Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповой тренинг




Что такое «групповой» тренинг? В определении группового тренинга нет ничего неожиданного. Группо­вой тренинг — это любой процесс приобретения знаний, умений или поведенческих навыков, в котором участвуют более двух человек».

«В исключительно популярном в последнее время в практичес­кой психологии методе — тренинге особенно явственно присут­ствуют элементы игровой психотерапии. Психологический тренинг в целом, безусловно, можно отнести к игровому моделированию, а многие его модификации — к игровой психотерапии. Курт Левин, первым использовавший тренинговые группы (Т-группы), счи­тал, что воздействия других людей на человека (упоминавшиеся «горизонтальные связи») — наиболее эффективный путь измене­ния его направленности и поведения. Т-группы (тренинговые группы) берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег. Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно. В 1945 году в США создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области общественных наук. В 1946 году работа в мастерской межгрупповых отношений наталкивает ее организаторов на мысль о возможности нового метода группового обучения и одновременно исследования групповой динамики. Уже в 1947 году в США создается Национальная лаборатория тренинга, уществующая и поныне. «Одна из причин популярности Т-групп заключается в возможности перестройки неэффективных стереотипов в психологически безопасных условиях тренинговой группы. Участникам Т-групп предлагается возможность экспериментировать с собственным поведением в искусственно создаваемой среде, в атмосфере доверия и поддержки, что способствует их большему самораскрытию, а соответственно и более глубинным изменениям. Кроме того, участники тренинга получают от тренера необходимую психологическую информацию и приобретают навыки, способствующие их личностному росту и более успешному общению с другими. По сути, именно Т-группы стали предшественницами большинства видов психологической работы с группами, которые объединяются у нас понятием “социально-психологический тренинг”».

Следовательно, общение людей даже в искусственно созданных группах должно способ­ствовать росту их коммуникативной компетентности, совершен­ствованию межличностного поведения, повышению эффектив­ности управленческой деятельности и даже оптимизации мотивационной сферы и росту личности. Особую ценность тренингу и близким к нему формам общения в искусственных группах (например, в «группах встреч») придает возможность посмот­реть на себя со стороны. Либо с помощью специальной аппаратуры (аудио, видео), либо через сообщения других участников сеанса. Таким путем можно проверить надежность работы механизма индивидуальной социальной рефлексии, т. е. выявить адекватность своего представления о собственном образе в глазах других».

В отличие от классических Т-групп, где акцент делается на групповой динамике или на выработке навыков общения, в группах встреч акцент делается на осознании участниками своих возможностей, раскрытии чувств и эмоций каждого участника, спонтанности и открытости в отношениях с другими и т.п. Карл Роджерс писал: " Есть все возможности для быстрого развития близости между людьми, не искусственной близости, а настоящей и глубокой, которая хорошо приспособится ко все увеличивающейся мобильности нашей жизни. И временные взаимоотношения смогут достичь такой глубины и значимости, которая ранее ассоциировалась лишь с подлинной дружбой ".
Основные принципы группы встреч:

  • эмоциональное самораскрытие каждого, открытость новому опыту в любой момент времени;
  • внимание к чувствам других участников;
  • осознание своих слабых и сильных сторон; принцип "здесь и сейчас" (члены группы фокусируют внимание на сиюминутные переживания, а не на прошлый опыт).

Итак, будем считать, что психотренинг — это специфическая фор­ма групповой психологической работы с людьми. Его ключевая идея — использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и лич­ностных изменениях». Один из традиционных видов Тренинга, который, в отличие от бизнес-тренинга, имеет целью коррекцию отдельных проявлений личности, получение нового полезного опыта, рост личности. Кроме них известны следующие виды психологических тренингов:

· тренинг межличностных отношений;

· группы встреч,

· тренинг уверенности в себе;

· группы транзактного анализa;

· тренинг телесной терапии;

· группы психодрамы и т.д.

«Тренер — не значит преподаватель. Тренеру не нуж­но превосходить образованностью или умением того, кем он руководит. Вспомним спортивных тренеров. Едва ли они способны показать те же результаты, что их по­допечные — тем не менее, их ценят и уважают воспитан­ные ими звезды. Тренеры помогают улучшить результа­ты, выявляя способствующие этому факторы — незави­симо от того, известны они были прежде или нет. Роль тренера заключается и в том, чтобы задавать вопросы. Вопрос — самый действенный инструмент, которым рас­полагает тренер. Точный вопрос, заданный в нужный момент, содействует продвижению больше, чем любые способы руководства. Это подводит нас к другой фундаментальной состав­ляющей тренинга — систематически способствовать ре­ализации того, что ученику уже известно. Итак, подытожим сказанное о тренинге. На мой взгляд, это системный метод совершенствования посред­ством вопросов и руководства, с целью постепенного улучшения результативности деятельности до заданно­го уровня»

«Тренинг — это процесс, посредством которого некто учится ново­му умению или аспекту знания. В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения определенной работы, вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознанной компетентно­сти. В конце сессии тренинга ученик может научиться вы­полнять соответствующую работу, но его деятельность после этого не обязательно соответствует требуемому стандарту. Тренинг может. быть формальным (например, обучающие курсы) и неформальным (например, инструктаж без отрыва от производства).

Подлинное обучение не происходит до тех пор, пока ученик не пе­ренесет знание из обстановки тренинга в «реальный мир» и не осуще­ствит устойчивое изменение своего поведения».

«Виктор Каган описывает тренинг как совершенно особую фор­му обучения, опирающуюся не на декларативное, а на реальное знание и дающую возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще. Он отмечает, что «декларативное знание о вреде пьянства или курения, соблюдении десяти запове­дей и т. п. мало что способно изменить в этом мире в жизни людей. Его логически завершенная форма — эрудиция, которую едко называют «пылью, вытряхнутой из книг в пустой череп». Реальное знание может ничего не знать о десяти заповедях, но ру­ководит поведением человека в точном соответствии им. Реальное знание — это «знание» собственного опыта, а не информации. На наш взгляд, именно понятие «опыт» является общим и клю­чевым для понимания психологического тренинга. Можно сказать, что групповой психологический тренинг является методом предна­меренных изменений человека, направленных на его личностное и про­фессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимо­действия».

«Тренинг (от англ. train — тренироваться) — в самом общем значе­нии рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Как один из инструментов психолога он может применяться в индивидуальной и групповой работе. Но наи­большую популярность этот способ воздействия приобрел в рабо­те с группой».

Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого дру­гого тренинга. Когда были разработаны другие программы (тренинг уверенности в себе, тренинг переговоров, тренинг продаж, тренинг формирования команды, тренинг бесконфликтного поведения и дру­гие), в основу этих программ лег социально-психологический тренинг (СПТ). Поэтому название СПТ часто используется и для обозначения других тренинговых программ, построенных на принципах СПТ.

Если обратиться к «Большому толковому психологическому слова­рю», составленному Артуром Ребером, мы увидим такое определение тренинга: «Тренинг вообще — любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществле­ния был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Это очень широкое опре­деление, которое охватывает любое обучение, в том числе и не только человека. Главная мысль этого определения заключается в том, что тре­нинг — это тренировка, наработка навыков и умений.».».

ТРЕНИНГ - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование способностей и уста­новок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 5959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.