Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Центр психологических теорий




Задание к семинару

Семинар 1. Планирование психологического исследования

1. Прочтите текст статьи.

2. Составьте план -конспект изложенного материала.

3. Составьте тестовый материал к тексту (10 СТИМУЛОВ)

Выделение целостного объекта анализа из всеобщего взаимодействия осуществляется субъектом анализа, поэтому целостность предмета исследования не является чем-то раз и навсегда зафиксированным и имеющим абсолютное значение, а задается субъектом, исходя из целей анализа. Формулируя цели исследования, т.е. отвечая на вопрос о том, зачем анализировать, исследователь определяет, что и как анализировать. Ответ на первый вопрос является конкретизацией социальной потребности в получении новых знаний. Ответы на второй и третий вопросы позволяют выбрать объект и метод исследования. В последнее время все психологические объекты рассматриваются с точки зрения системности. Однако, в теоретическом исследовании в психологии, даже в рамках системного подхода, ведущим является не метод анализа системы, а метод психологического анализа данных.

По отношению к психологии применимы понятия «теоретическое исследование» и «методы теоретического исследования». Целью такого теоретического исследования является разработка концепции и гипотез экспериментального, методического исследования. Без разработки концепции и гипотез такое исследование будет бесцельным, хаотическим. Теоретическое исследование всегда субъективно. Не зря научные концепции всегда персонифицированы, носят имя своего разработчика. Рассматривая разработку концепции как неотъемлемую часть исследования, необходимо признать, что любое исследование, независимо от того, какие были использованы методы, - объективные или субъективные, все-таки отчасти субъективно.

Несомненно, методы психологического исследования зависят от той теории, в рамках которой они были разработаны. Однако можно, вероятно, говорить о «парадигме психологических методов исследования» как о совокупности таких методов, которые признаются и применяются всеми психологами, независимо от их теоретических пристрастий. Системная концепция психики не предъявляет к психологическим методам никаких особых требований, ограничивающих использование психологических методов, разработанных в различных психологических школах.

Мифы психологической методологии:

1) научное знание базируется на твердых эмпирических фактах;

2) теории выводятся из фактов (и, следовательно, вторичны по отношению к ним);

3) наука развивается посредством накопления фактов;

4) поскольку факты формируют основание нашего знания, они независимы от теорий и имеют самостоятельное значение;

5) теории (или гипотезы) логически выводятся из фактов посредством рациональной индукции;

6) теории (или гипотезы) принимаются или отвергаются исключительно на основе их способности выдержать проверку эмпирическим опытом.

В действительности теории обладают достаточной независимостью от фактов и, более того, сами определяют, что считать таковыми; научное знание не строится посредством рациональной индукции; процесс познания мало напоминает беспристрастное «чтение книги природы», а находится под большим влиянием особенностей познающего субъекта.

Трудность вычленения методов теоретического исследования в психологии основана на том, что в теории нелегко выделить основные структурные компоненты.

Вычленение стандартной структуры психологических теорий, как и всех прочих концепций в гуманитарных науках, осложняется типовой формой их изложения. Если естественнонаучные теории излагаются четко и компактно, а выражаются, например, в математических формулах, то гуманитарные предстают в виде многотомных произведений, в которых собственно теорию нелегко вычленить из сопутствующих ее изложению суждений и размышлений. Наиболее отчетливы проступающие элементы стандартной структуры психологических теорий – центр и периферия, т. е. некоторые базовые утверждения и идеи, образующие ядро теории, и вспомогательные по отношению к ним опыт и когнитивные конструкции.

К центральным компонентам психологических теорий можно отнести:

1) общий образ психологической реальности;

2) центральную категорию;

3) соответствующий феномен;

4) набор основных понятий;

5) систему отношений между ними («сетку отношений» - по В.С. Степину);

6) базовые утверждения.

Общий образ психической реальности обычно задается сквозь призму центральной категории теории (например, психика – это деятельность, отношение, трансформация образов, поведение, бессознательное и т.п.), которая «снята» с соответствующего феномена. Ключевая категория задает видение центрального феномена и общую трактовку психической реальности.

Достаточно типовой траекторией развития психологических теорий является поэтапное:

1) осознание важности некоторого психологического феномена;

2) формирование соответствующей категории;

3) оформление видения всей психологической реальности сквозь призму этой категории – своего рода «растягивание» данной категории на всю психологическую реальность;

4) утрата категорией в процессе ее «растягивания» первоначально строгой предметной отнесенности, размывание связи с соответствующим феноменом.

Бывает, что понятийные аппараты различных теорий, особенно принадлежащих к одной парадигме, пересекаются, они никогда полностью друг с другом не совпадают, поэтому набор основных понятий можно считать специфическим признаком каждой конкретной теории.

Основные понятия теории всегда подчинены ее центральной категории, которые, в свою очередь, включены в базовые понятия теории. Данные связи сливаются в «сетку отношений».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.