КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Таможенный контроль
1. Понятие и общие положения таможенного контроля Одной из важнейших сфер деятельности таможенных органов является таможенный контроль, вопросы которого регулируются разделом IV (гл. 34 — 38) ТК РФ. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения таможенного законодательства. Статья 358 ТК РФ устанавливает принципы проведения таможенного контроля. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства России. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства России. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы. Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов, лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Федеральная таможенная служба определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков. В целях совершенствования таможенного контроля ФТС России сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи. Федеральная таможенная служба и другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями. Таможенный контроль производится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом. Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом установлены более короткие сроки. Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию России, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на данную таможенную территорию и до момента: — выпуска для свободного обращения; — уничтожения; — отказа в пользу государства; — обращения товара в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 ТК РФ; —фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории России. Пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены Таможенным кодексом. Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории России с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории, и до пересечения таможенной границы. Статья 361 ТК РФ дает право таможенным органам в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств. В целях проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением создаются зоны таможенного контроля. В статье 362 ТК РФ четко регламентировано, что зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных. операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определяемых Таможенным кодексом. Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля. По Таможенному кодексу зоны таможенного контроля подразделяются на постоянные и временные, последние создаются только в двух случаях: — для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций — на время их совершения; — при необходимости осуществления осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля. Таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти лет после года, в течение которого совершались таможенные операции. Таможенный кодекс предусматривает недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду. 2. Формы и порядок таможенного контроля Формы и порядок проведения таможенного контроля установлены главой 35 ТК РФ (ст. 366-377). В статье 366 дан закрытый перечень форм таможенного контроля. К ним относятся: — проверка документов и сведений; — устный опрос; — поручение пояснений; — таможенное наблюдение; — таможенный осмотр товаров и транспортных средств; — таможенный досмотр товаров и транспортных средств; — личный досмотр; — проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; — осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; — таможенная ревизия. Порядок осуществления каждой конкретной формы контроля детально регламентируется Таможенным кодексом. Остановимся на отдельных из них. Получение пояснений представляет собой получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями (ст. 369). Таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций (ст. 370 ТК РФ). Таможенный осмотр товаров и транспортных средств — внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров (ст. 371 ТК РФ). По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой ФТС России, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств. Таможенный досмотр — проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения, транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей в случаях, предусмотренных статьей 372 ТК РФ. По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, либо его представителю, если это лицо установлено. Новый Таможенный кодекс подробно урегулировал порядок проведения таможенной ревизии, под которой понимается проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухучета и отчетности, со счетами, с другой информацией (ст. 376). Таможенная ревизия может проводиться в общей и специальной формах. В статье 377 определены условия наложения ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии. Личный досмотр, согласно статье 373 ТК РФ, как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через государственную границу России и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию России и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом. Решение о проведении личного досмотра принимается начальником органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении личного досмотра. Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником, который не вправе уклониться от исполнения решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра. Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров. Досматриваемое лицо в ходе личного досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, и имеет право: — требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра; — ознакомиться со своими правами и обязанностями; — давать объяснения, заявлять ходатайства; — знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт; — пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика; — обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра, если указанное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра в соответствии с ТК. О проведении личного досмотра составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр, понятыми, а при обследовании тела досматриваемого — медицинским работником. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, в отношении которого проведен личный досмотр. 3. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля Таможенный кодекс в главе 36 (ст. 378—385) регулирует вопросы, связанные с экспертизами и исследованиями при осуществлений таможенного контроля. Согласно статье 378 экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные знания. Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. Срок проведения экспертизы в силу статьи 378 не должен превышать сроков временного хранения, т.е. двух месяцев (ст. 103 ТК РФ), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. Если экспертиза проводится в отношении транспортных средств, то срок экспертизы не должен превышать шести месяцев. Во всех остальных случаях срок экспертизы составляет один год. В статьях 379—382 определены требования к заключению эксперта, установлены права и ответственность эксперта, права декларанта и их представителей при назначении и проведении экспертизы, определены случаи назначения повторной и дополнительной экспертиз. В случае, когда таможенным органом при проведении таможенного контроля берутся пробы или образцы товаров, проводятся исследования проб и образцов. О взятии проб и образцов составляется акт. Порядок взятия проб и образцов регламентирован статьей 383 ТК РФ. Пробы и образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность исследования. Декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируемых товаров на таможенную стоимость проб и образцов, если такие пробы и образцы были отобраны таможенным органом и не возвращены в установленные сроки. По окончании исследования пробы и образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с российским законодательством, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость. Практика показывает, что в необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств. 4. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю Глава 37 ТК РФ (ст. 386—392) регулирует эти нормы, относящиеся к осуществлению таможенного контроля. Предметом таможенного контроля может быть любой вид товаров и транспортных средств, перемещаемый через российскую таможенную границу, однако специфика предмета таможенного контроля в ряде случаев обуславливает существенные особенности в организации самого таможенного контроля. Так, многочисленные особенности присущи процедуре таможенного контроля за такими важными статьями российского экспорта, как нефть, газ и различные нефтепродукты. Механизм таможенного контроля вэтом случае должен учитывать не только особенности самого товара (предмет контроля), но и способы его транспортировки. Использование технических средств таможенного контроля позволяет предотвращать случаи умышленного занижения таможенных платежей путем неверного определения позиции товара в таможенной номенклатуре. Что касается электрической энергии, то таможенный контроль за ее экспортными поставками пока осуществляется преимущественно по документам. В перспективе предусматривается возможность проведения контрольных таможенных измерений на «товарных» электролиниях с помощью технических средств, монтируемых в пунктах распределения. Таможенным кодексом, а также международными договорами, в которых участвует Россия, могут быть предусмотрены конкретные случаи выведения отдельных видов товаров и транспортных средств из сферы действия таможенного контроля, чаще всего они касаются освобождения не от всех форм таможенного контроля, а прежде всего от досмотра товаров и транспортных средств. Таможенное законодательство знает случаи обусловленного освобождения от отдельных форм таможенного контроля. Так, статья 386 ТК РФ определяет, что таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи; членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судей, неприкосновенных в соответствии с российским законодательством, если указанные лица пересекают государственную границу России в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом. Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется после ратификации этих договоров. Вопросы, связанные со сбором информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, либо о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, регулируются статьей 387 ТК РФ, а вопросы использования технических средств при проведении таможенного контроля — статьей 388. При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании ВЭД, у лиц, приобретших товары на таможенной территории России в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение в порядке, предусмотренном статьей 377 ТК РФ применительно к изъятию товаров и наложению ареста на них при проведении таможенной ревизии. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем. 5. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров Глава 38 ТК РФ (ст. 393—400) определяет меры, принимаемые таможенными органами, в отношении отдельных товаров, и в частности по защите интеллектуальной собственности, при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, на основании заявления обладателя исключи- тельных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (правообладателя) таможенные органы обязаны принять меры, направленные на приостановление выпуска товаров. Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ФТС России принято решение о принятии мер в соответствии с главой 38 ТК РФ, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, устанавливаются на основании заявления правообладателя, но не более чем на 5 лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр. При этом объект интеллектуальной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства по возмещению возможного имущественного вреда способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ (гл. 23 ГК РФ — залог, поручительство, банковская гарантия и др.). Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу таких лиц. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тыс. руб. В соответствии со статьей 397 ТК РФ выпуск контрафактных товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством органы за защитой прав правообладателя. Таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления, а также сообщает декларанту адрес правообладателя, а правообладателю — адрес декларанта. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если: — правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров; — объект интеллектуальной собственности исключен из реестра. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии одного из вышеуказанных оснований.
Вопросы семинарских занятий: Общие положения проведения таможенного контроля. Формы и порядок проведения таможенного контроля. Личный досмотр. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств. Должностные лица, осуществляющие таможенный контроль. Порядок проведения таможенного контроля. Права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля. Документальное оформление контроля. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров.
Вопросы для самоконтроля:
1. Общие положения проведения таможенного контроля. Правовые основы проведения таможенного контроля: - общие правила проведения таможенного контроля; - субъекты, освобожденные от определенных форм таможенного контроля. 2. Формы таможенного контроля: - правовое регулирование различных форм таможенного контроля. 3. Личный досмотр: - порядок проведения личного досмотра. 4. Инвентаризация и проверка финансовой деятельности: - правовые основы проведения ревизий и проверок финансовой деятельности; - права должностных лиц таможенных органов при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности. Тесты по теме: МАК №107 закрытое стандартное
S: Продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи +: Товар -: Предмет -: Продукция, имущество
МАК №108 закрытое стандартное
S: Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве +: Валюта -: Имущество -: Платежные документы (чеки, векселя)
МАК №109 закрытое стандартное
S: Выраженные в иностранной валюте платежные документы, фондовые ценности и другие долговые обязательства, драгоценные металлы +: Валютные ценности -: Валютные единицы -: Валюта
МАК №110 закрытое стандартное
S: Страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке +: происхождения -: производителя -: изготовителя
МАК №111 закрытое стандартное
S: Изменение товарной позиции по товарной номенклатуре, достаточных, чтобы товар считался происходящим из той страны, где операции имели место +:Критерий достаточной переработки товара -: Коэффициент достаточной переработки товара -: Консигнация товаров
МАК №112 закрытое стандартное
S: Письменный документ, выдаваемый уполномоченными органами и однозначно свидетельствующий о том, что названный в нем товар происходит из определенной страны +: Сертификат о происхождении товара -: Товарная номенклатура -: Справка о происхождении товара
МАК №113 закрытое стандартное
S: Перечень наименований, описаний и кодов товаров +: Товарная номенклатура ВЭД -: Лицензии на товары -: Сертификаты товаров
МАК №114 закрытое стандартное
S: Действия по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с таможенной территории товаров или транспортных средств любым способом является: +: Перемещение через таможенную границу РФ -: Фактическое пересечение таможенной границы -: Таможенное оформление при перемещении товаров через таможенную границу
МАК №115 закрытое стандартное
S: Cовокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей +: Таможенный режим -: Сертификат о происхождении товаров и транспортных средств -: Таможенное оформление
Рекомендуемая литература
1. Драганов В.Г. Таможенное право: Учебное пособие/ Под ред. Драганова В.Г., Рассолова М.М..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 639 с. 2. Основы таможенного дела: Учебник для вузов/ Российская таможенная академия ГТК РФ; Под ред. В. Г. Драганова.—М.: Экономика, 1998.—687с. Рекомендован Государственным Таможенным комитетом РФ. 3. Чекмарева Г. И. Основы таможенного дела: Краткий курс: Учебное пособие.—2-е изд., испр. и доп.—М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2003.—192с.
Лекция 11 «Таможенные органы как органы дознания»
Таможенные органы Российской Федерации: структура, органы, полномочия Таможенные органы России — это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Таможенные органы Российской Федерации составляют единую систему, которая понимается как иерархически построенная совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними едиными целями и задачами в области таможенного дела. Они являются органами исполнительной власти. Их деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела. Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Таможенные органы действуют под общим руководством Президента и Правительства Российской Федерации и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела. В единую систему таможенных органов входят: Федеральная таможенная служба Российской Федерации; региональные таможенные управления Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты Российской Федерации. Все звенья системы таможенных органов являются федеральными органами. Они предназначены для практической реализации полномочий Российской Федерации в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений и финансируются за счет средств федерального бюджета,а также иных предусмотренных законодательством источников. В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями и принимают решения в области таможенного дела. Специализированные таможенные органы. В таможенной системе помимо обычных действуют и так называемые специализированные таможенные органы, и в частности специализированные РТУ, специализированные таможни и таможенные посты. Так, например, специализированные РТУ — это региональные таможенные управления, регионом деятельности которых является вся таможенная территория Российской Федерации, созданные для организации и непосредственного руководства теми или иными направлениями деятельности таможенных органов (борьбой с контрабандой и иными таможенными правонарушениями и пр.). Специализированные таможни и таможенные посты — это таможенные органы, специализирующиеся на регулировании таможенно-правовых отношений при определенных обстоятельствах. Например, Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области; энергетическая таможня — на таможенном контроле за перемещением энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации; центральная акцизная таможня и акцизные таможенные посты, существующие в каждом таможенном регионе, — на таможенном оформлении и таможенном контроле подакцизных товаров. Взаимоотношения в сфере таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций. Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознавательный знак (эмблему таможенных органов). Согласно статье 403 ТК РФ таможенные органы выполняют следующие основные функции: осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные пошлины; контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию; обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании ВЭД и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной деятельности; ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный. оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресекают незаконное вмешательство в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации; Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с российским законодательством о валютном регулировании и валютном контроле; ведут таможенную статистику внешней торговли; обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, Организации и граждан информацией по таможенным вопросам; проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела. Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций согласно статье 408 ТК РФ обладают следующими полномочиями: принимать меры, предусмотренные Таможенным кодексом для обеспечения соблюдения таможенного законодательства; требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом; проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие личность; требовать от физических и юридических лиц подтверждение полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела; осуществлять в соответствии с российским законодательством оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство необходимых следственных действий и дознания по которым отнесено российским уголовно-процессуальным законодательством к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечение собственной безопасности; осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, определенном УПК РФ; осуществлять производства по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с российским законодательством об административных правонарушениях; использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортное средство, принадлежащее организациям или общественным объединениям, для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определенном Правительством РФ; задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел России лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в сфере таможенного дела, в соответствии с российским законодательством; производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и с осуществлением перевозки и хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, с совершением с ними грузовых операций; получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с Таможенным кодексом; вносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам письменное предупреждение с требованием устранить нарушения таможенного законодательства России и контролировать выполнение указанных требований; предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов; об обращении взысканий на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, предусмотренных Таможенным кодексом и другими федеральными законами; устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками ВЭД иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением ВЭД, и их профессиональными объединениями в целях сотрудничества и взаимодействия по внедрению наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля; осуществлять иные полномочия, предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами. Вопросы семинарских занятий: Таможенные органы как правоохранительные органы в системе государственных органов. Компетенция конкретных таможенных органов и их функции. Обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов. Понятие органа дознания в уголовном процессе. Компетенция таможенных органов как органов дознания. Возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий таможенными органами. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Контролируемые поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу и ее особенности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие таможенного преступления: - уголовная ответственность в сфере таможенного права; - контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. 2. Понятия нарушения таможенных правил: - НТП как разновидность административного правонарушения; - виды НТО. 3. Проступки, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов: - административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов; - ответственность за административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов.
Тесты по теме: МАК №96 закрытое стандартное
S: Особым видом государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей правохранительной деятельности является: +: Таможенная служба -: Государственная служба в широком смысле слова -: Таможенная служба в узком смысле слова
МАК №97 закрытое стандартное
S: Юридически установленный для данного лица объем функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного органа +: Должность в таможенном органе -: Статус должностного лица -: Правовой статус сотрудника таможенного органа
МАК №98 закрытое стандартное
S: Установленные правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности является … сотрудников +: Обязанности -: Компетенция -: Права
МАК №99 закрытое стандартное
S: Обязанности сотрудников таможенных органов, закрепленные в статье ### Федерального Закона РФ «О службе в таможенных органах РФ» +: 17 +: семнадцатой
МАК №100 закрытое стандартное
S: Сотрудники таможенных органов вправе принимать символические подарки, стоимость которых НЕ превышает -: 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда -: 10 установленных законом минимальных размеров оплаты труда +: Не могут принимать
МАК №101 закрытое стандартное
S: Совокупность юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение сотрудников таможенных органов и его динамику +: Прохождение службы в таможенных органах -: Служебная аттестация -: Перемещение по службе
Рекомендуемая литература
1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 25 мая 2003 года № 61-ФЗ. 2. Бакаева О.Ю. Таможенное право России: Учебник/ Отв. ред. Н.И. Химичев.- М.: Юристъ, 2003.- 427 с. 4. Габричидзе Б. Н. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов: В 3-х чч.—М.: Дело и сервис, 2002.—528с. 5. Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов.—М.: НОРМА—ИНФРА-М, 2001.—447с. 6. Драганов В.Г. Таможенное право: Учебное пособие/ Под ред. Драганова В.Г., Рассолова М.М..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 639 с. 7. Основы таможенного дела: Учебник для вузов/ Российская таможенная академия ГТК РФ; Под ред. В. Г. Драганова.—М.: Экономика, 1998.—687с. Рекомендован Государственным Таможенным комитетом РФ. 17. Халипов С. В. Таможенное право: Учебник.—М.: Зерцало-М, 2003.—367с. 18. Чекмарева Г. И. Основы таможенного дела: Краткий курс: Учебное пособие.—2-е изд., испр. и доп.—М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2003.—192с.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |