Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты для самоконтроля к 1 теме




Эволюция бухгалтерской финансовой отчетности в период становления рыночных отношений в Российской Федерации

Изменения, произошедшие в период становления рыноч­ных отношений в Российской Федерации в экономической системе страны, потребовали соответствующего механизма управления процессами деятельности организации, включая одну из его самых существенных частей - бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

Эти изменения были вызваны факторами как внутренне­го, так и внешнего воздействия. Все факторы воздействия можно подразделить на три основные группы:

· первая группа факторов связана с изменением эконо­мической среды деятельности организации: от жесткой регламентации объемов производства, фондов и выде­ляемых ресурсов на развитие и поощрение произошел переход к деятельности, где все определяется спросом и предложением;

· вторая группа факторов связана с проникновением на отечественный рынок опыта работы иностранных пред­приятий, включая опыт в вопросах управления, и ро­лью бухгалтерской информации в этом процессе;

· третья группа факторов связана с правовой базой дея­тельности хозяйствующих субъектов.

Влияние трех указанных групп факторов на систему бухгал­терского учета привело к необходимости реформирования бух­галтерского учета, которое вначале выразилось в снижении жесткости в регламентации бухгалтерского учета и в попытке переориентации этой системы на международно признанную учетную практику.

Основной целью указанной реформы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности являлось повышение инвестици­онной привлекательности организаций. По этой направлен­ности реформа охватывает все коммерческие организации. Таким образом, коммерческую организацию можно рассмат­ривать не только в качестве объекта процесса реформирова­ния, но также и его субъекта. При этом организация как объект реформы бухгалтерского учета следует в русле госу­дарственного регулирования. Принимаемые во исполнение реформы нормативные акты, в частности Положения по бух­галтерскому учету, должны применяться всеми указанными организациями, независимо от финансовых и кадровых воз­можностей.

При таком подходе государство фактически брало на себя полную ответственность за результаты реформы бухгалтерско­го учета. Исходя из этого дальнейшее развитие российского бухгалтерского учета в отношении организации как объекта реформы предполагало решение нескольких взаимоувязанных вопросов. Прежде всего, необходимо было определиться в отношении конкретных целей ведения бухгалтерского учета различными типами организаций, а также, соответственно, выделения критериев их дифференциации в зависимости от целей представления отчетности и ее пользователей. Это, и свою очередь, вызывало другой вопрос, который связан с определением оптимальной бухгалтерской системы для каж­дого типа организации. При этом оптимизация бухгалтер­ской системы касалась выделения частных ее аспектов и кон­кретных направлений их реформирования. И, наконец, все эти вопросы связывались с практическим обеспечением ре­формы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в виде необходимой законодательной и нормативной базы, под­готовкой соответствующих кадров и т.д.

Анализ нормативных актов по ведению бухгалтерского уче­та и бухгалтерской отчетности, введенных в действие в пери­од становления рыночных отношений в Российской федера­ции, позволяет выделить две тенденции в его развитии. Пер­вая проявляется в изменении некого соотношения между са­мостоятельностью организации в выборе приемов и способов ведения бухгалтерского учета и принятыми в законодатель­ном или ином порядке правилами и требованиями. Вторая тенденция в развитии бухгалтерского учета заключается в не­достаточной определенности его взаимоотношений с систе­мой налогового обложения. При этом проявляется увеличе­ние зависимости учетного процесса от налогового законода­тельства.

1 ноября 1991 г. Министерство финансов Российской Фе­дерации утвердило план счетов, означавший начало интегра­ции российского бухгалтерского учета в его международную практику. «Если говорить формально, то почти ничего не произошло - ликвидировали 19 счетов и ввели 17 новых, связанных с особенностями рыночной экономики» (1.31, с.498). Важнейшим из введенных счетов был счет «Нераспре­деленная прибыль (непокрытый убыток)», применение кото­рого создавало предпосылки для аккумулирования прибыли в качестве финансового обеспечения мероприятий по развитию организаций. Само появление этого счета знаменовало ко­ренную ломку содержания всей системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

С этого момента в Российской Федерации начала разви­ваться методология и методика формирования систем пока­зателей бухгалтерской финансовой отчетности, присущая де­ятельности предприятий в условиях становления рыночной экономики.

В развитие указанного выше плана счетов приказом Ми­нистерства финансов РФ от 9 июня 1992 г. № 38 для годовой отчетности за 1992 г. был введен в практику хозяйствования предприятий новый комплект отчетных форм, состоящий из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и их использовании, приложения к бухгалтерскому балансу.

Однако официальным началом процесса реформирования бухгалтерского учета следует считать принятие Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в меж­дународной практике систему учета и статистики в соответ­ствии с требованиями развития рыночной экономики (утверж­дена постановлением Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. № 3708-1). В этом документе была установлена цель реформирования бухгалтерского учета, определены задачи, поставленные для достижения этой цели. Также было при­нято решение об использовании МСФО при создании кон­цепции бухгалтерского учета и в процессе разработки нацио­нальных положений по бухгалтерскому учету в качестве отправ­ной точки, образца и критерия соответствия международно принятой практике (1.1, с. 29).

В 1994 г. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России была одобрена Программа рефор­мирования системы бухгалтерского учета. Переход на МСФО is соответствии с этой Программой должен был осуществить­ся до 2000 г. В развитие указанной программы было разра­ботано Положение о бухгалтерском учете и отчетности, утвер­жденное приказом Министерства финансов РФ от 26.12.1994 № 170. В четвертом разделе этого нормативного акта были сформулированы основные требования к бухгалтерской отчет­ности, правила оценки ее статей и приведена система показа­телей, подлежащая отражению в бухгалтерской отчетности. В развитие этого нормативного акта был издан приказ Ми­нистерства финансов РФ от 12.11.96 № 97 «О годовой бухгал­терской отчетности организаций». По существу, этим нор­мативным документом сформированы базовые подходы к фор­мированию бухгалтерской финансовой отчетности, сохраня­ющиеся до сегодняшнего времени.

Этим приказом в практику отчетности введены следующие отчетные формы: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, отчет о движении де­нежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и по­яснительная записка к бухгалтерской отчетности.

Однако крайне нестабильная экономическая ситуация в стране, а также наличие значительных противоречий между гражданским, налоговым и бухгалтерским законодательством, недостаток квалифицированных бухгалтерских кадров приве­ли к отставанию темпов проведения реформы бухгалтерского учета от практических потребностей хозяйствующих субъектов. К 1998 г. стало ясно, что Программа реформирования системы бухгалтерского учета, принятая в 1994 г., нуждается в серьез­ной доработке. Как следствие, была принята Программа ре­формирования бухгалтерского учета в соответствии с междуна­родными стандартами финансовой отчетности (утверждена постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 283). В методологическом плане реализация этой Про­граммы позволила выйти на качественно новый уровень бух­галтерского учета в стране. Изменилась сама концепция бух­галтерского учета, произошло смещение акцентов: большое значение стало уделяться финансовой отчетности, а не учет­ному процессу. В теорию и практику прочно вошли концеп­туальные основы МСФО, многие из которых были новыми для российского бухгалтера. Так, были взяты на вооруже­ние метод начисления, учетная политика как инструмент построения учета и формирования отчетности отдельной орга­низации, требования приоритета содержания перед формой, существенности, осторожности, концепция достоверности отчетности (1.1, с. 30).

Элементом реализации указанной программы стало Поло­жение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, где была приведена принципиальная система показа­телей, подлежащая отражению в бухгалтерской отчетности. Более подробная регламентация вопросов, относящихся к показателям, получаемым на выходе информационной систе­мы бухгалтерского учета, нашла свое выражение в разработке и введении в практику хозяйствования ПБУ 4/99 «Бухгалтер­ская отчетность организации», утвержденного приказом Ми­нистерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н. Этот нормативный акт до сих пор является основным по вопросам состава, содержания и методических основ формирования показателей бухгалтерской отчетности.

Первый период действия указанного нормативного акта нашел свое развитие в приказе Министерства финансов Рос­сийской Федерации от 13.01.2000 № 4н «О формах бухгалтер­ской отчетности организации».

За период 2000-2003 гг. было утверждено значительное количество новых нормативных актов по бухгалтерскому учету и уточнены ранее принятые. В связи с этим, в целях более полной реализации организациями требований новых и уточ-11енных нормативных документов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности возникла необходимость разработки образцов форм бухгалтерской отчетности, учитывающих ука­занные требования. Этот подход нашел свое выражение и развитие в приказе Министерства финансов Российской Фе­дерации от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации».

Новый этап в реформировании бухгалтерского учета в Рос­сии заложила Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспек­тиву (одобрена приказом Министерства финансов Россий­ской Федерации от 1 июля 2004 г.). В соответствии с указан­ной Концепцией, целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу стало создание при­емлемых условий и предпосылок последовательного и успеш­ного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. Основной функ­цией является формирование информации о деятельности хо­зяйствующих субъектов, полезной для принятия экономиче­ских решений заинтересованными пользователями (собствен­никами, инвесторами, кредиторами, органами государствен­ной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и другими).

Следует отметить, что построение современной концеп­ции бухгалтерского финансового учета и отчетности осуще­ствляется с большим трудом, так как до сих пор существует конфликт интересов между различными группами пользова­телей. Свидетельством тому является принятие уже четверто­го программного документа за неполные двадцать лет.

В период с 2004 г. по настоящее время были подвергнуты ревизии подавляющее количество Положений по бухгалтер­скому учету, а также появились новые. Все изменения в них порождают необходимость уточнения систем показателей бух­галтерской финансовой отчетности. Это нашло свое выраже­ние в приказе Министерства финансов Российской Федера­ции «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 г. № 66н.

Как реализовывались тенденции становления рыночной экономики в практике хозяйствующих субъектов можно про­следить путем анализа эволюции систем показателей, зало­женных в соответствующие отчетные формы. Для этих це­лей в учебнике в главах, соответствующих каждой отчетной форме, проведен анализ систем показателей этих форм от­четности, которые являются вехами эволюции бухгалтер­ской финансовой отчетности в Российской Федерации, ил­люстрирующей становление новых механизмов информаци­онной поддержки в процессе принятия управленческих ре­шений пользователями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.