, социология и антропология, выясняющие социально-исторические условия формирования и развития составных сознания); философия решает вопрос - в каком контексте возможно существование сознания?, в каком контексте возможно говорение о сознании и ответы на вопрос о его природе?.

1.4. Материализм и идеализм о сознании. Материализм, начиная с древних его форм (Демокрит, Эпикур), особенно материализм Нового времени (Локк, Ламетри и др.) и его марксистский вариант, рассматривает сознание в контексте единого материального природного мира, принимая сознание в качестве свойства, функции особым образом организованной материи - человека, с его сложной нервной системой, высокоразвитым головным мозгом, специфическим - общественным - способом бытия. Французский материалист, Ж.О. Ламетри, пишет: «Благодаря определённым законам движения образовались глаза, которые видят, уши, которые слышат, нервы, которые чувствуют... Как, будучи слепой, природа создала глаза, которые видят, так, не обладая мыслью, она создала мыслящую машину» [167]. Он же считает, что «наши идеи, или восприятия не что иное, как телесные модификации» [168]. Или, как утверждает К. Маркс: «Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди» [169]. То есть, формы общественного бытия создают и развивают формы сознательного отношения с бытием.

Достоинство материализма в трактовке сознания состоит в близости его позиций современным (на каждом историческом этапе) естественнонаучным представлениям о факторах, формирующим сознание, о закономерностях возникновения и развития материальной основы сознания (развития нервной системы и его высшего звена - головного мозга, органов чувств, трудовой деятельности, форм и способов общения и т.п.) Материализм достаточно плодотворно ассимилирует данные наук - физиологии, психологии, антропологии, социологии о телесной организации тех функций, в которых совершаются процессы сознания. Но материалистическая трактовка сознания обладает одним существенным недостатком. Она, как правило, обходит, умалчивает вопрос об активной природе сознания, - проблему механизмов его творческой активности или даёт на этот вопрос упрощённые, вызывающие сомнения ответы.

Вторая традиция в трактовке сознания объединяет все разновидности идеализма (Платон, Беркли, Гегель и др.). Здесь сознание (дух) само полагается тем контекстом, в котором только и возможно существование всех явлений мира - природы, человека, истории. Наиболее открыто и полно это положение сформулировал Джордж Беркли в «Трактате о принципах человеческого сознания »: «...нет иной субстанции, кроме духа или того, что воспринимает...» [170], а идеалист объективный, Гегель, заметил, что «жизнь, как таковая, есть для духа... средство» [171].

Весь мир и каждое его событие есть результат деятельности сознания, духовного - такова позиция идеализма. Может быть наиболее образно выразил это воззрение писатель 19 века М. Метерлинк: «Не будет, думается мне, слишком смелым утверждать, что нет существ более или менее разумных, но есть общий, рассеянный разум, - нечто в роде всемирного тока, проникающий различно, в зависимости от того, хорошие они или плохие проводники разума - встречающиеся ему организмы. Человек является до сих пор на земле тем видом жизни, который оказывает наименьшее сопротивление этому току, который религия называет божественным. Наши нервы, - это те провода, по которым расходится это более тонкое электричество. Кровообращение нашего мозга, в некотором роде - индуктивная катушка, где увеличивается сила тока, но ток этот не обладает другой природой, не исходит из другого источника, чем тот, что проходит в камне, в звезде, в цветке или животном» [172].

Как и материализм, идеализм имеет свои преимущества, равно как и недостатки. К первым относится внимание, которое идеалисты уделяют активной, творческой природе сознания. В принципе, большинство форм активности, таких как формы мышления, памяти, страсти и т. п. находят свое первичное выражение в идеалистических учениях, которые прослеживают проявления смирения, любви, отчаяния, гордыни, т.е. тех форм, в которых выражается «жизнь духа». Недостатком идеалистических трактовой сознания является отказ от решения вопроса о его возникновении. Для идеализма сознание - постоянная составная бытия. Это приводит нередко к разрыву идеалистических учений с естественнонаучными представлениями о сознании (наука по своей природе выявляет причины возникновения, формирования сознания).

Обосновывая диаметрально противоположные представления о сознании, материализм и идеализм не изолированы, но как бы дополняют друг от друга, рассматривая сознание с разных сторон - материализм со стороны телесных оснований и физиологических воплощений процессов осознания мира и его понимания, реализации сознания в многообразных формах индивидуальной и общественной практической (материальной) деятельности, идеализм же со стороны активного, прогностического, творческого влияния сознания на человеческую (и всю мировую) жизнедеятельность. В силу этой дополнительности, результаты, добытые одним философским направлением, используются и по-своему развиваются другим. Примером этого является марксистское (материалистическое) заимствование учения Г.В.Ф. Гегеля об общественных, о превращённых формах сознания, об отчуждении сознания в процессе его развития. Не случайно В.И. Ленин замечал в «Философских тетрадях», что «умный идеализм» точнее и полезней «глупого материализма».

В истории философских учений о сознании предпринимались попытки если не примирить, то уровнять позиции материализма и идеализма, принадлежащие дуализму (Д. Юм) и так называемому «психофизическому параллелизму». Здесь психические (в том числе и сознательные) и физические (физиологические, телесные) процессы рассматриваются как независимые, параллельные, - они не находятся в отношении первичности - вторичности (причины - следствия, условия - обусловленного), но существуют как синхронно происходящие, сопутствующие друг другу, способные испытывать влияние друг друга.

 

§2. Современная наука о закономерностях возникновения и развития сознания. Биологические и социальные факторы сознания.

2.1. Понятия антропогенеза и социогенеза. Современная наука в качестве ведущего принципа в учении о сознании принимает принцип развития - сознание есть результат развития. Принцип этот находит свою конкретизацию в антропологии - учении о человеке и всех его свойствах как результате естественного (природного) развития (этот процесс развития получил название антропогенеза) и в социальных науках (истории, психологии, культурологии, социологии и др.), сформировавших совокупность теорий социогенеза, которые исследуют человека и его сознание как результат развития общественных форм жизнедеятельности. В ХХ-ом веке сформировались промежуточные дисциплины - социопсихология, социобиология и аналогичные им, имеющие своей целью осуществить синтез естественных и общественных наук на основе исследования эволюционно-биологических предпосылок поведения человека (см., например, Уилсон Э.О. Социобиология: новый синтез. 1975 г.).

2.2. Биологические факторы сознания. Эволюционный принцип исследования человека, особенно укоренившийся в науке с момента создания Ч. Дарвином теории эволюции биологических видов, предполагает, что сознание человека является результатом естественного развития приматов (т. е. под влиянием факторов окружающей среды), приведшего на определённом своём этапе к возникновению предка современного человека.

Сознание возникает в результате развития органов отражения - нервной системы как органа переработки полученной информации о мире (появление и развитие головного мозга и его коры) и развития связанных с этой системой органов чувств - аппарата получения данных о мире. Сознанию, как высшей форме отражения, предшествуют низшие формы отражения, существующие на всех уровнях материального природного мира: на уровне физических объектов это зеркальное отражение, отпечатки одних предметов и явлений в других (солнечные лучи отражаются камнем ускорением движения атомов, расширением объёма камня и т.п.), на уровне химических соединений отражение находит своё воплощение в разнообразных формах реакций, результатом которых является формирование новых соединений, обладающих новыми свойствами. В неорганическом мире отражение имеет пассивный характер, т.е. оно не используется отражающим в каких-либо целях. Активное отражение возникает с возникновением простейших биологических систем, которые используют внешние воздействия для приспособления к среде обитания, удаляясь от вредных и приближаясь к полезным воздействиям. Итак, отражение - это всеобщее свойство природного мира, заключающееся в способности природных образований отвечать своими изменениями на воздействия среды.

Эволюция живого (прежде всего, животного) мира связана, в первую очередь, с усложнением аппарата и форм отражения. Этим аппаратом, как уже говорилось, является нервная система, приобретающая в эволюции всё более сложный и дифференцированный характер, каждый отдел которой специализируется на выполнении определенных функций (получение информации, ее переработка, ответные реакции и т.п.), причём, развиваются и отделы, координирующие деятельность специализированных частей и синтезирующие их опыт. Развитие координирующей и синтезирующей деятельности приводит к образованию головного мозга, его двух полушарий и коры головного мозга. Этой эволюции аппарата отражения соответствует развитие и форм отражения: раздражимость - на уровне простейших биологических систем (амеба отползает от вредных воздействий и приближается к полезным, подсолнух поворачивается навстречу солнцу); психическое отражение - на уровне систем, обладающих дифференцированной нервной системой в форме ощущения и восприятия. Спецификой психического отражения является то, что оно происходит не в виде субстратных изменений на воздействие отражаемого, что характерно для раздражимости, а в форме психическогообраза отражаемого. Высшая форма психического отражения, человеческое сознание, формируется под воздействием качественно новых, нежели биологические, причин - под воздействием социальных факторов. Решающую роль в формировании сознании сыгралитакие социальные факторы, как трудовая деятельность, общение и язык.

2.3. Социальные факторы возникновения и развития сознания. Труд, общение и язык составили ту новую структуру и новую среду существования, которая создала (задала) новую - сознательную - форму отражения. В чем особенности этих факторов, порождающих сознание?

Труд - это вид отношения с миром, основанный на прогностическом видении мира и его отдельных составных (событий, предметов и т.п.), поскольку труд всегда предполагает изготовление орудия труда, то есть такое действие, результат которого не используется непосредственно в момент его осуществления, а предусматривает цепочку опосредующих друг друга действий, приводящих к полезному результату, удовлетворяющему те или другие потребности - в пище, одежде и прочее. Орудие труда как бы несет в себе некое предвидение возможности удовлетворение потребности путем сочетания ряда акта действий. Возникает новая временная структура в отношении человека с миром, в которой потребность и её удовлетворение разделены значительным периодом, заполненным человеческими действиями (по производству орудий труда). Время человеческого существования становится временем его действия. Соответственно, отражение мира начинает включать в себя это новое время и его новую структуру - возникает осознанное целеполагание, осознанное предвидение. Возникает мир идеального, обладающий способностью не только отражать существующее, но и конструировать из элементов отраженного новую - мыслительную, духовную реальность. Эта реальность идеальна, поскольку состоит не из телесных предметов и природных процессов, а из их прототипов - идей (эйдосов). Человек оказывается существом двух реальностей - материальной, телесной и идеальной, духовной.Это одна особенность труда в формировании сознания. Другая же заключается в том, что труд создаёт новое наполнение отражения, - его новое содержание. Суть этой особенности в том, что процесс труда связан с открытием новых - непосредственно не наблюдаемых - сторон бытия - скрытые свойства, связи открываются именно в труде, когда расщепляется камень, обрабатывается кусок дерева. Возникает приток новой и многообразной информации, которая требует новых форм её воплощения, развития, сохранения, наследования. Таким формами становятся опосредованные и обобщенные формы отражения: понятия, суждения и умозаключения, образ, оценка и т.д. Они надстраиваются над чувственными формами отражения мира - ощущениями, восприятиями, представлениями, как бы дополняя их, включая их содержание в своё.

Одновременно процесс труда создает новые отношения между его носителями - общение как форму совместного использования полученного опыта. Общение - это пространственная структура совместной жизнедеятельности, образуемая функционированием информации, полученной и используемой в труде. Само пространство существования приобретает не субстратный, а функциональный характер, - индивиды совместны, когда их действия являются элементами единой жизнедеятельности, результат которой удовлетворяет потребности каждого. То есть, и результат деятельности здесь приобретает обобщенный характер - он объединяет всех.

Обобщенные формы отражения и обобщенный характер деятельности требует своих средств воплощения. Такие средства формируются в виде речевой деятельности - языка, в устной и письменной формах. Язык как бы закрепляет новое (обобщенное) пространство новой (сознательной) формы человеческого существования. В этом смысле сознание всегда общечеловеческое явление - сознание обобщает, универсализует существование. Единичный опыт приобретает значение, лишь становясь составной опыта общего, реализуясь в совместной деятельности и воплощаясь в языке. Все существующие языки делят на естественные и искусственные. Первые возникают в процессе развития человеческих сообществ (русский, английский, греческий и т.д.), вторые создаются для решения определенных задач (язык науки, логики, жаргон, эсперанто и т.д.).

 

§3. Структура современного сознания.

Способы деятельности сознания.

Усложнение и дифференциация трудовой деятельности, общения, соответственно, и языка приводит к развитию сознания. Современное сознание (ведущее свое начало примерно с 800 г. до новой эры) - это сложная система идеальной деятельности, обладающая своими уровнями, формами и способами деятельности.

 

3.1. Индивидуальное и общественное сознание. Уровнями принято считать индивидуальное и общественное сознание, различающиеся носителями (субъектами), механизмами формирования и регулирования. При этом, надо иметь в виду, что в индивидуальном сознании выделяют ещё уровни сознательного и бессознательного. Первое - индивидуальное сознание принадлежит отдельному человеку, несет в себе его субъективный опыт, выражает личный интерес. Второе - общественное принадлежит тому или другому человеческому сообществу (национальному или профессиональному - «на­циональное сознание», «профессиональное сознание») или всему человечеству (говорят о общечеловеческом духе как некоторой целостности), выражает опыт и интерес сообщества.

Индивидуальное и общественное сознание не существуют изолированно; они представляют как бы две стороны единого процесса духовной деятельности, в котором опыт индивида (новое содержание сознания, новые его способы деятельности и прочее) со временем приобретает значение для сообщества, становится «общепринятым», что происходит путем выработки общественных форм существования, развития и использования этого опыта. С другой стороны, общественное сознание (его содержание, формы, способы) - это тот его уровень, который оказывает решающее влияние на формирование индивидуального сознания и формы, способы деятельности которого только и способны воплощать результаты деятельности индивидуального сознания. Чрезвычайно велико значение общественного сознания в формировании бессознательного уровня индивидуального сознания: как правило, бессознательным становится не только вытесненные биологические инстинкты, но и вытесненные (последующими культурными формами) коллективные, т.е. протообщественные формы жизнедеятельности, в том числе и сознательной деятельности (см. работы Э. Фромма).

Анализ индивидуального сознания - это предмет психологической науки. Мы же обратим внимание на общественные формы и способы существования, развития и реализации сознания, те формы в которых существует и осуществляется и индивидуальное сознание.

 

3.2.Формы и способы сознательной деятельности. Сознание как идеальная деятельность имеет свою специфическую организацию - структуру, характеризующую процесс получения опыта (отражения), его переработку и использование. Имея в виду, что ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения являются формами, в которых осуществляется индивидуальное сознание, обратимся к тем формам и способам деятельности, которые характерны для совместноё - общественной деятельности сознания.

Структура современного сознания выражается в формах его организации. Выделяют следующие основные формы организации сознания:

n мифологическая,

n религиозная,

n философская,

n нравственная (моральная),

n художественная (искусство),

n научная,

n правовая,

n политическая.

Формы различаются предметом, на который направлена деятельность сознания, способом деятельности (это система связи сознания с его предметом)и результатами деятельностисознания, выражаемыми в разных видах человеческого опыта.

Соответственно указанным формам организации сознания, выделяют:

Форма Предмет Способ деятельности Результат
Мифологическая (мировоззренческая) Отношения человека (универсаль­ного) и мира в целом. Фетиш и магия Традиционный опыт, выраженный в мифе (пре­даниях, сказаниях)
Религиозная (мировоззренче­ская) Отношения человека (универсаль­ного) и мира в целом. Вера Религиозные убеждения
Философская (мировоззренче­ская) Отношения человека (универсаль­ного) и мира в целом. Рефлексия (самосознание) Философские системы мира
Нравственная Отношения между индивидами Оценка Нравственные нормы
Художественная Отношения между индивидом и миром в целом Художественный образ Произведение искусства
Научная Отношения между индивидом и природным миром Рациональность Знания и их системы (концепции, теории)
(Возможно выделение разновидности научной формы - Экологического сознания, предметом которой является отношение между сообществом и природным миром, способ деятельности и результат соответствуют рациональности и знанию)
Политическая Отношения между сообществами Идеология Политические убеждения и их системы
Правовая Отношения между индивидом и сообществом Законоустановление Законы и их системы

 

Каждая из общественных форм организации деятельности сознания обладает своей спецификой, выраженной в том, какие виды человеческих отношений она регулирует. В этом смысле сознание всегда является отношением человека к миру (с миром), и ничем иным быть не может.

Способы регуляции развиваются вместе с развитием и расширением тех сфер, которые включаются в пространство человеческой жизнедеятельности. Наряду с мировоззренческими формами и способами сознательной деятельности - мифологической (фетиш, магия), религиозной (вера), философской (рефлексия), регулирующими универсальные, всеобщие отношения, исторически возникают и развиваются специализированные формы сознательной регуляции, привязанные к наиболее важным типам человеческой жизнедеятельности - наука посредством рациональности регулирует отношения человека с миром естественных предметов и процессов (в природе и в обществе), мораль посредством оценки регулирует меж индивидуальные отношения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и в этом плане нравственные отношения являются фундаментом любых других в - в экономике, в политике, в семейных отношениях и т.п. При этом необходимо иметь в виду, что будучи основой других отношений, нравственные отношения не подменяют и не замещают их. Политика должна быть нравственной, но нравственные нормы ни в каких условиях не могут регулировать отношения между сообществами (политика). Другое дело, что возможна политика, опирающаяся на нравственные нормы регулируемых сообществ, или политика, игнорирующая такие нормы одного или всех сообществ, подавляющая их. В последнем случае возникает деформация и целостной структуры сознания и его отдельных составных. Политика регулирует отношения между сообществами - национальными, государственными, политическими, преследующими различные идеологические цели (что находит свое выражение в партийных установках и устремлениях), религиозными конфессиями (между собой, между ними и государством) и т.п.. В свою очередь, право - это регулятор отношения индивида с тем или любым сообществом, регулируемое законом, уставом (общественные организации). Понятно, что право и политика тесно связаны и взаимодействуют между собой. Но подчинение политике правовых норм (законов) неминуемо ведет к ликвидации и права, и самой политики, поскольку возникает некая тотальность единовластия, единоначалия, где идеология и закон становятся не способом регуляции отношений между сообществами, между индивидом и сообществом, а средствами подавления многообразия задач и целей политической и правовой жизни общества и индивидов - средствами манипулирования самим сознанием и, соответственно, средствами разрушения целостной структуры сознания.

Особое место в формах организации и способах сознательной деятельности принадлежит художественному сознанию. Художественный образ, как способ художественного сознания, синтезирует в себе возможности индивидуально-чувственного (ощущения, восприятия и представления) и рационального (понятия, суждения, умозаключения) познания, оценку, самооценку и веру, выражая в индивидуальной форме (единичное произведение, созданное конкретной личностью) целостное миропонимание и мироощущение. В этом плане художественное сознание близко всем другим формам организации сознательной деятельности - философии (оно рефлектирует), науке (оно даёт знания о мире и его составных), религии (оно верует, надеется и любит), морали (оно оценивает), праву (оно утверждает законы), политике (оно убеждает). Но снова повторим, художественное сознание не подменяет никакой другой формы организации сознания, - оно создает некий чувственно-рациональный образ, синтезирующий в себе полноту индивидуального бытия человека в его отношении с миром.

 

3.3. Заключение. Таким образом мы приходим в мысли о целостной структуре современного сознания, в которой каждая его форма, способ и результаты деятельности занимают вполне определённое место и играют определённую роль. Попытки изъять, ликвидировать, разрушить ту или другую исторически сложившуюся часть сознания не просто обедняют сознание, но деформируют его в целом. Этому есть исторические примеры: попытка ликвидировать религиозное сознание, предпринятая в социалистической России, привела к значительной деформации морали в обществе, ликвидация правового сознания (как якобы «пережитка» буржуазного общества) и сознания политического (многообразия политических партий и движений - объекта политического регулирования) по сути уничтожила возможность осознанного восприятия и прогнозирования развития общества, что стало одной из существенных причин современного кризиса России. Общество было лишено важнейших регуляторов своей жизни - сознательных по их природе и осуществлению. В результате возник неосознаваемый и потому не регулируемый хаос, приведший и к распаду страны, и к господству насилия в политике, экономике и в прочих сферах жизни. Лишь воссоздавая необходимые структуры духа, его способы и наполнив их содержанием, соответствующим общественным обстоятельствам и потребностям, можно рассчитывать на успехи в прогнозировании экономической и любой другой деятельности.

 

 

Вера -способдеятельности религиозного сознания, основанный на принятии сверхъестественных причин бытия, создающий смыслосозидающую - трансцендирующую структуру духа.

Идеальное ( от древнегреч. «эйдос» - образ) - характеристика сознания как нематериального образования.

Идеология - способ деятельности политического сознания, который посредством выявления интересов сообщества и формирования убеждений, соответствующих данным интересам, осуществляет регуляцию отношений между сообществами (государствами, нациями, объединениями).

Искусство - процесс развития художественного сознания, реализуемый посредством создания художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном, театральном искусстве, в киноискусстве и т.д.).

Магия - способ деятельности мифологического сознания, основанный на ритуальной деятельности, воспроизводящей ритмику и организацию действительности, посредством чего достигается сохранение и фиксирование необходимого практике опыта.

Ментальность - (от лат. mens - мышление, душевный склад) - совокупность готовностей, установок, предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом. Наследуется от прошлых поколений без ясного осознания этого. Обладает большей консервативностью (традиционностью), нежели практика.

Мораль ( нравственность) - форма деятельности сознания, регулирующая отношения между индивидами на основе оценки.

Наука - форма деятельности сознания, основанная на рациональном доказательстве достоверности своих результатов - знаний.

Образ - способ деятельности художественного сознания, характерной особенностью которого является единство чувственных и рациональных форм воспроизводства действительности, в соответствии с чем образ синтезирует индивидуальное восприятие и универсальное содержание воспринятого.

Оценка - способ деятельности нравственного сознания (морали), основанный на принятии или отторжении позиций отдельных индивидов в их взаимодействии между собой, что осуществляется посредством бинарных понятий - «хорошо - плохо», «добро - зло» и т.п. Оценка реализуется через нравственные принципы, нравственные законы (например, «категорический императив» И. Канта).

Психическое - характеристика высшей формы отражательной деятельности, присущей высшим животным и человеку, особенностью которых является двойственный характер отражения - в виде материальных (физиологических) и сопровождающих их нематериальных (символических, в форме ощущений, восприятий, представлений, оценок, образов, знаний и т.п.) процессов. Последние и являются психическим.

Политика -форма деятельности сознания, регулирующая отношения между сообществами посредством вырабатываемой каждым сообществом собственной идеологии (определения места и роли сообщества в общей жизнедеятельности общества).

Право - форма деятельности сознания, регулирующая отношения между индивидом и сообществом (государством, общественными, политическими объединениями) посредством законоустановления (свод законов, уставов, кодексов и т.п.), вырабатывающего фиксированные права и обязанности сообщества по отношению к индивиду и индивида по отношению к сообществу.

Рациональность (от лат - ratio, следует отличать от рационализма) - способ деятельности научного сознания (познания в целом), основанный на различных средствах (логических и практических) получения доказательного знания.

Рефлексия - (самосознание) - способ деятельности философского сознания, рассчитанный на теоретическое осмысление и понимание оснований и всеобщих закономерностей сознания и бытия.

Самосознание - см. рефлексия.

Сознание - идеальная, духовная (нематериальная) деятельность, обладающая символической природой, отражающая существующую реальность и творящая новые её составные и состояния.

Традиция - совокупность установок сообщества (профессионального, нации, государства, человечества), определяющих основные нормы практической и духовной жизнедеятельности - национальные традиции, народные, традиции научной школы, культурные традиции и т.п. Традиция - это кодирующая система, социокод, посредством которой от поколения к поколению передается наиболее важный опыт.

 

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. –М.: 1998.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: 1998.

3. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 1997

4. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988.

5. Жуков А.П. Три уровня идеального. // Философские науки, 1990. №10.

6. Корявко Г.Е. Философское сознание как рефлексия. // Вестник Моск. ун-та. Сер. Философия, 1992, №3.

7. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. // Вопросы философии, 1990, №10.

8. Филатов Т.В. Введение в технологию философствования. - Самара,1999, с.133-212.

9. Шрейдер Ю.А. В поисках сознания. // Знание-сила, 1988, №11.

 

1. Каковы основные традиции понимания сознания, существующие в философии? Охарактеризуйте их, назовите представителей.

2. Что понимается под «идеальным характером» сознания?

3. Охарактеризуйте биологические предпосылки возникновения сознания.

4. Дайте характеристику социальным факторам, определяющим возникновение и развитие сознания.

5. В чём различия между общественным и индивидуальным сознанием? В чём их единство?

6. Охарактеризуйте структуру современного сознания. Проиллюстрируйте эту структуру на примерах.

7. Поясните различия, присущие формам деятельности сознания (различия между философией и наукой и правом и политикой и религией и т.д.), и различия, присущие способам деятельности сознания (рациональность, вера, магия, рефлексия, образ и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.