Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Подходы к менеджменту




Школа науки управления (математическая школа).

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг).

Появилась благодаря успехам в психологии, медицине, антропологии, социологии, а также обусловлена необходимостью перехода от экстенсивных методов производства к интенсивным, что потребовало новых форм управления. Создатели этой школы ставили целью применять приемы управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности и производительности работников. Задача: выяснить, как управлять фирмой через систему социальных факторов.

Мэри Фоллет считала, что первоначально должно быть умение добиваться цели, используя труд других людей.

Элтон Мэйо, экспериментатор, ставил эксперименты на заводе, в группах. После 12 лет опыта пришел к заключению, что часто хорошо разработанные операции и хорошая зарплата не обеспечивают повышения производительности труда. Замечал, что работники сильнее реагируют на реакцию со стороны коллег, чем со стороны руководства. Сделал следующие выводы.

Выводы Мэйо:

· производительность работника определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Групповые нормы являются неписанными правилами, регулирующими деятельность организации

· работники чаще действуют и принимают решение как члены группы, а не как индивиды, поведение чаще обусловливается групповыми нормами

· велика роль неформальных лидеров для достижения целей группы, установления и поддержания групповых норм

· если руководство проявляет заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников возрастает, что ведет к увеличению производительности

· задача менеджмента в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям развивать плодотворные неформальные связи

Постепенно школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук, которая стремится оказать помощь работнику как личности в осознании своих возможностей для того, чтобы востребовать их в деятельности организации. Основной задачей этой школы является повышение эффективности организации за счет полного использования потенциала человеческой индивидуальности. Школа популярна в 60-е годы

Течение этитьюд – отношение к себе и окружающему миру; основная мысль: никто не имеет права оценивать вас, только вы сами, потому что именно вы в ответе за свою жизнь. Рекомендации: анализировать свое поведение и делать выводы.

30 минут утром, 5-днем и 10-вечером надо обниматься и целоваться, чтобы все исправить. 8 минут – для мироощущения, 12 – для роста. 4 – для подъема духа.

Все люди устают на работе, и нужно уметь заряжаться энергией: 1) уметь удивляться; 2) действовать свободно; 3) сохранять достоинство; 4) действовать в согласии с самим собой; 5) помогать другим, уметь идти на жертвы.

Типы жизненных установок (позиций):

· «я в порядке, Вы в порядке»: уверенность в себе, отзывчивость, поддержание доброго отношения с окружающими, спокойствие, адаптация к переменчивым ситуациям.

· «я в порядке, Вы не в порядке»: раздутое самомнение, трудности в общении, подавление других, преувеличение своей роли в работе

· «я не в порядке, Вы в порядке»: неуверенность в себе, склонность к уступкам, неубежденность в своей правоте, безынициативность, жизненный принцип «чего изволите»

· «я не в порядке, Вы не в порядке»: подавленность, отсутствие энергичности, нетворческое отношение к работе, примирение с неудачами, вызывание отрицательного отношения к себе.

Появилась в 50-е годы 20 века благодаря успехам в области математики, статистики, вычислительной техники. Аков, Бир, Форрестор (???)

Методы школы: 1) исследование операций; 2) построение моделей. Модель – абстрактное представление реальности. После создания модели вошедшим в нее переменным задаются количественные значения, что позволяет сравнивать и описывать отношения между ними.

Ключевая характеристика этой школы – замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Подходы к менеджменту:

1. Процессный подход: рассматривает управление как процесс непрерывных, взаимосвязанных управленческих функций.

Планирование → Организация → Мотивация → Контроль → Планирование … (цикл).

· планирование. 1) Где находится организация в настоящее время? Оценка сильных и слабых сторон организации: финансы, маркетинг,

производство, научные исследования, разработки, кадры.

2) Куда хотим двигаться? Оцениваются опасности, возможности внешней среды, конкуренция, клиенты, законы.

3) Как достичь желаемого? План – детище функции, это способ, инструмент, с помощью которого обеспечивается

единство направления всех членов организации для достижения цели. Планирование должно осуществляться

непрерывно.

· организация 1) необходимо создать некую структуру, каркас

2) нужно определить, кто должен выполнять конкретное задание, т.е. правильно делегировать полномочия.

· мотивация Суть: члены организации выполняют работу в соответствии с делегированными обязанностями и сообразуясь с планом

В настоящее время для эффективной мотивации необходимо:

1) определить истинные потребности

2) обеспечить возможность полного удовлетворения посредством хорошей работы

· контроль Суть: обеспечение выполнения целей организации. Аспекты:

1) установление стандартов, определение целей на какой-то период времени

2) измерение того, что действительно достигнуто, и сравнение с планом

3) предпринимаются действия по корреляции выполнения от плана

Функции управления связаны двумя процессами: 1) принятие решений; 2) информация, коммуникации (пути сообщения, передача, сбор,

переработка информации).

 

2. Системный подход: позволяет взглянуть на организацию как бы с высоты птичьего полета, т.е. в единстве всех ее составляющих, понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и окружающей средой. Тоже является общенаучным подходом, применимым во всех науках.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов (персонал, технологии, структура, задачи…), составляющих целостное образование с новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из ее элементов. Это свойство называется эмерджентностью (от англ. – появление нового). Для характеристики системы также используется термин синергизм (синергия – гр. – сотрудничество, содружество) – означает, что свойства целого не являются простой суммой его частей. Например: коллективный разум не равен сумме разумов.

Главные характеристики любой системы: 1) состав; 2) структура; 3) функции элементов; 4) функции самой системы.

В менеджменте речь идет об организационно-экономических системах, для которых характерна способность элементов воспринимать, хранить, перерабатывать информацию и использовать ее в управлении в условиях взаимодействия с изменяющейся внешней средой и в соответствии с целями организации.

Системный подход – это способ мышления, а не набор принципов.

Типы систем: открытая и закрытая. Закрытая система – система с жесткими фиксированными границами, действия этой системы относительно независимы от внешней среды. Открытая система – характеризуется тесным взаимодействием с внешней средой. Она черпает ресурсы, информацию, энергию и другие объекты обмена из окружающей среды. Границы такой системы проницаемы. Именно открытая система должна постоянно ориентироваться на внешнюю среду. Крупные системы внутри содержат подсистемы, которые тоже могут делиться, а также влиять на систему в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.