КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие ноосферы
ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ПРИРОДОЙ ЛИТЕРАТУРА Акимова Т-А., Хаскин В.В. Экология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. Барабан В-А., Димант И.Н. Социально-биологические и экологические проблемы человека. Ташкент: Медицина, 1989. Вайцзеккер Э. фон, Полине А, Фактор 4: в два раза больше богатства из половины ресурсов: Новый доклад Римскому клубу // Вопросы философии. 1997. №11. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.: Наука, 1987. Кульберг АЛ. Экологический кризис: стратегия выживания. М.: Русская энциклопедия, 1994. Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск: Наука, 1986. Марчук Г.И., Кондратьев КЛ Приоритеты глобальной экологии. М.- Наука.1992. Медведев Ж. Болезни цивилизации и старение нации // ЭКО. 1999. №11. Пестель Э. За пределами роста. М.: Прогресс, 1985. Яеччеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. ТинбергенЯ. Пересмотр международного порядка. М.: Прогресс, 1980. Фаюстов АЛ. Экологический императив: надежды и свершения // ЭКИП. 2001.№2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. Хотунцев ЮЛ. Экология и экологическая безопасность. М.: Академия, 2002. Хохлова ГЛ. Глобальные проблемы человечества: По докладам Римского клуба //Вестник МГУ. Сер. Экономика. 1996. № 2.
Человек издавна оказывал определенное влияние на окружающую среду, занимаясь охотой, ранним животноводством, земледелием, строительством городов и ирригационных сооружений. Однако на протяжении долгого времени возможности человека были ограничены, и в целом он незначительно изменял природные ландшафты. С возрастанием же численности человечества усилилось и его влияние на природу. Начиная со времен «приручения» огня и кончая XX в. постоянно нарастало техническое могущество человечества. Масштаб его воздействия на природу стал действительно планетарным, а по количественному эффекту воздействия деятельность человека превосходила многие естественные процессы и приводить к тяжелым экологическим последствиям. Поэтому рано или поздно должна была появиться концепция ноосферы как реакция интеллектуалов на радикальные изменения во взаимоотношениях человека и природы. Следует отметить, что у В.И. Вернадского были достаточно авторитетные предшественники, на труды которых он опирался. Младшие современники Ч. Дарвина - Д. Дана (1813-1895 гг.) и Д. Ле Конт (1823-1901 гг.), два крупнейших североамериканских геолога, сделали еще до 1859 г. эмпирические обобщения, которые показывают, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление было названо Дана «цефализацией», а Ле Контом «психозойской эрой». Позднее, когда Дана стал эволюционистом, разница между понятиями исчезла. Д. Дана указывал, что на протяжении геологического времени, т.е. двух миллиардов лет, наблюдается скачкообразное усовершенствование и рост центральной нервной системы, начиная от ракообразных и моллюсков и кончая человеком. Это явление и названо им цефализацией. «Раз достигнутый уровень мозга в достигнутой эволюции не идет уже вспять, только вперед». Опираясь на разработки Д. Дана, Д. ле Конта, А.П. Павлова, В.И. Вернадский разработал учение о ноосфере. Под ноосферой понимается качественно новое состояние биосферы - сферы взаимодействия природы и общества, в котором разумная деятельность людей становится главным, определяющим фактором развития. Название ноосферы происходит от греческого «ноос» - разум и обозначает, таким образом, сферу разума. Находясь под впечатлением от лекций В.И. Вернадского, прочитанных в Сорбонне, французский ученый-математик Э. Леруа в 1927 г. ввел понятие «ноосфера», подразумевая под ним современную геологическую стадию биосферы. Он пришел к такому представлению вместе с геологом, палеонтологом и религиозным философом П. Тейяром де Шарденом, который в дальнейшем собственные представления о ноосфере изложил в книге «Феномен человека». В этой работе автор определил ноосферу как «новый покров», «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается над миром растений и животных - вне биосферы и над ней. Ноосфера - это новый сверхиндивидуальный феномен, охватывающий все человечество, а не просто сумма индивидуальных рефлектирующих сознаний людей. Поэтому ноосфера как целое больше, чем простая сумма образующих его элементов. Как католический богослов, Тейяр де Шарден развивает учение о ноосфере через призму христианского мировоззрения и дает его религиозно-мистическую интерпретацию. Становление ноосферы совпадает с процессом гоминизации - развитием самого человека и собственно человеческого мира. Гоминизация проявляется в одухотворении естественного мира и возникновении искусственных - моральных, юридических и др. - реальностей, которые являются одновременно и структурными законами ноосферы. Но ноосфера не есть сама преобразованная действительность. Последняя - только материальная матрица, форма воплощения духа. Обращаясь к материалам всемирной истории, Тейяр де Шарден считал, что неолитическая мозаика очагов цивилизации (предзнаменование и прелюдия высшего и нового состояния ноосферы) постепенно эволюционирует к самой передовой форме - западной. Поэтому французский ученый связывает дальнейший прогресс ноогенеза с тенденциями развития именно этого типа цивилизации. Благодаря все более тесному взаимодействию и взаимопроникновению народов углубляется биологический и социальный синтез человечества. Проявление взрывного условия ноогенеза - эпоха Возрождения, появление промышленной цивилизации (конец XVIII в.), рост влияния человека на физический мир. Интересна оценка послевоенного состояния западного общества. Оно чревато «угрозой забастовки в ноосфере», поскольку противоречит внутренним законам ее развития. Основная угроза прогрессу человечества видится Тейяру де Шардену в конфронтации социальных сил, существующей дивергенции народов, государств, цивилизаций, коллективов и отдельных людей. Отсюда пессимизм автора и обращение к вере как средству, способному дать людям стимул, двигать вперед ноогенез к высшему совершенству - слиянию человеческого духа с божественным существованием. Типичный ход мысли для теолога. В теории же самого В.И. Вернадского ноосфера рассматривается как высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человеческого общества, которая, познавая законы природы и развивая технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход всех процессов в биосфере, радикально изменяя ее своей трудовой деятельностью. Появление человека на Земле предопределило неизбежность возникновения нового состояния биосферы -переход ее в ноосферу, оболочку разума, охваченную социальной целенаправленной деятельностью человека. Периоду сознательной деятельности человека предшествовал длительный период его дикого, полудикого и в целом стихийного существования. В пределах биосферы возникла сфера сначала очень примитивной, первобытной деятельности человеческого общества, которая была названа антропосферой. Изобретение огня, усовершенствование орудий труда и, возможно, социальной организации позволило человеку расселиться по всей поверхности суши. Овладев огнем, человек стал относительно независимым от климата и заселил все континенты, за исключением Антарктиды. Зародившись в Центральной Африке, о чем свидетельствуют уникальные палеонтологические находки и достижения молекулярной генетики, человеческие поселения распространились в Европе, Азии, Австралии, а позднее достигли Северной и Южной Америки. В ходе развития средств производства антропосфера постепенно переходит в ноосферу - сферу сознательной деятельности. Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления, В.И. Вернадский пришел к следующим выводам: - «Человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей». - «Человечество своей жизнью стало единым целым. Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно». - «Мощь человека связана не с его материей (объем людской массы), но с его мозгом. В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление». - «Перед мыслью, трудами человечества становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая того, приближаемся, и есть ноосфера». - «Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории — состояние наших дней». - «Несмотря на большие социальные изменения - основное связано с ростом точного знания. Это до сих пор не учитывается (1938 г.)... История научного знания есть природный процесс - процесс создания новой геологической силы, превращающей биосферу в ноосферу». - «Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет. Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс». - «Сознание, мысль человека есть функции биосферы и проявление эволюционного процесса, т.е. планетное явление, неотделимое от ее материального бытия, так как явно связано с атомами. Мыслящий человек есть мера всему. Он есть огромное планетное явление». - «Человек в ноосфере становится геологической силой. Непонятно при этом, каким образом может человеческий разум изменять ход природных явлений». Несколько позднее опасения В.И. Вернадского находили все больше подтверждений. Развитие «сферы разума» во второй половине XX в. создало угрозу существованию жизни на Земле, однако коллективный разум человечества сумел уже в конце 60-х гг. увидеть опасность неограниченного роста производительных сил и определить экологически допустимые границы дальнейшего развития цивилизации на планете. Поскольку понятие «ноосфера» характеризует необходимую для жизни направленность изменений, происходящих в биосфере под воздействием людей, оно имеет большое мировоззренческое значение как в теории, так и в практической деятельности. Именно такое значение имела концепция «ноосферы» в мировоззрении В.И. Вернадского. Он считал ноосферу регулятором своего понимания окружающего. Несмотря на некоторые опасения по поводу судьбы человека в биосфере, более обоснованной является мысль о неуничтожимости цивилизации, на которую как на всякую материальную систему распространяются законы сохранения при условии соответствия системы среде обитания. «Цивилизация культурного человечества - поскольку она является формой организации новой геологической силы, создававшейся в биосфере, — не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее - геологически сложившейся организованности биосферы» (Цит. по: Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М., 1998). В.И. Вернадский видел не только существенное отличие общества от природы, но и понимал необходимость самой тесной, органической связи общества с окружающей средой как с системно организованным целым. Из этой взаимосвязанности и согласованности законов общества и природы должны постепенно возникнуть законы, присущие ноосфере как социоестественному образованию, в котором социальное будет играть определяющую и организующую роль по отношению к природному. После смерти В.И. Вернадского его детище ноосферная концепция как бы продолжает жить своей жизнью и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Появляются новые определения ноосферы, стратегии построения и даже конкретные рекомендации. Советский ученый В.Г. Афанасьев (1980 г.) считал, что ноосфера -это такое единство, взаимодействие природы и общества, в основе которого лежит общество, поскольку разумная человеческая деятельность является здесь доминирующим фактором. Помимо понятия «ноосфера», существуют и другие термины, обозначающие сферу взаимодействия общества и природы. По мнению Э.В. Гирусова, поверхность планеты, заселенная людьми и качественно ими преобразованная, - это еще не ноосфера, поскольку отсутствует указание на характер преобразования. К такой поверхности скорее подходит понятие «антропосфера», если иметь в виду именно занятость людьми определенных участков планеты. В том случае, когда имеется в виду не только проживание людей в биосфере, но и то, какие вносятся в нее изменения производственной деятельностью как локального, так и глобального масштаба, целесообразно применение понятия «техносфера». «Техносфера» - понятие гораздо более широкое, чем «антропосфера», поскольку охватывает не только все области на планете, куда проникают технические средства, но и всю совокупность техногенных изменений на ней. Например, изменение состава атмосферы или гидросферы в целом под воздействием людей. Э.В. Гирусов считает, что по объему понятие «техносфера» фактически совпадает с техническим аспектом понятия «ноосфера», но не совпадает по содержанию, так как включает отклонения природных объектов от естественного состояния, не только сознательно направленные, но и стихийные. Понятие «социосфера» почти совпадает с понятием «техносфера», но в отличие от него включает всю совокупность социальных факторов, характерных для данного состояния общества в его взаимодействии с природой. Социосфера - это конкретный этап развития биосферы в ноосферу. Таковы различия и связь дефиниций, обозначающих сферу взаимодействия общества и природы. Но каковы предложения по поводу форм воздействия на природные и социальные процессы, на механизмы регулирования со-циоэкосистем с целью формирования ноосферы? Как считает Э.В. Гирусов, в воздействии на природные процессы целесообразно придерживаться следующего методологического принципа: наиболее эффективны методы, которые более всего соответствуют объективной логике самого природного комплекса, и чем сложнее управляемый объект, тем более комплексным должно быть воздействие на него. Законы развития ноосферы соответственно сложности самой системы образуются как оптимальный синтез природных и социальных закономерностей при качественно ведущей роли социального фактора. Поэтому создание ноосферы - сложный и длительный процесс, требующий определенных предпосылок и условий как объективного, так и субъективного характера. Ноосфера может формироваться только сознательной деятельностью людей на основе правильно познанных законов природной среды как системного целого, но технические и социальные предпосылки ноосферы возникают задолго до осознания людьми необходимости перехода к ноосфере. Ноосфера - это объективная необходимость развития общества в качественно новое состояние как закономерное продолжение освоения людьми организованности биосферы. Поэтому организованность биосферы, объективно присущие ей закономерности развития можно рассматривать как природные предпосылки ноосферы. В этом случае (по мнению Э.В. Гирусова) техническими и социальными предпосылками ноосферы будут: - достаточно высокий уровень развития техники и энергетического обеспечения; - достаточно высокий уровень научных знаний; - преодоление экономической, политической и расовой разобщенности людей при безусловном исключении из практики взаимоотношений народов каких-либо военных конфликтов; - тенденция к техническому единению человечества; - единство всего человечества. Необходимость перехода к ноосфере выступает как способ устранения экономического кризиса и одновременно способ существования общества во взаимодействии с природной средой при достижении техническими средствами и наукой достаточно высокой степени развития, требующей новой интеграции человечества. Существуют и другие предложения по поводу формирования ноосферы. Так, Ю.Г. Марков полагает, что при разработке стратегии формирования ноосферы следует учитывать возможность двух подходов к управлению социально-экономическими системами: 1. Проектирование и изменение природной среды. 2. Изменение и совершенствование социально-экономической и административной структуры самого общества. Естественно, что оба подхода взаимно дополняют друг друга, выступая как две стороны одного и того же процесса формирования ноосферы. Но заметим, что проектировать и изменять природные экосистемы следует только по мере жесткой необходимости или же работать с теми природными объектами, которые уже затронуты антропогенным влиянием. Гомеостатические экосистемы ни в каком проектировании не нуждаются. Они уже «спроектированы» законами природы. Г.И. Марчук и К.Я. Кондратьев альтернативный путь развития цивилизации (как и многие члены Римского клуба) видят в ликвидации конкуренции между любыми группами людей, включая различные страны, и в переходе к глобально скоррелированной цивилизации на основе ее централизованного управления, т.е. в построении ноосферы. В этом случае сохранение всех видов живых организмов вне их природных сообществ представляло бы опасность для окружающей среды в глобальных масштабах. Выйдя из-под контроля и размножаясь в неестественных пропорциях, эти виды могли бы разрушить всю среду обитания быстрее, чем человек (в силу огромной мощности синтеза и разложения веществ, которые может развивать биота). Но слишком много средств необходимо потратить на их уничтожение и создание искусственной среды. Поэтому авторы считают, что человечество может долго существовать лишь на заповедной планете. Интересны идеи коэволюции природы и общества академика Н.Н. Моисеева. Он считал, что в результате человеческой деятельности нарушилось естественное равновесие природных циклов. Восстановить их теми методами, которыми мы владеем, сегодня невозможно. У человечества для восстановления равновесия есть две возможности: либо перейти к полной автотрофности, т.е. поселить человека в некой техносфере, либо уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу примерно в 10 раз. Однако, по мнению Н.Н. Моисеева, ни одна из этих альтернатив не может быть реализована ни сегодня, ни в обозримом будущем. Относительно реалистичный путь выхода из глобального экологического кризиса может быть реализован в виде долгосрочной переходной программы изменения общества и окружающей среды, которая должна опираться как на программу технического перевооружения социума (дальнейшее развитие технологий, и прежде всего биотехнологий), так и на множество социальных программ - в области образования, трансформации общества, его потребностей, выработки экологического сознания и изменения менталитета людей в целом. Иначе говоря, необходима некоторая стратегия человечества - термин, который Н.Н. Моисеев употребляет без расшифровки, но который предполагает поиск качественно иного пути развития цивилизации, способного обеспечить состояние коэволюции природы и общества и переход, стало быть, к ноосфере. Ю.Л. Хотунцев считает, что разработка такой стратегии представляется самой функциональной проблемой науки за всю историю человечества. Первой попыткой такого рода является предложенная миру глобальным форумом «Рио-92» концепция устойчивого развития. Центральная идея концепции - развитие современного общества должно быть организовано таким образом, чтобы не наносить необратимого ущерба природной среде и не обездоливать последующие поколения людей в отношении необходимых жизненных ресурсов. Итак, ноосфера - это понятие, ориентирующее человечество в оптимальном выборе пути дальнейшего развития в гармонии с природой.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |