Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенный контроль




 

1. Понятие и общие положения таможенного контроля

Одной из важнейших сфер деятельности таможенных органов является та­моженный контроль, вопросы которого регулируются разделом IV (гл. 34 — 38) ТК РФ. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осущест­вляемых таможенными органами в целях обеспечения таможенного законо­дательства.

Статья 358 ТК РФ устанавливает принципы проведения таможенного контроля.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми форма­ми таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюде­ния таможенного законодательства России.

При выборе форм таможенного контроля используется система управ­ления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства России.

Система управления рисками основывается на эффективном использо­вании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений тамо­женного законодательства: имеющих устойчивый характер; связанных с укло­нением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводите­лей; затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение со­блюдения которых возложено на таможенные органы.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определе­ния товаров, транспортных средств, документов, лиц, подлежащих провер­ке, и степени такой проверки.

Федеральная таможенная служба определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

В целях совершенствования таможенного контроля ФТС России сотруд­ничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи.

Федеральная таможенная служба и другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодей­ствию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями.

Таможенный контроль производится исключительно таможенными ор­ганами в соответствии с Таможенным кодексом.

Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении должны быть завершены не позднее трех ра­бочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случа­ев, когда Таможенным кодексом установлены более короткие сроки.

Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную террито­рию России, считаются находящимися под таможенным контролем с момен­та пересечения таможенной границы при их прибытии на данную таможен­ную территорию и до момента:

— выпуска для свободного обращения;

— уничтожения;

— отказа в пользу государства;

— обращения товара в федеральную собственность либо распоряже­ния ими иным способом в соответствии с главой 41 ТК РФ;

—фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории России.

Пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в по­рядке и на условиях, которые определены Таможенным кодексом. Россий­ские товары и транспортные средства считаются находящимися под тамо­женным контролем при их вывозе с таможенной территории России с мо­мента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной террито­рии, и до пересечения таможенной границы. Статья 361 ТК РФ дает право таможенным органам в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем осуществлять проверку достовер­ности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска то­варов и (или) транспортных средств.

В целях проведения таможенного контроля в форме таможенного ос­мотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением создаются зоны тамо­женного контроля. В статье 362 ТК РФ четко регламентировано, что зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных. операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находя­щиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определяемых Таможенным кодексом.

Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.

По Таможенному кодексу зоны таможенного контроля подразделяются на постоянные и временные, последние создаются только в двух случаях:

— для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций — на время их совер­шения;

— при необходимости осуществления осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоян­ных зон таможенного контроля.

Таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого.

Документы, необходимые для таможенного контроля, должны хранить­ся лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого то­вары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Тамо­женные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хра­нить документы в течение пяти лет после года, в течение которого соверша­лись таможенные операции.

Таможенный кодекс предусматривает недопустимость причинения не­правомерного вреда при проведении таможенного контроля. Убытки, причи­ненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможен­ных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контро­ля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.

2. Формы и порядок таможенного контроля

Формы и порядок проведения таможенного контроля установлены гла­вой 35 ТК РФ (ст. 366-377).

В статье 366 дан закрытый перечень форм таможенного контроля. К ним относятся:

— проверка документов и сведений;

— устный опрос;

— поручение пояснений;

— таможенное наблюдение;

— таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

— таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

— личный досмотр;

— проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

— осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

— таможенная ревизия.

Порядок осуществления каждой конкретной формы контроля детально регламентируется Таможенным кодексом. Остановимся на отдельных из них.

Получение пояснений представляет собой получение должностным ли­цом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц, имеющих отношение к пере­мещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и рас­полагающих такими сведениями (ст. 369).

Таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематиче­ское или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должност­ными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними гру­зовых и иных операций (ст. 370 ТК РФ).

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств — внешний визу­альный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, гру­зовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентифика­ции товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченны­ми должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нару­шением упаковки товаров (ст. 371 ТК РФ).

По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой ФТС России, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. Второй экземпляр акта о проведении таможен­ного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении то­варов и (или) транспортных средств.

Таможенный досмотр — проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, свя­занный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения, транспортного сред­ства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут нахо­диться товары.

Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должност­ного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица ли­бо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномо­ченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих пол­номочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их предста­вителей в случаях, предусмотренных статьей 372 ТК РФ.

По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземп­лярах. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, либо его представите­лю, если это лицо установлено.

Новый Таможенный кодекс подробно урегулировал порядок проведения таможенной ревизии, под которой понимается проверка факта выпуска то­варов, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декла­рации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухучета и отчетности, со счетами, с другой информацией (ст. 376). Таможенная ревизия может прово­диться в общей и специальной формах. В статье 377 определены условия на­ложения ареста на товары или изъятие товаров при проведении специаль­ной таможенной ревизии.

Личный досмотр, согласно статье 373 ТК РФ, как исключительная фор­ма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника та­моженного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований пред­полагать, что физическое лицо, следующее через государственную границу России и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэ­ропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на та­моженную территорию России и вывозу с этой территории или перемещае­мые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом.

Решение о проведении личного досмотра принимается начальником ор­гана или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения ре­золюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформля­ется отдельным актом. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соот­ветствующей надписи на решении о проведении личного досмотра.

Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником, который не вправе уклониться от исполне­ния решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра.

Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключаю­щей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

Досматриваемое лицо в ходе личного досмотра обязано выполнять за­конные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр, и имеет право:

— требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра;

— ознакомиться со своими правами и обязанностями;

— давать объяснения, заявлять ходатайства;

— знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;

— пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами пере­водчика;

— обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окон­чании проведения личного досмотра, если указанное лицо считает ущемлен­ными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра в соответствии с ТК.

О проведении личного досмотра составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностным лицом таможенного органа, прово­дившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был про­веден личный досмотр, понятыми, а при обследовании тела досматриваемо­го — медицинским работником. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, в отношении которого проведен личный досмотр.

3. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля

Таможенный кодекс в главе 36 (ст. 378—385) регулирует вопросы, свя­занные с экспертизами и исследованиями при осуществлений таможенного контроля.

Согласно статье 378 экспертиза товаров, транспортных средств или до­кументов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, ес­ли при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные знания. Экспертиза проводится экспер­тами таможенных лабораторий, иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. Для проведе­ния экспертизы эксперт привлекается на договорной основе.

Срок проведения экспертизы в силу статьи 378 не должен превышать сроков временного хранения, т.е. двух месяцев (ст. 103 ТК РФ), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. Если экс­пертиза проводится в отношении транспортных средств, то срок экспертизы не должен превышать шести месяцев. Во всех остальных случаях срок экс­пертизы составляет один год.

В статьях 379—382 определены требования к заключению эксперта, установлены права и ответственность эксперта, права декларанта и их

представителей при назначении и проведении экспертизы, определены слу­чаи назначения повторной и дополнительной экспертиз.

В случае, когда таможенным органом при проведении таможенного контроля берутся пробы или образцы товаров, проводятся исследования проб и образцов. О взятии проб и образцов составляется акт. Порядок взя­тия проб и образцов регламентирован статьей 383 ТК РФ. Пробы и образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность иссле­дования. Декларант вправе уменьшить таможенную стоимость декларируе­мых товаров на таможенную стоимость проб и образцов, если такие пробы и образцы были отобраны таможенным органом и не возвращены в установ­ленные сроки.

По окончании исследования пробы и образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подле­жат уничтожению или утилизации в соответствии с российским законода­тельством, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.

Практика показывает, что в необходимых случаях для участия в совер­шении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специа­лист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

4. Дополнительные положения,

относящиеся к таможенному контролю

Глава 37 ТК РФ (ст. 386—392) регулирует эти нормы, относящиеся к осуществлению таможенного контроля.

Предметом таможенного контроля может быть любой вид товаров и транспортных средств, перемещаемый через российскую таможенную гра­ницу, однако специфика предмета таможенного контроля в ряде случаев обуславливает существенные особенности в организации самого таможен­ного контроля. Так, многочисленные особенности присущи процедуре тамо­женного контроля за такими важными статьями российского экспорта, как нефть, газ и различные нефтепродукты. Механизм таможенного контроля вэтом случае должен учитывать не только особенности самого товара (пред­мет контроля), но и способы его транспортировки.

Использование технических средств таможенного контроля позволяет предотвращать случаи умышленного занижения таможенных платежей пу­тем неверного определения позиции товара в таможенной номенклатуре. Что касается электрической энергии, то таможенный контроль за ее экс­портными поставками пока осуществляется преимущественно по докумен­там. В перспективе предусматривается возможность проведения контроль­ных таможенных измерений на «товарных» электролиниях с помощью техни­ческих средств, монтируемых в пунктах распределения.

Таможенным кодексом, а также международными договорами, в которых участвует Россия, могут быть предусмотрены конкретные случаи выведения от­дельных видов товаров и транспортных средств из сферы действия таможенно­го контроля, чаще всего они касаются освобождения не от всех форм таможен­ного контроля, а прежде всего от досмотра товаров и транспортных средств.

Таможенное законодательство знает случаи обусловленного освобож­дения от отдельных форм таможенного контроля. Так, статья 386 ТК РФ оп­ределяет, что таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президен­та РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи; членов Совета Федерации, депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания РФ, судей, неприкосновенных в соответ­ствии с российским законодательством, если указанные лица пересекают го­сударственную границу России в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные ко­рабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим

ходом.

Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соот­ветствии с международными договорами Российской Федерации осуществ­ляется после ратификации этих договоров.

Вопросы, связанные со сбором информации о лицах, осуществляющих дея­тельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, либо о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, регулируются статьей 387 ТК РФ, а вопросы использования технических средств при проведении таможенного контроля — статьей 388.

При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно переме­щаемых через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату тамо­женных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установ­ленных в соответствии с законодательством о государственном регулирова­нии ВЭД, у лиц, приобретших товары на таможенной территории России в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение в порядке, предусмотренном статьей 377 ТК РФ применительно к изъятию товаров и наложению ареста на них при проведении таможенной ре­визии. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как нахо­дящиеся под таможенным контролем.

5. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров

Глава 38 ТК РФ (ст. 393—400) определяет меры, принимаемые тамо­женными органами, в отношении отдельных товаров, и в частности по защи­те интеллектуальной собственности, при перемещении товаров через тамо­женную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, на основании заявления обладателя исключи-

тельных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского пра­ва и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (правооб­ладателя) таможенные органы обязаны принять меры, направленные на приостановление выпуска товаров.

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не применяют­ся таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты ин­теллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых от­правлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначе­ны для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлени­ем предпринимательской деятельности нужд.

Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ФТС России принято решение о принятии мер в соответствии с главой 38 ТК РФ, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собствен­ности. Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, свя­занные с приостановлением выпуска товаров, устанавливаются на основании заявления правообладателя, но не более чем на 5 лет со дня внесения объек­та интеллектуальной собственности в реестр. При этом объект интеллектуаль­ной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства по возмещению возможного имуще­ственного вреда способами, предусмотренными гражданским законодатель­ством РФ (гл. 23 ГК РФ — залог, поручительство, банковская гарантия и др.). Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательст­ва представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу таких лиц. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тыс. руб.

В соответствии со статьей 397 ТК РФ выпуск контрафактных товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством органы за защитой прав правообладателя.

Таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостанов­ления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя о приос­тановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления, а также сообщает декларанту адрес правообладателя, а правообладателю — адрес декларанта.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до ис­течения срока приостановления выпуска товаров, если:

— правообладатель (его представитель) обратился в таможенный ор­ган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

— объект интеллектуальной собственности исключен из реестра. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день,

когда стало известно о наличии одного из вышеуказанных оснований.

 

Вопросы семинарских занятий:

Общие положения проведения таможенного контроля.

Формы и порядок проведения таможенного контроля. Личный досмотр.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств. Должностные лица, осуществляющие таможенный контроль.

Порядок проведения таможенного контроля.

Права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля.

Документальное оформление контроля.

Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля.

Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю.

Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Общие положения проведения таможенного контроля. Правовые основы проведения таможенного контроля:

- общие правила проведения таможенного контроля;

- субъекты, освобожденные от определенных форм таможенного контроля.

2. Формы таможенного контроля:

- правовое регулирование различных форм таможенного контроля.

3. Личный досмотр:

- порядок проведения личного досмотра.

4. Инвентаризация и проверка финансовой деятельности:

- правовые основы проведения ревизий и проверок финансовой деятельности;

- права должностных лиц таможенных органов при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности.

Тесты по теме:

МАК №107 закрытое стандартное

 

S: Продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи

+: Товар

-: Предмет

-: Продукция, имущество

 

МАК №108 закрытое стандартное

 

S: Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве

+: Валюта

-: Имущество

-: Платежные документы (чеки, векселя)

 

МАК №109 закрытое стандартное

 

S: Выраженные в иностранной валюте платежные документы, фондовые ценности и другие долговые обязательства, драгоценные металлы

+: Валютные ценности

-: Валютные единицы

-: Валюта

 

МАК №110 закрытое стандартное

 

S: Страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке

+: происхождения

-: производителя

-: изготовителя

 

МАК №111 закрытое стандартное

 

S: Изменение товарной позиции по товарной номенклатуре, достаточных, чтобы товар считался происходящим из той страны, где операции имели место

+:Критерий достаточной переработки товара

-: Коэффициент достаточной переработки товара

-: Консигнация товаров

 

 

МАК №112 закрытое стандартное

 

S: Письменный документ, выдаваемый уполномоченными органами и однозначно свидетельствующий о том, что названный в нем товар происходит из определенной страны

+: Сертификат о происхождении товара

-: Товарная номенклатура

-: Справка о происхождении товара

 

 

МАК №113 закрытое стандартное

 

S: Перечень наименований, описаний и кодов товаров

+: Товарная номенклатура ВЭД

-: Лицензии на товары

-: Сертификаты товаров

 

МАК №114 закрытое стандартное

 

S: Действия по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с таможенной территории товаров или транспортных средств любым способом является:

+: Перемещение через таможенную границу РФ

-: Фактическое пересечение таможенной границы

-: Таможенное оформление при перемещении товаров через таможенную границу

 

МАК №115 закрытое стандартное

 

S: Cовокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей

+: Таможенный режим

-: Сертификат о происхождении товаров и транспортных средств

-: Таможенное оформление

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Драганов В.Г. Таможенное право: Учебное пособие/ Под ред. Драганова В.Г., Рассолова М.М..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 639 с.

2. Основы таможенного дела: Учебник для вузов/ Российская таможенная академия ГТК РФ; Под ред. В. Г. Драганова.—М.: Экономика, 1998.—687с. Рекомендован Государственным Таможенным комитетом РФ.

3. Чекмарева Г. И. Основы таможенного дела: Краткий курс: Учебное пособие.—2-е изд., испр. и доп.—М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2003.—192с.

 

 

Лекция 11 «Таможенные органы как органы дознания»

 

Таможенные органы Российской Федерации: структура, органы, полномочия

Таможенные органы России — это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Таможенные органы Российской Федерации составляют единую систему, которая понимается как иерархически построенная совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними еди­ными целями и задачами в области таможенного дела. Они являются органами исполнительной власти. Их деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела.

Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.

Таможенные органы действуют под общим руководством Президента и Правительства Российской Федерации и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.

В единую систему таможенных органов входят:

Федеральная таможенная служба Российской Федерации;

региональные таможенные управления Российской Федерации;

таможни Российской Федерации;

таможенные посты Российской Федерации.

Все звенья системы таможенных органов являются федеральными органами. Они предназначены для практической реализации полномочий Российской Федерации в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений и финансируются за счет средств федерального бюджета,а также иных предусмотренных законодательством источников.

В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями и принимают решения в области таможенного дела.

Специализированные таможенные органы. В таможенной системе помимо обычных действуют и так называемые специализированные тамо­женные органы, и в частности специализированные РТУ, специализирован­ные таможни и таможенные посты.

Так, например, специализированные РТУ — это региональные таможен­ные управления, регионом деятельности которых является вся таможенная территория Российской Федерации, созданные для организации и непосред­ственного руководства теми или иными направлениями деятельности тамо­женных органов (борьбой с контрабандой и иными таможенными правонару­шениями и пр.).

Специализированные таможни и таможенные посты — это таможен­ные органы, специализирующиеся на регулировании таможенно-правовых отношений при определенных обстоятельствах. Например, Чкаловская та­можня специализируется на таможенном оформлении и таможенном кон­троле военно-транспортной авиации в Московской области; энергетическая таможня — на таможенном контроле за перемещением энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации; центральная акцизная та­можня и акцизные таможенные посты, существующие в каждом таможен­ном регионе, — на таможенном оформлении и таможенном контроле подак­цизных товаров.

Взаимоотношения в сфере таможенных органов основываются на прин­ципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выража­ется в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоя­щих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с ини­циативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выпол­нение возложенных на них функций.

Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на еди­ной правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознава­тельный знак (эмблему таможенных органов).

Согласно статье 403 ТК РФ таможенные органы выполняют следующие основные функции:

осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через тамо­женную границу;

взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специаль­ные и компенсационные пошлины, таможенные пошлины; контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транс­портных средств через таможенную границу;

обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с россий­ским законодательством о государственном регулировании ВЭД и междуна­родными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отно­шении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллек­туальной деятельности;

ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административ­ными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный. оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресекают незаконное вмешательство в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации;

Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с российским законодательством о валютном регулировании и валютном контроле;

ведут таможенную статистику внешней торговли;

обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенны­ми и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

Осуществляют информирование и консультирование в области тамо­женного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные ор­ганы, Организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций согласно статье 408 ТК РФ обладают следующими полномочиями:

принимать меры, предусмотренные Таможенным кодексом для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

требовать документы, сведения, представление которых предусмот­рено в соответствии с Таможенным кодексом;

проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможен­ных операциях, документы, удостоверяющие личность;

требовать от физических и юридических лиц подтверждение полно­мочий на совершение определенных действий или осуществление опреде­ленной деятельности в области таможенного дела;

осуществлять в соответствии с российским законодательством оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пре­сечения и раскрытия преступлений, производство необходимых следствен­ных действий и дознания по которым отнесено российским уголовно-процессуальным законодательством к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечение собственной безопасности;

осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пре­делах своей компетенции и в порядке, определенном УПК РФ;

осуществлять производства по делам об административных правона­рушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение администра­тивных правонарушений в соответствии с российским законодательством об административных правонарушениях;

использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортное средство, принадлежащее организациям или обществен­ным объединениям, для предотвращения преступлений в сфере таможенно­го дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступле­ния или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, та­моженные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определенном Правительством РФ;

задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного ор­гана или в органы внутренних дел России лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или админист­ративные правонарушения в сфере таможенного дела, в соответствии с рос­сийским законодательством;

производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фото­съемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспорт­ных средств через таможенную границу и с осуществлением перевозки и хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, с совершени­ем с ними грузовых операций;

получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с Таможенным кодексом;

вносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам письменное предупреждение с требованием устранить нарушения таможенного законо­дательства России и контролировать выполнение указанных требований;

предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления о прину­дительном взыскании таможенных пошлин, налогов; об обращении взысканий на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, преду­смотренных Таможенным кодексом и другими федеральными законами;

устанавливать и поддерживать официальные отношения консультатив­ного характера с участниками ВЭД иными лицами, деятельность которых свя­зана с осуществлением ВЭД, и их профессиональными объединениями в целях сотрудничества и взаимодействия по внедрению наиболее эффективных мето­дов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами.

Вопросы семинарских занятий:

Таможенные органы как правоохранительные органы в системе государственных органов.

Компетенция конкретных таможенных органов и их функции.

Обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов.

Понятие органа дознания в уголовном процессе.

Компетенция таможенных органов как органов дознания.

Возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий таможенными органами.

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.

Контролируемые поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу и ее особенности.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

 

 

1. Понятие таможенного преступления:

- уголовная ответственность в сфере таможенного права;

- контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела.

2. Понятия нарушения таможенных правил:

- НТП как разновидность административного правонарушения;

- виды НТО.

3. Проступки, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов:

- административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов;

- ответственность за административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов.

 

Тесты по теме:

МАК №96 закрытое стандартное

 

S: Особым видом государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей правохранительной деятельности является:

+: Таможенная служба

-: Государственная служба в широком смысле слова

-: Таможенная служба в узком смысле слова

 

МАК №97 закрытое стандартное

 

S: Юридически установленный для данного лица объем функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного органа

+: Должность в таможенном органе

-: Статус должностного лица

-: Правовой статус сотрудника таможенного органа

 

 

МАК №98 закрытое стандартное

 

S: Установленные правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности является … сотрудников

+: Обязанности

-: Компетенция

-: Права

 

МАК №99 закрытое стандартное

 

S: Обязанности сотрудников таможенных органов, закрепленные в статье ### Федерального Закона РФ «О службе в таможенных органах РФ»

+: 17

+: семнадцатой

 

МАК №100 закрытое стандартное

 

S: Сотрудники таможенных органов вправе принимать символические подарки, стоимость которых НЕ превышает

-: 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда

-: 10 установленных законом минимальных размеров оплаты труда

+: Не могут принимать

 

МАК №101 закрытое стандартное

 

S: Совокупность юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение сотрудников таможенных органов и его динамику

+: Прохождение службы в таможенных органах

-: Служебная аттестация

-: Перемещение по службе

 

Рекомендуемая литература

 

1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 25 мая 2003 года № 61-ФЗ.

2. Бакаева О.Ю. Таможенное право России: Учебник/ Отв. ред. Н.И. Химичев.- М.: Юристъ, 2003.- 427 с.

4. Габричидзе Б. Н. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов: В 3-х чч.—М.: Дело и сервис, 2002.—528с.

5. Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов.—М.: НОРМА—ИНФРА-М, 2001.—447с.

6. Драганов В.Г. Таможенное право: Учебное пособие/ Под ред. Драганова В.Г., Рассолова М.М..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 639 с.

7. Основы таможенного дела: Учебник для вузов/ Российская таможенная академия ГТК РФ; Под ред. В. Г. Драганова.—М.: Экономика, 1998.—687с. Рекомендован Государственным Таможенным комитетом РФ.

17. Халипов С. В. Таможенное право: Учебник.—М.: Зерцало-М, 2003.—367с.

18. Чекмарева Г. И. Основы таможенного дела: Краткий курс: Учебное пособие.—2-е изд., испр. и доп.—М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2003.—192с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.244 сек.