КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экополитика: понятие и направления
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ЛИТЕРАТУРА Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека: Избранные лекции. М., 1994. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 2001. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. пособие. СПб.: ДЕАН, 2000. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера М.: Наука, 1994. Гиренок Ф.И. Экология, Цивилизация, Ноосфера. М.: Наука, 1987. Гл. 5. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества // Вопросы философии. 1998. № 8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. Марков Ю.Г. Социальная экология: взаимодействие общества и природы: Учеб. пособие. Новосибирск: Наука, 2001. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. Моисеев Н.Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции // Общественные науки и современность. 2000. № 2. Моисеев И.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. Олейников Ю.В., Оносов АЛ. Ноосферный проект социоприродной эволюции. Толстихин О.Н., Трофимцев Ю.И. Экологический менеджмент. Регулирование качества окружающей среды на примере Якутии. Новосибирск: Наука, 1998. Хотунцев ЮЛ. Экология. Экологическая безопасность. М., 2002. Шарден Т. де. Феномен человека // Экология и жизнь. 1998. № 3. Экологизация: проблемы и процессы современного развития: Сб. статей. Владивосток, 1988. Экологические альтернативы. М.: Прогресс, 1990. Экологические аспекты развития и размещения производительных сил. М.: наука, 1992. В общетеоретическом плане под экологической политикой понимаются направления функционирования политической системы в целом и отдельных ее компонентов, деятельность государства и его органов, которые позволяют наиболее оптимально осуществлять регулирование комплексных социально-экономических взаимосвязей в системе «природа - общество». Экополитика - феномен современной социальной жизни общества, отражающей интересы подавляющего большинства населения. Главная особенность экополитики в специфических и неожиданных сочетаниях социальных и природных факторов в экономическом развитии. Поэтому в экополитике присутствуют два главных уровня: природный фактор (охрана природы, окружающей человека среды обитания, поддержание экологического равновесия, сохранение генетического разнообразия) и фактор социальной активности (механизмы государственного управления социально-экологическими отношениями, методы правового регулирования, бюджетно-финансовые рычаги и др.). Экополитику условно можно разделить: - на политику рационального природопользования; - политику природоохранения; - политику, направленную на восполнение воспроизводимых естественных ресурсов (лес, вода, воздух и т.д.). Все эти части тесно взаимосвязаны и представляют одно системное целое. К основным задачам экополитики относятся: - определение приоритетных интересов общества в целом и его граждан (как относиться к природе, к здоровью населения); - соответствующее распределение средств и материальных ресурсов; - введение ответственности за экологический ущерб как нормы гражданского поведения; - воспитание экологической культуры граждан, прежде всего молодежи; - проведение международной политики, направленной на коллективную защиту природной среды. Однако для реализации задач экополитики в России, по мнению президента В.В. Путина, необходимо создать такой принцип рационального природопользования, как органическое сочетание рыночных механизмов саморегулирования и поддержки рационального ресурсопотребления и ресурсосбережения. Система государственного регулирования и поддержки последних должна включать в себя как минимум следующие подсистемы: правового обеспечения, финансово-кредитной поддержки, инфраструктурного и информационного обеспечения, страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий. Данные подсистемы в постсоветской России формируются, но при этом приходят в противоречие с господствующим «третьим (ресурсозатратным) укладом», пройденным развитыми странами уже в конце 1970-х гг., а «четвертый технологический уклад», связанный с переходом на ресурсосберегающие инновационные технологии, представлен только в ряде производств ВПК. Формирующийся рыночный механизм сам по себе не в состоянии решить весь комплекс рассматриваемых проблем, ряд противоречий устраняется посредством научно обоснованного государственного регулирования. Речь, по мнению президента, идет о противодействии монопольному поведению «крупных» корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования, об обеспечении биосистем, блокировании тенденций к экологическому загрязнению и т.д. Во всех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко не всегда результативно) регулируется именно природопользование вне зависимости от существующих форм собственности на землю и ее недра, от форм хозяйствования. Стратегической целью государственной политики в сфере восполнения (восстановления), использования и охраны природных ресурсов на ближайшее десятилетие становятся достижение оптимальных уровней воспроизводства; неистощительное рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные на повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения; реализация прав нынешнего и будущего поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания; усиленная экономия сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства и потребления; создание основы для перехода к устойчивому развитию; высокая ответственность при принятии различных внутри- и внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России. Проблема экоразвития и его государственного регулирования упирается в современную разобщенность экологии, экономики и политики. У политиков и экономистов при разработке стратегии развития экология все еще остается чем-то второстепенным. Но все идет к тому, что политическое влияние будет на стороне тех стран, которые лидируют в сфере экологии. Для этого необходимы реальный комплексный подход, органическое сочетание всех составляющих сложного, многогранного понятия «рациональное природопользование», которое заключается в четком осознании государством всего спектра собственных интересов в этой сфере как внутри страны, так и в международных отношениях. Главным же инструментом проведения в жизнь этих интересов, как считает С. Алексеев (Центр геоэкологических проблем РАЕН), должны быть соответствующие экономические механизмы. Все рассуждения о защите окружающей среды, рациональном природопользовании превращаются в некие благие пожелания, демагогические призывы в отсутствие финансового обеспечения, источников финансирования тех или иных природоохранных, ресурсосберегающих и других аналогичных мероприятий. В современных условиях, когда опасные изменения в природной среде сказываются на социальном самочувствии многих миллионов людей, осознающих, какую угрозу несут эти изменения здоровью и жизнедеятельности, экологические проблемы превращаются в серьезный политический фактор, т.е. происходит заметная политизация экологических проблем. В чем смысл политизации экологии? Он заключается в том, что в современных условиях экологические проблемы выступают одновременно и как вопросы политики, поскольку затрагивают коренные интересы населения, превращаются в существенный элемент политики многих партий, общественных организаций и государства. Самостоятельные экологические формирования (партии, группы, фонды) проводят экологические митинги, демонстрации, дискуссии. Происходит определенная экологизация политики. В политическом сознании повышается удельный вес экологических ценностей. В условиях создания новой социальной системы состояние окружающей природной среды становится предметом осмысления на уровне государственной политики, политических идеологий и отражается на политических взглядах широких слоев населения. Конечно мнения, ценностные ориентации, установки населения влияют на экополитику государства. Однако система управления охраной и использованием природных ресурсов существует во многом автономно и живет «своей жизнью». Согласно Конституции в Российской Федерации сформированы законодательные и исполнительные органы по управлению охраной и использованием природных ресурсов. Законодательную власть осуществляет Государственная Дума, в состав которой входит Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам и Комитет по экологии. Исполнительную власть в области природопользования осуществляет Правительство Российской Федерации. До недавнего времени функции управления природопользованием и охраной окружающей среды выполняли Министерство природных ресурсов (МПР России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России), а также другие ведомства - Комитет санитарно-эпидемиологического надзора России (Госкомсанэпиднадзор), Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор России), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз). Ряд конкретных вопросов охраны природы решался в других министерствах и ведомствах. На основании Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 радикально меняется структура органов управления охраной и использованием природных ресурсов. Государство решило отказаться от целого ряда инструментов, которые использовались в последнее десятилетие в природоохранной и природоресурсной сфере: ликвидированы Госкомитет РФ по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Федеральный экологический фонд РФ, урезаны права экофондов в субъектах Федерации. Функции упраздненных органов переданы в Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Итак, управлять использованием и охраной природных ресурсов теперь будет одно министерство, что вряд ли усилит природоохранные функции государства. По мнению С. Алексеева, в настоящее время возобладала точка зрения, что те же задачи можно решить с помощью создания соответствующей системы налогообложения. Но дело в том, что экологический налог, каким бы он ни был, не способен в полной мере отразить всю сложную динамику и многогранность такой проблемы, как рациональное природопользование, и тем более стать серьезным стимулом его. Безусловно, необходим вневедомственный государственный экологический контроль и надзор. Но бесконечные перестройки в деле управления природопользованием так и не решили этот важнейший вопрос. В постсоветский период возникло расхождение между потребностью в четкой организации управления природопользованием и фактическим положением дел в этой области (справедливости ради следует отметить, что и советская система управления была далеко не идеальной). Сложилась ситуация, при которой повышенная реорганизационная активность и перестройки центральных органов управления природопользованием дезориентировали структуру управления в регионах. Нередко ведомственные интересы в столкновениях за власть над ресурсами, преобладали над задачами их сохранения, возобновления, целесообразного неистощительного использования. Создание современной системы управления использованием и охраной природных ресурсов, ее отражение в законодательстве имеют три тесно взаимосвязанных аспекта: политический, экономический и административный. В центре политического аспекта управления лежит разграничение полномочий и функций между федеральными и региональными органами исполнительной власти, между Центром и субъектами Федерации. Возникло положение, при котором сталкиваются старые «генетические» тенденции суверенизации, что вредит идее и практике подлинного федерализма, всей системе государственного управления. Желание субъектов Федерации распоряжаться богатствами своих территорий в рамках законов, охраняющих интересы всей страны, вполне естественно и справедливо. И только на основе реализации этого права возможна сбалансированная интеграция интересов всех частей государства в деле управления природными ресурсами. Экономический аспект проблемы связан с определением отношений и прав собственности на природные ресурсы и разработкой обоснованной системы платежей за использование ресурсов. Существовавшая длительное время в нашей стране система «одного хозяина государства» и труднопреодолимое отношение к ресурсам как к бесплатным дарам природы до сих пор мешали установлению статуса природных ресурсов как объектов собственности, обладающих высокой стоимостью. Рентообразующая роль природных ресурсов не оценивалась, а сырьевая оценка распространялась, по существу, только на минеральные ресурсы. Как считают Т.А. Акимова и В.В. Хаскин, реформирование экономики требует идентификации всех природных ресурсов как объектов собственности, в основном государственной, и правильной оценки их рентообразующей роли. Также важно строгое разделение полномочий по управлению государственной собственностью на природные ресурсы между федеральными и региональными органами власти. Решение проблем собственности и платности- важное условие повышения эффективности экономики и уменьшения экологической напряженности. Административный аспект управления природопользованием содержит ряд проблем распределения функций и формирования оптимальных функциональных и организационных структур в Центре и в регионах. Это, видимо, естественно для России, что наиболее стойким барьером на пути становления эффективной системы управления рациональным использованием и охраной ресурсов оказалась сама организационная структура управления -консервативная и бюрократическая, озабоченная прежде всего интересами самосохранения и работающая в основном сама на себя. Государственный аппарат управления, кроме поставленных перед ним формализованных задач, имеет и собственными цели, особенно когда государство свои задачи не способно четко сформулировать. Когда внутренние цели ведомства превалируют над государственными, возникает угроза кризиса всей системы управления. Поэтому оптимизация управления использованием и охраной ресурсов предполагает, прежде всего, оптимизацию управления людьми, которые образуют определенную организационную структуру и выполняют функции, определенные государством и предусмотренные законодательными нормами. Другой аспект проблемы управления природными ресурсами заключается в том, что на усиленной эксплуатации и экспорте ресурсов строится часть надежд на предотвращение экономического коллапса, на исправление и улучшение экономической ситуации. Любое противоречие между интересами защиты ресурсов и интересами получения валовых средств решается и еще долго будет решаться в пользу последних. Статистика подтверждает такие печальные выводы. Производство в стране поддерживается почти исключительно за счет экспорта продукции энергоемких сырьевых и базовых отраслей. Осенью 1996 г. экспортировалось 25% добываемого газа и круглого леса, 30% пиломатериалов, 40% нефти и аммиака, 50% синтетического каучука, свыше 60% проката черных металлов, 80% минеральных удобрений и целлюлозы, 70-90% цветных металлов. Из готовой продукции Россия смогла с ограниченным успехом экспортировать только оружие (Акимова Т.А., Хаскин В.В., 2001). Приведенные данные говорят о фактическом отказе, пусть вынужденном и временном, от политики ресурсосбережения. Удвоение выпуска в России экологически опасной продукции вызвано в первую очередь его сокращением на Западе, где сильно ужесточены требования безопасности. Наша промышленность вынужденно взяла на себя эту миссию, даже не утруждая себя подсчетом ущерба, наносимого среде обитания, здоровью населения, будущему экономики. Функциональная структура Министерства природных ресурсов РФ и его задачи позволяют говорить о сохранении преимущественно эксплуатационной идеологии и прежней ценностной ориентации, согласно которой главные богатства России находятся в ее недрах. Но адекватная ресурсологическая оценка, связанная с глобальными прогностическими моделями и эколого-экономическим анализом современной ситуации в России и в мире, говорит о другом: главным природным богатством России являются ассимиляционный и продукционный потенциалы ее биоты, в основном лесов, на значительной части территории, не затронутой хозяйственной деятельностью. Именно они обусловливают мощную средообразующую, средорегулирующую и средоочистительную функцию биома северной и северо-восточной Азии, имеющую большое значение для всей планеты. Сохранение этих функций и должно стать главным объектом экономики государства.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |